Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 12:55, статья
Развитие экономики от индустриального типа к постиндустриальному связано с увеличением значимости такого ресурса, как информация. Не случайно, в качестве модели будущего рассматривается многими исследователями именно постиндустриальная информационная экономика. Для решения вопросов поиска, обработки, распределения информации, которые встают практически при осуществлении всех бизнес-процессов, все более широкое применение находят информационные компьютерные технологии. Все чаще информационные технологии и крупнейшие информационные магистрали становятся основой бизнеса многих участников рынка. Это, безусловно, также связано с такими явлениями, как глобализация и интеграция рынков капитала.
Тема 8. Особенности управления высокотехнологичными
информационными компаниями. Особенности
структуры высокотехнологичных информационных
компаний.
Развитие экономики от индустриального типа к постиндустриальному связано с увеличением значимости такого ресурса, как информация. Не случайно, в качестве модели будущего рассматривается многими исследователями именно постиндустриальная информационная экономика. Для решения вопросов поиска, обработки, распределения информации, которые встают практически при осуществлении всех бизнес-процессов, все более широкое применение находят информационные компьютерные технологии. Все чаще информационные технологии и крупнейшие информационные магистрали становятся основой бизнеса многих участников рынка. Это, безусловно, также связано с такими явлениями, как глобализация и интеграция рынков капитала.
В современном деловом мире преимущества получают те компании, которые не только должны успевать реагировать на все изменения внешней среды, но и стремиться самим влиять на эту среду создавая новые рынки. Именно таким рынком в стадии становления является рынок на котором активно не только ищут, но и создают свою нишу высокотехнологичные информационные компании.
Как уже отмечалось1, по видам деятельности к высокотехнологичным IT-компаниям можно отнести следующие компании:
По видам деятельности к высокотехнологичным IT-компаниям можно отнести следующие компании:
Стремительное развитие информационных технологий в последнее время породило особенный пласт организаций, чья деятельность целиком и полностью связана с информационными технологиями и глобальными информационными магистралями (назовем их организации группы А). Области деятельности таких организаций могут совпадать с областями традиционных организаций, например, розничная торговля, но посредством только интернет-магазинов (компания вида 4) по вышеприведенной классификации), или же являться совершенно новыми, связанными именно с развитием самих технологий (компании 1-3, 5).
В таких организациях информационные технологии - это фундамент существования бизнеса организаций. Это могут быть компании сами создающие высокотехнологичные продукты, т.е. производители аппаратного или программного обеспечения. Можно назвать их традиционными высокотехнологичными компаниями, имеющими хорошо развитые традиционные каналы сбыта продукции, пользующиеся традиционными формами ведения продаж и пр. С другой стороны, к высокотехнологичным компаниям также относятся и компании, для которых информационные технологии и информационное пространство - это основное средство распределение, обмена, торговли теми или иными товарами/услугами (в первую очередь WEB-компании). Особенность данных компаний в том, что они часто работают лишь на электронных рынках, не занимая никаких позиций, например, в случае интернет-магазинов, на рынке традиционной торговли.
Кроме компаний, чья деятельность связана только с информационными технологиями, как фундаментом построения бизнеса, неменьшую исследовательскую ценность представляют и компании, имеющие развитые традиционные направления коммерческой деятельности (организации группы В, компании вида 4)). Развитие информационных технологий привело к появлению новых рынков, новых способов взаимодействия между партнерами и клиентами. Все чаще такие компании выходят на высокотехнологичные рынки, ставя перед собой вполне определенные цели.
Две области электронной коммерции, B2B (business-to-business) и B2C (business-to-customers), формируют два основных вида виртуальных рынков: электронные порталы для торговли между предприятиями и розничные торговые площадки в сети.
На этих рынках компании выбирают те или иные модели ведения подходящего им бизнеса. Даниэлем Дженелом (Daniel S. Janal) выделяются несколько таких основных направлений или бизнес-моделей2. Первое направление связано с продажей рекламного места на информационных виртуальных пространствах. Это модель ведения бизнеса информационных провайдеров. Другое направление, для компаний - производителей программного обеспечения, связано с созданием и распространением новых и обновленных программных продуктов посредством сети Интернет. Следующее направление - создание электронных библиотек, платных подписок. Возможно также построение бизнеса по проведению консультаций, обучения через сеть. Ну и конечно же, он-лайновая продажа товаров для сетевых или традиционных торговых компаний.
Кроме этих, ставшими уже традиционными направлениями, широко развиваются разнообразные модели интернет-трейдинга, как на фондовых, так и товарных рынках. Использование интернет-технологий и выход на рынок электронной коммерции дает предприятиям возможность идентификации каждого конкретного клиента, что в свою очередь значительно расширяет возможности самой компании с точки зрения общения с потребителями. На этом основаны широко разрабатывается CRM-системы. Развиваются и разнообразные логистические интернет-системы и многое другое. Все это еще раз подтверждает необходимость выхода компаний на электронные рынки B2B и B2C.
Так или иначе, но для своей работы все высокотехнологичные компании требуют каналы обмена информацией как между своими структурными подразделениями, так и для контакта с потребителями и поставщиками. Сеть Интернет и является тем самым каналом связи, с одной стороны, и основой рынка e-commerce компаний, с другой. Она обеспечивает коммуникацию как с элементами внешней среды, так и с подразделениями и функциональными группами самой компании.
На начальном этапе развития электронной коммерции главными участниками этих рынков были исключительно компании группы А. Даже сейчас регулярно упоминается, что до сих пор “нет ни одной сферы электронной коммерции, в которой лидировала бы традиционная торговая компания”3. В литературе рассматриваются аналогичные модели электронного бизнеса. Считают также и то, что большинство компаний будет использовать смесь моделей (с одной стороны, компании, которые раньше имели только традиционный бизнес и стали расширять свою деятельность в сторону электронного, а с другой стороны, ведение бизнеса исключительно через Internet)4. На наш взгляд, не последняя роль в этом принадлежит и менеджменту таких компаний и стратегии развития. Тем не менее, огромное количество компаний традиционного типа (В) пытаются выйти на рынок электронной коммерции, внедрить информационные технологии в существующие бизнес-процессы, что требует от них переосмысления существующих методов управления с учетом возникающей специфики.
Проблематика основных особенностей управления IT-компаниями связана со спецификой ряда элементов (факторов) процесса управления и самой организации. Среди них наиболее значимы: структура организации, структура собственности, технологии, люди, а также ряд внешних факторов: общее развитие технологий, конкуренция, социальное и культурное воздействие, которые, к сожалению, не входят в рамки данной работы.
Структура организации может очень резко отличаться от традиционной иерархической структуры. Особенность такова, что в структуре таких организаций может присутствовать какой-либо динамический компонент, вплоть до полного отсутствия статических компонентов. Возможно построение организаций, в которых подразделения будут связаны только виртуально и связи могут существовать лишь при наличии общей цели. Таким образом, складывается ситуация, когда как таковая организация существует только в какой-то дискретный момент времени, при достижении определенной цели. В то время как для достижении другой цели, может фактически сформироваться новая организация с новой структурой и функциональными элементами. Данные особенности сами обусловлены такими факторами, как персонал и технологии.
При этом, наряду с традиционными в нашем понимании компаниями, по формам организации бизнеса, на этом рынке появляются и, так называемые виртуальные компании. Существование виртуальной реальности, как имитации реальных процессов разработок и производства в кибернетическом пространстве, которое одновременно является и средой и инструментом5, обуславливает и появление соответствующих виртуальных предприятий, действующих на соответствующих виртуальных рынках. Виртуальные рынки характеризуются свободным доступом к рынку и равноправием партнеров, добровольным участием и подверженностью рыночных событий влиянию участников, повышением прозрачности рынка с одновременным снижением различий в степени информированности партнеров.
Виртуальное предприятие - это сообщество территориально разобщенных сотрудников, которые обмениваются продуктами своего труда и общаются исключительно электронными средствами, при минимальном или полностью отсутствующем личном контакте6.
По мнению В.С.Ефремова, в виртуальных предприятиях не протекают процессы организации, производства, реализации продукции, конкуренции и инвестирования7. С возникновением конкретной потребности у конкретного потребителя практически мгновенно возникает организационная структура, порождающая конкретный отклик на данную потребность. С данным мнение можно согласиться лишь частично: данные процессы протекают в несколько иной форме, чем в традиционных предприятиях и компаниях. Именно высокотехнологичные компании сейчас все чаще образуются в виде виртуальных предприятий. Процессы организации, производства, инвестирования в виртуальных предприятиях имеют иные объекты: в первую очередь это идеи, и люди - носители этих идей - владельцы интеллектуального капитала.
В качестве примера можно рассмотреть модель открытой разработки Эрика Рэймонда (Eric S. Raymond)8, которая наглядно иллюстрирует возможную структуру виртуального предприятия (результатом функционирования такой организации является, например, операционная система Linux). Согласно этой модели понятие организации заменяется понятием проекта. Проект - это совокупность работ, осуществляемых для достижения некоторых объявленных целей (с точки зрения классического менеджмента организация определяется как совокупность предметов и людей, управляемые для достижения определенных целей). Имеется держатель, или хозяин, или владелец (owner) проекта, осуществляющий общую координацию работ по проекту, сбор и обработку поступающей информации. Есть также участники, или конкретные исполнители, осуществляющие программирование, отладку, тестирование. Присоединиться к участникам может любой пользователь Internet, обладающий необходимым уровнем подготовки. Участники формируют общественное мнение, определяющее направление развития проекта.
Вообще, проект является одним из ключевых понятий в высокотехнологичных компаниях. Часто бывает так, что компания создается именно для реализации какого-либо проекта, либо организация рассматривается как совокупность осуществляемых проектов. Если все проекты реализованы, а новые не возникают, то для высокотехнологичной компании это может означать конец функционирования, что может быть связано не только с субъективными причинами (достижение цели функционирования организации), но и с объективными законами рынка на котором эти компании функционируют. Это в первую очередь постоянные нововведения, позволяющие уцелеть в условиях высокой конкуренции.
Данный пример открытой разработки можно рассматривать как одну из крайних позиций построения высокотехнологичных IT-компаний, или, вернее сказать, отдельных групп-разработчиков. Естественно, более часто встречается традиционная структура. Однако, не следует рассматривать данный пример как исключение из правила. Виртуальные компании часто создаются с целью реализации программных разработок, требующих участия грамотных узкоспециализированных специалистов привлечь которых на постоянную работу в ту или иную фирму не всегда целесообразно. Так называемое оффшорное программирование является достаточно существенным сегментом высокотехнологичного рынка и его объемы исчисляются миллиардами долларов на мировом рынке и сотнями миллионов на российском рынке. Аналогичным по своей сути являются и широко используемые в интернете различные affilate-программы, реализующие возможности удаленной дистрибуции информационных услуг или товаров.
Стоит также повторить,
что именно проекту, как способу
ведения бизнеса, в таких компания
уделяется существенное
К примеру в компании Microsoft широкое развитие получила модель команды Microsoft Solutions Framework. Модель команды – составная часть идеологии MSF. Она оговаривает каким образом должны организовываться группы и каким принципам они должны следовать чтобы успешно разрабатывать ПО9. Модель команды специфична, но в рамках MSF она является отправной точкой. Отдельные проектные команды могут применять ее идеи по-разному, в зависимости от масштабов и специфики проекта, а также от навыков членов команды. В тоже время, модель команды MSF – это НЕ модель организационной структуры. Часто встает вопрос о том, кто же руководитель, который за все отвечает? Организационная структура описывает, кто кому подчиняется, и кто за все отвечает. В отличие от этого, модель команды MSF описывает ключевые роли и обязанности в команде, но не определяет структуру управления командой с точки зрения кадровой службы. Часто проектная команда состоит из представителей нескольких различных организаций, которые могут отчитываться перед различными руководителями.
Организационная структура многих информационных высокотехнологичных компаний часто представляет собой в первую очередь переплетение команд и проектов, как в случае с компанией Microsoft. Это переплетение как бы скрывает существующую вертикальную структуру. В компаниях могут отсутствовать четкие организационные границы. Основная работа руководства - координация команд специалистов для достижения целей компании в целом. Такая организация действительно позволяет вести одновременно, а не последовательно многие проекты, что ускоряет процесс производства конечных продуктов или услуг. Однако, это может привести и к некоторым негативным моментам в отношении мотивировки персонала. Потому и является чрезвычайно значимой задача формирование корпоративной культуры и организационного поведения.
При выходе традиционной компании на высокотехнологичные рынки с их спецификой важно очень тщательно отнестись к формированию новой структуры компании. Согласно Питеру Ф. Друкеру, анализировавшему инновационную предпринимательскую деятельность, прежде всего следует обратить внимание на то, чтобы все новое создавалось отдельно от старого.10 Как показывает опыт, все попытки превратить существующее подразделение в носителя инновационного проекта заканчиваются провалом. Особенно ярко эта тенденция проявляется в отношении крупных предприятий, но это не значит, что она характерна для средних и даже небольших. Это связано с тем, что основные силы предприятия направляются в первую очередь на выполнение текущих задач, прибыль от которых очевидна11 и этапы работ уже отлажены. Вообще, система проектов является основной при построении внутренней структуры высокотехнологичных компаний и ИТ-подразделений традиционных компаний.
Информация о работе Особенности управления высокотехнологичными информационными компаниями