План организации планирования ГБУЗ ГКБ №6 ДП №2

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 11:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель написания данной курсовой работы – изучение механизма планирования на предприятиях здравоохранения.
Задачи курсовой работы:
- изучить теоретические аспекты планирования в здравоохранении;
- разработать плановые показатели производственно-хозяйственной деятельности МПО.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ……………………………………………....5
1.1.Сущность и классификация планирования на предприятии здравоохранения………………………………………………………………………………………….5
1.2. Принципы, методы и уровни планирования………………………………..10
1.3. Процесс планирования на предприятии…………………………………….14
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ (на материалах ГБУЗ ГКБ №6 ДП №2)……………………………17
2.1. Характеристика ГБУЗ ГКБ №6 ДП №2……………………………………..17
2.2. Процесс планирования, методы и процедуры……………………………...21
2.3. Сбор данных и анализ текущего положения……………………………….24
2.4. Достоинства и недостатки планирования в медицинском учреждении на современном этапе……………………………………………………………………….33
Заключение………………………………………………………………………...34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………37

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа от Старшиновой.docx

— 79.81 Кб (Скачать файл)

5. По сфере применения внутрихозяйственное планирование подразделяется на межцеховое, внутрицеховое, бригадное и индивидуальное, их объектом служит соответствующая производственная система или подразделение предприятия.

6. По стадиям разработки внутрипроизводственное планирование бывает предварительное и окончательное. На первом этапе обычно разрабатываются проекты планов, которые после их утверждения на втором этапе получают затем силу законов.

7. По степени точности планирование может быть укрупненным и уточненным. Точность планов в основном зависит от применяемых методов, нормативных материалов и сроков планирования, а также, главным образом, от уровня профессиональной подготовки и производственного опыта экономистов-менеджеров или плановиков-исполнителей.

8. По типам целей, учитываемым в планировании, оно может быть определено как оперативное, тактическое, стратегическое или нормативное.

Оперативное планирование представляет собой выбор средств решения  задач, которые поставлены, даны или  установлены вышестоящим руководством, а также являются традиционными  для предприятия, например распределение  выпуска продукции по объему, номенклатуре и срокам, установленным вышестоящим руководством. Такое планирование бывает обычно краткосрочным. Основная его задача состоит в выборе необходимых средств и ресурсов для выполнения заданных объемов работы или стоящих оперативных задач.

Тактическое планирование заключается в обосновании задач и средств, необходимых для достижения заранее установленных или традиционных целей. Например, тактическая цель завоевать лидерство на рынке в ближайшие пять лет может быть задана отделу маркетинга руководством предприятия. Отдел должен разработать пятилетний план по сокращению разрыва между предприятием и существующим лидером на рынке. Далее выбираются необходимые средства достижения поставленных целей в будущем.

Стратегическое планирование включает выбор и обоснование средств, задач и целей для достижения заданных или традиционных для предприятия идеалов. В качестве стратегических идеалов предприятие может выбрать экономический рост, непрерывное развитие человеческого потенциала, периодическое обновление выпускаемой продукции, выход на мировой рынок и т.п. Такое планирование, как правило, бывает долгосрочным.

Нормативное планирование требует открытого и обоснованного выбора средств, задач, целей и идеалов. Оно не имеет установленных границ или фиксированного горизонта. В таком планировании решающую роль играет правильный выбор идеала или миссии фирмы.

Рассмотренные четыре вида планирования по типам  целей имеют весьма широкое распространение  как на отечественных предприятиях, так и на зарубежных фирмах.

Данная классификация видов  и систем внутрифирменного планирования является наиболее полной в учебной и научной литературе.

1.2. Принципы, методы и уровни  планирования 

Планирование  характеризует картину  будущего, где ближайшие события  начертаны  с известной отчетливостью, соответственно ясности всего плана, а отдаленные – представлены более или менее смутно. Таким образом, план – это предвидимая и подготовленная на известный период программа социально-экономического развития предприятия (фирмы) и всех его подразделений.

Планирование  деятельности является на каждом предприятии (фирме) наиболее важной функцией производственного  менеджмента. Определяющим содержание и результаты действия плановых служб является использование принципов планирования. Впервые общие принципы планирования были сформулированы А. Файолем. В качестве основных требований к разработке программы действия или планов предприятия им были названы пять принципов: необходимость, единство, непрерывность, гибкость и точность.

Принцип необходимости планирования означает повсеместное и обязательное применение планов при выполнении любого вида трудовой деятельности.

Принцип единства планов предусматривает разработку общего или сводного плана социально-экономического развития предприятия.

Принцип непрерывности планов заключается  в том, что на каждом предприятии процессы планирования, организации и управления производством, как и трудовая деятельность, являются взаимосвязанными между собой и должны осуществляться постоянно и без остановки.

Принцип гибкости планов тесно связан с непрерывностью планирования и  предполагает возможность корректировки  установленных показателей и  координации планово-экономической деятельности предприятия.

Принцип точности планов. Всякий план должен составляться с такой точностью, которую желает достичь само предприятие, с учетом его финансового состояния и положения на рынке и многих других факторов.

В современной отечественной науке  и практике планирования, помимо рассмотренных  классических требований, широкую известность имеют общеэкономические принципы: системность, целенаправленность, комплексность, оптимальность, эффективность, научность, приоритетность, сбалансированность, занятость, директивность, самостоятельность, равнонапряженность, конкретность, объективность, динамичность, риск и др. Все они достаточно подробно раскрыты в научной и учебной литературе по планированию.

Начнем  с принципа комплексности. На каждом предприятии результаты экономической деятельности различных подразделений во многом зависят от: уровня развития техники, технологии и организации производства; применяемых систем управления персоналом, мотивации и оплаты труда и т.п. Все перечисленные факторы образуют целостную комплексную систему плановых показателей, так что всякое количественное или качественное изменение хотя бы одного из них приводит, как правило, к соответствующему изменению многих других экономических показателей.

Принцип эффективности требует разработки такого варианта производства товаров и услуг, который при существующих ограничениях используемых ресурсов обеспечивает получение наибольшего экономического эффекта.

Принцип оптимальности подразумевает  необходимость выбора лучшего варианта на всех этапах планирования из нескольких возможных или альтернативных.

Следовательно, основные принципы планирования ориентируют все наши предприятия  и фирмы на достижение наилучших  экономических показателей. Наши экономисты-менеджеры  имеют в настоящее время большой  выбор существующих принципов планирования.

Принцип координации устанавливает, что деятельность ни одной части  организации нельзя планировать эффективно, если ее выполнять независимо от остальных объектов данного уровня.

Принцип интеграции определяет, что  планирование, осуществляемое независимо на каждом уровне, не может быть столь же эффективным без взаимоувязки планов на всех уровнях.

Сочетание принципов координации  и интеграции дает известный принцип  холизма. Согласно ему, чем больше элементов  и уровней в системе, тем выгодней планировать одновременно и во взаимозависимости.

Таковы  важнейшие требования или  принципы рыночного планирования в  современном  производстве.

Планирование  деятельности предприятия  здравоохранения  осуществляется с  помощью различных  методов. Основные из них:

Ресурсный метод планирования (по возможностям), в котором учитываются  рыночные условия хозяйствования и  наличие ресурсов. Этот метод может  применяться из- за монопольного положения предприятия или из- за слабой конкуренции.

Целевой метод (по необходимости) предполагает планирование, исходным моментом которого становятся потребности рынка, спрос  на услуги здравоохранения.

Метод экстраполяции (экстраполяция  –  поступательное движение) – планирование при отсутствии угрозы со стороны  конкурентов и надежда на то, что  развитие в будущем будет происходить с сохранением показателей, темпов и пропорций, достигнутых на момент разработки плана.

Интерполяционный метод принципиально  противоположный метода экстраполяции. Под интерполяционным методом планирования предприятие устанавливает цели для достижения ее в будущем и на этом основании определяет продолжительность планового периода и промежуточные плановые показатели. Интерполяционный метод предусматривает обратную движение – от установленной цели и соответствующего конечного значения плановых показателей к вычисления промежуточных их величин.

По  такому классификационному признаку, как способ расчета плановых показателей, используют опытно-статистический метод, который предполагает использование статистических данных за предыдущие годы. Более обоснованный факторный метод планирования, согласно которым плановые значения показателей определяют на основе расчетов влияния важнейших факторов, которые обусловливают изменения этих показателей. Наиболее точный нормативный метод планирования, суть которого заключается в том, что плановые показатели рассчитываются на основе прогрессивных норм использования ресурсов с учетом их изменений в результате внедрения организационно-технических мероприятий в плановом периоде.

Для увязки потребностей с необходимыми ресурсами для производства туристического продукта и услуг используют балансовый метод планирования.

По  разным классификационным признакам (вариантность планов, способ выполнения расчетных операций, форма представления плановых показателей), методы планирования могут быть одновариантными, поливариантными, ручными, механизированными, автоматизированными, табличный, линейнографичными и другими.

В деятельности предприятий существует много способов планирования, но основными  из них, которые касаются работы конкретного  предприятия в рыночных условиях, есть способы планирования: сверху вниз, снизу вверх, смешанный и  целевой.

Планирование  сверху вниз. При  этой форме планирования руководитель фирмы совместно со своими заместителями  разрабатывает  стратегию развития фирмы. Затем основные показатели развития фирмы на запланированный период передаются в плановый отдел для  разработки планов и после утверждения  руководством фирмы доводятся до сведения всех подразделений. Недостатком такого подхода к планированию является то, что руководство фирмы не всегда может увидеть и учесть потенциальные возможности низовых звеньев.

Планирование снизу вверх. При  таком способе планирования каждый сотрудник анализирует свою текущую работу и подает руководству своего подразделения предложения о работе в будущем периоде. Руководитель подразделения формирует программу (план) работы своего подразделения в плановом году и передает эту информацию в плановый отдел. Затем план возвращается в подразделения, где рассматривается и одобряется, а при необходимости и корректируется с учетом замечаний и передается на утверждение руководителю предприятия.

Смешанный способ планирования применяется  в  работе многих иностранных частных  фирм. Суть его заключается в том, что руководство фирмы разрабатывает  основные показатели деятельности в  плановом периоде и передает их в  в соответствующие подразделения. Там анализируются возможности выполнения поставленных задач, разрабатываются программы достижения целей и после корректировки информация передается в плановый отдел, где она сводится в единый черновой план, который после рассмотрения и доработка в соответствии с пожеланиями обеих сторон согласуется и утверждается.

Целевой способ планирования используют, в  основном, средние и крупные  фирмы, которые работают в условиях жесткой конкурентной борьбы. На первом этапе руководство предприятия  формирует задачи подразделениям по объему предоставления услуг и прибыли, то есть ставит определенную цель. На втором этапе руководители подразделений вместе со своими подчиненными разрабатывают меры по выполнению задач и достижению цели и передают их на рассмотрение администрации. Этот способ планирования позволяет объединить лучшие черты трех первых способов планирования как при составлении годовых, так и при разработке стратегических планов.

1.3. Процесс планирования на предприятии 

Деятельность, связанную с планированием, можно  разделить на несколько  основных этапов:

  1. Процесс составления планов, или непосредственный процесс планирования, то есть принятие решений о будущих целях организации и способах их достижения. Результатом процесса планирования является система планов.
  2. Деятельность по осуществлению плановых решений. Результатами этой деятельности являются реальные показатели деятельности организации.
  3. Контроль результатов. На этом этапе происходит сравнение реальных результатов с плановыми показателями, а также создание предпосылок для корректировки действий организации в нужном направлении.

Таким образом, процесс планирования является первым этапом общей деятельности фирмы.

Процесс планирования состоит из ряда этапов, следующих друг за другом.

  1. Фирма проводит исследования внешней и внутренней среды организации. Определяет главные компоненты организационной среды, выделяет те из них, которые действительно имеют значение для организации, проводит сбор и отслеживание информации об этих компонентах, составляет прогнозы будущего состояния среды, производит оценку реального положения фирмы.
  2. Фирма устанавливает желаемые направления и ориентиры своей деятельности: видение, миссию, комплекс целей. Иногда этап установления целей предшествует анализу среды.
  3. Стратегический анализ. Фирма сравнивает цели (желаемые показатели) и результаты исследований факторов внешней и внутренней среды (ограничивающих достижение желаемых показателей), определяет разрыв между ними. При помощи методов стратегического анализа формируются различные варианты стратегии.
  4. Производятся выбор одной из альтернативных стратегий и ее проработка.
  5. Подготавливается окончательный стратегический план деятельности фирмы.
  6. Среднесрочное планирование. Готовятся среднесрочные планы и программы.
  7. На основе стратегического плана и результатов среднесрочного планирования фирма разрабатывает годичные оперативные планы и проекты.
  8. Процесс выполнения плана.
  9. Контроль за выполнением плана.

В целом процесс планирования представляет собою замкнутый цикл с прямой (от разработки стратегии к определению  оперативных планов до реализации и  контроля) и обратной (от учета результатов  выполнения к переформулированию плана) связью.

Информация о работе План организации планирования ГБУЗ ГКБ №6 ДП №2