Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 21:32, дипломная работа
Целью дипломной работы является разработка и обоснование плана прибыли ОАО «Молочные продукты», в условиях рынка.
Для достижения цели дипломной работы поставлены следующие задачи исследования:
-изучить роль и значение планирования прибыли промышленной организации в условиях конкуренции;
- рассмотреть методы анализа и планирование прибыли и рентабельности;
дать краткую организационно-экономическую характеристику ОАО «Мо-лочные продукты»;
-дать оценку выполнения плана, динамики и источников формирования прибыли ОАО «Молочные продукты»;
-исследовать факторы, влияющие на прибыль и рентабельность ОАО «Молочные продукты»;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
1. РОЛЬ И ЗНАЧЕИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ КОНКУРЕНЦИИ. …………………
1.1 Источники формирования и показатели прибыли промышленных организаций………………………………………………………………………
1.2 Методы анализа и планирования прибыли организации в рыночных условиях хозяйствования……………………………………………………
2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ НА ОАО «МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ»…………………………………………
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Молочные продукты»………………………………………………………………………
2.2 Анализ выполнения плана, динамики и источников формирования прибыли ОАО «Молочные продукты»………………………………………
2.3 Факторный анализ прибыли и рентабельности деятельности организации …………………………………………………………………..................
3. РАЗРАБОТКА И ОБОСНОВАНИЕ ПЛАНА ПРИБЫЛИ ОАО «МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ»………………………………………………………
3.1 Планирование условий безубыточной работы ОАО «Молочные продукты» на основе расчета операционного левериджа (рычага) ……………
3.2 Планирование прибыли для ОАО «Молочные продукты» при помощи системы “директ-костинг”…………………………………………………......
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………
Рис. 2 Функции прибыли
Суть учетной функции состоит в том, что прибыль является важнейшим критерием эффективности предпринимательской деятельности организации.
Стимулирующая функция прибыли проявляется в том, что она (прибыль) является мощным генератором экономики. Именно стремление к увеличению прибыли лежит в основе большинства нововведений.
Суть распределительной функции прибыли состоит в том, что она служит источником накопления и развития производства, источником материального поощрения работников.
Как результативный показатель она характеризует эффективность использования имеющихся ресурсов, успех (неуспех) в бизнесе, рост (снижение) объёмов деятельности.
Как количественный показатель прибыль представляет собой разницу между ценой и стоимостью товара, между объёмом продаж и себестоимостью (в сфере обращения - между валовыми доходами и издержками обращения). Прибыль, являясь конечным результатом деятельности организации, создаёт условия для его расширения, развития, самофинансирования и повышения конкурентоспособности [37, с. 233].
По мере развития экономической теории определение понятия "прибыль" постоянно уточнялось от самого простого определения - как доход, полученный от производства и реализации любого товара, до понятия чистой прибыли. В настоящее время её характеризуют с позиций двух уровней: микроэкономического и макроэкономического. Калькуляция прибыли по существующей методике на макро- и микроуровнях различна. На уровне организации её исчисление связано с процессом образования, а на государственном уровне с определением места прибыли в доходе страны.
Существует достаточно большое количество определений понятия “прибыль”.
Прибыль, с теоретической точки зрения, представляет собой сложное и неоднозначное понятие. В мировой науке до сих пор существуют разные подходы в трактовке ее происхождения и сущности.
Марксистская теория трактует прибыль как одну из чистой форм стоимости. В соответствии с ней труд — это единственный товар, стоимость которого выше затрат на его приобретение, и капиталист извлекает из этого прибавочную стоимость, т. е. разницу между издержками производства рабочей силы и ее реальной стоимостью. Однако марксистская философия не получила мировой поддержки и распространения. Она мало что объясняет в ситуации нынешней смешанной экономики, субъектами которой выступают организации, предприниматели, государство.
Концепция прибавочного труда наиболее подходит, например, к такой ситуации, когда предприниматель купил и тут же продал товар, получив при этом прибыль. Ее источником, естественно, является труд данного предпринимателя.
Понятие "прибыль" имеет разные значения с позиции организации, потребителя, государства. Но во всех случаях оно означает выгоду. Если организация (фирма) работает прибыльно (в нормальных условиях хозяйствования), то это свидетельствует о том, что покупатель, приобретая товар именно в этом магазине (или этого производителя), получает удовлетворение от покупки (когда у него есть выбор), а государство (общество) может за счёт налогов на прибыль поддерживать убыточные объекты, решать приоритетные социальные задачи.
Наличие прибыли позволяет удовлетворять экономические интересы государства, организации, работников и собственников. Объектом экономических интересов государства является та часть "прибыли", которую уплачивает организация в виде налога на прибыль и которую общество использует для решения социальных задач. Экономические интересы организации заключаются в увеличении доли прибыли, остающейся в его распоряжении. За счёт этой прибыли организация решает производственные и социальные задачи своего развития. Интересы работников в увеличении прибыли связаны с созданием возможностей для улучшения материального стимулирования и повышения уровня их социального развития. Собственники также заинтересованы в росте прибыльности организации, ибо тем самым увеличатся дивиденды, обеспечится увеличение их капитала.
В гармонично развивающемся обществе ни один из выше перечисленных интересов не обладает преимуществами перед другими. Если же такая взаимосвязь нарушится в пользу чьих-либо интересов, то тем самым это приведёт к ущемлению интересов других сторон. Так, снижение заинтересованности организации в наращивании прибыли (например, из-за необоснованности налогов и отчислений) приведёт к уменьшению платежей в бюджет, к замораживанию заработной платы, к нерациональному использованию капитала.
Целью деятельности любой коммерческой структуры в условиях рыночной экономики в конечном счёте является получение прибыли, способной обеспечить её дальнейшее развитие. Прибыльность рассматривается не только как основная цель, но и как главное условие деловой активности организации, как результат его деятельности, эффективного осуществления своих функций по обеспечению потребителей необходимыми товарами в соответствии с имеющимся спросом на них.
В зависимости от положения организации на рынке, наличия ресурсов, длительности периода основная цель может быть конкретизирована. В долгосрочном периоде это будет достижение максимальной прибыли, в краткосрочном - необходимой прибыли при определённых объёмах деятельности, и во все периоды - обеспечение конкурентоспособности организации. При этом максимизация прибыли в долгосрочном периоде возможна лишь при поэтапном достижении определённых необходимых размеров прибыли. Обеспечение необходимого объёма прибыли в долгосрочном и краткосрочном периодах обусловлено жизненно важными потребностями в развитии организации (фирмы), удовлетворении экономических интересов собственников, обеспечении интересов общества и коллектива.
Основная цель деятельности организации (фирмы) находится в тесной связи с жизненным циклом организации. На стадии его "рождения" главной целью выступает борьба за выживание, а основной задачей - выход на рынок (заявление о себе); на стадии «детства» - соответственно кратковременная прибыль при укреплении положения на рынке; в «юности» - ускоренный рост прибыли на основе роста реализации и завоевания своей части рынка; на стадии «ранней зрелости» - постоянный рост объёмов и освоение новых направлений деятельности (диверсификация деятельности); на стадии «зрелости» организация заботится о своём имидже (когда возможны скидки с цены и другие меры, привлекающие покупателей к данному организации (фирме)) и сбалансированном росте всех показателей; на стадии «старения» - обеспечение абсолютных и сохранения завоёванных позиций и стабильности работы; на стадии "выживания" - поиск новых идей, способствующих омолаживанию организации. Оценка жизненных циклов организации (фирмы) с позиции прибыльности показывает, что оно должно за период с рождения до зрелости обеспечить достижение максимальной прибыли, а это в свою очередь создаст предпосылки для его возрождения на новом витке развития.
Прибыль, точнее ее максимизация, выступает непосредственной целью производства в любой отрасли национальной экономики. Для поддержания инфраструктуры общественного хозяйства в странах с развитой экономикой существует значительное количество так называемых бесприбыльных организаций, дотируемых государством за счет бюджета. Несмотря на то, что прибыль играет основополагающую роль в рыночной экономике и что эта категория является объектом экономической теории не одно столетие, до сих пор не смолкают жаркие дебаты о ее сущности и формах. Подчас различные трактовки прибыли и ее источников даются в книгах, вышедших в том же году, авторами которых являются ученые, преподающие в одном и том же учебном заведении.
Для любой организации важен вопрос размера прибыли. Существуют относительные показатели прибыли. Что касается абсолютной величины прибыли, то она выражается понятием «масса прибыли». Сама по себе масса прибыли еще ни о чем не говорит, поэтому данная величина всегда должна сопоставляться с годовым оборотом организации или величиной его капитала. Важен при этом и показатель динамики прибыли, сравнение ее величины в данном году с соответствующей ее величиной предыдущих лет.
Относительным показателем прибыли является норма прибыли (рентабельность), демонстрирующая степень отдачи производственных факторов, применяемых в производстве. Различают рентабельность производства и рентабельность конкретного вида продукции.
Рентабельность производства показывает степень отдачи всего авансированного капитала и рассчитывается как отношение прибыли от реализации или чистой прибыли ко всему авансированному капиталу, состоящему из основных производственных фондов и материальных оборотных средств.
Рентабельность конкретного вида продукции – это отношение прибыли к себестоимости единицы продукции (полной). Она показывает степень выгодности производства той или иной продукции.
По прибыли можно изучить эффективность функционирования организаций и их ассоциаций. Прибыль является одним из источников стимулирования труда, производственного и социального развития организации, роста его имущества, собственного капитала и др. Поэтому возрастает значение коммерческой деятельности с целью получения максимальной прибыли для удовлетворения материальных и социальных потребностей работников и производственного развития организации.
В условиях формирования рыночной экономической системы в нашей стране происходит значительное изменение в отношении к показателю прибыли в пользу возрастания ее роли в хозяйственном механизме, поскольку в рыночных условиях прибыль выступает не только основным источником развития хозяйственной деятельности любого организации, но и является стимулом практически любой хозяйственной деятельности.
На организации же все выглядит гораздо сложнее. Там труд соединяется с капиталом и вместе они способны принести тот дополнительный доход, который превысит издержки труда и воспроизводства капитала. Отсюда следует, что прибыль — это экономическая категория, которая отражает доход, созданный в сфере хозяйственной деятельности. Она является результатом соединения разных факторов производства: труда, капитала, природных ресурсов, предпринимательской способности.
В комплексе они приносят тот финансовый эффект, который именуется прибылью. Модель хозяйственного механизма организации, основанная на налогообложении прибыли, в условиях рыночных отношений является моделью формирования и распределения финансовых результатов. Указанную модель иллюстрирует схема, представленная на рисунке 3.
Механизм формирования прибыли является одной из составляющих хозяйственного механизма, действующего в обществе на определенном историческом этапе его развития. Хозяйственный механизм определяет условия функционирования хозяйствующих субъектов в обществе и, таким образом, условия и общий порядок формирования финансовых результатов их деятельности.
Таким образом, понятие прибыли как финансового результата деятельности выражает определенную форму реализации экономических отношений по поводу образования, распределения и использования в денежной форме стоимости прибавочного продукта, сложившихся на определенном этапе развития общества, в определенной экономической системе, и реализующихся через созданный в ней хозяйственный механизм.
Рис 3 Модель формирования прибыли организации
Общий финансовый результат деятельности организации по бухгалтерскому учету отражается в общей прибыли.
Общая прибыль включает:
• прибыль от реализации продукции (работ, услуг);
• прибыль от операционных результатов: реализации основных фондов, материальных и нематериальных активов, ценных бумаг, дивидендов, процентов, арендной платы и др. ( «Операционные доходы и расходы»);
• превышение внереализационных доходов над внереализационными расходами.
Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) представляет собой разницу между выручкой от их реализации в ценах за вычетом косвенных налогов и полными затратами на производство и реализацию.
С учетом налогового законодательства Республики Беларусь прибыль от реализации продукции (работ, услуг) (Пр) рассчитывается по формуле (1.1).
Пр = В - НДС - Ор - Ом - А - Ср,
где В — выручка от реализации продукции (работ, услуг);
Ор — отчисления в Республиканский целевой бюджетный фонд;
Ом — отчисления в местные целевые бюджетные фонды;
А — акцизы;
Ср — себестоимость реализованной продукции (работ, услуг).
При расчете прибыли от реализации основных фондов (Проф.)- материальных и нематериальных активов следует учитывать особенности налогообложения указанных оборотов. Поскольку от выручки от реализации основных фондов отчисления в целевые бюджетные фонды не производятся, прибыль будет исчислена по формуле:
Информация о работе Обоснование плана прибыли промышленной организации в условиях конкуренции