Обоснование плана прибыли промышленной организации в условиях конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 21:32, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является разработка и обоснование плана прибыли ОАО «Молочные продукты», в условиях рынка.
Для достижения цели дипломной работы поставлены следующие задачи исследования:
-изучить роль и значение планирования прибыли промышленной организации в условиях конкуренции;
- рассмотреть методы анализа и планирование прибыли и рентабельности;
дать краткую организационно-экономическую характеристику ОАО «Мо-лочные продукты»;
-дать оценку выполнения плана, динамики и источников формирования прибыли ОАО «Молочные продукты»;
-исследовать факторы, влияющие на прибыль и рентабельность ОАО «Молочные продукты»;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
1. РОЛЬ И ЗНАЧЕИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ КОНКУРЕНЦИИ. …………………
1.1 Источники формирования и показатели прибыли промышленных организаций………………………………………………………………………
1.2 Методы анализа и планирования прибыли организации в рыночных условиях хозяйствования……………………………………………………
2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ НА ОАО «МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ»…………………………………………
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Молочные продукты»………………………………………………………………………
2.2 Анализ выполнения плана, динамики и источников формирования прибыли ОАО «Молочные продукты»………………………………………
2.3 Факторный анализ прибыли и рентабельности деятельности организации …………………………………………………………………..................
3. РАЗРАБОТКА И ОБОСНОВАНИЕ ПЛАНА ПРИБЫЛИ ОАО «МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ»………………………………………………………
3.1 Планирование условий безубыточной работы ОАО «Молочные продукты» на основе расчета операционного левериджа (рычага) ……………
3.2 Планирование прибыли для ОАО «Молочные продукты» при помощи системы “директ-костинг”…………………………………………………......
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ МП.doc

— 989.00 Кб (Скачать файл)

Теории монопольной прибыли. Эти теории утверждают, что прибыль может быть результатом конкурентных преимуществ организации. Согласно им, экономическая прибыль обязана сво­им существованием несовершенству рынка, слабой конкуренции и способности организаций удерживать монопольные преиму­щества, с позиций которых они эксплуатируют покупателей.

Реальная конкуренция не всегда настолько сильна, чтобы не допустить появления монопольных преимуществ. Напри­мер, необычайно удачное размещение станций техобслужива­ния, ресторанов и подобных заведений дает явные преимуще­ства над не столь удачливыми конкурентами. Преимуществен­ная позиция, позволяющая реализовать монопольную прибыль, объясняет, как и почему некоторые фирмы имеют сверхнормативный уровень прибыльности.

Технологические и инновационные теории прибыли. Об­щая черта третьей группы теорий прибыли состоит в том, что прибыльность сверх среднего уровня объясняется влиянием технологий и нововведений.

Новые методы производства продукции повышают при­быль за счет снижения издержек или путем нейтрализации факторов, повышающих издержки. Новые и улучшенные то­вары повышают прибыль путем генерирования благоприят­ных изменений спроса и цен. Новые методы управления и фи­нансирования содействуют росту прибыли посредством опе­ративной экономии. Взятые вместе, различные формы инноваций превращаются в самое сильное средство, которое используется организациями для получения стабильной эко­номической прибыли.

Однако по мере распространения инноваций инновацион­ные организации постепенно теряют свои первоначальные преимущества, усиливается давление конкуренции, в ответ на увеличение предложения падают цены и прибыль возвращает­ся в нормальное русло. Поэтому если организация желает про­должить получать прибыль от инновационной деятельности, оно должно быть способно на смену старым инновациям, при­быльность которых падает, непрерывно предлагать что-то но­вое, что-то лучшее и что-то совершенно иное.

Различие между рассмотренными группами теорий прибы­ли позволяет сделать вывод, что на практике прибыль возника­ет в результате воздействия различных факторов, набор кото­рых варьируется от организации к организации и изменяется во времени. Прибыль возникает из разницы занимаемых организациями на рынках позиций и конкурентного превосход­ства одного организации над другим. Поскольку рыночные и конкурентные преимущества организаций разнообразны, ни одна теория не может адекватно объяснить прибыль сверх сред­него уровня. Различные теории не противоречат друг другу.

Например, прибыль, полученная инновационным организациям, частично объясняется монополией, которую дает инно­вационное превосходство. В то же время, прибыль от иннова­ционной деятельности может частично рассматриваться как компенсация за риск, поскольку организация не может знать наперед, будет ли инновации сопутствовать рыночный успех и будет ли получена хорошая прибыль.

Маржинальная прибыль, в последние годы часто использу­ется показатель маржинальная прибыль. Как видно на рис. 1 маржинальная прибыль представляет собой постоянные затраты плюс прибыль в обычном понимании.

 

Рис. 1 Взаимосвязь показателей объема производства, расходов и прибыли

(TVC — общие переменные издержки;

ТFС — постоянные издержки;

МР — маржинальная прибыль)

 

Представители классической школы близко подошли к рас­крытию сущности капиталистической прибыли и ее источника. Так А. Смит впервые выделил промышленную прибыль как самостоятельную категорию, показав, что она представляет собой определенный вид дохода, отличный как от земельной ренты, так и от заработанной платы. Он указывал, что при господстве наемного труда (т.е. в условиях капитализма) реализованная меновая стоимость не остается полностью  у производителя товара, как это было при простом товарном производстве, а делится на заработанную, прибыль и ренту. Смит писал: “Стоимость которую рабочие прибавляют к стоимости материалов, распадается сама на две части, из которых одна идет на оплату их заработанной платы, а другая – на оплату прибыли их предпринимателя”.

Дальнейшее развитие научного определения прибыли получило в трудах Д. Рикардо. Он отверг положение А. Смита, будто стоимость оп­ределяется трудом только в первобытном со­стоянии общества, и доказал, что стоимость товаров, единственным источником которой является труд рабочих, лежит в основе доходов различных классов буржуазного общества - заработной платы, прибыли, процента и ренты. Определение понятия прибыли, выведенное, Риккардо заключается в том, что прибыль капиталиста есть неоплаченный труд его рабочих, это часть созданной рабочими стоимости товара, которая остается после вычета заработной платы.

В трактовке прибыли, характерной для вульгарной буржуазной политэкономии, можно выделить в качестве основного направления теорию факторов производства. Наиболее вид­ным ее представителем был французский эко­номист Жан Батист Сэй (1767-1832). Сэй утверждал, будто та­кой категории, как прибыль, вообще не суще­ствует, а имеется лишь предпринимательский доход, который включает в себя заработанную плату капиталиста (как руководителя организации) за его труд и процент в качестве возна­граждения за услуги капитала. Земельную ренту Сэй также рассматривал по аналогии с прибылью и объявлял ее вознаграждением собственников земли за их предприимчивость и старания, т. с. своего рода заработанной платой.

Согласно К. Марксу, прибыль есть прибавочная стоимость, взятая в сопостав­лении со всем вложенным в производство ка­питалом и внешне выступающая как порожде­ние этого капитала. Будучи созданной трудом наемных рабочих в процессе капиталистического производства она является источником доходов всех эксплуататорских классов буржу­азного общества (промышленных, торговых и ссудных капиталистов, а также земельных соб­ственников). Прибыль представляет конкрет­ную форму, в которой прибавочная стоимость непосредственно проявляется на поверхности капиталистической общества. Эта форма про­явления прибыли искажает действительную суть, маскируя механизм эксплуатации данного общества.

С развитием рыночных отношений повышается ответствен­ность и самостоятельность организаций в выработке и принятии управленческих решений по обеспечению эффективной их работы. Все результаты производственной, коммерческой, финансовой и других видов хозяйственной деятельности зависят от разнообраз­ных факторов, находящихся в разной степени связи между собой и итоговыми показателями. Невозможно обеспечить эффективность управления организациям без комплексного анализа его хозяйс­твенной деятельности, отвечающего современным требованиям развития рыночной экономики.

Конечным финансовым результатом хозяйственной деятель­ности организации является прибыль, которая создается приба­вочным трудом и представляет собой реализованную часть чистого дохода. Анализ прибыли является неотъемлемой частью анализа деятельности организации и имеет большое значение, она (при­быль) зависит от качества работы организации и повышает эконо­мическую заинтересованность работников в эффективном исполь­зовании ресурсов. Далее прибыль является основным и самым зна­чимым источником производственного роста организации. И на­конец, из прибыли формируется бюджет государства. Таким образом, в увеличении суммы прибыли заинтересованы как организации, так и государство.

Вместе с тем несовпадение приемов учета затрат, относимых на себестоимость, в Республике Беларусь и на Западе, определение финансовых результатов и ряд других различий требуют изучения проблемы. Рыночные условия вынуждают организации идти по пути увеличения прибыли как основного показателя эффективнос­ти хозяйственной деятельности.

Прибыль как показатель оценки деятельности организаций представляет собой разницу между себестоимостью продукции и оптовой ценой, по которой эта продукция реализуется. В ней фик­сируются не только результаты производства, но и реализации продукции, в стоимостной форме отражаются основные количест­венные и качественные стороны деятельности подразделения (объем производства, себестоимость, расширение ассортимента, внедрение достижений научно-технического прогресса, лучшее использование производственных фондов и т.д.). Прибыль высту­пает конечным результатом, итогом всей производственной де­ятельности организаций.

Как экономическая категория прибыль организации отражает чистый доход созданный в сфере материального производства. На уровне организации чистый доход принимает форму прибыли.

Прибыль как экономическая категория выполняет определенные функции.

Прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности организации. Наличие прибыли на организации означает, что его доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью.

Прибыль обладает стимулирующей функцией, одновременно являясь финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов организации. Доля чистой прибыли, оставшаяся в распоряжении организации после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития организации, материального поощрения работников.

Прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней.

Для большинства организаций основной источник прибыли связан с его производственной и предпринимательской деятельностью. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения адаптировать развитие производства к постоянно меняющейся конъюнктуре. Величина прибыли зависит от правильности выбора производственного профиля организации по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным или высоким спросом); от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставки, обслуживание покупателей, послепродажное обслуживание и т.д.); от объемов производства (чем больше объем производства, тем больше масса прибыли); от снижения издержек производства.

Кроме производственной и предпринимательской деятельности источником образования прибыли организации может быть его монопольное положение по выпуску той или иной продукции или уникальности продукта. Этот источник поддерживается за счет постоянного совершенствования технологии, обновления выпускаемой продукции, обеспечения ее конкурентоспособности.

На изменение прибыли влияют две группы факторов: внешние и внутренние. К внешним факторам относятся природные условия; транспортные условия; социально-экономические условия; уровень развития внешнеэкономических связей; цены на производственные ресурсы и др.

Внутренними факторами изменения прибыли могут быть основные факторы (объем продаж, себестоимость продукции, структура продукции и затрат, цена продукции); не основные факторы, связанные с нарушением хозяйственной дисциплины (неправильное установление цен, нарушения условий труда и качества продукции, ведущие к штрафам и экономическим санкциям и др.).

При выборе путей увеличения прибыли ориентируются в основном на внутренние факторы, влияющие на величину прибыли. Увеличение прибыли организации может быть достигнуто за счет увеличения выпуска продукции; улучшения качества продукции; продажи излишнего оборудования и другого имущества или сдачи его в аренду; снижения себестоимости продукции за счет более рационального использования материальных ресурсов, производственных мощностей и площадей, рабочей силы и рабочего времени; диверсификации производства; расширения рынка продаж и т.д.

Прибыль - это денежное выражение накоплений, создаваемых организациими любой формы собственности. Как экономическая категория она ха­рактеризует финансовый результат предпринимательской деятельности организаций. Прибыль является показателем, который наиболее полно отра­жает эффективность производства, объем и качество произведенной продук­ции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем, прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммер­ческого расчета, интенсификацию производства.

Прибыль - один из основных финансовых показателей плана и оценки хо­зяйственной деятельности организаций, она приобретает все большее значе­ние в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворитель­ных фондов.

Многоаспектное значение прибыли усиливается с переходом на рыночные принципы хозяйствования. Дело в том, что акционерное, арендное, частное или другой формы предпринимательства организация, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений.

Прибыль как конечный финансовый результат деятельности организации представляет собой разницу между суммой доходов и затратами на производство и продажу продукции с учетом убытков от различных хозяйственных операций. Таким образом, прибыль формируется в результате взаимо­действия многих компонентов, как с положительными, так и отрицательны­ми знаками.

Ведущая роль прибыли в качестве финансового показателя предпринимательской деятельности вместе с тем не означает его уникальности и универ­сальности. Анализ показывает, что в отдельных хозяйствующих субъектах преобладает стремление извлечь высокую прибыль в целях увеличения фон­да оплаты труда в ущерб производственному и социальному развитию кол­лектива. Более того, выявлены факты получения "незаработанной" прибыли, то есть образующейся не в результате эффективной хозяйственной деятель­ности, а путем изменения, например, структуры, выпускаемой продукции от­нюдь не в интересах потребителей. Вместо производства низко рентабель­ной, но имеющей большой спрос продукции организации увеличивают про­изводство более выгодной для себя и более дорогой высокорентабельной продукции.

Тем не менее, постоянный рост объема производства в экономике способ­ствует улучшению экономических показателей деятельности организаций, а следовательно, позитивным изменениям в динамике прибыли.

Сущность прибыли наиболее полно проявляется в ее функциях: учетной, стимулирующей и распределительной. В отечественной литературе нет единого мнения по вопросу о функциях прибыли: в разных источниках на­считывается от двух до шести функций. Большинство эко­номистов выделяют три функции, наиболее соответствую­щие природе прибыли. Выделим основные функции прибыли, представив их на рисунке 2.

Информация о работе Обоснование плана прибыли промышленной организации в условиях конкуренции