Основные направления государственной поддержки малого бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 20:26, курсовая работа

Краткое описание

Проблема малого бизнеса и государственных мер по его поддержке достаточно актуальна. Особенно в современных условиях, когда значимость изучения проблематики малого предпринимательства усиливается тем, что именно малому бизнесу, пожалуй, менее всего повезло в отношении государственной и иной поддержки. Недооценка малого предпринимательства, игнорирование его экономических и социальных возможностей могут быть квалифицированы как крупный, стратегический просчет, который может привести к таким последствиям многочисленные народнохозяйственными негативы, усугубление кризиса российской экономики в целом. А малое предпринимательство – это существенная составляющая цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Сущность и характеристика
малого бизнеса в России 4
1.1. Понятие и сущность
малого предпринимательства в России 4
1.2. Преимущества и недостатки малого бизнеса 8
Глава 2 Роль малого бизнеса в России 11
2.1. Необходимость малого предпринимательства
для российской экономики 11
2.2. Значимость государственной
поддержки российского малого бизнеса 16
Глава 3Основные направления государственной
поддержки малого предпринимательства в России 21
3.1. Зарубежный опыт поддержки малого бизнеса 21
3.2. Государственная поддержка
малого предпринимательства 24
3.3. Формы и методы поддержки предпринимательства 27
Заключение 32
Список используемой литературы 33

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 69.36 Кб (Скачать файл)

Конечно, недостатки и неудачи в деятельности субъектов малого предпринимательства определяются как внутренними, так и внешними причинами, условиями функционирования малых предприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Роль малого бизнеса в России

    1. Необходимость малого предпринимательства для российской экономики

Роль малого предпринимательства в современной экономике трудно переоценить. Практика показывает, что технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса сегодня во многом определяются эффективностью работы небольших предприятий. Высокие темпы внедрения нововведений, мобильность технологических изменений, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой, к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений – все это и составляет вклад малых предприятий в экономику страны.

В целом для экономики деятельность малых фирм является важнейшим фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого предпринимательства специалисты даже судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. В развитых странах производимая в этом секторе продукция составляет большую часть валового национального продукта и экспорта, в нем сосредоточено значительное число рабочих мест. В целом можно заключить, что малое предпринимательство является сегодня ядром устойчивого экономического и политического развития.

Говоря о роли малого предпринимательства и опираясь на опыт развитых стран, можно сформулировать вывод о том, что поступательное развитие малого предпринимательства является важнейшим фактором успешного решения следующих проблем:

– формирования конкурентных цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей общества в товарах (работах, услугах);

– расширения ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малые предприятия способствуют повышению качества товаров (работ, услуг);

– содействию структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность;

– привлечению личных средств населения для развития производства.

– созданию дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;

– более эффективному использованию творческих способностей людей, раскрытию их талантов, освоению различных видов ремесел, народных промыслов;

– вовлечению в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых крупное производство налагает определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);

– активизации научно-технического прогресса;

– содействию деятельности крупных предприятий путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки, создание вспомогательных и обслуживающих производств;

– освобождению государства от малорентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа.

Малый бизнес без поддержки государства и без собственного внутригруппового взаимодействия не всегда способен успешно противостоять в конкурентной борьбе крупному капиталу, отстаивать свои экономические, политические и социальные интересы.

Во всех экономически развитых странах малому бизнесу со стороны государства оказывается различная организационная и финансовая поддержка, результатом которой являются значительные поступления в бюджет, эффективное функционирование экономики и в конечном счете высокий уровень жизни населения. При этом задача государства состоит в том, чтобы создать правовые и экономические условия для их выживания, способности расти и саморазвиваться в условиях рынка.

В Российской Федерации в последние годы также предпринимаются существенные усилия по развитию малого предпринимательства. Основные направления государственной политики в этой сфере нашли отражение в Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации.

Финансовое обеспечение федеральной политики в области государственной поддержки малого бизнеса осуществляет Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, созданный Правительством РФ. Средства этого фонда формируются за счет средств федерального бюджета, а также других источников. Помимо Федерального фонда в России действуют государственные и муниципальные фонды, созданные соответствующими государственными органами и органами местной власти. В настоящее время насчитывается около 70 фондов поддержки малого бизнеса, сформированных органами исполнительной власти субъектов РФ. Финансовое обеспечение государственных и муниципальных программ поддержки малого бизнеса осуществляется за счет средств федерального бюджета, а также бюджетов субъектов РФ.

Необходимо отметить, что кроме Федерального фонда поддержки существует также Фонд содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере. Деятельность этого фонда, образованного в соответствии с постановлением Правительства РФ «О Фонде содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере» от 03.02.94 № 65 (с изм. от 13.07.04), направлена исключительно на оказание финансовой поддержки высокоэффективных наукоемких проектов, разрабатываемых малыми предприятиями, способствуя освоению и внедрению новых технологий и ноу-хау с использованием патентов и лицензий, а также созданию малых наукоемких предприятий — инкубаторов бизнеса, инновационных, инжиниринговых центров и др.

На региональном уровне государственная поддержка малого бизнеса осуществляется соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ и организациями местного самоуправления. Положительную роль в развитии малого бизнеса призваны играть федеральные программы государственной поддержки малого предпринимательства.

Тем не менее, малое предпринимательство в Российской Федерации продолжает испытывать серьезные трудности, для преодоления которых необходима последовательная работа, прежде всего, по дальнейшему совершенствованию законодательства, финансовой поддержки малого бизнеса, повышению эффективности региональных программ развития малого и среднего предпринимательства, по дерегулированию экономики, устранению административных барьеров и преодолению коррупции.

Как указывает официальная статистика (табл. 1.), сегмент малого бизнеса вкладывает сравнительно малые средства в основной капитал. В зависимости от года, это в разы меньше, чем среднем бизнесе, и почти в 10-12 раз меньше, чем в крупном российском бизнесе. А отношение оборота средств МП к их инвестициям в основной капитал (в среднем по РФ равным 39) есть еще одним свидетельством того, что пока что удел малого бизнеса - это торговля и сфера услуг.

Несмотря на оживление их деятельности в последние годы, роль российских малых промышленных структур в общественном производстве остается незначительной. В количественном выражении их вклад в ВВП совсем невелик и не превышает 17-18%, а доля работающих на них в общем числе занятых в экономике всего лишь 3,8% [2]. Также относительно невелика в количественном отношении занимаемая ими доля в промышленном производстве страны: по объему произведенной продукции их доля составляет всего 3,5%; по численности занятых - 10,8%; существенно выше их доля по числу предприятий - 35% [4].

Таблица 1

Деятельность юридических лиц - малых предприятий (без микропредприятий) в 2012 году

Федеральный округ

Число предприятий на 1 января 2012 г., тысяч

Численность работников списочного состава (без внешних совместителей), тыс. человек

Оборот, млн. рублей

Инвестиции в основной капитал, млн. рублей

Российская Федерация

219,7

5562,9

10247043,7

258431,2

Центральный федеральный округ

68,3

1570,7

3585222,9

61573,7

Северо-Западный федеральный округ

31,0

692,9

1622009,8

24772,8

Южный федеральный округ

17,9

498,7

775031,8

46616,2

Северо-Кавказский федеральный округ

5,8

153,6

204377,0

4523,1

Приволжский федеральный округ

47,4

1245,3

1846041,9

57501,0

Уральский федеральный округ

14,3

403,6

828969,6

12251,9

Сибирский федеральный округ

25,1

722,1

982067,7

45422,6

Дальневосточный федеральный округ

9,9

 

275,9

403323,0

5769,8


* Составлено по [Российский статистический ежегодник. 2012: Стат. сб. / Росстат. - М., 2012.]

 

 

 

    1. Значимость государственной поддержки российского малого бизнеса

Долгое время частный бизнес на территории нашей страны находился под запретом. Еще 15-20 лет назад сложно было не только зарегистрировать предприятие, но и выдержать множество проверок со стороны контролирующих органов. Однако вот уже на протяжении ряда лет правительство понимает: сегодня малому бизнесу не обойтись без системной государственной поддержки.

Необходимость проведения целенаправленной государственной политики в области поддержки малого предпринимательства обусловлена, с одной стороны, значительной ролью последнего в экономическом развитии государства, и с другой стороны, его определенной слабостью и беззащитностью перед лицом крупного бизнеса.

Всероссийский центр изучения общественного мнения обнародовал результаты крупномасштабного исследования, посвященного условиям работы малого бизнеса в 80 субъектах РФ. По результатам опросов были выявлены основные проблемы, которые тревожат сегодня предпринимателей. Наиболее значимыми видами рисков для малого бизнеса в России были названы:

· Резкое ухудшение общей ситуации в экономике - 64,4%

· Рост арендных платежей - 45,2%

· Изменения в региональном законодательстве - 28,9%

· Необоснованные штрафы, нарушения при проверках и т.п. - 22,1%

Из всех контролирующих инстанций, по признанию респондентов, наибольшее кол-во проблем создают налоговые органы.

Правительство Российской Федерации предпринимает множество мер для создания подходящих условий для развития малого бизнеса.

За последние пять лет российское законодательство о предпринимательской деятельности претерпело значительные изменения в части создания правовых условий для развития рыночных отношений. Благодаря действенным правовым методам создаются все условия для осуществления бизнеса. Органами государственной власти проведена глобальная работа по систематизации отдельных отраслей российского законодательства. Принят ряд федеральных законов, устанавливающих четкую регламентацию и принципы деятельности в отдельных сферах предпринимательства.

По мнению многих предпринимателей, одной из основных причин, тормозящих развитие малого бизнеса в нашей стране, является немалое количество проверок со стороны различных контролирующих органов, которые наносят ощутимый вред работе малых предприятий. В 2008 году были приняты законы, упорядочивающие проверки предпринимателей. Так, ФЗ от 26 декабря 2008 года №294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного и муниципального контроля (надзора)» введен уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности для ее отдельных видов. Этот Закон предусматривает обязанность предпринимателя направлять в уполномоченные органы уведомления о соответствии его деятельности установленным требованиям. Одновременно Законом устанавливается перечень видов деятельности не требующих предварительного уведомительного порядка, введен новый порядок проведения планового контроля, устанавливающий документарные и выездные проверки. В отношении субъектов РФ малого и среднего предпринимательства внеплановые выездные проверки могут проводиться только после согласования с прокурором субъекта РФ, на территории которой осуществляется деятельность.

Одновременно ФЗ от 26 декабря 2008 года №293 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности» ограничены права сотрудников ОВД на проведение проверок предпринимателей.

Еще одним видом помощи, которую может получить малый бизнес со стороны государства, является получения грантов. Начинающий предприниматель может предоставить бизнес - план в соответствующие органы, на основе которого может быть принято решение о выделении частному предприниматели гранта в размере 300 тыс. рублей. Данная сумма неизменна для всех регионов нашей страны, но если в Москве программа грантов не пользуется большой популярностью из-за довольно высокого порога «вхождения в бизнес», то в Санкт-Петербурге за получение грантов развернулась довольно серьезная конкурентная борьба.

Кроме того, Правительство Российской Федерации выделяет довольно крупные средства, которые направляются на льготное кредитование предпринимателей. Данные средства позволяют снизить процентные ставки по кредитам, которые предоставляются предпринимателем. Но, не смотря на данную меру, ставки по кредитам относительно высоки, да и получить мини-кредит на пополнение оборотных средств или закупку оборудования для производства в настоящее время довольно сложно.

Для того чтобы начинающий бизнесмен мог получить необходимые знания, разработана государственная программа переподготовки кадров, благодаря которой люди могут получить дополнительное образование, которое может пригодиться при создании и развития малого бизнеса.

Господдержка малого бизнеса также проявляется в проведении тендерных торгов, на которых малые предприятия имеют некоторые преимущества. В результате данных конкурсов частные предприниматели могут получить выгодный заказ на поставку товаров или услуг для государственных органов.

Для помощи в развитии малого бизнеса во многих регионах нашей страны строятся специализированные бизнес-центры, где частные предприниматели могут снять помещения по невысоким арендным ставкам. Для предприятий, работающих в области инновационных технологий, также предусмотрены льготы, которые должны помочь развитию малого и среднего бизнеса.

Кроме того, помощь малому бизнесу со стороны государства заключается в развитие программ, которые направлены на поддержку малого бизнеса, занимающегося инновационными технологиями. В последние годы во многих регионах Российской Федерации создаются технопарки, где компании, занимающиеся разработкой инновационных технологий, получают все необходимые условия для работы. 

Информация о работе Основные направления государственной поддержки малого бизнеса в России