Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 21:32, дипломная работа
Целью дипломной работы является разработка и обоснование плана прибыли ОАО «Молочные продукты», в условиях рынка.
Для достижения цели дипломной работы поставлены следующие задачи исследования:
-изучить роль и значение планирования прибыли промышленной организации в условиях конкуренции;
- рассмотреть методы анализа и планирование прибыли и рентабельности;
дать краткую организационно-экономическую характеристику ОАО «Мо-лочные продукты»;
-дать оценку выполнения плана, динамики и источников формирования прибыли ОАО «Молочные продукты»;
-исследовать факторы, влияющие на прибыль и рентабельность ОАО «Молочные продукты»;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
1. РОЛЬ И ЗНАЧЕИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ КОНКУРЕНЦИИ. …………………
1.1 Источники формирования и показатели прибыли промышленных организаций………………………………………………………………………
1.2 Методы анализа и планирования прибыли организации в рыночных условиях хозяйствования……………………………………………………
2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ НА ОАО «МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ»…………………………………………
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Молочные продукты»………………………………………………………………………
2.2 Анализ выполнения плана, динамики и источников формирования прибыли ОАО «Молочные продукты»………………………………………
2.3 Факторный анализ прибыли и рентабельности деятельности организации …………………………………………………………………..................
3. РАЗРАБОТКА И ОБОСНОВАНИЕ ПЛАНА ПРИБЫЛИ ОАО «МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ»………………………………………………………
3.1 Планирование условий безубыточной работы ОАО «Молочные продукты» на основе расчета операционного левериджа (рычага) ……………
3.2 Планирование прибыли для ОАО «Молочные продукты» при помощи системы “директ-костинг”…………………………………………………......
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………
Теории монопольной прибыли. Эти теории утверждают, что прибыль может быть результатом конкурентных преимуществ организации. Согласно им, экономическая прибыль обязана своим существованием несовершенству рынка, слабой конкуренции и способности организаций удерживать монопольные преимущества, с позиций которых они эксплуатируют покупателей.
Реальная конкуренция не всегда настолько сильна, чтобы не допустить появления монопольных преимуществ. Например, необычайно удачное размещение станций техобслуживания, ресторанов и подобных заведений дает явные преимущества над не столь удачливыми конкурентами. Преимущественная позиция, позволяющая реализовать монопольную прибыль, объясняет, как и почему некоторые фирмы имеют сверхнормативный уровень прибыльности.
Технологические и инновационные теории прибыли. Общая черта третьей группы теорий прибыли состоит в том, что прибыльность сверх среднего уровня объясняется влиянием технологий и нововведений.
Новые методы производства продукции повышают прибыль за счет снижения издержек или путем нейтрализации факторов, повышающих издержки. Новые и улучшенные товары повышают прибыль путем генерирования благоприятных изменений спроса и цен. Новые методы управления и финансирования содействуют росту прибыли посредством оперативной экономии. Взятые вместе, различные формы инноваций превращаются в самое сильное средство, которое используется организациями для получения стабильной экономической прибыли.
Однако по мере распространения инноваций инновационные организации постепенно теряют свои первоначальные преимущества, усиливается давление конкуренции, в ответ на увеличение предложения падают цены и прибыль возвращается в нормальное русло. Поэтому если организация желает продолжить получать прибыль от инновационной деятельности, оно должно быть способно на смену старым инновациям, прибыльность которых падает, непрерывно предлагать что-то новое, что-то лучшее и что-то совершенно иное.
Различие между рассмотренными группами теорий прибыли позволяет сделать вывод, что на практике прибыль возникает в результате воздействия различных факторов, набор которых варьируется от организации к организации и изменяется во времени. Прибыль возникает из разницы занимаемых организациями на рынках позиций и конкурентного превосходства одного организации над другим. Поскольку рыночные и конкурентные преимущества организаций разнообразны, ни одна теория не может адекватно объяснить прибыль сверх среднего уровня. Различные теории не противоречат друг другу.
Например, прибыль, полученная инновационным организациям, частично объясняется монополией, которую дает инновационное превосходство. В то же время, прибыль от инновационной деятельности может частично рассматриваться как компенсация за риск, поскольку организация не может знать наперед, будет ли инновации сопутствовать рыночный успех и будет ли получена хорошая прибыль.
Маржинальная прибыль, в последние годы часто используется показатель маржинальная прибыль. Как видно на рис. 1 маржинальная прибыль представляет собой постоянные затраты плюс прибыль в обычном понимании.
Рис. 1 Взаимосвязь показателей объема производства, расходов и прибыли
(TVC — общие переменные издержки;
ТFС — постоянные издержки;
МР — маржинальная прибыль)
Представители классической школы близко подошли к раскрытию сущности капиталистической прибыли и ее источника. Так А. Смит впервые выделил промышленную прибыль как самостоятельную категорию, показав, что она представляет собой определенный вид дохода, отличный как от земельной ренты, так и от заработанной платы. Он указывал, что при господстве наемного труда (т.е. в условиях капитализма) реализованная меновая стоимость не остается полностью у производителя товара, как это было при простом товарном производстве, а делится на заработанную, прибыль и ренту. Смит писал: “Стоимость которую рабочие прибавляют к стоимости материалов, распадается сама на две части, из которых одна идет на оплату их заработанной платы, а другая – на оплату прибыли их предпринимателя”.
Дальнейшее развитие научного определения прибыли получило в трудах Д. Рикардо. Он отверг положение А. Смита, будто стоимость определяется трудом только в первобытном состоянии общества, и доказал, что стоимость товаров, единственным источником которой является труд рабочих, лежит в основе доходов различных классов буржуазного общества - заработной платы, прибыли, процента и ренты. Определение понятия прибыли, выведенное, Риккардо заключается в том, что прибыль капиталиста есть неоплаченный труд его рабочих, это часть созданной рабочими стоимости товара, которая остается после вычета заработной платы.
В трактовке прибыли, характерной для вульгарной буржуазной политэкономии, можно выделить в качестве основного направления теорию факторов производства. Наиболее видным ее представителем был французский экономист Жан Батист Сэй (1767-1832). Сэй утверждал, будто такой категории, как прибыль, вообще не существует, а имеется лишь предпринимательский доход, который включает в себя заработанную плату капиталиста (как руководителя организации) за его труд и процент в качестве вознаграждения за услуги капитала. Земельную ренту Сэй также рассматривал по аналогии с прибылью и объявлял ее вознаграждением собственников земли за их предприимчивость и старания, т. с. своего рода заработанной платой.
Согласно К. Марксу, прибыль есть прибавочная стоимость, взятая в сопоставлении со всем вложенным в производство капиталом и внешне выступающая как порождение этого капитала. Будучи созданной трудом наемных рабочих в процессе капиталистического производства она является источником доходов всех эксплуататорских классов буржуазного общества (промышленных, торговых и ссудных капиталистов, а также земельных собственников). Прибыль представляет конкретную форму, в которой прибавочная стоимость непосредственно проявляется на поверхности капиталистической общества. Эта форма проявления прибыли искажает действительную суть, маскируя механизм эксплуатации данного общества.
С развитием рыночных отношений повышается ответственность и самостоятельность организаций в выработке и принятии управленческих решений по обеспечению эффективной их работы. Все результаты производственной, коммерческой, финансовой и других видов хозяйственной деятельности зависят от разнообразных факторов, находящихся в разной степени связи между собой и итоговыми показателями. Невозможно обеспечить эффективность управления организациям без комплексного анализа его хозяйственной деятельности, отвечающего современным требованиям развития рыночной экономики.
Конечным финансовым результатом хозяйственной деятельности организации является прибыль, которая создается прибавочным трудом и представляет собой реализованную часть чистого дохода. Анализ прибыли является неотъемлемой частью анализа деятельности организации и имеет большое значение, она (прибыль) зависит от качества работы организации и повышает экономическую заинтересованность работников в эффективном использовании ресурсов. Далее прибыль является основным и самым значимым источником производственного роста организации. И наконец, из прибыли формируется бюджет государства. Таким образом, в увеличении суммы прибыли заинтересованы как организации, так и государство.
Вместе с тем несовпадение приемов учета затрат, относимых на себестоимость, в Республике Беларусь и на Западе, определение финансовых результатов и ряд других различий требуют изучения проблемы. Рыночные условия вынуждают организации идти по пути увеличения прибыли как основного показателя эффективности хозяйственной деятельности.
Прибыль как показатель оценки деятельности организаций представляет собой разницу между себестоимостью продукции и оптовой ценой, по которой эта продукция реализуется. В ней фиксируются не только результаты производства, но и реализации продукции, в стоимостной форме отражаются основные количественные и качественные стороны деятельности подразделения (объем производства, себестоимость, расширение ассортимента, внедрение достижений научно-технического прогресса, лучшее использование производственных фондов и т.д.). Прибыль выступает конечным результатом, итогом всей производственной деятельности организаций.
Как экономическая категория прибыль организации отражает чистый доход созданный в сфере материального производства. На уровне организации чистый доход принимает форму прибыли.
Прибыль как экономическая категория выполняет определенные функции.
Прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности организации. Наличие прибыли на организации означает, что его доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью.
Прибыль обладает стимулирующей функцией, одновременно являясь финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов организации. Доля чистой прибыли, оставшаяся в распоряжении организации после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития организации, материального поощрения работников.
Прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней.
Для большинства организаций основной источник прибыли связан с его производственной и предпринимательской деятельностью. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения адаптировать развитие производства к постоянно меняющейся конъюнктуре. Величина прибыли зависит от правильности выбора производственного профиля организации по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным или высоким спросом); от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставки, обслуживание покупателей, послепродажное обслуживание и т.д.); от объемов производства (чем больше объем производства, тем больше масса прибыли); от снижения издержек производства.
Кроме производственной и предпринимательской деятельности источником образования прибыли организации может быть его монопольное положение по выпуску той или иной продукции или уникальности продукта. Этот источник поддерживается за счет постоянного совершенствования технологии, обновления выпускаемой продукции, обеспечения ее конкурентоспособности.
На изменение прибыли влияют две группы факторов: внешние и внутренние. К внешним факторам относятся природные условия; транспортные условия; социально-экономические условия; уровень развития внешнеэкономических связей; цены на производственные ресурсы и др.
Внутренними факторами изменения прибыли могут быть основные факторы (объем продаж, себестоимость продукции, структура продукции и затрат, цена продукции); не основные факторы, связанные с нарушением хозяйственной дисциплины (неправильное установление цен, нарушения условий труда и качества продукции, ведущие к штрафам и экономическим санкциям и др.).
При выборе путей увеличения прибыли ориентируются в основном на внутренние факторы, влияющие на величину прибыли. Увеличение прибыли организации может быть достигнуто за счет увеличения выпуска продукции; улучшения качества продукции; продажи излишнего оборудования и другого имущества или сдачи его в аренду; снижения себестоимости продукции за счет более рационального использования материальных ресурсов, производственных мощностей и площадей, рабочей силы и рабочего времени; диверсификации производства; расширения рынка продаж и т.д.
Прибыль - это денежное выражение накоплений, создаваемых организациими любой формы собственности. Как экономическая категория она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности организаций. Прибыль является показателем, который наиболее полно отражает эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем, прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства.
Прибыль - один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности организаций, она приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов.
Многоаспектное значение прибыли усиливается с переходом на рыночные принципы хозяйствования. Дело в том, что акционерное, арендное, частное или другой формы предпринимательства организация, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений.
Прибыль как конечный финансовый результат деятельности организации представляет собой разницу между суммой доходов и затратами на производство и продажу продукции с учетом убытков от различных хозяйственных операций. Таким образом, прибыль формируется в результате взаимодействия многих компонентов, как с положительными, так и отрицательными знаками.
Ведущая роль прибыли в качестве финансового показателя предпринимательской деятельности вместе с тем не означает его уникальности и универсальности. Анализ показывает, что в отдельных хозяйствующих субъектах преобладает стремление извлечь высокую прибыль в целях увеличения фонда оплаты труда в ущерб производственному и социальному развитию коллектива. Более того, выявлены факты получения "незаработанной" прибыли, то есть образующейся не в результате эффективной хозяйственной деятельности, а путем изменения, например, структуры, выпускаемой продукции отнюдь не в интересах потребителей. Вместо производства низко рентабельной, но имеющей большой спрос продукции организации увеличивают производство более выгодной для себя и более дорогой высокорентабельной продукции.
Тем не менее, постоянный рост объема производства в экономике способствует улучшению экономических показателей деятельности организаций, а следовательно, позитивным изменениям в динамике прибыли.
Сущность прибыли наиболее полно проявляется в ее функциях: учетной, стимулирующей и распределительной. В отечественной литературе нет единого мнения по вопросу о функциях прибыли: в разных источниках насчитывается от двух до шести функций. Большинство экономистов выделяют три функции, наиболее соответствующие природе прибыли. Выделим основные функции прибыли, представив их на рисунке 2.
Информация о работе Обоснование плана прибыли промышленной организации в условиях конкуренции