Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 12:11, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучение процесса управления качеством продукции и разработка системы менеджмента качества в ЗАО «Ветлужская минеральная вода»
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
представить общую характеристику ЗАО «Ветлужская минеральная вода»
провести анализ основных показателей предприятия, характеризующих эффективность его деятельности;
проанализировать сложившуюся организацию контроля качества в ЗАО «Ветлужская минеральная вода»
Введение…………………………………………………………………………………2
1 Сущность управления качеством………………………………………………………4
1.1Основные понятия в области качества…………………………………………….4
1.2Принцыпы и функции управления качеством…………………………………….6
1.3 Сущность процессного подхода к управлению качеством……………………….9
1.4 Сущность процессного подхода к управлению качеством…………………….11
2 Анализ организации работ по управлению качеством в ЗАО «Ветлужская минеральная вода»……………………………………………………………………………..14
2.1 Общая характеристика ЗАО «Ветлужская минеральная вода»……………..14
2.2 Анализ существующей организации работ по управлению качеством в ЗАО «Ветлужская минеральная вода»……………………………………………………18
Заключение………………………………………………………………………….22
Список использованной литературы…………………………………………………23
1. Ориентация на потребителя. Организации зависят от своих потребителей и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания.
2. Лидерство руководителя. Руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации.
3. Вовлечение работников. Полное вовлечение работников дает возможность организации с выгодой использовать их способности.
4. Процессный подход. Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом.
5. Системный подход к менеджменту. Представление менеджмента в виде системы взаимосвязанных процессов, что обеспечивает больший вклад в результативность и эффективность организации при достижении ее целей.
6. Неизменная цель - постоянное улучшение деятельности фирмы на основе качества.
7. Принятие решений на основе фактов. Эффективные решения основываются на анализе объективных фактических данных и информации.
8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками. Отношения взаимной выгоды организации и её поставщиков повышают их способность эффективно достигать целей.
Для эффективной реализации принципов системного управления качеством необходимо выполнять основные и специальные функции управления [14, c.84-85]. В состав основных функций управления (ОФУ) включают:
К специальным функциям относятся:
• изучение рынка сбыта и требований потребителей к качеству;
• определение положения предприятия на рынке и целей;
• прогнозирование потребностей потребителей, спроса;
• проектирование и разработка технико-экономических требований;
• проведение рекламы продукции;
• разработка и постановка продукции на производство;
• обеспечение материально-технического снабжения;
• метрологическое обеспечение;
• организация обучения кадров по обеспечению качества продукции;
• организация и изготовление бездефектной продукции стабильного качества;
• проведение контроля качества, испытания и сертификации продукции;
• обеспечение упаковки, погрузочных работ и хранения продукции;
• обеспечение монтажа, послепродажной техпомощи и обслуживания продукции;
• обеспечение утилизации продукции после ее эксплуатации;
• информационное и документационное обеспечение;
• ведение учета и анализа затрат на повышение качества продукции;
• организация и проведение проверок, анализа и устранения недостатков;
• обеспечение обратной связи с потребителями.
Необходимо
за каждым подразделением и работником
закрепить определенные функции управления
качеством. Важно также, чтобы при реализации
принципов управления качеством и выполнении
функций были охвачены все этапы качества.
1.3. Сущность процессного подхода к управлению качеством
Процессный подход рассматривает управленческую деятельность как непрерывное выполнение комплекса взаимосвязанных видов деятельности и общих функций управления (прогнозирование, организация и т.д.). Причем выполнение каждой работы также рассматриваются в виде процесса, т.е. как совокупность взаимосвязанных непрерывно выполняемых действий, преобразующих некоторые входы ресурсов, информации и т.п. в соответствующие выходы, результаты. На рисунке 1.3 приведена модель системы менеджмента качества, основанная на процессном подходе.
Рис. 1.3 Модель системы менеджмента качества, основанной на процессном подходе [13, с. 322]
Функционирование системы менеджмента качества по стандартам ИСО 9000:2000 основывается на принципе Деминга (PDCA):
Для внедрения процессного подхода к управлению качеством, предприятие должно пройти как минимум десять основных этапов (руководствуясь ГОСТ Р ИСО 9001-2001) [16, с. 188-190]:
1. Определить виды процессов. Организация должна определить процессы, необходимые для системы менеджмента качества; последовательность и взаимодействие этих процессов; критерии и методы их обеспечения.
2. Сформулировать цели процессов. Необходимо располагать ожидания потребителей в цели процесса, соответствующие целям организации.
3. Выявить границы процессов. Необходимо определить, где заканчивается один процесс и начинается другой, чтобы разграничить полномочия и обязанности работников внутри фирмы, а также их «выход» к поставщикам и потребителям.
4. Распределить ответственность должностных лиц за область деятельности с целью достижения эффективности системы менеджмента качества.
5. Определить структуру процесса. Наглядное описание процесса полезно для понимания потока и последовательности действий.
6. Определить входы и выходы процесса. С чего начинается процесс, и чем заканчивается - это входы и выходы процесса. Важно сосредоточиться на значимых входах и выходах и отслеживать их от процесса к процессу.
7. Реализация и управление. Управление процессами должно осуществляться в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и подразумевает планирование процессов, обеспечение их ресурсами и обслуживание.
8. Определить измеряемые величины и показатели. В стандартах ИСО серии 9000 содержатся требования, связанные с измерением эффективности и результативности каждого процесса. Поэтому важно сформулировать, что измерять и как оценивать деятельность персонала.
9. Контроль и оценивание. Необходимо определить ряд показателей, подлежащих регистрации для подтверждения их соответствия запланированным данным.
10. Улучшения. Логическим завершением работы над созданием модели процесса является его улучшение, поскольку абсолютно идеальным все быть не может.
Процессный подход в системе управления качеством можно осуществлять последовательно, параллельно и последовательно-параллельно (рис. 1.4).
Последовательный процессный подход к управлению качеством
Параллельный процессный подход к управлению качеством
Последовательно-параллельный процессный подход к управлению качеством
Рис. 1.4
Последовательный, параллельный и последовательно-параллельный
процессные подходы к управлению
качеством [8, с. 17]
Преимущество процессного подхода состоит в непрерывности взаимосвязанного проведения управленческих работ. Это обеспечивает:
• получение синергетического эффекта результата в области качества;
• более полное выполнение требований в области качества;
• постоянное
улучшение процессов управления
качеством.
1.4 Управление качеством и безопасностью продукции на предприятиях пищевой промышленности
В условиях интенсивной глобализации рынка продовольственных товаров, усиления конкуренции, увеличения количества факторов опасности особое значение для предприятий пищевой промышленности РФ имеет обеспечение качества, безопасности и конкурентоспособности производимых продуктов.
К настоящему времени накоплен опыт использования различных системных подходов к управлению качеством и безопасностью продукции в отечественной пищевой промышленности. В РФ правовыми основами обеспечения качества и безопасности продукции, товаров, услуг, работ являются: Конституция и Гражданский Кодекс РФ, Закон РФ «О защите прав потребителей», Федеральные законы «О техническом регулировании», «О качестве и безопасности пищевых продуктов», «О санитарно-эпидемиологическом обслуживании населения» и другие законы, а также принятые в соответствии с ними нормативные правовые акты [10, с.4].
Эти документы в совокупности содержат нормы, направленные на обеспечение многих прав потребителей, в том числе на приобретение качественных и гарантированно безопасных товаров. Реализация этих прав прямо или косвенно может быть осуществлена только на основе системных подходов к управлению качеством и безопасностью продукции, позволяющих обеспечить удовлетворение требований потребителей, общества (государства), других заинтересованных сторон.
Государственный контроль безопасности продукции в форме обязательного подтверждения соответствия направлен на предотвращение поступления на рынок опасной продукции, но не связан с важнейшими для потребителя характеристиками ее качества и конкурентоспособности. Поэтому продукция, успешно прошедшая процедуры подтверждения соответствия, может быть некачественной [9, с. 124].
Кардинальное решение проблем качества, безопасности, продукции предприятиями пищевой промышленности возможно только при использовании системных методов менеджмента. Их применение сопряжено со значительными затратами, поэтому выбор той или иной системы для внедрения должен определяться стратегическими целями развития и финансовыми возможностями предприятия.
В РФ для управления качеством и безопасностью производимых продуктов на добровольной основе могут быть разработаны и внедрены следующие системы:
- система менеджмента качества (СМК) в соответствии с требованиями стандартов ИСО серии 9000 (ГОСТ Р ИСО 9001-2001, ГОСТ Р ИСО 9004-2001);
- система безопасности продуктов питания на основе принципов НАССР (в русской транскрипции – ХАССП) (ГОСТ Р 51705.1);
- система экологического менеджмента по ИСО 14000 (ГОСТ Р ИСО 14001);
- системы GMP (Good Manufacturing Practice) – Надлежащая Производственная Практика, установленная в Директиве ЕС 93/43;
- система менеджмента безопасности пищевых продуктов в соответствии с требованиями стандарта ИСО 22000:2005 (ГОСТ Р ИСО 22000-2007) [1, с.64].
Внедрение
на предприятии СМК в соответствии
с требованиями стандартов серии
ИСО 9000 во многом способствует
обеспечению стабильного