Планирование работы с персоналом организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 17:54, курсовая работа

Краткое описание

Слово “стратегия” произошло от греческого strategos “искусство генерала” [9].

Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3

1. Стратегическое управление персоналом организации…………………...6

2. Кадровая политика и стратегия предприятия……………………………14

3. Кадровая стратегия и ее основные направления………………………...24

4. Планирование потребностей в персонале………………………………..31

5. Методы планирования…………………………………………………….40

Заключение…………………………………………………………………….44

Список литературы……………………………………………………………46

Вложенные файлы: 1 файл

Планирование работы с персоналом организации.doc

— 501.50 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» 
 
 
 

Кафедра экономики 
 
 

Курсовая работа

по дисциплине: «Управление персоналом»

на тему: «Планирование работы с персоналом организации» 
 
 
 
 
 

                                                                                                         Выполнила

          ст. гр. ЗЭМ-09

          

          Приняла

           
 
 
 

Липецк 2010

    Содержание

    Введение………………………………………………………………………...3

  1. Стратегическое управление персоналом организации…………………...6
  2. Кадровая политика и стратегия предприятия……………………………14
  3. Кадровая стратегия и ее основные направления………………………...24
  4. Планирование потребностей в персонале………………………………..31
  5. Методы планирования…………………………………………………….40

    Заключение…………………………………………………………………….44

    Список  литературы……………………………………………………………46 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение   

    Слово “стратегия” произошло от греческого strategos “искусство генерала” [9].

    Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей.

    Несколько основных тезисов, относящихся к  стратегии, должны быть поняты и, что  более важно, приняты высшим руководством. Прежде всего, стратегия большей частью формулируется и разрабатывается высшим руководством, но ее реализация предусматривает участие всех уровней управления. Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными [16].

    Стратегический  план придает предприятию определенность, индивидуальность, что позволяет ему привлекать определенные типы работников, и, в то же время, не привлекать работников других типов. Этот план открывает перспективу для предприятия, которое направляет его сотрудников, привлекает новых работников и помогает продавать изделия или услуги. Наконец, стратегические планы должны быть разработаны так, чтобы не только оставаться целостными в течение длительных периодов времени, но и быть достаточно гибкими, чтобы при необходимости можно было осуществить их модификацию и переориентацию. Общий стратегический план следует рассматривать как программу, которая направляет деятельность фирмы в течение продолжительного периода времени, давая себе отчет о том, что конфликтная и постоянно меняющаяся деловая и социальная обстановка делает постоянные корректировки неизбежными [1].

    Стратегическое  планирование представляет собой набор  действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических  стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей. Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача - обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени.

      Стратегическое планирование –  относительно молодой вид деятельности  фирм. Его предтечей стало долгосрочное  планирование, которое бизнес стал  применять в 50-х годах. В  конце 60-х годов на смену  долгосрочному планированию приходит  стратегическое планирование. В стратегическом планировании по сравнению с долгосрочным пространство деятельности фирмы становится более объемным, оно включает в себя как основные элементы внутренней среды экономической организации, так и внешние аспекты: социальные и политические факторы, вкусы и потребности покупателей, действия конкурентов и т.д. Кроме того, долгосрочные цели фирмы в стратегическом планировании перестают быть простым отражением условий текущей деятельности, а оказываются результатом анализа изменений во внешней и внутренней среде фирмы.

    В процессе развития стратегического  планирования создано большое число  методов и моделей стратегического  анализа, формальных способов решения  задач. Пик популярности формального  стратегического планирования пришелся на конец 70-х – начало 80-х годов, когда оно воспринималось как панацея, средство решения любых проблем фирмы [9].

    Актуальность  темы исследования обусловлена тем, что стратегическое управление персоналом приобретает особую значимость: оно  позволяет обобщить и реализовать  целый спектр вопросов адаптации этих ценностей. Обобщение и использование данных позволяет сформировать главную цель системы управления персоналом: обеспечение кадрами, организация их эффективного использования, профессионального и социального развития.

    Отсюда вытекает одна из основных задач при разработке стратегии предприятия - планирование персонала с целью обогащения труда и производственного развития работников предприятия.

    Методологической  основой структуры работы и логической связи в ней вопросов найма и отбора персонала предприятия в современных условиях послужили разработки отечественных и зарубежных ученых в области стратегического и финансового менеджмента, психологии управления, маркетинга и менеджмента, теории анализа хозяйственной деятельности. При написании работы использовались учебные пособия и учебники, монографии и научные статьи в периодических изданиях [8]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Стратегическое  управление персоналом организации
 

    Термин  «стратегическое планирование» пришел к нам в 70-е годы в переводных книгах западных специалистов. В процессе своего развития управление как практическая деятельность в 1980-х гг. перешло на новый этап, отличительной особенностью которого является смещение внимания высшего руководства в сторону внешнего окружения, что позволяет своевременно и адекватно реагировать на происходящие в нем изменения и обеспечивать организации преимущества перед конкурентами.

    Из  множества определений стратегического  управления остановимся на определении, данном О. Виханским, стратегическое управление — это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, гибко реагирует на вызов со стороны внешнего окружения, проводит своевременные изменения в организации, позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, ориентируясь в своей деятельности на потребности покупателей, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей. Говоря иначе, стратегическое управление персоналом — это управление формированием конкурентоспособного трудового потенциала организации с учетом происходящих и предстоящих изменений в ее внешней и внутренней среде, позволяющее организации выживать, развиваться и достигать своих целей в долгосрочной перспективе [14].

    Цель  стратегического управления персоналом — обеспечить скоординированное  и адекватное состоянию внешней  и внутренней среды формирование трудового потенциала организации  в расчете на предстоящий длительный период [12].

    Основными принципами стратегического управления как вида управленческой деятельности являются: долгосрочность оцениваемых перспектив и принимаемых решений; направленность управленческих воздействий на изменение потенциала объекта управления (производства продукции, услуг, технологии, персонала и др.) и создание возможностей более эффективной реализации данного потенциала; первоочередной учет при разработке и принятии управленческих решений состояния и возможных изменений внешней для организации среды; альтернативность выбора управленческих решений в зависимости от состояния внутренней и внешней среды организации; осуществление постоянного контроля за состоянием и динамикой внешней среды и своевременного внесения изменений в управленческие решения.

    Процесс стратегического управления включает пять взаимосвязанных этапов. Они логически вытекают (или следуют) один из другого. При этом существует устойчивая обратная связь и обратное влияние каждого этапа на все остальные. Этапы процесса стратегического управления представлены на рисунке 1.

      

    

      
 
 
 

    

 

    

      

    Рисунок 1. Этапы процесса стратегического управления

  1. Анализ внешней и внутренней среды считают обычно исходным этапом стратегического управления, так как он служит базой как для определения миссии и целей организации, так и для выработки стратегии поведения в окружающей конкурентной среде, позволяющей осуществить миссию и достичь целей.
  2. Определение миссии организации и стратегических целей для ее выполнения является вторым этапом процесса стратегического управления. Миссия это четкая формулировка предназначения организации, утверждение того, для чего и по какой причине она существует. В миссии должны быть отражены следующие аспекты: сфера деятельности организации, т.е. какой продукт предлагается покупателям или клиентам, на каком рынке она работает и реализует свой продукт; целевые ориентиры организации, отражающие, к чему она стремится, решение каких задач является определяющим в ее деятельности в перспективе; ценности или принципы, которые являются основополагающими в деятельности организации; какие технологии в области производства и управления использует организация, в чем ее сила и возможности успешного осуществления деятельности в долгосрочной перспективе; имидж, которым обладает организация.
  3. Формулирование и выбор стратегии следующий этап процесса стратегического управления. Он представляет собой определение основного направления, характера движения, путь, которым организация сможет достичь поставленных целей. На определение стратегии организации оказывают влияние разнообразные факторы, содержание и значимость которых изменяется во времени. В связи с этим руководителю при определении и выборе стратегии необходимо оценивать всю совокупность внешних и внутренних факторов, основной перечень которых представлен на рисунке 2.
 
 
 
 
 
 
 
 

Внешние факторы

 

 

                        Внутренние факторы  

Рисунок 2. Факторы, влияющие на определение и выбор стратегии организации 

   
  1. На следующем  этапе процесса стратегического  управления — реализации стратегии  — осуществляется комплекс действий, направленных на повышение деловой активности в финансовой, организационной и других сферах, на усиление мотивации персонала, развитие корпоративной культуры и внутренней структуры организации в целях достижения намеченных результатов.
  2. Этап оценки и контроля реализуемой стратегии связан с постоянным появлением новых обстоятельств, изменением факторов внешней и внутренней среды, воздействующих на организацию, что приводит к необходимости корректировки выбранной стратегии [14].

    Для чего же нужно стратегическое планирование?

    Ключевую  роль в решении стратегических задач  организации играет стратегическое планирование, под которым понимается процесс разработки и поддержания стратегического равновесия между целями и возможностями организации в изменяющихся рыночных условиях. При стратегическом планирование речь идет о проблемно-ориентированном, долгосрочном планировании.

    Цель  стратегического планирования —  определить наиболее перспективные  направления деятельности организации, обеспечивающие ее рост и процветание [10].

    Под конкурентоспособным трудовым потенциалом организации следует понимать способность ее работников выдерживать конкуренцию по сравнению с работниками (и их трудовым потенциалом) аналогичных организаций. Конкурентоспособность обеспечивается за счет высокого уровня профессионализма и компетентности, личностных качеств, инновационного и мотивационного потенциала работников.

    Стратегическое  управление персоналом позволяет решать следующие задачи:

    1. Обеспечение организации необходимым трудовым потенциалом в соответствии с ее стратегией.

Информация о работе Планирование работы с персоналом организации