Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 17:46, курсовая работа
Цель курсовой работы – выявление особенностей путей совершенствования и реформирования системы ЖКХ.
Задачи данной курсовой работы заключаются в:
- раскрыть основные принципы функционирования комплекса ЖКХ;
- проанализировать достигнутый уровень развития ЖКХ;
- выявить текущие проблемы комплекса ЖКХ;
- определить потребности в жилищной обеспеченности и жилищно-коммунальном обслуживании населения;
- изучить основные составляющие проводимой реформы ЖКХ, ее достоинства и недостатки;
- исследовать основные направления совершенствования системы ЖКХ;
Введение …………………………………………………………………….…..4
Глава 1 Сущность структура жилищно-коммунального хозяйства…………6
1.1 История развития жилищно-коммунального хозяйств…………..6
1.2 Основные понятия жилищно-коммунального хозяйства………...8
1.3 Сущность жилищно-коммунального хозяйства………………….12
1.4 Структура жилищно-коммунального хозяйства………………….13
Глава 2 Основные направления реформирования жилищно-коммунального
хозяйства………………………………………………………………………14
2.1 Реформа жилищно-коммунального хозяйства……………………14
2.2 Основные цели и задачи реформирования жилищно-коммунального хозяйства………………………………………………………27
Глава 3.Экономические проблемы регионов и отраслевых комплексов…29
3.1 Перспективы реформирования жилищно-коммунального комплекса в современной системе регионального хозяйства России……………………29 Заключение ………………………………………………………………………43
Список источников и литературы …………………………………………..….46
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Ижевский государственный
(ФГБОУ ВПО «ИжГТУ имени М. Т. Калашникова»)
Кафедра «История российской государственности»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по теме:
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖКХ
Ижевск 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………………….…..
Глава 1Сущность структура жилищно-коммунального хозяйства…………6
1.1 История развития жилищно-коммунального хозяйств…………..6
1.2 Основные понятия жилищно-коммунального хозяйства………...8
1.3 Сущность жилищно-коммунального хозяйства………………….12
1.4 Структура жилищно-коммунального хозяйства………………….13
хозяйства………………………………………………………
2.1 Реформа жилищно-коммунального хозяйства……………………14
2.2Основные цели и задачи реформирования
жилищно-коммунального хозяйства………………………………………………………
Актуальность изучаемой темы обусловлена, уровень обеспечения населения жилищно-коммунальными услугами – один из самых важных показателей качества жизни на территории муниципального образования. Предприятия, входящие в жилищно-коммунальный комплекс, – поставщики ресурсов, управляющие и подрядные организации, органы регионального управления и местного самоуправления – должны согласовывать свои действия в целях повышения качества жилищно-коммунального обслуживания. Важнейшим аспектом является принцип конкурентоспособности, определяемый наличием конкурентных преимуществ у предприятий и организаций, предоставляющих услуги, которые должны обеспечиваться ресурсосберегающими и инновационными подходами, развитием конкуренции и формированием социально-ориентированной политики, а также условиями, определяющими качество системы управления объектами ЖКХ. Управление муниципальным жилищно-коммунальным комплексом относится в основном к компетенции поселений. На муниципальные районы возложены межпоселенческие функции: организация электро- и газоснабжения в границах муниципального района, содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования между населенными пунктами муниципального района с соответствующими инженерными сооружениями, организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, содержание межпоселенческих мест захоронения и оказание ритуальных услуг. Реформа ЖКХ была и остается многоэлементным процессом, в котором должно гармонично сочетаться принятие и реализация экономически оправданных административных, технических, технологических, институциональных, финансовых, социальных, политических и других решений, а так же грамотно поставленная информационно-пропагандистская кампания, которая обязана сделать население союзниками и главными участниками процессов преобразований в этой жизненно важной сфере.
Степень изученности. Исследовались основные направление
реформирования ЖКХ в РФ, в частности,
проблемы не освоенности рыночных механизмов
саморазвития, отсутствия накопления
материальной базы для непрерывной модернизации,
изношенности очистительных систем, большой
неучтённый расход ресурсов (например,
воды), а так же проблемы задолженности
местных бюджетов.
Объект исследования – является основные направления
реформирования ЖКХ.
Цель курсовой работы – выявление особенностей путей совершенствования и реформирования системы ЖКХ.
Задачи данной курсовой работы заключаются в:
- раскрыть основные принципы функционирования комплекса ЖКХ;
- проанализировать достигнутый уровень развития ЖКХ;
- выявить текущие проблемы комплекса ЖКХ;
- определить потребности в жилищной обеспеченности и жилищно-коммунальном обслуживании населения;
- изучить основные составляющие проводимой реформы ЖКХ, ее достоинства и недостатки;
- исследовать основные направления совершенствования системы ЖКХ;
Источниковая база были изучены и проанализированы следующие нормативные документы: Конституция РФ от 12.12.1993, Жилищный кодекс РФ, распоряжение Правительства РФ от 02.02.2010 № 102-р, которым утверждена Концепция федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 годы», а так же следующие работы ведущих ученых в данной области: Галямова Ю.Ю., Зотова В.Б., Мухаева Р.Т., Попова В.К., Смирнова Е.Б., Чернышева Л.Н. и др1. Из периодической литературы использовались журналы «ЖКХ-Журнал руководителя и главного бухгалтера».
Методологическую основу данной курсовой работы вступают: метод аналогии; системный анализ, системный подход, теория систем
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы.
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА.
Процесс развития жилищно-коммунального хозяйства очень бурно шел на рубеже XIX-XX веков, но революция и последующая за ней гражданская война прервала этот процесс. Многие города пришли в упадок, многие системы городского хозяйства были разрушены. В это время происходило заселение в квартиры бедных граждан, стали преобладать коммунальные заселения. Квартплаты не было, так как практически никакие услуги жителям не предоставлялись. Жилой фонд был оставлен без внимания.
В 20-е годы прошлого века был осуществлен переход к новой рыночной экономике, произошло восстановление твердой российской валюты. Это позволило произвести определенные реформы в сфере жилищного хозяйства, частично восстановить жилищный фонд и коммунальные системы. Для решения хозяйственных вопросов было создано управление коммунального хозяйства, которое восстановило квартплату за пользование различными жилищно-коммунальными услугами. Населению допускалось приобретать жилье в различные формы собственности. В конце 20-х годов управление жилищно-коммунального хозяйства строилось на принципе двойного подчинения: центральным органам власти и местным Советам, которые представляли соответствующие исполкомы городов и районов. Основные ресурсы находились у государства, которое в свою очередь распределяло их между ведомствами, находящимися под контролем Коммунистической партии.
Управляющая организация – юридическое
лицо, созданное для управления, эксплуатации,
технического и санитарного содержания
многоквартирных домов. Доверенное лицо
собственников помещений в многоквартирном
доме, их полномочный представитель в
отношениях с третьими лицами, осуществляющими
оказание работ и услуг.
ТСЖ (товариществом собственников жилья) – некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме.
Управление многоквартирным домом – процесс обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.3
Жилищно-коммунальные услуги - услуги управляющей компании по поддержанию и восстановлению надлежащего технического и санитарно-гигиенического состояния зданий, сооружений, оборудования, коммуникаций и объектов жилищно-коммунального назначения, вывозу твердых бытовых отходов и КГМ, подаче потребителям ресурсов (электрическая энергия, питьевая вода, тепловая энергия, горячая вода). Под объектами жилищно-коммунального назначения понимают объекты внешнего благоустройства территории городов и населенных пунктов (зеленые насаждения, пешеходные дорожки, объекты инженерной защиты территории, а именно, водоотводные и дренажные системы, уличное освещение, объекты санитарной уборки и др.), а также обустроенные площадки, стоянки, участки, устройства и конструкции из различных материалов, размещенные на придомовой территории.4
Ресурсоснабжающая организация - юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.
Содержание и техническое обслуживание/эксплуатация здания - комплекс услуг по содержанию, техническому обслуживанию, уборке (санитарная очистка здания и придомовой территории), диагностике здания, техническому надзору за его состоянием, комплекс операций по поддержанию его работоспособности.
Диспетчерское обслуживание здания - комплекс операций по приему, регистрации, учету заявок потребителей на оказание жилищно-коммунальных услуг и контроль их качественного и своевременного исполнения.
Аварийное обслуживание здания - комплекс первоочередных операций и мероприятий по незамедлительному устранению аварий и неисправностей, сохранению и восстановлению условий, необходимых для жизнеобеспечения и безопасности потребителей.
Собственник жилого помещения - лицо, осуществляющее право владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Кодексом РФ.
Жилое помещение - изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме - межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно - техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.