Обоснование плана прибыли промышленной организации в условиях конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 21:32, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является разработка и обоснование плана прибыли ОАО «Молочные продукты», в условиях рынка.
Для достижения цели дипломной работы поставлены следующие задачи исследования:
-изучить роль и значение планирования прибыли промышленной организации в условиях конкуренции;
- рассмотреть методы анализа и планирование прибыли и рентабельности;
дать краткую организационно-экономическую характеристику ОАО «Мо-лочные продукты»;
-дать оценку выполнения плана, динамики и источников формирования прибыли ОАО «Молочные продукты»;
-исследовать факторы, влияющие на прибыль и рентабельность ОАО «Молочные продукты»;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
1. РОЛЬ И ЗНАЧЕИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ КОНКУРЕНЦИИ. …………………
1.1 Источники формирования и показатели прибыли промышленных организаций………………………………………………………………………
1.2 Методы анализа и планирования прибыли организации в рыночных условиях хозяйствования……………………………………………………
2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ НА ОАО «МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ»…………………………………………
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Молочные продукты»………………………………………………………………………
2.2 Анализ выполнения плана, динамики и источников формирования прибыли ОАО «Молочные продукты»………………………………………
2.3 Факторный анализ прибыли и рентабельности деятельности организации …………………………………………………………………..................
3. РАЗРАБОТКА И ОБОСНОВАНИЕ ПЛАНА ПРИБЫЛИ ОАО «МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ»………………………………………………………
3.1 Планирование условий безубыточной работы ОАО «Молочные продукты» на основе расчета операционного левериджа (рычага) ……………
3.2 Планирование прибыли для ОАО «Молочные продукты» при помощи системы “директ-костинг”…………………………………………………......
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ МП.doc

— 989.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2 Функции прибыли

 

Суть учетной функции состоит в том, что прибыль является важнейшим критерием эффективности предпринимательской деятельности организации.

Стимулирующая функция прибыли проявляется в том, что она (прибыль) является мощным генератором экономики. Именно стремление к увеличению прибыли лежит в основе большинства нововведений.

Суть распределительной функции прибыли состоит в том, что она служит источником накопления и развития производства, источником материального поощрения работников.

Как результативный показатель она характеризует эффективность ис­пользования имеющихся ресурсов, успех (неуспех) в бизнесе, рост (сниже­ние) объёмов деятельности.

Как количественный показатель прибыль представляет собой разницу между ценой и стоимостью товара, между объёмом продаж и себестоимо­стью (в сфере обращения - между валовыми доходами и издержками обра­щения). Прибыль, являясь конечным результатом деятельности организации, создаёт условия для его расширения, развития, самофинансирования и по­вышения конкурентоспособности [37, с. 233].

По мере развития экономической теории определение понятия "прибыль" постоянно уточнялось от самого простого определения - как доход, полу­ченный от производства и реализации любого товара, до понятия чистой прибыли. В настоящее время её характеризуют с позиций двух уровней: микроэкономического и макроэкономического. Калькуляция прибыли по существующей методике на макро- и микроуровнях различна. На уровне организации её исчисление связано с процессом образования, а на государственном уровне с определением места прибыли в доходе страны.

Существует достаточно большое количество определений понятия “прибыль”.

Прибыль, с теоретической точки зрения, представляет собой сложное и неоднозначное понятие. В мировой науке до сих пор существуют разные подходы в трактовке ее про­исхождения и сущности.

Марксистская теория трактует прибыль как одну из чистой форм стоимости. В соответствии с ней труд — это един­ственный товар, стоимость которого выше затрат на его приобретение, и капиталист извлекает из этого прибавоч­ную стоимость, т. е. разницу между издержками произ­водства рабочей силы и ее реальной стоимостью. Однако марксистская философия не получила мировой поддержки и распространения. Она мало что объясняет в ситуации ны­нешней смешанной экономики, субъектами которой высту­пают организации, предприниматели, государство.

Концепция прибавочного труда наиболее подходит, например, к такой ситуации, когда предприниматель ку­пил и тут же продал товар, получив при этом прибыль. Ее источником, естественно, является труд данного пред­принимателя.

Понятие "прибыль" имеет разные значения с позиции организации, по­требителя, государства. Но во всех случаях оно означает выгоду. Если организация (фирма) работает прибыльно (в нормальных условиях хозяйствова­ния), то это свидетельствует о том, что покупатель, приобретая товар именно в этом магазине (или этого производителя), получает удовлетворение от по­купки (когда у него есть выбор), а государство (общество) может за счёт на­логов на прибыль поддерживать убыточные объекты, решать приоритетные социальные задачи.

Наличие прибыли позволяет удовлетворять экономические интересы го­сударства, организации, работников и собственников. Объектом экономиче­ских интересов государства является та часть "прибыли", которую уплачива­ет организация в виде налога на прибыль и которую общество использует для решения социальных задач. Экономические интересы организации заключаются в увеличении доли прибыли, остающейся в его распоряжении. За счёт этой прибыли организация решает производственные и социальные за­дачи своего развития. Интересы работников в увеличении прибыли связаны с созданием возможностей для улучшения материального стимулирования и повышения уровня их социального развития. Собственники также заинтере­сованы в росте прибыльности организации, ибо тем самым увеличатся диви­денды, обеспечится увеличение их капитала.

В гармонично развивающемся обществе ни один из выше перечисленных интересов не обладает преимуществами перед другими. Если же такая взаи­мосвязь нарушится в пользу чьих-либо интересов, то тем самым это приве­дёт к ущемлению интересов других сторон. Так, снижение заинтересованно­сти организации в наращивании прибыли (например, из-за необоснованно­сти налогов и отчислений) приведёт к уменьшению платежей в бюджет, к замораживанию заработной платы, к нерациональному использованию капи­тала.

Целью деятельности любой коммерческой структуры в условиях рыноч­ной экономики в конечном счёте является получение прибыли, способной обеспечить её дальнейшее развитие. Прибыльность рассматривается не толь­ко как основная цель, но и как главное условие деловой активности организации, как результат его деятельности, эффективного осуществления своих функций по обеспечению потребителей необходимыми товарами в соответ­ствии с имеющимся спросом на них.

В зависимости от положения организации на рынке, наличия ресурсов, длительности периода основная цель может быть конкретизирована. В дол­госрочном периоде это будет достижение максимальной прибыли, в кратко­срочном - необходимой прибыли при определённых объёмах деятельности, и во все периоды - обеспечение конкурентоспособности организации. При этом максимизация прибыли в долгосрочном периоде возможна лишь при поэтапном достижении определённых необходимых размеров прибыли. Обеспечение необходимого объёма прибыли в долгосрочном и краткосроч­ном периодах обусловлено жизненно важными потребностями в развитии организации (фирмы), удовлетворении экономических интересов собствен­ников, обеспечении интересов общества и коллектива.

Основная цель деятельности организации (фирмы) находится в тесной связи с жизненным циклом организации. На стадии его "рождения" главной целью выступает борьба за выживание, а основной задачей - выход на ры­нок (заявление о себе); на стадии «детства» - соответственно кратковремен­ная прибыль при укреплении положения на рынке; в «юности» - ускоренный рост прибыли на основе роста реализации и завоевания своей части рынка; на стадии «ранней зрелости» - постоянный рост объёмов и освоение новых направлений деятельности (диверсификация деятельности); на стадии «зре­лости» организация заботится о своём имидже (когда возможны скидки с цены и другие меры, привлекающие покупателей к данному организации (фирме)) и сбалансированном росте всех показателей; на стадии «старения» - обеспечение абсолютных и сохранения завоёванных позиций и стабильности работы; на стадии "выживания" - поиск новых идей, способствующих омолаживанию организации. Оценка жизненных циклов организации (фирмы) с позиции прибыльности показывает, что оно должно за период с рождения до зрелости обеспечить достижение максимальной прибыли, а это в свою очередь соз­даст предпосылки для его возрождения на новом витке развития.

Прибыль, точнее ее максимизация, выступает непосредственной целью производства в любой отрасли национальной экономики. Для поддержания инфраструктуры общественного хозяйства в странах с развитой экономикой существует значительное количество так называемых бесприбыльных организаций, дотируемых государством за счет бюджета. Несмотря на то, что прибыль играет основополагающую роль в рыночной экономике и что эта категория является объектом экономической теории не одно столетие, до сих пор не смолкают жаркие дебаты о ее сущности и формах. Подчас различные трактовки прибыли и ее источников даются в книгах, вышедших в том же году, авторами которых являются ученые, преподающие в одном и том же учебном заведении.

Для любой организации важен вопрос размера прибыли. Существуют относительные показатели прибыли. Что касается абсолютной величины прибыли, то она выражается понятием «масса прибыли». Сама по себе масса прибыли еще ни о чем не говорит, поэтому данная величина всегда должна сопоставляться с годовым оборотом организации или величиной его капитала. Важен при этом и показатель динамики прибыли, сравнение ее величины в данном году с соответствующей ее величиной предыдущих лет.

Относительным показателем прибыли является норма прибыли (рентабельность), демонстрирующая степень отдачи производственных факторов, применяемых в производстве. Различают рентабельность производства и рентабельность конкретного вида продукции.

Рентабельность производства показывает степень отдачи всего авансированного капитала и рассчитывается как отношение прибыли от реализации или чистой прибыли ко всему авансированному капиталу, состоящему из основных производственных фондов и материальных оборотных средств.

Рентабельность конкретного вида продукции – это отношение прибыли к себестоимости единицы продукции (полной). Она показывает степень выгодности производства той или иной продукции.

По прибыли можно изучить эффективность функционирования организаций и их ассоциаций. Прибыль является одним из источников стимулирования труда, производственного и социального развития организации, роста его имущества, собственного капитала и др. Поэтому возрастает значение коммерческой деятельности с целью получения максимальной прибыли для удовлетворения материальных и социальных потребностей работников и производственного развития организации.

В условиях формирования рыночной экономической системы в нашей стране происходит значительное изменение в отношении к показателю прибыли в пользу возрастания ее роли в хозяйственном механизме, поскольку в рыночных условиях прибыль выступает не только основным источником развития хозяйственной деятельности любого организации, но и является стимулом практически любой хозяйственной деятельности.

На организации же все выглядит гораздо сложнее. Там труд соединяется с капиталом и вместе они способны при­нести тот дополнительный доход, который превысит издержки труда и воспроизводства капитала. Отсюда следует, что прибыль — это экономическая ка­тегория, которая отражает доход, созданный в сфере хо­зяйственной деятельности. Она является результатом со­единения разных факторов производства: труда, капитала, природных ресурсов, предпринимательской способности.

В комплексе они приносят тот финансовый эффект, кото­рый именуется прибылью. Модель хозяйственного механизма организации, основанная на налогообложении при­были, в условиях рыночных отно­шений является мо­делью формирования и распреде­ления финансовых результатов. Указанную модель иллюстрирует схема, представленная на рисунке 3.

Механизм формирования прибыли является одной из составляющих хозяйственного механизма, действующего в обществе на определенном историческом этапе его развития. Хозяйственный механизм определяет условия функциони­рования хозяйствующих субъектов в обществе и, таким об­разом, условия и общий порядок формирования финансо­вых результатов их деятельности.

Таким образом, понятие прибыли как финансового результата деятельности выражает определенную форму реа­лизации экономических отношений по поводу образования, распределения и использования в денежной форме стоимости прибавочного продукта, сложившихся на опре­деленном этапе развития общества, в определенной эконо­мической системе, и реализующихся через созданный в ней хозяйственный механизм.

 

             

                                                         -

 

                                                       

                                                         +

                                                         -

             

                                                         +

                                                         -

 

             

                                                         +

                                                         -

 

             

                                                         +

                                                         -

 

 

 

Рис 3 Модель формирования прибыли организации

 

Общий финансовый результат деятельности организации по бухгалтерскому учету отражается в общей прибыли.

Общая прибыль включает:

•   прибыль от реализации продукции (работ, услуг);

• прибыль от операционных результатов: реализации основных фондов, материальных и нематериальных акти­вов, ценных бумаг, дивидендов, процентов, арендной платы и др. ( «Операционные доходы и расходы»);

• превышение внереализационных доходов над вне­реализационными расходами.

Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) представляет собой разницу между выручкой от их реали­зации в ценах за вычетом косвенных налогов и полными за­тратами на производство и реализацию.

С учетом налогового законодательства Республики Беларусь прибыль от реализации продукции (работ, услуг) (Пр) рассчитывается по формуле (1.1).

 

Пр = В - НДС - Ор - Ом - А - Ср,                                            (1.1)

 

где В — выручка от реализации продукции (работ, услуг);

Ор — отчисления в Республиканский целевой бюджетный фонд;

Ом — отчисления в местные целевые бюджетные фон­ды;

А — акцизы;

Ср — себестоимость реализованной про­дукции (работ, услуг).

 

При расчете прибыли от реализации основных фондов (Проф.)- материальных и нематериальных активов следует учитывать особенности налогообложения указанных оборотов. Поскольку от выручки от реализации основных фондов отчисления в целевые бюджетные фонды не производятся, прибыль будет исчислена по формуле:

Информация о работе Обоснование плана прибыли промышленной организации в условиях конкуренции