Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 18:08, курсовая работа
Проблема повышения качества продукции является актуальной для любого предприятия, особенно на современном этапе, когда в повышении эффективности производства все большее значение играет фактор «качество продукции», обеспечивающий ее конкурентоспособность.
Эффект от повышения качества продукции имеет разнообразные формы выражения — прямая экономия материалов и энергии, получение большего количества продукции на единицу затрат труда, снижение себестоимости и рост прибыли, ускорение оборачиваемости оборотных средств, ускорение экономического и социального развития предприятия и др.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Теоретические основы по проблеме обеспечения качества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
Оценка качества продукции на СП ЗАО «МАЗ-МАН». . 20
2.1. Динамика показателей качества. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
2.2. Факторы, влияющие на изменение показателей качества . . . . . . . . .32
Направления повышения качества продукции на
СП ЗАО «МАЗ-МАН». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .36
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .47
Список используемых источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .52
Составляющие затраты,
Классификация затрат на качество проиллюстрирована на рис. 3.1.
Рис. 3.1. Схема классификации затрат на качество по методу ПОД [8, с. 154]
Кроме четырех выше перечисленных элементов затрат на обеспечение качества, зачастую выделяют в отдельную группу еще вид затрат – контрольно-измерительное оборудование, но в том случае, если учет стоимости оборудования, применяемого для оценки качества, не был произведен ранее в первых четырех элементах.
К сожалению, в настоящее время на СП ЗАО «МАЗ-МАН» отсутствует система учета затрат качества, ее создание должно стать первоочередной задачей руководства по улучшению работы по обеспечению качества.
Экспертным путем установлена следующая оценка затрат на обеспечение качества продукции по элементам и статьям за 2006 г. Данные представлены в таблице 3.1 и таблице 3.2 соответственно.
Общая сумма затрат предприятия на качество выступает неотъемлемой составной частью себестоимости выпуска. Как показывают данные таблицы 3.1 и 3.2, ее удельный вес в себестоимости составляет 7,9 %.
Таблица 3.1. Оценка затрат на обеспечение качества продукции по элементам
№ п/п |
Элемент затрат |
Величина затрат, тыс. р. |
Уд. вес в общей величине затрат, % |
1. |
Затраты на профилактику |
45008 |
9 |
2. |
Затраты на оценку качества |
215041 |
43 |
3. |
Затраты вследствие дефектов и отказов (внутренние) |
140026 |
28 |
4. |
Затраты вследствие дефектов и отказов (внешние) |
80015 |
16 |
5. |
Контрольно-измерительное оборудование |
20004 |
4 |
6. |
Итого |
500094 |
100 |
Примечание. Источник: собственная разработка.
Таблица 3.2. Оценка затрат на обеспечение качества продукции по статьям
№ п/п |
Элемент затрат |
Величина затрат, тыс. р. |
Уд. вес в общей величине затрат, % |
1. |
основная и дополнительная заработная плата различных категорий работников контрольных служб (с отчислениями на социальное страхование) |
126722 |
25,3 |
2. |
выплата соответствующих надбавок к заработной плате основным производственным рабочим, переведенным на самоконтроль |
7013 |
1,4 |
3. |
премирование работников, участвующих (прямо или косвенно) в проведении контроля качества изделий |
143020 |
28,6 |
4. |
амортизация контрольно-испытательного оборудования, измерительной аппаратуры, приборов и т. п., а также зданий и сооружений, используемых для нужд контроля |
34726 |
6,9 |
5. |
топливо и материалы, расходуемые в процессе технического контроля при эксплуатации соответствующего оборудования |
29354 |
5,9 |
6. |
электрическая и другие виды энергии, используемой для обеспечения процессов технического контроля |
10844 |
2,2 |
7. |
пробы полуфабрикатов, комплектующих изделий, заготовок, деталей, узлов и готовой продукции, используемые для проведения разрушающего контроля качества |
46812 |
9,4 |
8. |
приобретение контрольно- |
5732 |
1,1 |
9. |
текущий ремонт, поверка и наладка средств контроля (в том числе текущий ремонт зданий и сооружений, используемых для нужд контроля) |
16385 |
3,3 |
10. |
оплата служебных командировок работникам технического контроля, расходы по ведению отчетности, переписки и другой документации |
79486 |
15,9 |
11. |
Итого |
500094 |
100,0 |
Примечание. Источник: собственная разработка.
Издержки вследствие низкого качества определяется, исходя из величины внутренних и внешних потерь и материальных и нематериальных потерь. Типичным примером внешних нематериальных потерь является сокращение в будущем объема сбыта из-за неудовлетворенности запросов потребителей. Этот вид издержек еще называют «молчаливый недовольный потребитель». Это человек, который не жалуется и не проявляет своего неудовольствия, но который больше никогда не приобретет Вашу продукцию. По приблизительным оценкам на каждого жалующегося потребителя приходится свыше 20 «молчаливых недовольных потребителей». Типичные внутренние нематериальные потери являются результатом снижения производительности труда из-за переделок, неудовлетворительной эргономики, неиспользованных возможностей и т.д. Материальные потери представляют собою внутренние и внешние затраты, являющиеся следствием дефектов. Примером таких издержек могут служить расходы, связанные с ремонтом изделий при возвращении их потребителем в период гарантийного срока.
По приблизительным подсчетам издержки вследствие низкого качества составили бы:
Отчетность по издержкам вследствие низкого качества является мощным средством для привлечения внимания руководства и выявления узких мест, где после обнаружения и устранения проблем может быть получена прибыль.
Проведенные расчеты свидетельствуют
о том, что обеспечение качества
продукции обходится
В целом, политика предприятия в области качества должна предусматривать следующие направления:
Для того чтобы достичь таких результатов деятельности, работники контрольных служб должны обеспечить приоритетное развитие тех подразделений, которые способны решать следующие задачи:
Существенным результатом планомерного функционирования и совершенствования системы контроля качества продукции является экономия денежных средств предприятия, которая может быть получена им в результате ликвидации или значительного снижения размеров непроизводительных расходов и многочисленных потерь, возникающих в производстве при неправильном использовании тех или иных видов, методов и организационных форм технического контроля, отсутствии профилактики брака, недостоверности результатов проверок, несвоевременности их проведения и т.п. Такие затраты можно отнести к устранимым, поэтому следует стремиться к их минимизации так же, как и к безошибочной работе. Подробный перечень непроизводительных расходов и убытков, возникающих на предприятии в результате неудовлетворительного проведения работ по контролю качества продукции, был рассмотрен выше.
Постоянно совершенствуя работу служб технического контроля предприятий (комплексно по различным направлениям их деятельности), можно существенно уменьшить размеры этих расходов, потерь и убытков, улучшить основные показатели качества выпускаемых изделий, повысить эффективность производства в целом.
Оптимизация расходов на технический контроль далеко не всегда адекватна простому снижению затрат по всем статьям в результате ослабления или усиления действия определенных факторов, влияющих на эти затраты. Нередко наибольший эффект может быть достигнут в результате изменения структуры расходов, правильного определения операций технологического процесса и параметров продукции, подвергаемых контролю, нормирования отдельных элементов затрат по оценке и регулированию качества изделий.
Основная часть текущих затрат предприятия на качество (43% их общего объема) приходится на осуществление приемочного контроля, разбраковку, сортировку и повторную проверку изготовленной продукции. При этом лишь крайне незначительные средства выделяются на профилактику брака в производстве (9 %). В результате потери от окончательного брака, а также затраты на устранение исправимых дефектов достигают весьма значительной величины (44 %).
В подобных условиях профилактика брака приобретает особую актуальность, причем затраты на предотвращение дефектов целесообразно увеличивать именно за счет сокращения расходов на окончательный приемочный контроль готовой продукции, ее разбраковку, сортировку, повторную проверку и т. п.
Необходимо перенести центр
тяжести контрольной работы на наиболее
ранние стадии процесса формирования
качества изделий. Это позволит обнаруживать
и устранять возникающие дефект
Введение на предприятии полного и своевременного учета затрат на технический контроль может способствовать в дальнейшем разработке автоматизированных методов учета отдельных статей расходов, что, в свою очередь, обеспечит более точное определение себестоимости выпускаемых изделий и экономической эффективности мероприятий, направленных на совершенствование системы технического контроля. Установив строгий надзор за общей величиной, структурой, распределением и динамикой расходов на контроль качества продукции, можно более рационально использовать ресурсы, выделяемые на эти цели.