Оценка эффективности системы мотивации труда в конкретной организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 18:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – изучить психологические особенности мотивации и рассмотреть применение теории мотивирования сотрудников на практике на примере компании «Тойота»
В связи с поставленной целью в работе ставились следующие задачи:
Изучить содержание понятий «мотивация»;
Изучить содержательные теории мотивации;
Изучение методы мотивирования персонала;
Рассмотреть конкретный пример успешного мотивирования персонала в организации;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы мотивации персонала………………………….5
Концепция мотивации…………………………………………………....5
Содержательные теории мотивации…………………………………….7
Методы мотивирования персонала…………………………………….23

Глава 2. Анализ мотивационной системы персонала…………………………….
в компании «TOYOTA»…………………………………………………………33
2.1 Характеристика деятельности организации Тойота…………………. 33
2.2 Теория мотивации и подход Тойота…………………………………...36
2.3 Разработка системы эффективной мотивации………………………...40
Заключение………………………………………………………………………..47
Список использованной литературы……………………………………………49

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 254.00 Кб (Скачать файл)

 

Рис. 1. 3Иерархия потребностей по А. Маслоу

 

    1. Потребности в самоуважении. Данные потребности связаны с желанием иметь положительное мнение о самом себе и пользоваться вниманием, уважением и признанием со стороны других людей. В рамках организаций эти потребности представляют собой мотивацию для признания, принятия на себя дополнительных обязанностей, повышения своего статуса и получения кредита доверия для работы на пользу компании.
    2. Потребности в самоактуализации. Высшая категория потребностей представляет собой стремление человека к самореализации. Достичь самореализации – значит полностью раскрыть свой потенциал, повысить уровень компетентности, и вообще стать лучше. В организациях эти потребности могут быть удовлетворены путем предоставления сотрудникам возможностей личностью роста, проявления творческих способностей, подготовки для выполнения более сложных заданий и продвижения по служебной лестнице.

Согласно теории А. Маслоу, первоначально  должны быть удовлетворены потребности низших уровней, и только после этого активизируются более высокие стремления. Таким образом, удовлетворение нужд человека происходит последовательно: сначала физиологические, потом потребности в безопасности, зачем в принадлежности и т.д.[4, стр.612-614]

 

Теория  Альдерфера.

Теория А. Маслоу, подвергавшая критике  за недостаточное подтверждение на практика, была модифицирована Клейтором Алдерфером.[4, стр.614]  Свое название – ERG – теория Альдерфера получила по первым буквам выделенных им трех групп потребностей:

    • Потребности существования (Existence);
    • Потребности в социальных связях (Relatedness);
    • Потребности роста (Growth);

В отличие от Маслоу, допускавшего, что мотивация может развиваться только снизу вверх, от низших потребности к высшим, Альдерфер утверждает, что движение может идти в обоих направлениях. Потребности, по Альдерферу, не активизируются в каком-то определенном порядке; их актуализация зависит как от индивидуальных особенностей человека, так и от специфики ситуации, любая потребность может актуализироваться независимо от удовлетворения других потребностей. Согласно теории ERG, если усилия, направление на удовлетворение потребностей какого-либо уровня, постоянно оказываются безуспешны, то человек может вернуться к поведению, удовлетворяющему более простые, с точки зрения возможности их удовлетворить потребности в личностном и профессиональном росте, может остановиться на том, что будет выполнять свою работу лишь настолько, насколько необходимо, чтобы не потерять место и удовлетворять социальные потребности (потребность в общении), то есть потребности более низкого уровня.[10, стр.97]

В соответствии с теорией Альдерфера иерархия потребностей отражает восхождение  от более конкретных потребностей к  менее конкретным. Каждый раз, когда  потребность не удовлетворяется на более высоком уровне, происходит переключение на более конкретную потребность на более низком уровне.

Альдерфер попытался установить связь  между удовлетворением потребностей и их активизацией и в результате выделил семь принципов (см.  рис. 2.)[10, стр.98]:

Рис. 2. 4Порядок активизации потребностей по Альдерферу

 

  1. Чем менее удовлетворены потребности существования (E), тем сильнее они проявляются.
  2. Чем слабее удовлетворены социальные (R) потребности, тем сильнее действие потребностей существование (E).
  3. Чем полнее удовлетворены потребности существования (E), тем активнее заявляют о себе социальные потребности (R).
  4. Чем менее удовлетворены социальные потребности (R), тем более усиливается их действие.
  5. Чем менее удовлетворены потребности личностного роста, самореализации (G), тем сильные становятся социальные потребности (R).
  6. Чем полнее удовлетворены себе социальные потребности (R), тем сильнее актуализируются потребности личностного роста (G).
  7. Чем меньше удовлетворены потребности личностного роста (G), тем активнее они проявляют себя. Чем больше удовлетворяется потребность в личном роста, тем сильнее становится эта потребность.

Таким образом Альдерфер ушел от некоторой негибкости модели Маслоу, показав, что порядок актуализации потребностей может быть иным, чем указывал Маслоу, и зависеть не только от ее места в иерархии, но от степени удовлетворения как этой потребности, так и некоторых других потребностей.

Хотя ERG-теории явилась попыткой развития мотивационной теории А. Маслоу, она не получила такого же признания у практиков.[10, стр.99]

 

Двухфакторная теория.

Еще одна популярная теория мотивации, а именно двухфакторная теория, предложена Фредериком Герцбером. В ее основе лежит исследование, в ходе которого сотни работников различных организаций отвечали на вопросы о том, когда они недовольны и трудиться им совсем не хочется. Анализ полученных данных показал, что удовлетворение и неудовлетворенность от выполнения функциональных обязанностей определяются действием принципиально различных факторов. Был сделан вывод о том, что мотивация к труду формируется под воздействием двух основных групп факторов.

Обратимся к рис. 3. Центр шкалы  – нейтральное отношение работника  к труду, когда индивид не испытывает ни удовлетворения, ни неудовлетворенность, работой вызываются различными группами факторов.

Первая из них, гигиенические факторы, связана с присутствием или отсутствием и «знаком» таких элементов, как условия труда, заработная плата, политика компании и межличностные отношения. Отрицательные гигиенические факторы обусловливают неудовлетворенность индивида процессом труда. Но положительные факторы всего лишь избавляют сотрудников от отрицательных эмоций; они никак не влияют на удовлетворенность трудовом, не мотивируют к более высоким результатам.

Уровень удовлетворения трудом определяется второй группой факторов – мотиваторами (факторами мотивации), т.е. потребностями  высших уровней, включая достижения, признание, ответственность и возможности  для роста. Ф. Герцберг считал, что в отсутствие мотиваторов человек относится к своему труду нейтрально. При появлении мотиваторов у него возникает побуждение к труду, который начинает приносить удовлетворение. Таким образом, гигиенические факторы и мотиваторы оказывают принципиально различное воздействие на мотивацию. [4, стр.617]

 

 

Рис. 35. Двухфакторная теория Ф.Герцбера.

 

Теория  Х и теория У (Д. Мак-Грегор)

Предусматривает классификацию всех работников в зависимости от типа их мотивации на две группы –  Х и У. Люди типа Х обычно бывают ленивы, не любят работать и избегают ответственности. Поэтому роль руководителя в данном случае – давать распоряжения, контролировать и призывать к дисциплине. Люди типа У – замечательные работники, работа для них – это их естественное состояние. Такие люди стремятся к ответственности, им присущи творчество и самомотивации. Роль руководителя в данном случае – предоставлять таким сотрудникам полномочия для решения задач, привлекать к принятию управленческих решений.

Теория Х воплощает число авторитарный стиль управления, характеризуется существенной централизацией власти, жестким контролем по перечисленным выше факторам.

Теория У соответствует демократическому стилю управления и предполагает делегирование полномочий, улучшение  взаимоотношений в коллективе, учет соответствующей мотивации исполнителей и их психологических потребностей, обогащение содержания работы.

Обе теории имеют равное право на существование, но в силу своей полярности в чистом виде на практике не встречаются. Как правило, реальной жизни имеет место комбинация различных стилей управления.

Данная теория оказала сильное  влияние на развитие управленческой теории в целом. Ссылки на нее сегодня  можно встретить во многих практических пособиях по управлению персоналом предприятия, мотивации подчиненных. Сам Мак-Грегор был глубоким оптимистом – он верил, что большинство людей принадлежит к типу У. Данная теория стала мощным импульсом для развития различных подходов  к управлению, основанных на широком участии в них самих работников (participative management)

Теории Мак-Грегора были разработаны  применительно к отдельному человеку. Дальнейшее совершенствование подходов к управлению было связано с развитием  организации как системы  открытого  типа; была также рассмотрена работа человека в коллективе. Это привело к концепции целостного подхода к управлению, т.е. необходимости учета всей совокупности производственных и социальных проблем. Так, У. Оучи предложил свое понимание этого вопроса, получившее название «теория Z»

Оучи отмечает непропорциональное внимание к технике и технологии в ущерб человеческому фактору. Поэтому теория Z базировалась на принципах доверия, пожизненного найма (как внимание к человеку) и групповом методе принятия решений, что дает еще и прочную связь между людьми, более устойчивое их положение. Таким образом, с определенными допущениями теорию Z можно назвать развитой и усовершенствованной теорией У.[8, стр.54]

 

Теория  приобретенных потребностей

В соответствии с теорией приобретенных потребностей Дэвида Макклеанда определенные типы человеческих потребностей формируются в течение жизни индивида. Обычно выделяют следующие типы потребностей:

    • Потребность достижения: желание решить некие сложные задачи, достичь большого успеха, превзойти других людей.
    • Потребность присоединения: желание наладить тесные личные взаимоотношения, стремление к недопущению конфликтов;
    • Потребность власти: желание влиять на других людей или контролировать их действия, нести за них ответственность, получить власть над людьми.

Итак, теории содержания мотивации объясняют основополагающие, базовые нужды людей и выделяют среди них те, которые мотивируют поведение. Все они, и теория иерархии потребностей, и теория ERG, и двухфакторная теория, и теория приобретенных потребностей, призваны помочь менеджерам осознать движущие сотрудниками организаций мотивы. На основе этих теорий менеджеры имеют возможность построить работу так, чтобы она удовлетворяла потребности выполняющих ее людей, а, следовательно, стимулировала наиболее эффективное их поведение.[4, стр.618]

 

 

 

 

1.2.2. Теории процессов мотивации

 

В отличие от содержательных теорий мотивации, которые рассматривают  структуру потребностнной сферы человек, процессуальные теории рассматривают процесс мотивации и значение мотивации в достижении высоких рабочих результатов. Важнейшее место в процессуальных теориях мотивации отводиться тому, как работник воспринимает рабочую ситуацию; при этом основное внимание уделяется рассмотрению будет влиять на силу мотивации.[10, стр.139]

 

Теория  справедливости Дж. Адамса

Теория справедливости рассматривает  мотивацию работника с точки  зрения его оценки ситуации и складывающегося  у него в этой связи представления  о справедливости отношений между  ним и организацией. При этом он сравнивает себя с другими людьми, сопоставляя свой вклад с их  вкладом, свое вознаграждение за работу с их вознаграждение за работу с их вознаграждением. Тот человек, с которым работник склонен сравнивать себя, должен занимать сходную должность, решать схожие задачи или выполнять аналогичную работу. Рабочий будет сравнивать себя с рабочим, а не с директором или президентом компании, российский врач – с российскими врачами, а не с американскими, директор небольшого продуктового магазина – с директорами магазинов такого же размера, а не с директорами крупных торговых центров и т.п.

Основой суждений человека относительно справедливости или несправедливости своих отношений с организацией является сравнение двух отношений: того, что работник получил от работы, к тому, что им было реально сделано, то есть к его вкладу в работу, с таким же отношением того человека, с которым работник сравнивает себя. При этом возможны три варианта итоговой оценки таких сравнений.

    • Недоплата
    • Справедливая оплата
    • Переплата.

Теория Адамса предполагает, что  работники стремятся к установлению справедливых отношений с другими и стараются изменять те взаимоотношения, которые они расценивают как несправедливые.

  • Ощущение несправедливости при  недоплате возникает тогда когда, по мнению работника, его соотношения результата/ вклад меньше, чем соотношение результат/вклад того человека, с которым он сравнивает себя. То есть человек считает, что либо он вложил больше того человека, с кем он себя сравнивает, получив при этом столько же, либо он получил меньше за ту же самую работу. Люди, которым недоплатили, испытывают чувство обиды, неудовлетворенности, раздражения.
  • Ощущение переплаты возникает тогда, когда, по мнению работника, его соотношение результат/вклад больше, чем соотношение результат/вклад того человека, с которым он сравнивает себя. Люди, которым переплатили, могут испытывать чувство неловкости или вины. Ощущение переплаты может вызывать также повышенные внутренние обязательства и готовность работника к дополнительным усилиям, способным уравнять отношение результат/вклад. Так, если в отделе из всех сотрудников лишь один работник получил максимальную премию по итогам года, можно ожидать, что его готовность к сотрудничеству с руководством и к тому, чтобы работать с высокими нагрузками, будет выше, чем у его коллег.
  • Ощущение справедливости оплаты возникает тогда, когда, по мнению работника, соотношение пропорции результат/вклад равно пропорции результат/вклад того человека, с которым он справедливо, испытывают чувство удовлетворения, считая, что их отношение к делу и их трудовые усилия получили достойную оценку.[10, стр.142]

Информация о работе Оценка эффективности системы мотивации труда в конкретной организации