Основные направления и перспективы развития банковской системы Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 12:31, курсовая работа

Краткое описание

Банковская система – одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики.
На современном этапе банковская система является важнейшей составной частью рыночной экономики. Банковскую систему государства не зря называют «кровеносной системой государственного организма». Банки сегодня осуществляют до тысячи различных операций в процессе предоставления услуг клиентам - как физическим, так и юридическим лицам. Развитость банковской системы и перечень предоставляемых ею услуг позволяет говорить о степени развитости и открытости экономики. На банковскую систему падает основная нагрузка по денежно-кредитному обслуживанию хозяйственного оборота. Банки, собирая временно неиспользуемые денежные средства, распределяют их между регионами и отраслями, предприятиями и населением, питают экономику дополнительными капиталами, создавая базу для приумножения богатства общества.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...4
1 Теоретические основы построения банковской системы……………………….6
1.1 Понятие и структура современной банковской системы……………………..6
1.2 Банковская система в странах с развитой и переходной экономикой………………………………………………………………………….18
2 Анализ банковской системы Республики Беларусь……………………………31
2.1 Общая характеристика банковской системы Беларуси и роль Национального банка в банковской системе Республики Беларусь………………………………31
2.2 Анализ динамики развития банковского сектора Республики Беларусь…………………………………………………………………………...36
3 Основные направления и перспективы развития банковской системы Республики Беларусь……………………………………………………………….60
3.1 Проблемы развития банковского сектора Республики Беларусь…………...60
3.2 Пути совершенствования банковского сектора Республики Беларусь…….63
Заключение………………………………………………………………………….74
Список использованных источников……………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

Банковская система РБ.docx

— 1.31 Мб (Скачать файл)

В кредитную систему Швейцарии входах также большое количество финансовых компаний, которые делятся на:

- компании, регламентирующие прием депозитов и обязанные отвечать всем требованиям федерального банковского законодательства;

- компании, не принимающие депозиты, но выполняющие другие банковские операции.

Банковская система Швейцарии характеризуется строгими правилами. Все банки и финансовые учреждения, занимающиеся банковской деятельностью, обязаны зарегистрироваться в Федеральной Банковской комиссии, которая, совместно с Национальным банком Швейцарии, осуществляет относительно строгий контроль за их работой. Федеральная банковская комиссия также контролирует швейцарскую международную торговлю банкнотами. В результате, все банки, желающие торговать банкнотами, должны получить разрешение комиссии. Идя по пути либерализации деятельности финансовых рынков, недавно были изменены некоторые положения, касающиеся оказания банковских и финансовых услуг. Банковские комиссии были либерализованы, в том числе брокерское вознаграждение перестало определяться картельным соглашением.  Банковский сектор приносит более одной трети налогов со всех компаний в Швейцарии, и около одной пятой уплачиваемых компаниями и физическими лицами налогов в стране [33].  

Банковская деятельность в Швейцарии очень диверсифицирована, хотя и строится на универсальных банковских принципах.

Еще одна черта, отличающая швейцарскую банковскую систему, – банковская секретность. Тайна вкладов защищена в Швейцарии положениями как гражданского, так и yголовного права.

Банковская информация может быть открыта правительственным органам только в том случае, если есть доказательства причастности клиента к уголовному преступлению. Причем необходимо отметить, что уклонение от уплаты налогов, а также нарушение валютного регулирования других стран по швейцарскому законодательству преступлениями не являются.

Банковская система Германии относительно молодая.

Вся банковская система Германии организована по двухуровневому принципу. В нее входит 3.4 тыс. коммерческих финансово-кредитных учреждений и ЦБ. Кредитные институты разделены на специализированные и универсальные банки, а в зависимости от формы собственности на кооперативные, частные и общественно-правовые учреждения.

 К числу частных  коммерческих банков можно отнести  пять самых крупных банков: Дойче  Банк (Deutsche Bank), Коммерцбанк (Commerzbank), Гипо  Ферайнсбанк (HypoVereinsbank), Дрезденер Банк (Dresdener Bank) и Постбанк (Postbank). Не смотря  на то, что эти банки изначально  ориентировались на крупных индустриальных  клиентов и состоятельных вкладчиков, в последнее время они нацелены  на обслуживание частных вкладчиков. Все эти пять учреждений имеют  свои филиалы за рубежом.

 Региональные частные  банки работают в основном  с мелкими корпоративными клиентами  и частными вкладчиками. Возможность  ипотечного кредитования обеспечивают  такие банки, как: Гипо Риал Истейт (HRE) и BHW. Свои филиалы за границей  имеют банки ABN AMRO, Citibank и другие [33].

 Работа общественно-правовых  банков направлена на максимальное  увеличение доходов. Например, 11 земельных  банков работают с крупными  корпорациями и правительствами  федеральных земель. Но следует  также сказать, что у всех земельных  банков есть своя сеть сберкасс, через которую они работают  с населением. Полученные деньги  вкладываются в поддержку среднего  и малого бизнеса. Холдинг KfW также  поддерживает и финансирует различные  правительственные проекты. Эта  банковская группа вкладывает  свои средства в развитие инфраструктуры  и строительство недорогого жилья, в поддержку предпринимателей  среднего и малого звена бизнеса.

 К кооперативным банкам  относятся DZ Bank, WGZ-Bank, Volksbank, Raiffeisenbank и  др. Не смотря на то, что WGZ-Bank и DZ Bank – это корпоративные банки, они выполняют задачи центральных  банков и работают в большей  степени с крупными корпоративными  клиентами. Что касается Volksbank и Raiffeisenbank, то их количество в Германии  составляет более 1200 отделений. Важно, что изначально это были небольшие  учреждения (кассы), которые предоставляли  финансовую поддержку мелким  и средним предпринимателям.

 Сегодня более 16 миллионов  клиентов Volksbank и Raiffeisenbank являются одновременно  и пайщиками этих банков. Поддержка  акционеров и сейчас остается  приоритетной в финансовой политике  этих учреждений. К данной группе  относятся также и банки церквей, отраслевые банки и другие  кооперативные банки [32].

Развитие банковского сектора бывших социалистических стран (стран с переходной экономикой) в последние 10-15 лет происходило в необычайно сложных, а нередко и просто в экстремальных условиях. Проблемы, обусловленные собственно переходом экономики и ее банковского сектора от распределительных отношений и административных методов управления к рыночным моделям хозяйствования при существенной регулирующей роли государства, осложнялись негативными внешними воздействиями, связанными с финансовой глобализацией.

Децентрализация и приватизация в экономике, в том числе в банковском секторе, не во всех странах сопровождались адекватным и своевременным созданием необходимой правовой базы и соответствующих институтов. Нередко коммерческие банки начинали свою деятельность за несколько лет до принятия основополагающих законов, например, о байках и банковской деятельности или о центральном банке. Кроме того, принимаемые законы зачастую не были достаточно детализированными. Наиболее сильное отставание наблюдалось в сферах банковского законодательства, связанных с предупреждением банкротств, финансовым оздоровлением, реструктуризацией. Недостатки в создании институциональной базы банковского бизнеса отмечались и в Беларуси. Вместе с тем некоторые страны оперативно формировали необходимую для трансформации банковского сектора правовую и институциональную инфраструктуру.

Создаваемые в экстренном порядке институты (например, залога, аудита) нередко больше напоминали декорации, нежели эффективные инструменты рыночной экономики, поскольку в этих странах существовал огромный исторический разрыв в экономических, правовых, культурных и нравственных традициях. Институт собственности в силу специфики процессов приватизации также далеко не всегда играл должную роль. Многие государственные институты из-за коррупции и неэффективности не оказывали стабилизирующего воздействия па процесс реформирования экономики и банковского сектора.

Отставание от хода реальных процессов в банковском бизнесе еще отчетливее проявлялось на уровне подзаконных актов. Система расчетов, надзор н регулирование, валютное регулирование в странах с переходной экономикой не соответствовали практическим потребностям и тенденциям мирового развития. При этом правила регулирования и надзора не всегда учитывали новые виды рисков. Так, рекомендации и методики измерения рыночных рисков, рисков срочных операций, их учета в нормативах достаточности капитала появились только в середине 1990-х годов, хотя данные виды рисков начали стремительно повышаться под влиянием процессов финансовой глобализации еще с конца 1980-х годов.

В странах с переходной экономикой наблюдался серьезный макроэкономический дисбаланс, вызванный кризисом государственных финансов, высокой инфляцией, неэффективностью доминировавшего государственного сектора экономики (в том числе и государственных банков), нестабильностью торгового и платежного балансов, а, следовательно, и курса национальных валют. Это, безусловно, негативно сказалось па становлении переходных банковских систем капитализация коммерческих банков, особенно в сопоставлении с характером и уровнем принимаемых па себя рисков, была явно недостаточной. Капитал новых коммерческих банков быстро обесценивался в результате инфляционных процессов в экономике. Кроме того, на начальном этапе становления двухуровневых банковских систем отсутствовали жесткие требования к величине и качеству капитала кредитных организаций. В последующем их введение сталкивалось с жестким противодействием со стороны коммерческих банков. Еще большее сопротивление встречали требования об установлении минимальной величины собственных средств кредитных организации. Например, в России ее намеревались ввести только с 1 января 1999 г. (после 10 лет развития новой банковской системы), однако этим планам не суждено было сбыться вследствие системного банковского кризиса 1998 г.

Управление рисками банковской деятельности в странах с переходной экономикой было неэффективным. На начальном этапе становления двухуровневых банковских систем ощущался острый дефицит профессиональных кадров, отработанных технологий совершения банковских операций и управления рисками, необходимых информационных систем. Отсутствовали институты для решения проблемы информационной асимметрии, в частности, кредитные бюро, информационные центры по анализу ситуации в тех или иных отраслях экономики. Серьезной проблемой были доступность и качество информации о макроэкономической ситуации, состоянии банковского сектора. В бывших социалистических странах не была сформирована комплексная система защиты интересов кредиторов и вкладчиков. Вклады в банках не подлежали страхованию, и вкладчики в любой момент могли потерять свои сбережения. Обычными стали внезапные банкротства коммерческих банков со столь же внезапным исчезновением всех реальных активов, возникновение финансовых «пирамид». Неразвитость законодательства и процедур банкротства и санации банков делала уязвимыми перед лицом недобросовестных банкиров не только рядовых вкладчиков, по и всех кредиторов за исключением тех, кто участвовал в доведении банков до банкротства. Однако незащищенность прав кредиторов была губительна и для самих банков, поскольку в те годы недобросовестность заемщиков также получила широкое распространение.

В ходе реформ бывшие социалистические страны сделали чрезмерную ставку па открытость своих экономик для иностранных инвесторов. Это не привело к существенному росту капиталовложений в модернизацию национальных экономик, но зато повысило привлекательность их финансовых и валютных рынков для спекулятивного капитала. Во многих странах проводилась политика масштабных государственных заимствований па внутреннем и внешнем рынках, причем ее стратегия и тактика были крайне выгодными для спекулянтов, игравших па понижение курсов государственных цепных бумаг и национальных валют.

Отмеченные факторы способствовали возникновению общеэкономических, валютных и системных банковских кризисов в странах с переходной экономикой. Существенную роль в этом сыграло и неблагоприятное внешнее воздействие. Например, кризисы в России, Украине, Грузии и ряде других стран были спровоцированы наряду с прочими факторами и паникой инвесторов после начала масштабного кризиса в странах Юго-Восточной Азии.

Рассмотрим подробнее ситуацию в некоторых бывших социалистических странах Восточной Европы на примере Румынии.

В 1991 г. в Румынии были приняты законы «О банковской деятельности» и «О статусе Национального банка Румынии (НБР)», разработанные при активном участии экспертов Всемирного банка и ряда международных финансовых организаций. В результате сложилась двухуровневая банковская система с развитым банковским законодательством. Деятельность Сберегательного банка была ограничена расчетно-депозитными операциями, а создававшиеся коммерческие байки играли роль универсальных кредитных институтов. По инициативе НБР в банковском секторе были введены международные стандарты финансовой отчетности, регулирования и надзора. Так, в 1992 г. требование к достаточности капитала было установлено на отметке 2 млн. экю, в 1996 г. – 5 млн. экю, впоследствии – 5 млн. евро. В 1996 г. коэффициент достаточности капитала был установлен па уровне 8% (ранее — 6%) [31]..

В 1994 г. Национальный банк Румынии ужесточил систему управления кредитными рисками в коммерческих банках, введя пять категорий надежности банковских кредитов и пять категорий заемщиков. Норматив риска па одного заемщика был установлен на уровне 20% от капитала банка. По всем кредитам, превышающим 10% величины капитала, банки обязаны ежемесячно представлять отчетность в Национальный банк Румынии. Для открытия кредитных линий, характеризующихся повышенным риском, требуется разрешение Национального банка Румынии. Инвестиционные кредиты не должны превышать 20% величины собственных вложений заемщиков. В 1996 г. Национальный банк Румынии выделил специальные стабилизационные кредиты двум крупным банкам, находившимся па грани банкротства. Одновременно правительство приняло постановление о создании фонда гарантирования депозитов физических лиц. На Национальный банк Румынии возложены функции надзора за проблемными банками и процессом их реструктуризации.

Румынское законодательство достаточно благоприятно для иностранных инвестиций, в том числе в банковский сектор. В 1990-е годы в стране было открыто 8 отделений иностранных банков и 19 банков с иностранным участием.

Акционером двух банков стал Европейский банк реконструкции и развития.

Румынии удалось избежать полномасштабного системного банковского кризиса, а банковская система в целом доказала свою устойчивость. Этому способствовали следующие факторы[33] :

  • Национальный банк Румынии установил жесткие требования к лицензированию деятельности банков, достаточности собственного капитала и его адекватности уровню рисков, к системе управления рисками в банках;
  • в банковском секторе осуществлялось эффективное регулирование процентных ставок по кредитам, депозитам и другим видам активов и пассивов балкон;
  • была введена обязательность регулярного раскрытия информации о финансовом состоянии кредитных организаций;
  • бюджетные средства проводились исключительно по счетам казначейства, что позволило предотвратить их использование в целях спекуляции на финансовых рынках.

Вместе с тем для банковской системы Румынии характерны проблемы, во многом схожие с проблемами в других странах с переходной экономикой. Назовем, прежде всего, высокую степень монополизации на рынке банковских услуг. Так, па долю крупнейшего Коммерческого банка Румынии приходится почти 70% кредитов банковского сектора. Основная часть депозитов населения находится в Сберегательном банке. Почти 70% совокупных банковских активов сконцентрированы в четырех крупнейших банках. Неэффективно соотношение работающих и неработающих активов из-за недостаточного развития рынка цепных бумаг и ограниченности кредитования реального сектора экономики. Слаба ресурсная база коммерческих банков, сильно зависящая от рефинансирования со стороны центрального банка. Отметим и высокий уровень проблемных кредитов в совокупном кредитном портфеле банковского сектора вследствие неплатежеспособности многих предприятий.

В результате проведенного в первой главе исследования можно сделать выводы:

- Банковская система — это совокупность дополняющих друг друга элементов (центрального банка, других банковских институтов, банковской инфраструктуры), находящихся в тесных отношениях и связях между собой и с внешней средой, сложившаяся исторически и нацеленная на достижение цели устойчивого развития экономических процессов.

Информация о работе Основные направления и перспективы развития банковской системы Республики Беларусь