Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2012 в 18:58, курсовая работа
В данной курсовой работе особое внимание будет уделено:
теоретическим основам организации розничной торговли (сущность; определение; методы и формы розничной торговли)
теоретическим основам обслуживания покупателей в современных условиях
на примере СООО «Родная сторона» будет рассмотрена финансово-хозяйственная деятельность магазина
путям совершенствования форм и методов продажи в современных условиях
ВВЕДЕНИЕ
Розничная торговля - вид
торговли товарами, предназначенными
для личного, семейного, домашнего
потребления и иного подобного
использования, не связанного с предпринимательской
деятельностью. Правила осуществления
розничной торговли отдельными видами
товаров и общественного
Данная тема в современных условиях чрезвычайно важна, так как современный рынок товаров отличается относительно высокой насыщенностью, товарного дефицита нет, а следовательно чтоб добиться более высоких показателей прибыли необходимо быть конкурентоспособным. Высокий уровень обслуживания покупателей и достигнутый соответствующий имидж магазина в этой области на потребительском рынке повышает его рыночную стоимость. Динамизм объемов и структуры реализации товаров и услуг постепенно приобретает все более устойчивый характер. С ростом уровня жизни и насыщением рынка товарами, потребности покупателя меняются. В первую очередь происходит замещение потребности собственно в товаре на потребности в принадлежности некой группе, в признании статуса, в хорошем отношении (все хотят получать удовольствие от процесса покупки). Удовлетворение этих потребностей относится к нематериальным факторам лояльности. С течением времени розничная сеть вынуждена предлагать не только широкий ассортимент по хорошим ценам, но и хорошее отношение к своим покупателям, быть эмоционально привлекательной для своих клиентов. Особенно остро этот вопрос стоит, как ни странно в популярных магазинах, где большой покупательский поток.
Правильная организация
коммерческой работы в рамках розничнойторговли
способствует росту товарооборота,
достаточно полному удовлетворению
совокупного спроса населения и
получению коммерческого
В данной курсовой работе особое внимание будет уделено:
1.1 Сущность, формы и виды розничной торговли
Розничная торговля представляет собой торговлю товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего пользования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Она соединяет производителей товаров, оптовую торговлю, транспортные организации с розничными продавцами и конечными потребителями. Розничная торговля как последнее звено товародвижения обеспечивает конечные взаимосвязи производителя и потребителя товаров и имеет важнейшее социально-экономическое значение в любом обществе.
Экономическое значение розничной торговли определяется ее достаточно высоким весом в валовом национальном продукте и занятости населения. Социальная роль определяется тем, что большая часть расходов населения приходится на товары и услуги, приобретаемые в розничной торговой сети и общественном питании. Степень удовлетворения покупательского спроса высококачественными товарами и услугами определяет важную политическую роль розничной торговли в любом государстве.
Торговая отрасль в настоящее время стала одной из крупных бюджетосодержащих систем государства. Государство ежеквартально отслеживает динамику показателей торговли в Республике Беларусь. Розничный товарооборот торговли через все каналы реализации в I квартале 2012 г. составил 39 трлн. рублей, или 107,7% к уровню I квартала 2011 г. Это представлено на схеме ниже.
Схема 1. «Динамика розничного товарооборота торговли через все каналы реализации в сопоставимых ценах в % к соответствующему периоду предыдущего года».
Торговыми организациями в I квартале 2012 г. продано пищевых продуктов, напитков и табачных изделий на 16,5 трлн. рублей, или в сопоставимых ценах 105,5% к уровню I квартала 2011 г. Увеличилась продажа масел растительных на 21,1%, сыров – на 12,7%, макаронных изделий – на 11,3%, мяса, включая мясо домашней птицы и мясных продуктов – на 7,8%.
В I квартале 2012 г. торговыми
организациями продано
Ввиду огромной значимости данной отрасли необходимо выделить основные функции розничной торговли:
Существует понятие формата розничного магазина. Это набор характеристик, присущих какому-либо виду магазина. Такими характеристиками являются:
Есть следующие форматы розничной торговли:
Рассматривая виды розничной торговли как способ реализации товара конечному потребителю, можно отметить, что стационарная торговая сеть была и остается самым распространенным из них. Этот вид розничной торговли подразумевает реализацию товаров как через крупные торговые точки – современные магазины, технически безупречно оборудованные, так и небольшие магазины, ларьки, торговые палатки, обслуживание покупателей в которых осуществляется по системе самообслуживания или традиционным способом - через прилавок. Также к этому виду розничной торговли относится осуществление продаж через магазины-склады. Далее, по степени убывания популярности, идут следующие виды розничной торговли: развозная, разносная и посылочная. Эти виды розничной торговли не предполагают использования в ходе осуществления продаж стационарных торговых точек. Например, развозная торговля представляет собой вид розничной торговли, осуществляемой с использованием автотранспортных средств и специального мобильного оборудования. Разносная торговля в розницу предполагает непосредственный контакт продавца и покупателя в таких местах, как улица, учреждения, транспорт, и часто предусматривает посещение продавцом клиентов на дому. Если все вышеперечисленные виды розничной торговли предусматривают непосредственный контакт клиента и продавца, то посылочная торговля такого контакта не требует, а товар продавцом отправляется покупателю, сделавшему заказ, почтовой посылкой. Это может быть заказ, сделанный по печатному каталогу или через Интернет-магазин, что становится сегодня обычной повседневной практикой.
1.2 Методы розничной продажи товаров
Под методом продажи понимают совокупность приемов и способов реализации товаров покупателям.
В зависимости от степени участия продавца в обслуживании и технологии выбора товаров в практике деятельности предприятий розничной торговли используют две основные системы обслуживания: традиционную и прогрессивную.
К традиционным методам относится – продажа товаров через прилавок и включает выполнение следующих операций:
Пришедший в магазин покупатель
должен встретить приветливое
К основным прогрессивным методам относят:
Продажа с открытым доступом
к товару. Покупатели имеют возможность
самостоятельно ознакомиться и отобрать
выложенные на рабочем месте продавца
товары. Их выкладывают на прилавках,
стендах, в горках, вывешивают на вешалках
и т.д. Функции продавца при этом
методе продажи сводятся к консультированию
покупателей, помощи в отборе товаров,
взвешиванию, упаковке и отпуску
отобранных ими товаров. Расчетные
операции могут осуществляться в
кассах, установленных в торговом
зале или на рабочем месте продавца.
Продажа товаров с открытой выкладкой
более удобна, так как многие покупатели
имеют возможность одновременно
знакомиться с выложенными
Самообслуживание является
завершением развития метода продажи
с открытым доступом. При этом в
магазине выставляется как можно
более широкий ассортимент