Планирование и прогнозирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 11:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является выявление значения прибыли для деятельности предприятия и её анализ.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1) раскрыть сущность, понятие, состав прибыли предприятия;
2) выявить виды и методы планирования и прогнозирования прибыли предприятия;
3) оценить методы планирования и прогнозирования, применяемые на предприятии ООО «ПромТрансПуть» в 2010 – 2011 годах.
4) рассмотреть предложения по повышению прибыльности работы ООО «ПромТрансПуть»
Предмет исследования: планирование и прогнозирование прибыли предприятия.

Содержание

Введение 2
Глава 1 Теоретические аспекты планирования и прогнозирования прибыли предприятия 4
1.1 Понятие и сущность планирования и прогнозирования на предприятии 4
1.2 Методы планирования и прогнозирования на предприятии 9
Глава 2 Оценка планирования и прогнозирования прибыли предприятия на примере ООО «ПромТрансПуть» 14
2.1 Краткая характеристика предприятия 14
2.2 Финансовое планирование на предприятии 17
Глава 3. Предложения по повышению прибыльности работы ООО «ПромТрансПуть» 26
3.1 Пути повышения прибыльности деятельности предприятия. 26
3.2 Совершенствование планирования прибыли в организации 28
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Приложение 34
1. Бухгалтерский баланс 34
2. Отчёт о прибылях и убытках 36

Вложенные файлы: 1 файл

План. и Прогн. на предприятии.doc

— 718.50 Кб (Скачать файл)
    1. затрат на рубль товарной продукции;
    2. процента базовой рентабельности.

Планирование прибыли посредством затрат на рубль товарной продукции осуществляется по формуле:

ПРТпр=Вх(1 д),

где ПРТпр прогнозируемая прибыль от товарной продукции;

Вп прогнозируемая выручка от товарной продукции, выраженная в рыночных ценах;

Д затраты на рубль товарной продукции (доля затрат).

Прогнозируемая прибыль от реализации рассчитывается по формуле:

ПРПпр = ПРТпр + ПРПРпр + ПРПон ПРПок,

где ПРПРпр прогнозируемая прибыль от прочей реализации;

ПРПр, ПРПок прибыль в остатках нереализованной продукции на начало и конец прогнозируемого

периода соответственно.

Планирование прибыли на основе базовой рентабельности осуществляется в следующей последовательности:

1) Определяется  базовая рентабельность производимого  товара.

2) Вычисляется  объем товарной продукции в  планируемый период по себестоимости  отчетного года (ТПС) с учетом  изменения объема товарной продукции  на А% путем умножения товарной  продукции по себестоимости отчетного  периода (ТПРСот) на темп роста  объема производства (Тр):

ТПСпр = ТПРСот хТр = ТПРСот х(100+ А) /100.

3) Определяется  прибыль на товарную продукцию  по базовой рентабельности ПРТб  продукции как произведение прогнозируемого  выпуска товарной продукции по  себестоимости (ТПСпр) на базовый  уровень рентабельности (Рб):

ПРпр = ТПСпр х Рб.

4) Учитывается  влияние на плановую прибыль  таких факторов, как: себестоимость  продукции, качество, изменение цен, ассортимента и т. п.

Прогнозирование прибыли хозяйственной организации относится к наиболее сложным и недостаточно изученным проблемам финансового планирования. На величину прибыли воздействует множество разнонаправленных факторов, что затрудняет прогнозирование прибыли на основе наблюдения за ее динамикой в прошлые периоды.

На практике возможно применение различных методик прогнозирования (планирования) прибыли, которые можно классифицировать по трем группам:

    1. Традиционные методы.
    2. Методы маржинального анализа.
    3. Экономико-математические методы.

К традиционным обычно относят методы:

    1. Прямого ассортиментного расчета.
    2. Укрупненный (по плановому объему товарной продукции и изменению остатков нереализованной продукции).
    3. Совмещенного расчета.

Для применения традиционных методов необходима значительная исходная информация, не доступная на начальной стадии прогнозирования. Эти методы были продуктивны в условиях директивного планирования, но мало пригодны в рыночной экономике.

Методы маржинального анализа включают:

Расчет точки безубыточности и моделирование прибыли по соотношению «затраты-выпуск-прибыль» (costs-volume-profit).

Планирование прибыли на основе эффекта операционного и финансового левериджа (рычага).

Планирование прибыли на основе предельных (дополнительных) издержек и предельного дохода.

Применение этих методов соответствует современной системе финансового контроля, учета издержек и формирования прибыли (директ-костинг) и носит весьма продуктивный характер. Однако оно ограничено пределами релевантного диапазона и рядом условий, в числе которых:

Устойчивый характер переменных расходов к выручке от продаж.

Неизменность постоянных расходов.

Постоянство структуры продаж по видам (группам) продукции.

Применение математических методов оправдано лишь на основе достоверных экономических моделей, учитывающих реальные факторы в прогнозируемом периоде. Очевидно, необходим синтез имеющихся методик, раскрывающий различные факторы, воздействующие на прогнозируемую прибыль. Этот синтез может быть представлен как факторная модель прогнозирования прибыли от продаж, которая имеет следующий вид:

PSp = PSb ± DS ± DN ± DVC ± DFC ± DP

где:

PSp – прогнозируемая  прибыль;

PSb – прибыль  базисного периода;

DS – влияние  изменения объема продаж;

DN – влияние  структурного (ассортиментного) сдвига  в объеме продаж;

DVC – влияние  изменения переменных расходов;

DFC – влияние  изменения постоянных расходов;

DP – влияние  изменения продажных цен на  продукцию организации.

Факторная модель обладает следующими преимуществами: Она может быть использована при сравнительно малой информационной базе; Она позволяет определить факторы, влияющие на изменение прибыли, и соответствующим образом на них воздействовать; На ее основе можно проверить достоверность расчета прибыли другими методами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Оценка планирования и прогнозирования прибыли предприятия на примере ООО «ПромТрансПуть»

2.1 Краткая характеристика предприятия

ООО «ПромТрансПуть» (далее – Общество) - многопрофильное предприятие,  занимающееся в основном разработкой, производством и реализацией компрессоров и пневматических устройств тормозных систем подвижного состава для железных дорог, метрополитена и других транспортных средств[11].

Юридический и фактический адрес Общества: Российская Федерация, Нижегородская область, г. Н. Новгород, ул. Мочалина , 2 а.

Уставный капитал Общества равен 77 000 тыс. рублей и разделен на 140 000 обыкновенных акций номинальной стоимостью 550 рублей каждая.

Среднесписочная численность работающих за 2011 год составила 3 848 человек.  На конец отчетного периода в обществе работало 3 859 человек.

Основные показатели деятельности Общества

Стоимость товарной продукции за 2011г. (в оптовых ценах), составила 4 059 982 тыс. руб. (без НДС).  Соответствующий показатель  прошлого года в сопоставимых ценах превышен на 22 %.

 Доходы  от реализации готовой продукции  составили 99,4% от доходов по обычным  видам деятельности. Объем отгрузки готовой продукции  повысился  за 2011 г. по сравнению с 2010 г  на 918 146 тыс. руб. без НДС (или на 33,2 %) в  действующих  ценах  и  составил 3 683 633 тыс. руб. Сложившиеся объемы производства и реализации определили сумму запасов готовой  продукции на складах Общества,  уровень которых повысился за отчетный период на 36 219 тыс. руб. и составил 152 192 тыс. руб.

По сравнению с 2010 годом среднесписочная численность работников в целом по Обществу увеличилась на 111 человек. При этом численность рабочих увеличилась  на 80 человек.

Основными рынками сбыта продукции являются:

    1. Вагоно-, тепловозо- и электровозостроительные заводы Российской Федерации, стран СНГ (Украина, Белоруссия, Казахстан), стран Балтии и дальнего зарубежья (Китай);
    2. Предприятия, производящие городской транспорт (трамваи, троллейбусы, вагоны для метро);
    3. Предприятия Министерства транспорта РФ.

Валюта баланса Общества за анализируемый период увеличилась  на 434 139 тыс. руб. или 15,5 % по сравнению  с аналогичным периодом предыдущего года.

Увеличение величины актива баланса произошло в большей степени за счет прироста суммы  внеоборотных активов   на 39,3% или 448 285  тыс. руб. При этом оборотные  активы уменьшились на 0,9 % или на 14 146 тыс. руб. 

Структура актива баланса изменилась в  сторону увеличения удельного веса внеоборотных активов на 8,4%. Изменение  величины  внеоборотных  активов  обусловлено увеличением основных средств на сумму 285 584 тыс. руб. или 38,5%, суммы доходных вложений в материальные ценности на 150 807 тыс. руб. или на 1278,4% , суммы прочих внеоборотных активов на 7 834 тыс. руб. или на 55%, суммы долгосрочных финансовых вложений на 224 тыс. руб. или на 1,7%. В то же время сумма нематериальных активов уменьшилась на 1 тыс. руб. или 16,6%.

Период оборачиваемости запасов за анализируемый период составил 73  дня, что на 11 дней меньше показателя прошлого года. Это свидетельствует о повышении эффективности использования запасов.

Дебиторская задолженность увеличилась на сумму 176 837 тыс. руб. или 19,5%. Период оборачиваемости дебиторской задолженности сохранил тенденцию к снижению  составил 71 день, что на 36 дней меньше показателя прошлого года. Это свидетельствует о дальнейшем улучшении состояния расчетов с дебиторами.

Основным источником формирования имущества общества является собственный капитал, величина  которого увеличилась  за 2011 год  на 253 432 тыс. рублей или на 11,9%. Его удельный вес  в общей сумме пассивов составляет 73,9%.

В структуре собственного капитала на конец анализируемого периода удельный вес уставного капитала составил 3,2%, резервов и фондов 0,8 %, нераспределенной прибыли 96%.

Сумма долгосрочных обязательств на конец отчетного периода увеличилась  на 279 014 тыс. руб. и составила 525 104 тыс. руб.

Величина текущих обязательств на конец  анализируемого периода уменьшилась на 98 307 тыс.руб. и составила 318 454 тыс. руб.

Сопоставление сумм дебиторской и кредиторской задолженности на начало и на конец анализируемого периода показало, что у общества дебиторская задолженность превышает кредиторскую, то есть общество  имеет активное сальдо, и финансирует отсрочку  покупателей и заказчиков за счет собственных средств.

Коэффициент финансовой автономности, определяющий степень независимости общества от внешних источников финансирования и характеризующий долю собственных средств в балансе,  незначительно уменьшился за счет привлечения заемного капитала с 0,76 и до 0,74. Высокий уровень собственного капитала (более 60 %) позволяет говорить о значительном запасе прочности и о широких возможностях привлечения дополнительных заемных средств без риска потери финансовой устойчивости.

Соответственно, коэффициент финансовой зависимости незначительно увеличился с 0,24 до 0,26. Таким образом, за анализируемый период у общества имеется тенденция к увеличению использования заемного капитала.

За 2011 год всего произведено платежей в бюджеты всех уровней 341 124,9 тыс. рублей, что на 74 146,2 тыс. рублей  больше, чем за 2010 год. Сумма налоговых платежей в 2011 году составила

    1. в федеральный бюджет – 155 524 тыс. рублей,
    2. в бюджет субъектов федерации – 76 216 тыс. рублей,
    3. в местный бюджет – 109 385 тыс. рублей.

Таблица 1

Коэффициенты финансовой устойчивости[10]

Наименование

Нормативное значение

31.12.2010

31.03.2011

30.06.2011

30.09.2011

31.12.2011

К текущей ликвидности

>2

3,97

4,10

5,33

5,05

5,15

К быстрой ликвидности

0,7-1

2,97

5,47

3,45

2,97

2,84

К абсолютной ликвидности

0,2-0,25

0,51

0,57

0,38

0,77

0,54


 

Все показатели ликвидности баланса предприятия превышают норматив, что свидетельствует о высокой платежеспособности, достаточном наличии финансовых ресурсов для покрытия текущих обязательств как в краткосрочном, так и долгосрочном периоде.

В течение отчетного года операции со связанными сторонами проводились исключительно в рамках обычной хозяйственной деятельности Общества.

  2.2 Финансовое планирование на предприятии

В качестве упрощающих факторов при планировании на предприятии принята следующая система допущений:

    1. бюджетные таблицы составляются на основе деления года на кварталы,
    2. предприятие производит и продает один вид продукта,
    3. предприятие не является плательщиком налога на добавленную стоимость,
    4. все непрямые налоги, которые включаются в валовые издержки, автоматически учитываются в составе тех базовых показателей, исходя из которых они определяются (например, заработная плата планируется вместе с начислениями),
    5. налог на прибыль рассчитывается по упрощенной схеме – прибыль оценивается по итогам работы компании за год, а затем равномерно делится на четыре части.

Совокупность собранной информации представлена ниже в таблице 2.

Таблица 2

Исходные данные

Расчет плановой суммы амортизации отчислений и отчислений в ремонтный фонд

Среднегодовая стоимость основных фондов:

С = Сн + ((Св*М /12) – (Сл * (12- М1)/12),   (11)

где Сн – стоимость О Ф на начало года, тыс. руб.

Св – стоимость ОФ, вводимых в плановом году, тыс. руб.

Сл – стоимость ОФ, выбывших в плановом году, тыс. руб.

М – число месяцев функционирования ОФ, вводимых в плановом году, начиная с 1 числа месяца, следующего за сроком ввода объекта,

М1 – число месяцев функционирования ОФ, выбывших в плановом году, начиная с 1 числа месяца, следующего за месяцем выбытия

С = 21379 тыс. руб.

Сумма амортизационных отчислений:

21379 * 0,2= 2967 тыс. руб.

Отчисления в ремонтный фонд (норма отчислений в ремонтный фонд равна 2 %):

21379 * 0,02 = 296,7 тыс. руб.

Расчет  плановой суммы прибыли

Таблица 2

Расчёт ФОТ

численность работников

170

171

172

175

172

Ср.зарплата

16,61

17,61

18,16

18,27

17,67

Фонд оплаты труда

8471,10

9032,19

9373,02

9592,28

36468,58

Информация о работе Планирование и прогнозирование на предприятии