Опыт экономических реформ в Китае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 08:58, курсовая работа

Краткое описание

Пятьдесят лет отделяет нас от того дня, когда на площади Тяньаньмэнь была провозглашена Китайская Народная Республика. Трудными были эти годы, наполненные попытками применить к Китаю научные положения марксизма и опыт «советской модели»; «построить социализм в одно прекрасное утро»; достичь благоденствия в рамках «народной коммуны»; преобразовать менталитет и образ жизни китайского общества в период «культурной революции»; начать радикальные социально-экономические реформы после «десятилетия хаоса».

Содержание

Введение......................................................................................................
Предпосылки проведения экономических реформ в Китае....
1.1 Градулизм................................................................................
1.2 Концепция экономических реформ...................................
1.3 Бюрократия как активный участник реформ.................
1.4 Ставка на высокие технологии..........................................
1.5 Развитие института поддержки..........................................
Реализация реформ в отдельных секторах.................................
2.1 Экономические реформы в деревне..................................
2.2 Экономические реформы в городе....................................
2.3 Трансформация государственных предприятий.............
2.4 Реформа финансовой системы............................................
2.5 Банковская реформа в Китае..............................................
Китай на современном этапе развития.......................................
3.1 Уроки китайских реформ для России...............................
3.2 Новые горизонты китайской экономики в XXI веке.....
Заключение.................................................................................................
Список литературы..................................................................................

Вложенные файлы: 1 файл

МАКРОЭКОНОМИКА.doc

— 234.50 Кб (Скачать файл)

     В Китае бытует пословица: нельзя преодолеть пропасть в два прыжка. Она оказалась справедливой и для России. Попытавшись это сделать в начале 90-х годов разрушением экономических связей единого союзного организма с одновременным проведением шоковой приватизации, мы оказались на дне глубокого каньона, из которого вот уже более 20 лет без особых успехов пытаемся выбраться.

     3.2 Новые горизонты китайской экономики в XXI веке

 

     В начале XXI в. Китай продолжает экономическую реформу в стране. Как отмечалось в документах XVI съезда КПК, Китай успешно справился с задачами первого и второго этапов программы «трех шагов» (саньгэ буцзоу), что позволило решить задачу «обогреть и накормить» (вэньбао) народ и обеспечить повышение жизненного уровня населения. Началась реализация третьего этапа программы, целью которого является выход на уровень экономически развитых стран.

     В результате последовательного выполнения ее задач в Китае к 2050 г. должны быть достигнуты такие стратегические цели, как всесторонняя социалистическая модернизация, необходимая для достижения зрелости социально-экономического развития; значительное повышение статуса страны на международной арене и выход на первое место в мире по совокупной государственной мощи; выход в ряды стран со средним уровнем ВНП на душу населения; создание зажиточной, счастливой жизни для народа; превращение страны в мощное государство с высоким уровнем материальной, правовой и духовной цивилизации.

     Способен  ли Китай решить поставленные задачи к 2050 г.? В КНР признают многие проблемы, с которыми столкнулась страна при переходе от плановой экономики к рыночной: в наличии противоречие между растущими потребностями народа и отсталым общественным производством, сохраняются большие межрегиональные различия, по-прежнему велика доля бедного населения, увеличивается доля людей пожилого возраста, сохраняются проблемы трудоустройства и социального обеспечения. На XVI съезде КПК было объявлено, что эти проблемы можно решить только на основе осуществления стратегических задач «третьего шага» модернизации и решения задачи построения «общества достатка» (сяокан шэхуэй). Для решения этой задачи в экономической сфере намечено увеличить к 2020 г. валовой внутренний продукт в 4 раза по сравнению с 2000 г. (в пересчете по официальному валютному курсу – свыше 4 трлн долл.), значительно усилить совокупную мощь страны и международную конкурентоспособность, осуществить в основном индустриализацию, создать совершенную систему рыночной экономики и открытую экономическую систему, повысить удельный вес городского населения, устранить тенденции к увеличению различий между промышленностью и сельским хозяйством, городом и деревней, отдельными регионами, совершенствовать систему социального обеспечения, сделать более полной общественную занятость, повышать доходы населения и обеспечить народу более зажиточную жизнь.

     При разработке экономической политики в последние годы в КНР основное внимание было уделено изменениям совокупного  спроса, который был основным фактором формирования тенденций социально-экономического развития страны. В результате такого подхода среднегодовые темпы прироста ВВП в сопоставимых ценах с 1979 по 2003 г. составили 9,4% в год, а за последние пять лет, с 2005 по 2010 г., – 8,0%, в 2011 г. – 9,1%, что значительно выше среднегодовых темпов развития мировой экономики – 3,8%. Таким образом, в XXI в. Китай смог выйти на новые экономические рубежи – 8,940 трлн. юаней в 2010 г. и 11,690 трлн. юаней в 2011 г., то есть выйти на показатель 1,08 трлн долл. по текущему валютному курсу юаня к доллару, не говоря уже об этом показателе по паритету покупательной способности.

     В результате в 2011 г. КНР оказалась на шестом месте в мире по объему ВВП, и ее доля в объеме мирового ВВП составила 3,4%. В последние годы по этому показателю Китай обошел Италию и стремительно догоняет такие экономически развитые страны, как Франция и Великобритания. В соответствии с планом развития народного хозяйства КНР до 2050 г. среднегодовые темпы роста ВВП должны составить 7,5% до 2010 г., 6,5% – до 2020 г., 5,5% – до 2030 г., 4,5% – до 2040 г. и 3,5% – до 2050 г. В этом случае нетрудно подсчитать, что в 2010 г. объем ВВП составит 2,226 трлн. долл., в 2020 г. – 4,178 трлн, а в 2050 г. этот показатель достигнет 15,634 трлн. Таким образом, к середине XXI в. Китай в состоянии обогнать США по объему ВВП при сохранении нынешних темпов роста ВВП США – 3,24% в год и при выполнении намеченных темпов роста ВВП Китая до 2050 г.13

Заключение

 

     По  итогам написания курсовой работы на тему «Экономические реформы в Китае», мною были сделаны следующие выводы:

     - Итак, концепция экономических преобразований в КНР прошла путь от классической «рационализаторской» реформы наподобие той, попытки проведения которой предпринимались с середины 1960-х годов в Советском Союзе и ряде стран Восточной Европы, до ориентации на создание и совершенствование системы социалистической рыночной экономики.

     - Концепция экономической реформы в Китае далеко не всегда была подлинной «путеводной звездой» для самих экономических преобразований. Иногда теория ставила перед практикой нереалистические, по крайней мере, по срокам реализации, цели, иногда предлагала по сути дела тупиковые решения. В Китае любят подчеркивать сильное экспериментальное начало в реформенном процессе в стране, но нередко «переходить реку, нащупывая камни», приходилось именно потому, что «мост через реку реформ» или хотя бы опоры для него загодя построить не удавалось.

     Однако  вряд ли те или иные недочеты и просчеты концепции экономической реформы  в Китае могут бросить тень на кропотливую фундаментальную  работу экономистов – ученых и практиков, проделанную подчас в непростых политических условиях и в конечном счете оказавшуюся в намного большей степени востребованной обществом, чем аналогичные наработки в бывшем Советском Союзе. Разработка концепции экономической реформы явилась и продолжает оставаться важной составной частью общего процесса поиска путей социально-экономического развития Китая в XXI веке.

     Что можно сказать о самих китайских  реформах в целом? Коротко, это действительно кнут и пряник. Пряник – постоянное расширение прав в сфере ведения хозяйственной деятельности, приветствие привлечения новых технологий, а с другой стороны – неусыпный государственный контроль далеко не только в идеологической сфере. Редко где еще встретишь такое количество предпринимателей, торговцев, мелких и средних частных производителей, настолько спокойно мирящихся с государственной политикой весьма жесткого ограничения поляризации доходов, способной создать со временем могучий частномонополистический сектор экономики и взорвать идеологический каркас существующей в КНР социально-экономической системы.

     Несмотря  на многие элементы рыночных отношений, китайская экономика не является рыночной и не может в обозримом  будущем ею стать. Строительство  социализма с китайской спецификой по мнению многих макроэкономистов, в том числе и китайских, зашло так далеко, что интегрироваться эта архисвоеобразная национальная экономика в мировое рыночное хозяйство в одночасье и с сохранением социалистической идеологии почти наверняка неспособна. А вместе с тем эта идеология, несмотря на все более смелые переоценки марксистско-ленинских постулатов, является скелетом социально-экономической структуры КНР. 
 

 

      Список литературы 

  1. Актуальные  проблемы экономики КНР [статья] // РАН. Ин-т Дальнего Востока. – М., 1999. – 155 с.
  2. Бутенко А.П. Рыночные реформы в России и Китае: сходство целей и различие результатов/ А. Бутенко // Рос. экон. журнал. – 2011. – №9
  3. Ван С. Экономические преобразования в Китае: анализ и сопоставление с российским реформационным опытом / С. Ван, Г. Фан // Рос. экон. журнал. – 2009. – №9–10. – С. 38–50.
  4. Гельбрас В.Г. 30 лет реформ открытости Китая // Обществ. науки и современность. – 2009. – №3. С. 109–117.
  5. Деловой Китай: Экономика и связи с Россией в 2000–2010 гг. [статья] // М., 2011.
  6. Китай: реформы в интересах народа: новейшая история реструктуризации гос. предприятий КНР [статья] // Н. Новгород, 2004 г.
  7. Линь Ифу Китайское чудо: стратегия развития и экономическая реформа / Линь Ифу, Цай Фан, Ли Чжоу // Пер. с кит. – М., 2001 г.
  8. Мозиас П. Идеология экономических реформ в Китае: Основные этапы эволюции/ П. Мозиас // Экономика и международные отношения – №11 с. 62–68, 2007 г.
  9. Некипелов А.Д.  Очерки по экономике посткоммунизма/А.Д. Накипелов // М., 1996 г.

10) А. Островский Догнать и перегнать Америку / Островский А. // Политический журнал №37 (40) / 11 октября 2007 г.

11) Остроухов О.Л. Внешняя политика Китая в эпоху Реформ /О.Л. Остроухов // Политический журнал №37 (40) / 11 октября 2004

12) Портяков В. Экономическая политика Китая в эпоху Дэн Сяопина/В. Портякрв // М: 1998 г.

13) «Реформа хозяйственной системы в КНР» (перевод статей с китайского языка), издательство «ЭКОНОМИКА» // М: 1989 г.;

14) Симонян Н. Уроки китайских и южнокорейских реформ/ Н. Симонян // Свободная мысль. – 1996. – №9.

15) Титаренко М. Китайские реформы: пример, вызов или угроза России? /М. Титаренко // Обозреватель- №1 (96)

16) Экономическая реформа в КНР: преобразования в городе. 1985–1988: Сб. документов. // М., 1993. – 312 с.

17) [электронный ресурс] www.allchina.ru

18) Ван С. Экономические преобразования в Китае: анализ и сопоставление с российским реформационным опытом / С. Ван, Г. Фан // Рос. экон. журнал. – 2009. – №9–10. – С. 38–50.

19) http://expert.ru/2012/02/20/rekord-po-kitajski/


Информация о работе Опыт экономических реформ в Китае