Оптовая торговля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 13:25, контрольная работа

Краткое описание

Оптовая торговля как рынок промежуточных продавцов выражает совокупность экономических отношений лиц и организаций, приобретающих товары для перепродажи или сдачи их в аренду другим потребителям с выгодой для себя. Использование посредников объясняется в основном их непревзойденной эффективностью в обеспечении широкой доступности товара и доведения его до целевых рынков. Благодаря своим контактам, опыту, специализации и размаху деятельности оптовые торговцы предлагают фирме больше того, что она обычно может сделать в одиночку.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЗНАЧЕНИЕ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ 4
2. ФУНКЦИИ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛЕЙ 10
3. ВИДЫ ПРЕДПРИЯТИЙ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ 13
4. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ В РОССИИ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37

Вложенные файлы: 1 файл

экономика.docx

— 120.33 Кб (Скачать файл)

Одной из тенденций последнего времени  стало то, что производители стали сокращать число своих дистрибуторов. По оценкам экспертов, сокращение числа дистрибуторов позволит компаниям жестче контролировать ценовую ситуацию в регионах [16].

Либо производители выходят напрямую на торговые сети (один из используемых вариантов сотрудничества – производство товара под маркой торговой сети), что способствует снижению розничных цен.

Стремление  производителей такими мерами снизить  цены для конечного потребителя  заставляют качественно развиваться  оптовых посредников, расширять  ассортимент и количество предоставляемых  услуг,  а также логистику.

Качественное  развитие оптовой торговли в современной  России играет существенную роль, ведь значение оптовой торговли весьма немаловажно. Торговля в целом обеспечивает высокую  занятость населения (среднегодовая  численность занятых в оптовой  и розничной торговле в 2007 г. составила 17,4% от общего числа, в 2008 г. – 18,2%) [17].

Торговля  оказывает существенное влияние на развитие производства, поскольку наиболее оперативно реагирует на любые изменения в экономической и политической ситуации в стране. Являясь отраслью экономики, наиболее приближенной к конечному потребителю, торговля регулирует процесс производства в части объема и ассортимента выпускаемой продукции с одной стороны, а с другой стороны – позволяет проанализировать структуру потребительских предпочтений и возможностей, а также динамику уровня жизни населения.

Таким образом, в условиях новой формирующейся экономики основными тенденциями развития оптовой торговли являются:

- осуществление структурной перестройки каналов товародвижения, в т.ч. развитие распределительных центров;

- развитие эффективных инструментов взаимодействия розничных предприятий с логистическими операторами, оптовыми посредниками и производителями товаров;

- расширение  предоставляемых дополнительных  услуг.

Характерной тенденцией развития оптовой торговли последних лет является постепенное сокращение количества оптовых предприятий за счет укрупнения, слияния, объединения малых и средних оптовых структур, развития оптово-розничной торговой сети.

Важным  аспектом является то, что в настоящее  время наблюдается тенденция  развития самих оптовых предприятий.

Следует отметить, что серьезно развивается  автоматизация предприятий, позволяющая  снизить издержки. Внедрение программно-аппаратного комплекса позволяет выполнять  операции с меньшими трудозатратами и за меньшее время. Решения по автоматизации основаны на программном обеспечении, позволяющем вести учет сырья, продукции, работать с базами клиентов, поставщиков, обрабатывать запросы клиентов, оптимизировать складскую логистику. Аппаратное обеспечение позволяет мобильно выполнять всю работу на складе, производстве или в магазине.

Также развивается механизация складов, при этом предприятия, осуществляющие свою деятельность в арендованных помещениях, прибегают к помощи средств малой  механизации, собственники устанавливают  целый комплекс машин, обеспечивающих погрузку или разгрузку продукции.

В условиях новой формирующейся экономики необходима модернизация материально-технической базы оптовой торговли на базе широкого внедрения автоматизированных систем управления, информационно-коммуникативных технологий и механизации процессов грузооборота, повышение уровня клиентского обслуживания в оптовой торговле на основе расширения перечня оказываемых услуг и формирования рынка складских и логистических услуг.

Однако  не все авторы придерживаются оптимистического взгляда на развитие оптовой торговли в современной России. Так, Г.И. Ханин  в статье опубликованной  в журнале  «Проблемы прогнозирования», считает, что значимость данной отрасли в  экономике страны преувеличена и  объективная информация об оптовой  торговле отсутствует  [13].

Автор выделяет ряд основных функций оптовой  торговли в экономически развитых странах  и рассматривает, какие из них  характерны для современной России.

По мнению  Г.И.Ханина российские оптовые компании не выполняют:

- оценку  потребностей и спроса, т.е. отсутствуют  аналитические и маркетинговые  службы;

- функцию  перегруппировки и сортировки  товаров, т.е. не развиты логистические  центры;

- функцию  предоставления информации и  консультационных услуг, которая  предполагает наличие высококвалифицированных  технических специалистов;

- облегчения  функций покупки, которая предполагает  биржевую торговлю, что отсутствует  в России;

- облегчения  функций продаж, выполняемая за  счет сокращения дилерской сети;

- предоставления  рыночной информации, не характерна  для России из-за отсутствия  специализированных аналитических  центров, стабильности на рынке,  знания кредитных историй, престижной  репутации. 

Автор считает, что в достаточной мере в нашей  стране развиты такие функции, как:

- хранение  запасов;

- доставка  товаров;

- предоставление  кредитов.

По мнении. Г.И. Ханина финансовые успехи и высокая  рентабельность отрасли оптовой  торговли связана с тем, что она  выполняет иные, не вытекающие из традиционных функций.

Современная оптовая торговля – это в немалой  степени организации по выкачиванию  финансовых средств из отраслей экономики, главным образом, добывающих отраслей промышленности и металлургии. Оптовая  торговля – это инструмент ухода  от налога, схема сокрытия прибыли  и поглощения эффективности результатов  производственной деятельности [13].

На мой  взгляд,  такие пессимистические выводы были более актуальны на ранних этапах развития оптовой торговли в  нашей стране. В настоящее время  проблемам развития и тенденций  современной оптовой торговли уделяется  более пристальное внимание и  предприятия стремятся усовершенствовать  свою инфраструктуру и повышать качество услуг. Это стало необходимым  особенно в условиях экономического кризиса и высокой конкуренции.

Так, например, в августе 2008 г. министр торговли, питания и услуг Свердловской области Вера Соловьева, провела совещания с руководителями крупных оптовых компаний в целях выявления проблем и поиска путей усовершенствовании отрасли.

Правительство Москвы разработало и утвердило  городскую  целевую программу развития оптовой   торговли   продовольствием   в городе Москве на 2008-2010 гг.[18].

На официальных  серверах практически всех субъектов  Российской Федерации публикуются  итоги развития оптовой торговли, а также основы развития торговли на территории области.

В целом, в условиях новой формирующейся  экономики преобладают положительные  тенденции развития оптовой торговли, предприятия этой отрасли усовершенствуют  внутреннюю и внешнюю инфраструктуру; расширяют ассортимент и предоставляемые  услуги; появляются крупные распределительные  центры; исчезают «лишние» посредники, на рынке остаются предприятия с хорошей репутацией и квалифицированным персоналом.

Развитие  оптовой торговли — это неминуемое следствие и, одновременно, один из главных показателей зрелости рынка. Усложнение торгового бизнеса, улучшение  качества услуг приводит к необходимости  сокращать все непрофильные виды деятельности. Соответствующие ниши переходят к посредникам. Постепенно и неминуемо прямые связи вытесняются  развитием слоя посреднических предприятий  оптовой торговлей, которые берут  на себя роль связующего звена между  производителем конечной продукции  и розничным продавцом. Поэтому  оптовая торговля развивается в  неразрывной связи с розницей.

Появление крупных торговых сетей создает  потребность в столь же крупных  оптовых поставщиках продукции. Особенно это важно для крупных  неспециализированных магазинов, которые  физически не могут устанавливать  прямые связи со всей той массой предприятий-производителей, продукция  которых составляет товарный ассортимент  таких магазинов. Оптовые компании обеспечивают сосредоточение широкого ассортимента различных видов и  марок продукции в одной точке, что позволяет ритейлу экономить  на затратах по поиску и доставке товаров  для реализации, не входя в прямой контакт с огромной массой производителей различных видов продукции и  конкурирующих брендов. Таким образом, оптовая торговля является мощным средством  экономии затрат для предприятий  розницы, сокращения их транспортные издержки.

Современная оптовая торговля характеризуется  усложнением структуры, что связано  и с расширением масштабов  деятельности, и ростом каналов товарных и информационных потоков, усложнением  структурных связей в целом в  экономике.[15]

Наибольшими преимуществами в эпоху свободного развития торговли пользовались города, обладавшие инфраструктурой для  выхода на зарубежные рынки. Санкт-Петербург  – морской порт и первый город-миллионер перед финской границей. Владивосток – морской порт. Ростов-на-Дону, Краснодар, Новороссийск – выход к Черному морю. Москва – «порт семи морей», хотя и не имела выхода никуда, но сложившаяся привычка тащить все сначала туда, а потом распределять по всей стране осталась со времен Союза, плюс международные авиапорты и «Аэрофлот».

Вот это  и были основные точки для роста  оптовой торговли, наиболее удобно расположенные по отношению к  внешним рынкам. Дальний Восток пока остается особой территорией, где большинство  машин ездят с правым рулем, а  жители, говоря «на Западе», подразумевают  в Москве и Петербурге. В основном регион обслуживает транзитные потоки и пока является локальным рынком. Из Краснодара вышел крупнейший ритейлер продовольственного рынка – компания «Тандер». В Санкт-Петербурге родились сети: «Пятерочка», «О’Кей», «Лента», «Дикси», «Максидом», «Домовой», «Санта Хаус». В  Калининграде выросли компании «Виктория» (супермаркеты «Виктория», дискаунтеры  «Дешево», универсамы «Квартал»), «Вестер» (сейчас сеть представлена в Москве, Ярославле, Белгороде), «Алтын» (куплена  в 2005г. «Седьмым Континентом»). В Москве родилось большинство крупных сетей  России.

Рисунок 1 -Динамика оптовой торговли в России

Источник: CNews Analytics, 2007, по данным Росстата [15]

 

Таким образом, ежегодный прирост оборота российской оптовой торговли в реальном выражении  составляет 14-15%, а её объемы составляют порядка 20 трлн руб. Таким образом, внутренняя оптовая торговля развивается весьма динамично и по темпам роста идут в ногу с предприятиями розницы.

Структура оптовой торговли более или мене однородна, с некоторым доминированием трех основных направлений. Около 22,5% выручки  создается за счет продажи топлива, порядка 20% — за счет продажи продовольствия и чуть более 17% — за счет непродовольственных  товаров.

 


Рисунок 2 - Структура выручки в секторе оптовой торговли

Источник: CNews Analytics, 2010 [15]

 


Рисунок 3 - Оборот организаций оптовой торговли в округах РФ

Источник: CNews Analytics, 2010 [15]

Та же картина получается, если анализировать  развитие оптовой торговли по регионам в динамике. Обороты оптовой торговли в Москве растут более высокими темпами, чем в большинстве регионов (ситуация обратная по отношению к сектору  розничной торговли). В среднем  за последние 2-3 года обороты оптовой  торговли в Москве росли на 25-27% в  год (в реальном выражении), тогда  как в округах — всего на 5-10%.

В целом  в секторе оптовой торговли наблюдается  медленное увеличение представленности сегмента крупных и средних предприятий. Укрупнение сектора связано с  традиционными для капиталоемких  и ресурсоемких отраслей факторами  — эффектом масштаба, экономией  затрат на реализацию товаров и общими тенденциями укрупнения бизнеса, наблюдаемыми в целом в экономике. При общих  довольно высоких тенденциях развития, основная проблема сектора оптовой  торговли в России — это его  «столичная прописка» при недопустимо  более скромном развитии в регионах.[15]

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Сфера оптовой  торговли состоит из множества организаций, занимающихся перемещением товаров  и услуг из мест их производства к местам использования.

Оптовая торговля включает в себя любую деятельность по продаже товаров или услуг  тем, кто приобретает их с целью  перепродажи или профессионального  использования. Оптовые торговцы помогают производителям эффективно доставлять товары множеству розничных торговых предприятий и промышленным потребителям в любой части страны. Оптовики выполняют много разных функций, включая деятельность по сбыту и  стимулированию, закупки и формирование товарного ассортимента, разбивку крупных  партий товара на мелкие, складирование, транспортировку, финансирование, принятие риска, предоставление информации о  рынке и услуг по управлению и  консультационных услуг. Всех оптовиков  можно разделить на четыре группы. Оптовики-купцы, приобретают право  собственности на товар. Их можно  дополнительно подразделить на оптовых  торговцев с полным циклом обслуживания (торговцы оптом, дистрибьюторы товаров  промышленного назначения) и оптовых  торговцев с ограниченным циклом обслуживания (оптовики, торгующие  за наличный расчет без доставки товара, оптовики-коммивояжеры, оптовики-организаторы, оптовики-консигнанты, сельскохозяйственные производственные кооперативы и  оптовики-посылторговцы). Оптовые отделения  и конторы производителей - это  подразделения фирм, не являющихся предприятиями оптовой торговли, подразделения, созданные для того, чтобы обходиться без привлечения  услуг профессиональных оптовиков. Оптовая торговля - самостоятельная  отрасль экономики. Прогрессивно мыслящие оптовые торговцы постоянно приспосабливают  свои услуги к конкретным нуждам целевых  потребителей и изыскивают пути и  способы сокращения издержек по ведению  дел.

Информация о работе Оптовая торговля