Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 18:10, курсовая работа
Для любого предприятия необходима разработка стратегии (цели) его развития, что является достаточно сложной задачей для руководства. Процедура формирования целей включает в себя: постановку целей, которые определяют промежуточные этапы в достижении стратегической цели предприятия.
При внутреннем использовании с помощью планирования персонал управления предприятия проводит выработку стратегии деятельности предприятия на действующем или новом рынках, а также определяет круг проблем и задач для достижения намеченных целей.
Введение
1. Понятие стратегии
2. Виды стратегии
3. Подходы к разработке стратегии
4. Стратегический анализ
SWOT – анализ
Анализ макроокружения организации
Анализ внутренней среды предприятия
5. Анализ стратегии предприятия ООО "Вариант"
Анализ среды непосредственного окружения
Обследование сильных и слабых сторон предприятия
Разработка и выбор стратегических альтернатив развития предприятия
Список литературы
2) стратегии предпринимательс
если объект стратегии представляет собой нечто не разделенное на самостоятельные части, говорят, что она - концентрированная; если же такое разделение существует и требуется обеспечить успешное развитие этих частей на основе их взаимной поддержки, речь идет о диверсифицированной стратегии.
По степени
возможности реализации стратег
Организация должна находиться в непрерывном развитии, которое может касаться сферы ее деятельности, результата и потенциала. В связи с этим выделяют стратегии роста, умеренного роста, сокращения и комбинированную.
С точки зрения соответствия ресурсов можно говорить о следующих стратегиях:
1) не требующих существенных изменений в ресурсной базе;
2) требующих для реализации
программы роста увлечения
3) предполагающих сокращение ресурсной базы.
По своему характеру стратегия фирмы может быть наступательной, наступательно-оборонительной и чисто оборонительной. Цель наступательной стратегии - увеличение возможностей, а оборонительной - их защита.
Выделяют шесть основных типов наступательной стратегии:
· действия, направленные на то, чтобы противостоять сильным сторонам конкурента или превзойти их;
· действия, направленные на использование слабостей конкурента;
· одновременное наступление на нескольких фронтах;
· захват незанятых пространств;
· партизанская война;
· упреждающие удары.
Стратегии могут различаться по уровню агрессивности, то есть изменений коренного характера, которые фирма вносит, руководствуясь ими, в технологии, продукцию, маркетинг и пр. Агрессивность характеризует стратегическую активность компании и должна соответствовать состоянию окружения.
Особые стратегии могут предусматривать для организаций разных размеров и организаций, находящихся на различных стадиях жизненного цикла.
В последнее время появилась понятие смешанной стратегии, в условиях которой работа выполняется требуемым, а не самым эффективным образом.
Виртуальные стратегии предполагают реализацию деловой идеи посредством комбинирования функций, выполняемых сторонними организациями.
3. Подходы
к разработке стратегии
Единых рецептов выработки стратегии нет, хотя в любом случае основная идея должна принадлежать первому лицу. В маленьких организациях создание стратегии происходит неформально и часто она не существует даже в письменной форме. Крупные же организации осуществляют этот процесс на основе многочисленных исследований и обсуждений.
Процесс формирования стратегии
можно рассматривать в
Во-первых, с точки зрения того, что должно лежать в основе стратегии. Это могут быть:
· определенная функция, которая наиболее развита в данной организации;
· ресурсы, которыми организация располагает в значительном количестве;
· стратегические способности.
Во-вторых, с точки зрения того, как осуществляется стратегический процесс:
· полностью осознано;
· спонтанно;
· частично осознано, частично спонтанно.
В-третьих, с точки зрения того, кто является участниками стратегического процесса:
· первые лица, несущие главную ответственность за стратегию в целом и осуществляющие личное руководство разработкой и принятием крупных стратегических решений;
· специалисты-плановики (они не несут реализуют стратегию на практике и не несут в полной мере ответственности за нее и ее качество);
· руководители ключевых направлений деятельности организации, отвечающие за реализацию стратегии в своих сферах деятельности повлиять на ее разработку в своих интересах;
· руководители основных подразделений;
· комитеты и комиссии, экспертные группы, помогающие управленцам всех уравнений и плановикам и также не несущие ответственности за свои рекомендации;
· заинтересованные лица.
В-четвертых, с точки зрения того, какой вид принимает результат. Речь идет о:
· совокупности планов и программ, имеющих форму официальных документов;
· постоянно уточняющемся и совершенствующемся личном (коллективном) видении отдельного субъекта (группы).
4. Стратегический
анализ SWOT – анализ
Начальным этапом формирования стратегии является всестороннее изучение организации и ее окружения с целью выявления стратегических и тактических факторов, влияющих на эффективность и устойчивость ее функционирования. Поскольку все компоненты среды взаимодействуют, анализ должен быть системным. Одним из наиболее распространенных является SWOT - анализ (SWOT - первые буквы английских слов Strength, Weaknesses, Opportunities и Threats, что по-русски означает соответственно "сила", "слабость", "возможность", "грозы").
На основе SWOT-анализа можно ответить на следующие вопросы.
· Есть ли у организации сильные стороны и достоинства?
· Используются ли они для создания конкурентных преимуществ? Если последних нет, то какие из сильных сторон могут потенциально ими стать?
· Увеличивают ли слабые стороны уязвимость организации?
· На преодоление каких из них нужно нацелить стратегию?
· Какие возможности организация может использовать и какие из них являются наилучшими?
· Каких угроз нужно опасаться больше всего?
· К каким стратегическим изменениям нужно прибегнуть?
· Какие благоприятные обстоятельства дают организации шансы на успех при использовании ее возможностей?
Сила - это, то в чем организация преуспела и что предоставляет ей дополнительные возможности.
Потенциальными внутренними сильными сторонами считаются: наличие крупных финансовых ресурсов, эффективные функциональные стратегии, благоприятный имидж, приверженность потребителей; гибкость, надежная система управления, большой опыт работы, удачная работа служб связи с общественностью и прочее.
Сильные стороны могут быть использованы как основа формирования стратегии и конкурентных преимуществ. В то же время успешная стратегия должны быть направлена на преодоление слабых сторон, которые делают ее уязвимой.
Слабость - отсутствие чего-то важного для функционирования организации, ставящее ее в неблагоприятное положение.
К потенциальным внутренним слабым сторонам относятся: низкая эффективность, отсутствие четкой стратегии развития, управленческих талантов, финансовых средств, неудовлетворительный имидж, нездоровые внутренние отношения и прочее.
С помощью анализа слабых сторон можно определить недостатки, которые следует исправлять, а сильные стороны обычно служат основой формирования стратегии и достижения конкурентных преимуществ. Если сильных сторон недостаточно, нужно их целенаправленно формировать, одновременно делая все необходимое для преодоления слабостей.
Возможности - это положительные тенденции и явления во внешней среде организации, использование которых при правильной стратегии позволяет ей добиться успеха.
Потенциальные внешние возможности: значительное число лиц, желающих сотрудничать с организацией, доступность на выгодных условиях финансовых ресурсов, ослабление позиции соперников и прочее.
Угрозы - это отрицательные тенденции, которые при отсутствии реакции на них вызвать потери.
Потенциальными внешними угрозами могут быть: неблагоприятное изменение валютных курсов, общий спад в экономике, изменение в политике государственного регулирования, на финансовом рынке; неблагоприятные демографические тенденции и прочее.
Выделяя возможности и угрозы в рамках SWOT-анализа, целесообразно определить следующие параметры:
· характер возможности (угрозы) и причины ее возникновения;
· степень и вероятный срок существования;
· ценность (опасность)
· степень влияния на организацию.
Рыночные возможности и угрозы во многом предопределяют стратегию компании, направления кардинальных изменений.
При этом нужно иметь в виду, что неиспользованные возможности могут превратиться в угрозы, если ими воспользуются конкуренты, и наоборот - предотвращенные угрозы могут создать дополнительные возможности.
Стратегия компании в целом должна быть нацелена на использование с помощью сильных сторон открывающихся возможностей, обеспечивать защиту слабых сторон от внешних угроз.
Все это находит свое отражение в SWOT-матрице.
SWOT-матрица
Таблица 1
Стороны |
Возможности |
Угрозы |
Сильные |
Получение максимальной отдачи от использования возможностей |
Борьба с опасностями за счет использования внутренних резервов |
Слабые |
Использование возможностей для преодоления недостатков |
Укрепление потенциала для предотвращения внешних опасностей |
Комбинация сильных сторон и возможностей предопределяет направленность стратегии на получение максимальной отдачи последних.Комбинация слабых сторон и возможностей нацеливает стратегию на использование последних для преодоления существующих недостатков. Комбинация сильных сторон и угроз ориентирует на борьбу с опасностями за счет использования имеющихся внутренних резервов. Наконец, комбинация слабых сторон и угроз задает необходимость выработки такой стратегии, которая позволила бы организации не только укрепить свой потенциал, но и предотвратить возможные неприятности, грозящие из внешнего окружения.
Возможности и угрозы на практике сначала ранжируются экспертами по степени влияния на организацию (от 0 до 10 баллов) и вероятности реакции (от 0 до 1), а затем выводится обобщенный показатель. Полученные результаты отражаются в соответствующих матрицах.
Матрица позиционирования возможностей.
Таблица 2
Вероятность |
Сильное влияние |
Умеренное влияние |
Слабое влияние |
Высокая |
Обязательно реализовывать |
Обязательно реализовывать |
Реализовывать при наличии ресурсов |
Средняя |
Обязательно реализовывать |
Реализовывать при наличии ресурсов |
Не рассматривать |
Низкая |
Реализовывать при наличии ресурсов |
Не рассматривать |
Не рассматривать |
В столбцах матрицы представлена
предполагаемая степень влияния
открывающихся возможностей на положение
дел в организации, а в строках
- вероятности возникновения
Матрица позиционирования угроз.
Таблица 3
Вероят-ность |
Угроза разрушения |
Критическое состояния |
Тяжелое состояние |
"Легкие ушибы" |
Высокая |
Немедленное устранение вследствие большой опасности |
Немедленное устранение вследствие большой опасности |
Опасность средняя, устраняется во вторую очередь |
Следить за ситуацией, с действиями не спешить |
Средняя |
Немедленное устранение вследствие большой опасности |
Опасность средняя, устраняется во вторую очередь |
Следить за ситуацией, с действиями не спешить |
Контролировать ситуацию, готовиться к действиям |
Низкая |
Опасность средняя, устраняется во вторую очередь |
Следить за ситуацией, с действиями не спешить |
Контролировать ситуацию, готовиться к действиям |
Контролировать ситуацию, готовиться к действиям |
В столбцах матрицы отражается
возможное состояние