Основные направления и перспективы развития банковской системы Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 12:31, курсовая работа

Краткое описание

Банковская система – одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики.
На современном этапе банковская система является важнейшей составной частью рыночной экономики. Банковскую систему государства не зря называют «кровеносной системой государственного организма». Банки сегодня осуществляют до тысячи различных операций в процессе предоставления услуг клиентам - как физическим, так и юридическим лицам. Развитость банковской системы и перечень предоставляемых ею услуг позволяет говорить о степени развитости и открытости экономики. На банковскую систему падает основная нагрузка по денежно-кредитному обслуживанию хозяйственного оборота. Банки, собирая временно неиспользуемые денежные средства, распределяют их между регионами и отраслями, предприятиями и населением, питают экономику дополнительными капиталами, создавая базу для приумножения богатства общества.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...4
1 Теоретические основы построения банковской системы……………………….6
1.1 Понятие и структура современной банковской системы……………………..6
1.2 Банковская система в странах с развитой и переходной экономикой………………………………………………………………………….18
2 Анализ банковской системы Республики Беларусь……………………………31
2.1 Общая характеристика банковской системы Беларуси и роль Национального банка в банковской системе Республики Беларусь………………………………31
2.2 Анализ динамики развития банковского сектора Республики Беларусь…………………………………………………………………………...36
3 Основные направления и перспективы развития банковской системы Республики Беларусь……………………………………………………………….60
3.1 Проблемы развития банковского сектора Республики Беларусь…………...60
3.2 Пути совершенствования банковского сектора Республики Беларусь…….63
Заключение………………………………………………………………………….74
Список использованных источников……………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

Банковская система РБ.docx

— 1.31 Мб (Скачать файл)

  Все эти признаки  свойственны и белорусской  банковской  системе, которая в современных  условиях, будучи системой переходного  периода, тем не менее, является  развивающейся  системой.

В своем реформированном виде банковский сектор должен в максимальной степени отвечать задачам построения основ рыночной экономики. Иными словами, интересы банков должны способствовать и, во всяком случае, не препятствовать решению общенациональной задачи реструктуризации экономики и движения к рынку.

Банковская система призвана обеспечивать экономически оправданное (в кратко - и долгосрочном плане) распределение финансовых ресурсов, стимулировать, а не подавлять конкурентные отношения, приватизацию, перестройку ценообразование и ценовых пропорций.

Банковский сектор должен удерживать в достаточно стабильном состоянии денежно-кредитную систему, в частности, препятствие бесконтрольному наращиванию дефицита госбюджета и раскручиванию гиперинфляционных процессов.

Банки должны создавать условия для «открытия» экономики, обеспечивая обслуживание международного движения товаров, прямых и портфельных инвестиций, рабочей силы, содействуя переходу к конвертируемости национальной валюты.

Банковская система, по определению, должна не только обеспечивать финансовую дисциплину, но и заставлять клиентуру учиться считать деньги, а в конечном счете - развивать экономическое мышление, предприимчивость участников хозяйственной жизни.

Современный банк представляет собой предприятие, которое специализируется на организации доходного оборота ссудных капиталов.

Банк выполняет следующие основные функции [6, с. 73].:

  1. Первой и основной функцией банка является функция собирания, аккумуляции временно свободных денежных средств. При этом необходимо учитывать ряд особенностей такой аккумуляции. Дело в том, что банк собирает не столько свои, сколько чужие временно свободные средства. Собранные денежные ресурсы используются им не на свои, а на чужие потребности. Собственность на аккумулируемые и перераспределяемые ресурсы остается у первоначального кредитора (клиентов банка). Аккумуляция средств становится одним из основных видов деятельности банка. На ее проведение в современных условиях требуется специальное разрешение – лицензия;
  2. Вторая функция банка - функция регулирования денежного оборота. Банки выступают центрами, через которые проходит платежный оборот различных хозяйственных субъектов. Благодаря системе расчетов банки создают для своих клиентов возможность совершать обмен, оборот денежных средств и капитала. Через банки проходит оборот как отдельно взятого субъекта, так и экономики страны в целом. Через них осуществляется перелив денежных средств и капиталов от одного субъекта к другому, от одной отрасли народного хозяйства к другой;
  3. Третья функция банка - посредническая функция. Под ней понимается деятельность банка как посредника в платежах. Через банки проходят платежи предприятий, организаций, населения. Находясь между клиентами, совершая по их поручению платежи, банк выполняет тем самым посредническую миссию. Однако это - не примитивная, элементарная посредническая деятельность. Банк может по крупицам аккумулировать небольшие размеры временно свободных денежных средств многих клиентов и направить огромные денежные ресурсы только одному субъекту. Банк может брать деньги у клиентов на короткий срок, а выдать их на длительное время. Он может аккумулировать ресурсы в одном секторе экономики какого-либо региона, а перераспределить их в другие отрасли и совершенно другие регионы. Находясь в центре экономической жизни, банк, таким образом, получает возможность трансформировать или изменять размер, сроки и направления капиталов в соответствии с возникающими потребностями хозяйства. Посредническая функция с учетом всего этого становится скорее функцией трансформации ресурсов.

Таким образом, можно сказать, что основная функция банковской системы – посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов к заёмщикам и от продавцов к покупателям, в создании для Беларуси новой рыночной экономики   с  разнообразными формами собственности. Роль банковской системы велика,  с помощью неё осуществляется перераспределение и мобилизация капиталов,  регулируются денежные  расчеты,   опосредуются  товарные потоки и т.д.   Банки призваны выполнять множество специальных функций. К их числу также относятся проведение расчетных и кассовых операций,   кредитование,  инвестирование, хранение денежных и других средств и управление ими,  т.е. те услуги, без которых сегодня не обойтись деловому человеку.

Экономическая теория и банковская практика выделяют два основных типа построения банковской системы — одноуровневую и двухуровневую. Одноуровневая банковская система предполагает преобладание горизонтальных связей между банками, а также универсализацию операций банков и их функций.

В рамках одноуровневой банковской системы все кредитные учреждения, включая центральный банк, находятся на одной иерархической ступени, выполняя аналогичные функции по кредитно-расчетному обслуживанию клиентов. Подобный принцип построения характерен в основном как для стран со слабо развитыми экономическими структурами, так и для стран с тоталитарными или командно-административными режимами управления. Так, после кредитной реформы 1930—1932 гг. Госбанк СССР стал фактически монополистом банковского дела страны в качестве единого центра краткосрочного и долгосрочного кредитования, эмиссионного, расчетного и кассового центра народного хозяйства[7, с. 98].

В условиях одноуровневой банковской системы мероприятия по денежно-кредитному регулированию и ограничению количества платежных средств в экономике сводятся к жестким ограничениям операций с наличностью и централизованному перераспределению через банковскую систему безналичных денежных средств предприятий, организаций и банков в рамках единого государственного ссудного фонда страны. Функций по управлению деятельностью банков как таковых не существует, поскольку все кредитно-финансовые операции концентрируются практически в одном банке с единым центром управления.

В СССР длительное время преобладал одноуровневый принцип и построения банковской системы с характерной для подобного типа организации кредитного дела концентрацией кредитных операций в едином центре (Государственном банке СССР и его учреждениях) и в нескольких государственных спецбанках, осуществлявших по его поручению отдельные виды операций.

К концу 80-х гг. XX столетия в результате реорганизаций банковская система СССР состояла из шести звеньев:

  1. Государственного банка СССР (Госбанк СССР);
  2. Агропромышленного банка СССР (Агропромбанк СССР);
  3. Промышленно-строительного банка СССР (Промстройбанк СССР);
  4. Банка жилищно-коммунального хозяйства и социального развития СССР (Жилсоцбанк СССР);
  5. Банка внешнеэкономической деятельности СССР (Внешэкомбанк СССР);
  6. Банка трудовых сбережений и кредитования (Сберегательный банк СССР) [12, c. 248].

Однако такая структура банковской системы себя не оправдала: она привела к увеличению численности банковского персонала и усложнению практической работы банков. Поэтому в условиях рыночной экономики преимущество отдается двухуровневой банковской системе.

Двухуровневая система представляет собой разделение всех банков на верхний и нижний уровни. На верхнем, первом уровне находится центральный банк, выступающий в роли организатора и контролера денежного обращения в стране, на втором самостоятельные, но подконтрольные центральному банку коммерческие банки. Подобная банковская система учитывает свободу предпринимательства, с одной стороны, и позволяет контролировать деятельность коммерческих банков, с другой стороны. Об одно - уровневой банковской системе говорят в случае, когда в государстве нет центрального банка или все банки функционируют как центральные. Такой тип банковской системы не характерен для рыночной экономики.

В большинстве стран с рыночной экономикой двухуровневой банковской системой функции центральных банков совпадают, но есть и отличия. Так, например, во главе банковской системы Франции, которая характеризуется жестким банковским надзором и кредитным контролем, а также преобладанием государственных кредитных институтов, стоит Министерство финансов Франции. Центральный банк Франции – наряду с двумя другими институтами (Национальный кредитный совет и Комиссия по банковскому контролю), которые осуществляют контроль над деятельностью коммерческих банков, находится под руководством Министерства финансов. Банк Франции обладает монополией на эмиссию банкнот, но его задачи как банка государства ограничены, так как многие банковские операции выполняет само Казначейство Франции. Помимо двухуровневой структуры банковской системы, существует децентрализованная Федеральная Резервная Система (ФРС США). Ее возглавляют 12 федеральных резервных банков в различных регионах страны, задачей которых является контроль над деятельностью банков-членов ФРС и определение кардинальных направлений монетарной политики США. Членами ФРС являются 40% всех коммерческих банков. Остальные коммерческие банки работают на свой страх и риск. История развития банковского дела знает и такой тип банковской системы, как централизованная монобанковская. По этому типу была построена банковская система СССР и многих других социалистических стран. Банковская система СССР складывалась из трех государственных банков (Госбанк, Стройбанк, Внешторгбанк) и системы сберегательных касс. Госбанк СССР, помимо эмиссионной и расчетно-кассовой деятельности, выполнял функции кредитования различных отраслей народного хозяйства (предоставление краткосрочных кредитов промышленности транспорту, связи и долгосрочных - сельскому хозяйству) [31]. Стройбанк - осуществлял долгосрочное кредитование и финансирование капитальных вложений в различные отрасли народного хозяйства (кроме сельского хозяйства). Внешторгбанк проводил кредитование внешней торговли, занимался международными расчетами, операциями с иностранной валютой, золотом, драгоценными металлами. Сберегательные же кассы привлекали денежные вклады населения, осуществляли оплату коммунальных услуг. В этих условиях не использовался эффективный потенциал кредитного механизма, не было возможности проводить активную денежно-кредитную политику теми инструментами, которые известны в странах с рыночной экономикой [32]. Первые коммерческие банки были созданы в августе 1988г. После принятого закона СССР «О кооперативе» в 1988г. объединениям кооперативов предоставлялось право создать кооперативные банки. В 1989г. было разрешено создание акционерных коммерческих банков на паевых началах. Основным преимуществом коммерческих банков по сравнению с государственными специализированными банками являлись предоставленная свобода в выборе методов ведения банковских операций и прямая зависимость в привлечении клиентов на договорной основе [31].

В Республике Беларусь сформирована двухуровневая банковская система. Первый уровень - Национальный банк Республики Беларусь; второй уровень представлен коммерческими банками и небанковскими финансово-кредитными учреждениями, осуществляющими отдельные банковские операции.

Двухуровневая система в Беларуси основывается на построении взаимоотношений между банками в двух плоскостях:

-  по вертикали – отношения между Национальным банком РБ и коммерческими банками;

-  по горизонтали – отношения партнерства и конкуренции между коммерческими банками.

Центральный банк страны является основным элементом современной банковской системы любого развитого государства. Он выступает проводником официальной денежно-кредитной политики, которая вместе с бюджетно-налоговой и ценовой политикой, фактически составляет основу всего государственного регулирования экономики.

В современных условиях главной задачей любого центрального банка является обеспечение устойчивости национальной денежной единицы внутри страны и на мировом рынке, ее покупательной способности, минимизации инфляции для создания благоприятных условий экономического роста, организация функционирования платежной системы и надзор за нею.

Решая главную задачу, центральный банк выполняет соответствующие функции, среди которых[8, с. 41]:

- осуществление эмиссии денег и поддержание стабильности денежного обращения;

- валютное регулирование, хранение и учет национальных золотовалютных резервов;

-   регулирование кредитных отношений и выполнение роли кредитора последней инстанции для банков при осуществлении их рефинансирования;

-   кредитование государства, поддержка ресурсами его экономических программ, выполнение роли финансового агента и экономического советника;

-  надзор за кредитными учреждениями, валютными и кредитными рынками, в целом за кредитной системой, обеспечивая должный уровень ее надежности и устойчивости;

-  осуществление государственной регистрации банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, выдача им лицензий;

- осуществление контроля за обеспечением безопасности и защиты информации в банковской системе и др.

К числу дополнительных функций относится проведение аналитических исследований и ведение статистической базы данных. Важное значение имеет нормотворческая деятельность центральных банков. Центральный банк представляет государство в международных организациях по вопросам денежно-кредитной политики, валютного регулирования и иным вопросам, находящимся в его компетенции. Для выполнения своих функций центральный банк может открывать представительства в других государствах.

Коммерческие операции центральных банков законодательно ограничены и подчиняются целям и задачам государственной денежно-кредитной политики; они не должны подрывать конкуренцию в сфере кредитных отношений. Как правило, центральный банк не имеет права заниматься торговой и промышленной деятельностью, операциями с недвижимостью, приобретать доли (акции) хозяйствующих субъектов [6, с. 353].

Важнейшей функцией центрального банка является денежно-кредитное регулирование. При этом помимо административных методов (установление прямых ограничений на деятельность коммерческих банков, проведение инспекций и ревизий, издание инструкций, сбор и обобщение отчетности и т.д.), центральный банк располагает и экономическим инструментарием для регулирования банковской сферы. Наиболее важными из них являются:

    • минимальные обязательные резервы;
    • операции на открытом рынке ценных бумаг;
    • ставка рефинансирования (учетная ставка).

Обязательные резервы представляют собой норму отчислений в процентах от объема привлеченных банком вкладов физических и юридических лиц, внесенных в центральный банк, как правило, на беспроцентный резервный счет.

Помимо того, что наличие определенного объема ресурсов в центральном банке служит гарантией платежеспособности коммерческого банка, основная функция подобного резервирования заключается в том, что, изменяя процент резерва, центральный банк влияет на сумму свободных денежных средств коммерческих банков, которые те могут направить в кредитные операции. В период бума для его «охлаждения» центральный банк повышает норму резерва, а в период кризиса – наоборот.

При использовании данного инструмента денежно-кредитной политики следует учитывать, что даже небольшие изменения норм обязательных резервов вызывают значительные сдвиги в объеме резервов, масштабе и структуре кредитных операций. Частые и значительные изменения резервных норм могут привести к нарушению денежно-финансового равновесия экономики. Поэтому они осуществляются во время инфляции, спада производства, когда необходимы сильнодействующие средства. Следует отметить также, что в развитых странах к изменению резервных норм как способу регулирования денежной массы прибегают все реже.

Операции на открытом рынке – это операции центрального банка по купле-продаже правительственных ценных бумаг по рыночному или заранее объявленному курсу с совершением позднее обратной сделки. Основным условием их применения является наличие в стране достаточно развитого фондового рынка.

Информация о работе Основные направления и перспективы развития банковской системы Республики Беларусь