Планирование качества и повышение конкурентоспособности продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 06:09, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в рыночной экономике огромное внимание уделяется проблемам качества. Это обусловлено наличием конкурентной среды. По методам осуществления конкуренция делится на ценовую (вытеснение конкурентов путем снижения, сбивания цены) и неценовую, при которой ту же цену предлагается товар с более высокими качественными параметрами и комплексом услуг, что означает в терминах маркетинга “товар с сопровождением”. Только качество может привлечь потребителя. В современных условиях именно сертификат на систему качества служит решающим фактором для заключения контракта на поставку продукции.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы планирования качества и повышение конкурентоспособности продукции предприятия………….………….... 5
1.1. Содержание, формы и принципы планирования
качества и повышение конкурентоспособности продукции предприятия….. 5
1.2. Особенности планирования качества и повышение конкурентоспособности продукции предприятия…………………….10
1.3.Методика, технология планирования качества и повышение конкурентоспособности продукции предприятия ………25
Глава 2. Эффективность планирования качества и повышение конкурентоспособности продукции предприятия………30
2.1. Анализ эффективности планирования качества и повышение конкурентоспособности продукции предприятия ….30
2.2. Разработка рекомендаций планирования качества и повышение конкурентоспособности продукции предприятия………………………. 34
Заключение 42
Список использованной литературы……………………………………...46
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Planirovanie_kachestva_konkurentosposobnosti_may.docx

— 176.82 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Теоретические  основы планирования качества и повышение конкурентоспособности продукции предприятия………….………….... 5

1.1. Содержание, формы и принципы планирования

качества и  повышение конкурентоспособности  продукции предприятия….. 5

1.2. Особенности  планирования качества и повышение конкурентоспособности продукции предприятия…………………….10

1.3.Методика, технология  планирования качества и повышение конкурентоспособности продукции предприятия ………………………………………………………………………………25

Глава 2. Эффективность  планирования качества и повышение конкурентоспособности продукции предприятия ………………….....30

2.1. Анализ эффективности   планирования качества и повышение конкурентоспособности продукции предприятия …………………….30

2.2.  Разработка  рекомендаций планирования качества и повышение конкурентоспособности продукции предприятия………………………. 34

Заключение 42

Список использованной литературы……………………………………...46

Приложения 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в рыночной экономике огромное внимание уделяется проблемам качества. Это обусловлено наличием конкурентной среды. По методам осуществления конкуренция делится на ценовую (вытеснение конкурентов путем снижения, сбивания цены) и неценовую, при которой ту же цену предлагается товар с более высокими качественными параметрами и комплексом услуг, что означает в терминах маркетинга “товар с сопровождением”. Только качество может привлечь потребителя. В современных условиях именно сертификат на систему качества служит решающим фактором для заключения контракта на поставку продукции. Успешная реализация качественного продукта потребителю является главным источником существования любого предприятия. Все это объясняет актуальность данной работы и требует дальнейшего изучения исследуемой темы.

Вопросам управления качеством  посвящено много исследований ученых различных стран, накоплен значительный опыт в области менеджмента качества. Поэтому важно обобщить основные положения теории и практики в  данной области.

Актуальность исследования послужила основанием для выбора темы. Проблема исследования заключается в необходимости разработки системы управления качествоми конкурентоспособностью продукции.

Цель исследования – теоретически рассмотреть и исследовать планирование системы управления качеством и конкурентоспособностью продукции.

Объект исследования –система планирования качества и конкурентоспособности продукции. 

Предмет исследования –  планирование управления качеством и конкурентоспособностью продукции ООО «Макс». 

Поставленная цель определила задачи исследования:

  1. Конкретизировать такие основополагающие понятия, как «качество», «качество продукции», «управление», «управление качеством».
  2. Рассмотреть планирование управления качеством и конкурентоспособностью продукции
  3. Дать организационно-управленческую характеристику ООО «Макс».
  4. Провести анализ системы управления качеством и конкурентоспособностью продукции ООО «Макс».
  5. Разработать пути повышения эффективности управления качеством и конкурентоспособностью продукции ООО «Макс».

Теоретической основой исследования явились классические положения  менеджмента отечественных ученых А.М. Длин, В.С. Мхитарян, В.И. Сиськов, зарубежных ученых Б. Бергман, Л. Ноулер, А. Фейгенбаум.

Методы исследования –  теоретический анализ, обобщения, сравнение, анализ документации, моделирование,  метод математической статистики.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

- уточнены ведущие понятия  исследования: «качество», «качество продукции», «управление», «управление качеством», «предприятие»;

- теоретическивыявленаклассификация  уровней качества продукции в  системе менеджмента качества;

-  теоретически обоснованыосновные  модели и методы управления  качеством продукции предприятия.

Практическая значимость исследования заключается в том, что выводы и рекомендации по повышению эффективности управления качеством продукции позволят ООО «Макс» повысить конкурнтоспособность продукции и предприятия в целом.

Структура работы включает введение, две главы (теоретическую и практическую), заключение, список использованных источников и литературы, приложения.

 

Глава 1. Теоретические  основы планирования качества и повышение конкурентоспособности продукции предприятия

1.1. Содержание, формы и  принципы планирования

качества и повышение  конкурентоспособности продукции предприятия

 

Для того, что бы дать полное представление об управлении качеством  необходимо, в первую очередь,  проанализировать высказывания различных авторов, относительно этого  понятия. Трудность формирования ясной и научно обоснованной терминологии обусловлена тем, что она зависит от научного уровня, концепции и методологии в области качества. Эти три составляющие образуют теоретическую базу качества, а их разработка и совершенствование – взаимосвязанные процессы. Поэтому трудно  сформулировать определение качества, не выяснив сущность качества и принцип его обеспечения. Как  утверждает Каблашова И.В., - «качество проявляется в отношениях к нему потребителей и зависит от того, насколько свойства удовлетворяют эти потребности» [1].

Фундаментальное определение  качества, данное Гегелем в его  энциклопедии философских наук, гласит: «Качество, есть вообще тождественная  с бытием непосредственная определённость…», «Нечто есть благодаря своему качеству то, что есть и, теряя своё качество, оно перестаёт быть тем, что есть…» Иначе говоря, качество – это  объективно существующая совокупность свойств и характеристик изделия, которая определяет его как таковое  и отличает от другого изделия [2].

Проанализируем зарубежных учёных, занимающихся вопросами качества.

Ф. Кросби даёт такое определение  – «Качество – это соответствие требованиям. Качество продукции или  услуги эквивалентно, потому, что все  измерения или точнее все изменённые характеристики продукции соответствуют  установленным технологическим  требованиям» [1].

В то время как Э. Деминг утверждает, что «Качество должно определяться  в терминах удовлетворённости потребителя. Качество многомерно и определяется разной степенью удовлетворённости потребителя и может быть определено только в терминах конкретного лица».

Известный американский специалист в области качества продукции  А. Фейгенбаум в своей книге "Контроль качества продукции" отражает, что «Существует прямая связь качества с удовлетворением потребностей и ожиданиями потребителей. Качество – это общая совокупность характеристик продукции и услуг, относящихся к маркетингу, разработке, производству и технологическому обслуживанию, посредством которых продукция или услуга при использовании удовлетворяет ожиданиям потребителя» [3].

К Исикава формулирует своё представление о качестве таким образом: «В узком смысле слова, качество означает качество продукции в широком смысле – качество работы, услуги, информации, сотрудников, подразделения, предприятия, системы менеджмента, целей». А. Шухарт утверждает, что «Существуют два аспекта качества: один – связан с представлением о качестве как объективной реальности; второй – с тем, что субъект думает чувствует и ощущает в отношении этой объективной реальности. Важным измерителем качества является та ценность, которую получает потребитель, уплачивая установленную цену» [3].

Каждый автор имеет  собственное представление о  качестве, отражая его в своей  теории, поэтому анализировать определения  необходимо в соответствии с определённой теорией.

Из всех представленных понятий  наиболее полным является определение  В. Шухарта, так как он затрагивает два взаимосвязанных аспекта качества: субъективный (что желает потребитель) и объективный (свойства продукции, не зависящие от желаний потребителя).

Наиболее коротко представление  о качестве даёт Ю.П. Адлер: «Качество  – это то, что удовлетворяет  потребителя». Хотя, можно заметить, что определение Адлера является краткой интерпретацией стандартных определений [2].

Таким образом, имея представление  о понятии качества, можно сформулировать определение управления качеством .

Международная организация  по стандартизации определяет управление качеством (стандарт ИСО-8402) как действия, осуществляемые при создании, эксплуатации или потреблении продукции в  целях установления, обеспечения  и поддержания необходимого уровня качества.

Профессор Глудкин О.П. считает, что управление качеством на предприятии – это руководящая деятельность по обеспечению проектирования, изготовления и реализации товаров, обладающих достаточно высокой степенью полезности и удовлетворяющих запросы потребителей.

Леонов И. Г. в своей  книге «Управление качеством  продукции» даёт такое определение: «Управление качеством на предприятии  – это руководящая деятельность по обеспечению проектирования, изготовления и реализации товаров, обладающих достаточно высокой степенью полезности и удовлетворяющих  запросы потребителей» [4].

Анализируя вышеизложенные определения, можно сделать вывод  о том, что управление качеством  – это чёткое взаимодействие всех подразделений, всех участников производственного  процесса, имеющее хорошо сформулированную цель – обеспечение или улучшение  качества.

В настоящее время в  управленческой науке и практике не в полной мере упорядочена и  систематизирована терминология, освещающая сущность конкуренции. В научной, управленческой науке феномен конкуренция трактуется по-разному (табл. 1).

Анализ данных, представленной табл. 1 позволяет сделать следующие  выводы:

- трактовки понятия «конкуренция»  в отечественной управленческой  литературе неоднозначны;

- как соперничество (борьбу  фирм) конкуренцию трактуют А.  Смит, Г.А. Азоев, А.Ю. Юданов, В.А. Баринов, а также закон РФ «О защите конкуренции»;

- как наличие на рынке  достаточного количества продавцов  и покупателей конкуренцию трактуют  К. Р. Макконелл и С. Л. Брю;

Таблица 1

Современные трактовки понятия  «конкуренция»

Автор трактовки

Трактовка понятия

Доминанта в трактовке

1

2

3

Р.А. Фатхут-динов /18/

Конкуренция – это процесс  управления субъектом своими конкурентными  преимуществами для достижения победы или других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях.

Конкуренция является движущей силой развития субъектов и объектов управления, общества в целом, она должна стать образом жизни каждого работника

Конкуренция – 

это процесс управления конкурентными  преимуществами

 

Конкуренция – образ жизни  и движущая сила

М. Портер /11/

Конкуренция - динамичный и  развивающийся процесс, непрерывно меняющийся ландшафт, на котором появляются новые товары, новые пути маркетинга, новые производственные процессы и новые рыночные сегменты

Конкуренция – это процесс  появления нового

Г.А. Азоев /2/

Конкуренция – это соперничество  на каком-либо поприще между отдельными юридическими или физическими лицами (конкурентами) заинтересованными в  достижении одной и той же цели

Конкуренция –соперничество в достижении цели

А.Ю. Юданов /20/

Рыночная конкуренция  – борьба фирм за ограниченный объем  платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся ими на доступных сегментах  рынка

Конкуренция – борьба за спрос потребителей

П. Хайне /17/

Конкуренция есть стремление как можно лучше удовлетворить  критериям доступа к редким благам

Конкуренция – стремление удовлетворить критериям доступа  к благам

Ф. Найт /16/

Конкуренция – это ситуация, в которой конкурирующих единиц много и они независимы

Конкуренция – это ситуация

К. Р. Макконелл, С. Л. Брю /12/

Конкуренция – это наличие  на рынке большого числа независимых  покупателей и продавцов, возможность  для покупателей и продавцов свободно выходить на рынок и покидать его

Конкуренция – это наличие  покупателей и продавцов и возможность выходить и покидать рынок

П.С.Завьялов /15/

Конкуренция носит для  участников рыночных отношений, и в  первую очередь для товаропроизводителей, объективно принудительный характер. Она заставляет их систематически применять новые технологии, повышать производительность труда, снижать или сдерживать цены на производимые продукты. Иначе говоря, конкуренция систематически воздействует на индивидуальные издержки производства в сторону их снижения, заставляет экономить ресурсы, добиваться наиболее рационального сочетания используемых факторов производства  

Конкуренция носит принудительный характер 

Конкуренция –  заставляет добиваться рационального сочетания  используемых факторов производства  

А. Смит /17/

Конкуренция – это соперничество, повышающее цены (при сокращении предложения) и уменьшающего цены (при избытке  предложения)

Конкуренция –соперничество

В.А. Баринов /3/

Конкуренция – это борьба между производителями за предпочтения потребителей

Конкуренция – это борьба

Закон «О защите конкуренции» /1/

Конкуренция - соперничество  хозяйствующих субъектов, при котором  самостоятельными действиями каждого  из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в  одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров  на соответствующем товарном рынке

Конкуренция - соперничество

Информация о работе Планирование качества и повышение конкурентоспособности продукции