Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 19:48, курсовая работа
Цель работы - изучить конкурентоспособность продукции ОАО «НПК «Уралвагонзавод», выделить основные проблемы и определить пути их решения. Задачи:
- раскрыть точки зрения на сущность понятия конкуренции, как движущей силы развития хозяйствующих субъектов и конкурентоспособности объектов рыночных отношений,
- проанализировать методы оценки конкурентоспособности продукции организации;
- изучить особенности конкурентного положения продукции ОАО «НПК «Уралвагонзавод», выделить проблемы и определить направления их решения.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы конкуренции и конкурентоспособности 5
1.1. Конкуренция как движущая сила развития хозяйствующих субъектов рынка 5
1.2 Критерии конкурентоспособности 10
1.3 Методы оценки конкурентоспособности 15
Глава 2. Анализ конкурентоспособности продукции ОАО «НПК «Уралвагонзавод» 27
2.1. Характеристика предприятия 27
2.2. Анализ конкурентоспособности дорожно-строительной техники
ОАО «НПК «Уралвагонзавод» 30
Заключение 39
Список использованной литературы 41
Несмотря на отмеченные недостатки, результаты анализа методов количественной оценки конкурентоспособности позволяют сделать вывод о том, что зависимость (1), основанная на отношении полезного эффекта от использования изделия за нормативный срок его службы к совокупным затратам за полный жизненный цикл, дает возможность получить наиболее объективную и достоверную количественную оценку показателя конкурентоспособности. Это позволяет на основе данной зависимости разработать методику определения конкурентоспособности товара с более высокой точностью.
Глава 2. Анализ
конкурентоспособности
2.1. Характеристика предприятия
ОАО «НПК «Уралвагонзавод» один из крупнейших машиностроительных комплексов России и Европы, имеющий самое современное и уникальное оборудование, обеспечивающее весь производственный цикл от получения литых и штампованных заготовок до сборки и комплексных испытаний готовой продукции.
Рис. Доля ОАО «НПК «Уралвагонзавод» в производстве ж/д вагонов в СНГ []26
Укомплектованное
Уралвагонзавод - крупнейшее предприятие отрасли, более 80% производства приходится на долю гражданской продукции, 18% — спецтехника. За 9 месяцев 2010 г. ОАО «НПК «УВЗ» выпустило товарной продукции на 39,8 млрд.руб., себестоимость составила 28,6 млрд. руб. Выручка составила 35,8 млрд.руб. Прибыль от продаж составила 6,146 млрд.руб. Рентабельность товарного выпуска 21,4%. Рентабельность продаж - 17,1%. Чистая прибыль - 2,67 млрд.руб. За 9 месяцев 2010 г. выпущено полувагонов модели 12-132 8946 штук. Рентабельность вагоносборочного производства составила 11%. За этот же период выпущено 3806 шт. цистерн. Рентабельность - 8,7%.27
В состав ОАО «НПК «Уралвагонзавод»
входят такие производства как вагоносборочное,
механосборочное и
Рис. Место вагоносборочного производства в структуре ОАО «НПК «Уралвагонзавод»
Структура ОАО «НПК «Уралвагонзавод» является дивизиональной холдинговой структурой. Ее основу составляет следующая цепочка: корпорация - предприятие - производство - цех - участок (служба, отдел).
Продукция предприятия
1) Железнодорожная продукция
Полувагон производства «Уралвагонзавод»
2) Продукция военного назначения. Предприятие «Уралвагонзавод» способно производить 1,5 тысячи танков в год.
3) Другое
К концу 2009 г. «Уралвагонзавод» полностью сформировал пакет заказов на 2010—2012 годы. Кроме «РЖД» заказчиком стала, в частности, «Транснефть», вместе с которой «Уралвагонзавод» основал совместное предприятие «Востокнефтетрансзадача», занимающееся перевозкой нефтепродуктов от нефтеналивного терминала в Сковородино до сливной эстакады спецморнефтепорта «Козьмино». Для этого предприятия «Уралвагонзавод» должен поставить 8,5 тыс. цистерн.
2010 год стал подъемным для рынка грузовых вагонов, что повлекло за собой восстановление объемов производства предприятиями вагоностроительной отрасли. Общий объем реализации всеми предприятиями стран СНГ составил 90,633 тыс. ед., что на 58 % превысило итоги 2009 года.
2.2. Анализ конкурентоспособности
дорожно-строительной техники
В рамках конверсии специалистами
объединения разработана и
Рассмотрим рыночную ситуацию для одного из продуктов предприятия - погрузчик универсальный малогабаритный ПУМ-500У.
В современный модельный ряд погрузчиков (показанный на рисунке ), выпускаемых предприятием необходимо включены малогабаритный универсальные погрузчики, имеющие следующую грузоподъемность:
В России малогабаритные погрузчики с бортовым поворотом применяются для выполнения малых объемов работ в коммунальном хозяйстве, а так же при погрузочно-разгрузочных работах. Зарубежными предприятиями погрузчики используются в строительстве гражданских и жилых зданий, содержания улиц и городских дорог, садово-парковом, лесном и сельском хозяйстве, а так же при проведении поисково-спасательных операций.
Рис. Модификации погрузчиков производства ОАО «НПК «Уралвагонзавод»*
Целевой рынок сбыта
малогабаритного погрузчика с бортовым
поворотом ПМК-6,02 – это рынок
дорожно-строительной техники, основными
потребителями на котором являются
строительные компании и организации,
предприятия жилищно-коммунальн
Рис. Структура рынков сбыта дорожно-строительной техники
В течение последних трех лет динамика ВВП в перспективных для реализации ДСТ отраслях выглядела следующим образом (рис. 14):
Рис. Динамика ВВП в 2007-2009 гг. по видам экономической деятельности в текущих ценах, млрд.руб.
Среднегодовой темп роста
рынков вышеуказанной техники
в 2006-2008 гг. составлял от 20% до 30%. Из них
особенно интенсивно развивались продажи гусеничных и колесных
экскаваторов, колесных погрузчиков, экскаваторов-погрузчиков,
телескопических погрузчиков, дорожных
катков.
Рис. Лидеры продаж по итогам 2008 года (доля на рынке малогабаритных погрузчиков, в % от суммарного объема продаж)
В 2008 году ситуация на предприятиях
отрасли существенно
В 2009-2010 гг. объемы российского производства строительной техники упали до критически низкого уровня (до 80%). Наибольший спад наблюдается среди таких видов машин как экскаваторы и башенные краны.
В 2011 году рост рынка дорожно-строительной техники соответственно и гусеничных экскаваторов, так же как и в 2009 году зависит от разработанных Правительством Российской Федерации мер поддержки отечественных машиностроителей, на реализацию которых было выделено порядка 30 млрд. рублей.
В 2010 году рост рынка дорожно-строительной техники соответственно и гусеничных экскаваторов, так же как и в 2009 году зависит от разработанных Правительством Российской Федерации мер поддержки отечественных машиностроителей, на реализацию которых было выделено порядка 30 млрд. рублей. ОАО «НПК «Уралвагонзавод» действует на рынке плотной конкуренции.
На протяжении ряда лет основными конкурентами Уралвагонзавода в производстве малогабаритных погрузчиков с бортовым поворотом являются Концерн «Тракторные заводы» (Россия), Bobcat (США), Case New Holland (Великобритания), доли которых представлены в диаграмме на рис. .
Рис. Структура российского рынка малогабаритных погрузчиков с бортовым поворотом по основным производителям в 2007-2009 гг.
Для установления необходимого уровня цен на погрузчики ПУМ необходимо привести в соответствие параметры качества и ценности погрузчика, как это осуществляют конкуренты в своей ценовой политике. В таблице приведены данные по погрузчикам ПУМ-500 и ПУМ-500У.
В связи с тем, что на технику отечественного производства распространяются правительственные программы, доля импорта в 2009-2010 гг. значительно сократилась.
Таблица
Действия иностранных конкурентов на рынке дорожно-строительной техники
ОАО «НПК «Уралвагонзавод» |
Иностранные конкуренты | |
Скидки |
+ |
+ |
Улучшение качества и оперативности сервисных услуг: - создание центральных складов, магазинов - увеличение количества навесного оборудования |
+
+ |
+
+ |
Однако импортные компании тоже осуществляют антикризисные предложения – это скидки на технику до 15 %; улучшены качество и оперативность сервиса, а именно созданы центральные склады магазины, что позволяет производить быструю доставку запасных частей в любую точку России. А так же увеличением количества навесного оборудования, для выполнения работ различного назначения.
По оценкам экспертов рост потребления (до 10%) дорожно-строительной ожидается не ранее второго полугодия 2010 года, в первую очередь, со стороны инфраструктурного строительства, как на федеральном, так и на региональном уровне.
Наличие в номенклатуре дорожно-строительной техники корпорации современных, конкурентоспособных изделий, а так же качественной и организованной работы сети дилеров позволит успешно участвовать в различных федеральных и региональных программах по закупкам дорожно-строительной и коммунальной техники, работе с крупными корпоративными клиентами (гос. корпорации) и единичными потребителями.
При достижении приемлемых параметров себестоимости и, как следствие, цены реализации, высокого качества и комплексного сервисного обслуживания можно прогнозировать успешный выход этой разработки на рынки сбыта.
В таблице представлены сравнительные характеристики погрузчиков-аналогов (таблица 12).
Таблица
Сравнительные технико-эксплуатационные параметры малогабаритных погрузчиков с бортовым поворотом
Показатели |
ОАО «УКБТМ» |
Bobcat |
Case |
Mustang |
Наименование модели |
ПМК-6-02 |
S130 |
410 |
2041 |
Тип движителя |
кол. |
кол. |
кол. |
кол. |
Грузоподъемность, кг |
600 |
600 |
681 |
612 |
Масса эксплуатационная, кг |
2 760 |
2 263 |
2 490 |
2 090 |
Скорость передвижения, км/ч |
11 |
11,8 |
11 |
10,3 |
Мощность двигателя, кВт |
36 |
37 |
38 |
34 |
Наибольшая высота выгрузки, мм |
2 150 |
2 771 |
2 290 |
2 795 |
Стоимость с НДС, тыс.руб. |
750 |
1 180 |
890 |
945 |