Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 19:48, курсовая работа
Цель работы - изучить конкурентоспособность продукции ОАО «НПК «Уралвагонзавод», выделить основные проблемы и определить пути их решения. Задачи:
- раскрыть точки зрения на сущность понятия конкуренции, как движущей силы развития хозяйствующих субъектов и конкурентоспособности объектов рыночных отношений,
- проанализировать методы оценки конкурентоспособности продукции организации;
- изучить особенности конкурентного положения продукции ОАО «НПК «Уралвагонзавод», выделить проблемы и определить направления их решения.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы конкуренции и конкурентоспособности 5
1.1. Конкуренция как движущая сила развития хозяйствующих субъектов рынка 5
1.2 Критерии конкурентоспособности 10
1.3 Методы оценки конкурентоспособности 15
Глава 2. Анализ конкурентоспособности продукции ОАО «НПК «Уралвагонзавод» 27
2.1. Характеристика предприятия 27
2.2. Анализ конкурентоспособности дорожно-строительной техники
ОАО «НПК «Уралвагонзавод» 30
Заключение 39
Список использованной литературы 41
Типичный объект оценки
конкурентоспособности
Эксперты действуют от лица общественных организаций, печатных органов, органов исполнительной власти. Они, как известно, представляют интересы третьей стороны, т. е. стороны, зависящей от первой (поставщиков) и второй сторон (продавцов).
Оценка конкурентоспособности может осуществляться на постоянной основе и периодически - на конкурсах, ярмарках и выставках.
В роли экспертов могут
выступать как отдельные
Существуют организации, которые специализируются на экспертизе качества и конкурентоспособности товаров и услуг: российские журналы "Потребитель", "Спрос", привлекающие экспертов; центры по испытаниям потребительских товаров.
Рассматривая
(1)16
Именно соотношением качество/цена широко оперируют потребительские организации в нашей стране и за рубежом, определяя рейтинг товаров, исходя из их конкурентоспособности.
Уровень конкурентоспособности
продукции - это относительная
где Iо - интегральный показатель оцениваемой продукции; Ia - интегральный показатель продукции-аналога. Если К > 1, то оцениваемая продукция превосходит продукцию-аналог.17
В качестве интегрального показателя продукции-аналога может быть выбран базовый образец, являющийся аналогичным изделием оцениваемой продукции по назначению, условиям эксплуатации и по другим характеристикам. Существует несколько методов оценки конкурентоспособности продукции технического назначения, и их теоретическим и методологическим основам посвящено ряд работ отечественных и зарубежных авторов18.
Существующие методы оценки уровня конкурентоспособности продукции классифицируются на дифференциальные, комплексные и смешанные 19.
1) Дифференциальный метод является наиболее упрощенным методом и основан на использовании единичных показателей конкурентоспособности, а комплексный - на применение групповых и интегральных показателей. При смешанном методе используются как единичные, групповые, так и интегральные показатели, обеспечивая наиболее полную оценку уровня конкурентоспособности продукции.
Единичный показатель конкурентоспособности определяется как отношение величины единичного параметра качества к аналогичному параметру базового образца и находится из соотношения20:
где qt - единичный показатель конкурентоспособности по i-му параметру качества изделия; Рi - величина i-го параметра качества оцениваемого изделия;
Рi б - величина i-го параметра качества изделия конкурента или базового образца, способного удовлетворить данную потребность на 100 %.
2) Более полную оценку конкурентоспособности обеспечивает комплексный метод, который учитывает взаимосвязь трех составляющих как единой системы и определяется из выражения [67]:
где JK - интегральный показатель конкурентоспособности продукции;
JН , Jr , J.j - соответственно групповые показатели конкурентоспособности по нормативным, техническим и экономическим параметрам.
Исходя из выражения (8), уровень конкурентоспособности изделия определяется по формуле
где
Jki, JK2 - соответственно интегральные показатели конкурентоспособности рассматриваемого изделия и изделия конкурента или базового образца.
Если K > 1, то рассматриваемое изделие превосходит изделие конкурента, а при K < 1 оно уступает последнему.
Метод предела рентабельности использовался чехословацкими учеными при определении уровня конкурентоспособности изделий производственного назначения на мировом рынке . В основе метода находится отношение достижимой цены анализируемого изделия на рынке (Ц) к расходам на его изготовление и сбыт (СП), которое определяет уровень его рентабельности. Соотношение используемых показателей (Ц / СП) может принимать одно из трех возможных вариантов:
Цg/Сп > 1 означает, что продажа данного изделия на мировом рынке является прибыльной;
Цg/Сп = 1 означает, что нижнюю границу рентабельности исследуемого изделия, ниже которой последует избыточное производство;
Ц g /Сп < 1 означает убыточную продажу изделия на мировом рынке.
Известен метод, когда количественную оценку уровня конкурентоспособности определяют с помощью обобщенной функции желательности вида
F =n √ f1 f2 f3 f4…fn (12)21
где
f1 = 1 / e x√e – значение функции желательности для i-го параметра изделия;
n – количество анализируемых параметров;
e – основание натурального логарифма;
х – приведенное значение исследуемого параметра изделия.
Сравнивая численные значения F1, F2, F3 ... Fn различных изделий, определяем изделие, обладающее в данное время наилучшей совокупностью потребительских свойств. Этому изделию будет соответствовать наибольшее значение обобщенной функции желательности, т.е. будет соблюдаться неравенство F1 > F2, F3 .. .Fn. Численная величина функции желательности f определяется в интервале значений 0.1 и используется в качестве безразмерной шкалы, называемой шкалой желательности. Каждому фактическому значению функции желательности придается конкретный смысл, связанный с уровнем конкурентоспособности рассматриваемого изделия.
Значение функции
С целью обеспечения
возможности использования
Предлагаемый метод позволяет достаточно быстро и наглядно получить количественную оценку уровня конкурентоспособности различных изделий по всей совокупности рассматриваемых параметров. Алгоритм расчета уровня параметра изделия по шкале функции желательности включает следующие этапы:
Известны и другие подходы к оценке конкурентоспособности продукции
а) методика определения полезного эффекта;
б) интегральный показатель конкурентоспособности: с учетом весомости факторов и без учета. По системе 1111 - 5555, без учета весомости факторов, конкурентоспособность товара определяется как сумма баллов по каждому фактору. Эксперт (один или группа) дает оценку фактора от 1 (минимум, наихудшее значение фактора) до 5 (наилучшее значение фактора). Так, товар низкого качества, предлагаемый по высокой цене, имеющий к тому же низкое качество сервиса и высокие эксплуатационные затраты, будет оцениваться в 1 - 2 балла, и его конкурентоспособность может быть, например, 1211. По этой системе минимальное значение конкурентоспособности будет равно 4 (1 + 1 + 1 + 1), максимальное - 20 (5 + 5 + 5 + 5). Оцениваемый товар имеет конкурентоспособность, равную 5 из 20, т.е. в четыре раза отстает от лучших мировых образцов.
В мировой практике наивысшие
баллы имеют некоторые
Конкурентоспособность российских товаров на внутреннем рынке в среднем можно оценить в 12 баллов (3333), т.е. они по всем показателям средние. Для повышения точности оценки предлагается взвешивать важность или весомость каждого фактора конкурентоспособности. Ранее нами были присвоены следующие весомости факторам: качеству товара - 4, его цене - 3, качеству сервиса товара на конкретном рынке - 2 и эксплуатационным затратам по использованию товара - 1 балл. Последний фактор оценен в 1 балл, так как эксплуатационные затраты во многом определяются качеством товара и его сервиса. Чем выше качество, тем ниже эксплуатационные затраты (по конкурентоспособной японской и американской технике эксплуатационные затраты в 3 - 5 раз меньше, чем по аналогичной российской технике).
Сущность экспертной оценки конкурентоспособности товара (услуги) заключается в следующем. Для оценки конкурентоспособности с учетом весомости факторов создается экспертная группа из высококвалифицированных специалистов численностью не менее пяти человек (один из руководителей или главный менеджер, конструктор, маркетолог, технолог, экономист).
При аттестации, сертификации, аудите оценка может быть как внутренней, так и внешней, проводимой независимой аккредитованной организацией.
После формирования экспертной группы выполняется подготовительная работа, включающая издание приказа (распоряжения) об организации оценки конкурентоспособности, знакомство с методикой управления конкурентоспособностью, сбор и обработку исходных данных для оценки. Затем строится система баллов для оценки (рис. 4). Система баллов наглядно показывает, что каждому фактору конкурентоспособности эксперт может присвоить от 1 до 5 баллов. Весомость факторов равна от 4 (качество товара) до 1 (эксплуатационные затраты). Допустим, экспертная группа из пяти человек каждый фактор оценила баллами, приведенными в табл. 5.
Рис. . Система баллов для экспертной оценки конкурентоспособности товара24
Конкурентоспособность товара, определенная экспертным путем по системе баллов, будет равна
(24)
где
Kτ - конкурентоспособность товара (значение колеблется от 2 до 10);
n - количество экспертов;
Бtf - экспертная оценка i- м экспертом j-го фактора конкурентоспособности товара;
α - весомость j-го фактора (от 4 до 1);
5 - максимальная оценка фактора.
Кроме рассмотренных методов оценки конкурентоспособности товаров, можно применять матрицы Нильсена25. Основу метода составляет матрицы оценки коммерческого успеха нового товара. Метод предусматривает:
а) комплексную оценку
конкурентоспособности с
б) градацию уровня коммерческого успеха по трем группам - "ниже среднего", "средние", "выше среднего";
в) характеристику признаков по каждому единичному критерию анализируемого товара для отнесения к одной из групп. Метод в большей мере применим для оценки тактической или фактической конкурентоспособности.
Результаты анализа
методов количественной оценки уровня
конкурентоспособности