Оценка влияния факторов на изменение себестоимости и изыскание путей ее снижения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 23:56, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является анализ себестоимости перевозок и изыскание путей ее снижения в ООО «Альметьевское УТТ». Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность анализа себестоимости продукции и зоны безопасности предприятия;
определить влияние факторов на изменение точки безубыточности и зоны безопасности предприятия;
выявить динамику технико-экономических показателей работы предприятия за период 2004-2006 гг;
определить динамику себестоимости в 2004 и 2006 годах по ООО «Альметьевское УТТ» и факторы, повлиявшие на ее отклонение;
выявить пути снижения себестоимости и влияние проводимых мероприятий на снижение затрат предприятия;
рассмотреть вопросы безопасной жизнедеятельности предприятия.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1. Себестоимость продукции и зона безопасности предприятия . . . . . . . . . . . 8
1.1.Методика анализа себестоимости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
1.2.Методика расчета безубыточного объема продаж
и зоны безопасности предприятия в натуральном
и стоимостном выражении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
1.3.Методика расчета влияния факторов на изменение
точки безубыточности и зоны безопасности предприятии . . . . . . . . . . . . .15
1.4.Порядок определения критической величины постоянных
расходов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
2. Организационно- экономическая характеристика ООО «Альметьевское
УТТ» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18
2.1.Общие сведения и характеристика деятельности
ООО «Альметьевское УТТ» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
2.2.Обслуживаемые заказчики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21
2.3.Организационная структура ООО «Альметьевское УТТ» . . . . . . . . . . 24
2.4. Динамика технико- экономических показателей работы
ООО «Альметьевское УТТ» за период 2004-2006 гг. . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
3. Анализ издержек производства в ООО «Альметьевское УТТ» . . . . . . . . . .38
3.1.Анализ структуры себестоимости перевозок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .38
3.2.Анализ общей суммы затрат . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
3.3.Влияние на себестоимость изменения затрат
и объема выполненной работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .45
3.4.Анализ доли переменных, постоянных расходов
и доли заработной платы водителей в себестоимости . . . . . . . . . . . . . . . . 49
3.5.Анализ функциональной связи между затратами,
объемом услуг и прибылью. Определение безубыточного
объема оказания услуг и зоны безопасности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
3.6.Анализ факторов изменения точки безубыточности
и зоны безопасности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .63
3.7.Определение критической суммы постоянных расходов . . . . . . . . . . . 64
3.8. Мероприятия направленные на снижение
себестоимости в ООО «Альметьевское УТТ» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65
3.9. Влияние проводимых мероприятий на снижение затрат . . . . . . . . . . .70
4. Безопасная жизнедеятельность ООО «Альметьевское УТТ» . . . . . . . . . . . 72
4.1. Экологическая экспертиза безопасности предприятия . . . . . . . . . . . . 72
4.2. Производственная безопасность и программа производственного
контроля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81
4.3. Оценка возможной обстановки на территории предприятия при
возникновении чрезвычайных ситуаций природного техногенного
характера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .88
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа окончательный вариант.doc

— 1.79 Мб (Скачать файл)

     Разграничить влияние  изменения общей суммы расходов  и объема выполняемой работы  на изменение себестоимости  S можно по формуле

 S=S’- Sa+ Sa- S,                                           (3.4)

где S’-S- относительное отклонение по себестоимости, руб/т-км;

Sa- S  - допустимое отклонение по себестоимости, руб/т-км.

     Аналитическое значение  себестоимости может быть рассчитано по формуле

                                    (3.5)

где С - общая сумма затрат предшествующего года, тыс. руб;

Дс - допустимое отклонение по общей сумме затрат, тыс. руб.

     Тогда

                                  (3.6)

так как С’-Сас,

где Ос-относительное отклонение по общей сумме затрат, тыс. руб;

                                         (3.7)

или в процентах



                       (3.8)


где SС- влияние изменения общей суммы затрат на себестоимость перевозок, руб/т-км;

SР - влияние изменения грузооборота на себестоимость перевозок, руб/т-км.

     Влияние изменения  общей суммы затрат и грузооборота на себестоимость в процентах

                                         (3.9)

     Преобразуем формулу 3.9 следующим образом

                       (3.10)

то

                      (3.11)     

где -относительное отклонение по себестоимости, или влияние на себестоимость относительного отклонения по общей сумме затрат, %;

- влияние на себестоимость допустимых отклонений по общей сумме затрат, %.

     Используя вышеприведенные  формулы, проведем расчет по ООО «Альметьевское УТТ» по данным итоговой строки таблицы 3.2:

     Из расчетов следует:

  1. Неэкономное расходование материалов и денежных средств увеличило себестоимость на 32,65% ((18,98-14,42)/13,98*100%=32,6%)
  2. Допустимые отклонения по общей сумме затрат способствовали возрастанию себестоимости на 30,19%;
  3. Изменение общей суммы затрат обусловило рост себестоимости на 62,84%;
  4. Увеличение грузооборота снизило себестоимость на 27,06%;
  5. Допустимое отклонение по себестоимости составляет 3,15% ((14,42-13,98)/13,98*100)

     Допустимое отклонение  получается тогда со знаком  «+», когда затраты по нормам 2004 года растут быстрее грузооборота.

     Так, в  ООО «Альметьевское УТТ» допустимое отклонение составляет +41,39%, а прирост грузооборота только на 37,1%.

Результаты анализа  на данном этапе можно отразить следующей схемой (рис. 3.3):

                                                 S=35.77


 

              SC=+62.84                                       SP=-27.06


 


                                   


 

                                            +30.19%                  

      

 


 

 

 

Рис 3.3 Влияние изменения суммы затрат и объема выполненной работы на себестоимость

 

     Последующие  аналитические расчеты должны  показать, как формировались величины  SC. Для этого необходимо все данные граф 6,7,8 таблицы 3.3 умножить на величин 100/Пр (См. табл. 3.4).

100/Пр=100/137,1=0,729.

 

 

Таблица 3.4

Влияние на себестоимость  изменения затрат по каждой статье

Статьи затрат

Влияние отклонений по каждой статье затрат на себестоимость, %

 

абсолютных

допустимых

относительных

1

2

3

4

1. Заработная плата  водителей с начислениями

+16,33

+21,85

-5,51

2. Переменные расходы

+30,53

+8,32

+22,20

в т.ч. топливо

+21,12

+4,33

+16,79

смазочные материалы

+0,47

+0,31

+0,16

Износ и ремонт шин

+1,41

+0,81

+0,60

Запасные части

+7,25

+1,67

+5,58

Амортизация подвижного состава

+0,28

+1,20

-0,92

3. Постоянные расходы  (ОХР).

+15,94

0

+15,93

ИТОГО

+62,80

+30,20

+32,60


 

 

 

3.4. Анализ доли переменных, постоянных расходов и доли заработной платы водителей в себестоимости


 

 

     Анализ  себестоимости можно проводить  и по-другому, изучая изменение каждой доли себестоимости: доли переменных расходов S1, доли заработной платы водителей S2 и доли постоянных расходов S3.

 

где Р1- выработка на 1 км пробега в тонно-километрах.

     В формулах 3.12, 3.13, 3.14 соответственно: первая часть S1, вторая часть- S2, третья- S3.

Влияние на себестоимость изменения  долей затрат

Таблица 3.5

 

Показатели

2004 год

2006 год

2006 в % к 2004

Изменение доли затрат

       

Руб.

%

Доля переменных расходов

0,63

0,89

141,27

0,26

41,27

Доля заработной платы

0,31

0,45

145,16

0,14

45,16

Доля постоянных расходов

0,46

0,55

119,57

0,09

19,57

Итого себестоимость

1,4

1,9

135,71

0,50

35,71


 

 

2004 год

2006 год

способ 1

способ 2

Доля переменных расходов

45,16

46,71

18,32

18,32

Доля заработной платы

22,20

23,96

10,33

10,33

Доля постоянных расходов

32,64

29,28

7,11

7,11

Итого себестоимость

100

100

35,76

35,76


 

     При расчете 1 способом  необходимо изменение доли затрат  в рублях разделить на себестоимость 2004года и умножить на 100%.

     2 способ расчета основан на следующей зависимости (дается на примере доли переменных расходов):

где SS1- изменение себестоимости за счет доли переменных расходов, %;

Спер/С*100= Чпер - доля переменных расходов в себестоимости 2004 года в процентах.

     1. Анализ доли переменных расходов. Как видно из формул 3.12, 3.13, 3.14, доля переменных расходов зависит от общей суммы затрат, общего пробега и выработки на 1 км пробега. Первый и второй факторы обуславливают изменение затрат на 1 км пробега.

     Изучим  сначала затраты на 1 км пробега  З1

     Используя  прием исчисления разницы, определим раздельное влияние на З1 общего пробега и общей суммы переменных расходов:

 

     Таким образом можно сделать вывод что увеличение доли переменных расходов привело к увеличению затрат на 1 км пробега на 1,39 рубля, а изменение общего пробега снизило затраты на 1 км пробега на 0,38 рубля.

     Теперь проанализируем влияние  на долю переменных расходов изменение затрат на 1 км и выработки на 1 км пробега Р1. Для этого воспользуемся такой записью:

тогда


 

  (3.16)

                                              

 

 

 

    Цифрами обозначено влияние  на долю переменных расходов изменения:

  1. общей суммы переменных расходов;
  2. общего пробега;
  3. выработки в тонно-километрах на 1 км;
  4. затрат на 1 км;
  5. грузооборота.

     Что бы получить  в процентах, нужно выражение 3.16 поделить на Спер/Р и умножить на 100:


                                                                

 

 

 

     В ООО  «АльметьевскоеУТТ» выработка в тонно-километрах на 1 км пробега составляет: 2004 год-2,985; 2006 год-3,267. ПР1=109,45.

Затраты на 1 км пробега: 2004 год-4,17 руб.; 2006 год- 6,20 руб.

Расчет по формуле 3.17 даст следующий результат:

     Изменение  доли переменных расходов и  себестоимости за счет доли  переменных расходов в рублях формировалось следующим образом (См. табл. 3.5)

0,63(67,64-18,44-8,63)/100=0,43-0,12-0,05=+0,26 рубля.

     Таким образом,  расчеты показывают, что доля  переменных расходов и вся  себестоимость изменилась за  счет:

  1. Общей суммы переменных расходов на 0,43 рубля (30,55%);
  2. Общего пробега на –0,12 рубля (8,33%);
  3. Выработки на 1 км пробега на –0,05 рубля (3,9%);
  4. Затрат на 1 км пробега на +0,31 рубля (22,22%);
  5. Грузооборота на –0,17 рубля (12,32%).

     Изменение  всей себестоимости за счет  указанных факторов в процентах:

45,16(67,64-18,44-8,63)/100=30,55-8,33-3,9=18,32%.

В данном случае результаты расчета по формуле 3.17 умножены на Чпер/100, то есть использован 2 способ расчета.

     Совместное  влияние общей суммы переменных  расходов и грузооборота увеличило  себестоимость на 0,26 рубля.

     Совместное влияние затрат на 1 км пробега и выработки на 1 км пробега дает тот же результат +0,26 рубля.

     2. Анализ  доли заработной платы водителей.  На долю заработной платы водителей  в себестоимости S2 влияет темп роста фонда заработной платы водителей и грузооборота.

     Влияние  каждого из этих факторов на  изменение S2 рассчитываем по формулам (3.18).

 


 

где ЗПВ, Р - соответственно изменение доли заработной платы водителей за счет отклонения отчетного фонда заработной платы водителей от базисного и изменения грузооборота.

    

     Доля заработной  платы водителей увеличилась  за счет отклонения фонда заработной  платы 2000 года от 1999 года на 73,59% и за счет изменения грузооборота на –27,06%.

     Изменение  доли заработной платы водителей  и всей себестоимости за счет  доли заработной платы водителей  в рублях формировалось так:

0,31*(73,59-27,06)/100=0,2281-0,0839=0,1442;

     Изменение  всей себестоимости за счет  указанных факторов в процентах будет следующим (См. табл. 3.5)

22,2*46,53/100=0,222(73,59-27,06)=16,34-6=10,34%

     3. Анализ  доли постоянных расходов. На  уровень постоянных расходов S3 в себестоимости оказывает воздействие отклонение фактически выполненного грузооборота от базиса и фактической суммы постоянных расходов от базиса.

     Для определения  влияния указанных факторов на  долю постоянных расходов в  себестоимости перевозок можно воспользоваться формулой (3.19), которая выводится аналогично формуле (3.18),

где Спост, Р - соответственно изменение доли постоянных расходов за счет общей суммы постоянных расходов и грузооборота.

     Изменение  доли постоянных расходов и всей себестоимости за счет доли постоянных расходов в рублях формировалось так:

0,46(48,84-27,06)/100=0,22-0,12=0,1

     Изменение  себестоимости за счет указанных  факторов в процентах будет  таким:

32,64(48,84-27,06)/100=15,94-8,83=7,11%

     Таким образом, расчеты показывают, что доля постоянных расходов и вся себестоимость изменилась за счет изменения общей суммы постоянных расходов на +0,22 рубля (15,94%), за счет изменения грузооборота на 0,12 рубля (8,83%).

Информация о работе Оценка влияния факторов на изменение себестоимости и изыскание путей ее снижения