Понятие несостоятельности ( банкротства) предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 16:17, курсовая работа

Краткое описание

Главное- теперь обанкротить предприятие станет гораздо тяжелее, а сама процедура будет более сложной, многоступенчатой, подконтрольной.
Актуальность и практическая значимость темы настоящей курсовой обусловлена рядом причин.

Содержание

Введение 2
Раздел 1. Понятие несостоятельности ( банкротства) предприятий
Глава 1. Причины несостоятельности (банкротства) предприятий и её профилактика
1.1. Характеристика глубины состояния банкротства 3
1.2. Причины несостоятельности предприятий 4
1.3. Мониторинг управления банкротством предприятий 6
1.4. Пути предотвращения банкротства предприятий 8
Раздел 2. Комментарии нового Федерального Закона " О несостоятельности ( банкротстве)" от 26 октября 2002г.
Глава 2. Понятие, критерии и признаки несостоятельности предприятий
2.1. Основания возбуждения дела о банкротстве предприятий 9
2.2. Лица, участвующие в деле, а также в арбитражном процессе по делу о банкротстве предприятий 10
2.3. Арбитражные управляющие и саморегулируемые организации 12
2.4. Определение и учёт требований кредиторов 13
Глава 3. Процедуры банкротства
3.1 Наблюдение. 15
3.2 Финансовое оздоровление 16
3.3 . Внешнее управление. 17
3.4. Конкурсное производство 18
3.5. Мировое соглашение 20
Заключение 22
Список использованной литературы 23

Вложенные файлы: 1 файл

БАНКРОТСТВО ПРЕДПРИЯТИЯ.docx

— 81.58 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение 2

Раздел 1. Понятие несостоятельности ( банкротства) предприятий 

Глава 1. Причины несостоятельности (банкротства) предприятий и её профилактика

1.1. Характеристика глубины  состояния банкротства 3

1.2. Причины несостоятельности  предприятий 4

1.3. Мониторинг управления  банкротством предприятий 6

1.4. Пути предотвращения  банкротства предприятий 8

Раздел 2. Комментарии нового Федерального Закона " О несостоятельности ( банкротстве)" от 26 октября 2002г.

Глава 2. Понятие, критерии и  признаки несостоятельности предприятий

2.1. Основания возбуждения  дела о банкротстве предприятий  9

2.2. Лица, участвующие в  деле, а также в арбитражном  процессе по делу о банкротстве  предприятий 10

2.3. Арбитражные управляющие  и саморегулируемые организации  12

2.4. Определение и учёт  требований кредиторов 13

Глава 3. Процедуры банкротства 

3.1 Наблюдение. 15

3.2 Финансовое оздоровление 16

3.3 . Внешнее управление. 17

3.4. Конкурсное производство 18

3.5. Мировое соглашение 20

Заключение 22

Список использованной литературы 23

Введение

Вопрос о несостоятельности ( банкротстве)- один из самых ключевых для экономики любой страны. Именно то, как в стране выстроена процедура  банкротства, определяет базовые «  правила игры » и для промышленных гигантов, и для мелких магазинчиков.

Состояние неспособности  должника платить по своим обязательствам принято называть банкротством. В  соответствии с Федеральным Законом  РФ « О несостоятельности( банкротстве)»  от 16 октября 2002 г. под банкротством( несостоятельностью) предприятий понимается признанная арбитражным судом неспособность  должника в полном объеме удовлетворить  требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.[3, 116]

Возрождение института несостоятельности  в России после десятилетия забвения началось с появлением Закона РФ «  О несостоятельности( банкротстве) предприятий», который был принят Верховным Советом РФ 19 ноября 1992г. и введен в действие с 1 марта 1993г.Об этом этапе обычно говорят как  о реформе законодательства о  несостоятельности( банкротстве), поскольку  были подвергнуты изменению практически  все основные положения законодательства, регламентирующие как критерии, внешние  признаки несостоятельности и порядок  рассмотрения дел о банкротстве, так и основания введения и  порядок проведения каждой из процедур банкротства.

Новый Федеральный Закон  РФ «О несостоятельности(банкротстве)», принятый Государственной Думой 27 сентября 2002 г., был подписан Президентом РФ 26 октября 2002г. и введен в действие по истечении тридцати дней со дня  его официального опубликования. Данный ФЗ РФ олицетворяет собой третий этап развития правового регулирования  отношений, связанных с несостоятельностью( банкротством) организаций и граждан-участников имущественного оборота.

Прежняя редакция российского  Закона о банкротстве была крайне противоречивой, и по сути способствовала созданию в России настоящей индустрии  заказных банкротств.

Скажем сразу: новый закон  не закрывает всех лазеек для фиктивных  банкротств, не решает проблемы судебного  произвола, он не «разруливает» ситуацию, когда предприятие попадает под  банкротство по вине государства, которое  не платит заводу за заказанную им продукцию. И все же этот закон- несомненный  шаг вперед, которого все ждали.

Главное- теперь обанкротить  предприятие станет гораздо тяжелее, а сама процедура будет более  сложной, многоступенчатой, подконтрольной.

Актуальность и практическая значимость темы настоящей курсовой обусловлена рядом причин.

Во – первых, в настоящее  время, в российской экономике ключевой проблемой является кризис неплатежей, и добрую половину российских предприятий  следовало уже давно объявить банкротами, а полученные средства перераспределить в пользу эффективных  производств, что несомненно бы способствовало оздоровлению российского рынка.

Во – вторых, с проблемой  банкротства предприятий юристам  приходится с каждым днем сталкиваться все чаще, а литературы, подробно освещающей данный вопрос, пока недостаточно.

Несмотря на довольно большое  количество статей по выбранной теме, трудности в написании курсовой работы были вызваны тем, что с  момента вступления закона в силу прошло меньше полугода и на данный момент еще не сформирована единая арбитражная практика по применению нового закона о банкротстве.

В настоящей курсовой работе делается попытка на основе действующих  нормативных документов, сложившейся  арбитражной практики, мнения ведущих  юристов и иных материалов, проанализировать действующее законодательство о  несостоятельности (банкротстве).

Раздел 1. Понятие несостоятельности ( банкротства) предприятий.

Глава 1. Причины несостоятельности ( банкротства) предприятий и её профилактика.

1.1. Характеристика глубины  состояния банкротства.

История становления и  развития рыночной экономики в развитых странах показывает неравномерность  процесса функцио​нирования предприятия, наличие колебаний значений объемов  производства и сбыта продукции. Возникновение спада произ​водства  определяется как кризисная ситуация и рассматривается как некая  общая для всех предприятий закономерность, тесно увязанная с характером их жизненного цикла, которая может  воз​никнуть на любой из его стадий. Спад производства обусловлива​ет состояние  банкротства, которое характеризуется  продол​жительностью во времени  и длится на протяжении второй фазы жизненного цикла предприятия, различаясь при этом «амплиту​дой падения» на каждом интервале (этапе) фазы. По глубине  бан​кротства различают его стадии:

• I стадия — допустимое банкротство — характеризует  за​рождение негативного состояния, возникает на этапе жиз​ненного  цикла «реорганизация», когда появляется угроза потери прибыли от предпринимательской  деятельности;

• П стадия — критическое  банкротство — определяет уси​ление  негативных тенденций на этапе «спад», когда затра​ты на осуществление  деятельности приходится возмещать  за счет средств кредиторов;

• Ш стадия — катастрофическое банкротство — возникает на этапах «банкротство» и «ликвидация» жизненного цикла предприятия, сопровождается его закрытием или принуди​тельной  ликвидацией, следствием которых является распро​дажа имущества для погашения  требовании кредиторов. В этом случае должник теряет право самостоятельно управлять и распоряжаться своим  имуществом. Это право переходит  к ликвидаторам — лицам, назначенным  для управления имуще​ством должника и принудительной его ликвидации.

На каждой стадии развития негативной тенденции состояние  предприятия имеет свои отличительные  признаки:

на стадии I: задержки с  предоставлением отчетности, снижение ее качества; изменения в структуре  баланса: резкое уменьшение денег на счетах; увеличение де- биторской и  кредиторской задолженности, их старение и разбалансирование; снижение объемов  продаж; необоснованная смена поставщиков; изменения в cтруктуре управления; всевозможные реорганизации предприятия (открытие и закрытие представительств, филиалов, дочерних обществ и т.п.); скрытое  снижение цены предприятия, падение  курса его акций; снижение доходов (прибыли) от основной деятельности;

на стадии II: трудности  с наличностью; уменьшение поступления  денежных средств от хозяйственных oпераций; конфликты в высшем руководстве; нарушение сроков выплаты заработной платы; рост текучести кадров; ухудшение  социально-психологического климата в трудовом коллективе; установление нереальных цен на продукцию; внеочередные проверки финансово-контролирующих органов; затруднения в получении коммерческих кредитов; возникновение убытков;

на стадии III: неудовлетворительная структура баланса; скопление на складе готовой продукции, которая  заведомо не реализуется; падение объема производства; низкая заработная плата; сокращенный рабочий день (неделя); возрастание убытков; недостаток оборотных  средств; неспособность погасить срочные  обязательства.

Из сказанного следует, что  банкротство — хотя и болезненный, но закономерный процесс, а значит, подлежит управлению. Состояние неплатежеспособности предприятий неравномерно по внешним  признакам, согласно чему управление им сложно и неуниверсально. Оно осуществляется как на макроуровне — посредством  созданной системы мониторинга, так и на микроуровне хозяйственной  деятельности - в результате антикризисного управления.[ 7, 635-636]

1.2 Причины несостоятельности  предприятий.

Деятельность предприятия  подвержена влиянию многочислен​ных  факторов. В целях антикризисного управления деятельностью предприятия  необходимо знать характер их влияния. По на​правлению этих влияний факторы  различаются на положительные и  отрицательные. Очевидно, несостоятельность  предприятий обусловлена влиянием последних. Кроме того, по степени  зависимости от субъекта хозяйственной  дея​тельности все факторы делятся  на внешние и внутренние. Амери​канские  ученые отмечают, что треть вины за банкротство обуслов​лена отрицательным  воздействием внешних факторов; а  остальная часть —внутренних. В  России — наоборот. Почему? Чтобы  отве​тить на этот вопрос, рассмотрим различия факторов по их со​держанию (рис.1).

| Факторы |

     

Внешние

Внутренние

• экономические 

• социальные

 

• материально-технические

• правовые

• природно-климатические  и

 

•организационные

• социально-

экологические

 

экономические


Рис.1. Классификация факторов, влияющих на деятельность предприятий

Внешние факторы:

• экономические: уровень  доходов и накоплений населения (по​купательная способность); платежеспособность экономических партнеров, кредитная  и налоговая политика государства; изменение рыночных ориентаций потребителя, конъюнктуры внутреннего и мирового рынков, государственное регулиро​вание, уровень развития науки и техники, инфляция;

социальные: изменение политической обстановки внутри страны и за рубежом; международная конкуренция, уро​вень культуры предпринимателей и потребителей их про​дукции, организация досуга населения, нравственные при​тязания и религиозные нормы, определяющие образ жизни; демографическая ситуация.

правовые: наличие законов, регулирующих предпринима​тельскую деятельность (например, упрощенная и ускорен​ная  процедура регистрации предприятий); защита от государственного бюрократизма, совершенствование налогово​го  законодательства, методов учета  и форм отчетности, развитие совместной деятельности с привлечением ино​странного  капитала; обеспечение гарантии сохранности  прав на собственность и соблюдения договорных обяза​тельств; защита фирм друг от друга, потребителей от не​- 
доброкачественной продукции.

природно-климатические  и экологические: наличие матери​альных  ресурсов, климатические условия, состояние  окру​жающей среды и т.п.

Внутренние факторы:

материально-технические  — факторы, связанные с уровнем  развития техники и технологии, внедрением в производство научных открытий, совершенствованием орудий и предметов  труда. К ним относятся: замена морально и физически уста​ревшего оборудования; ремонт действующего оборудования; механизация  и автоматизация производства; электрификация производства; химизация производства; строительство, ре​конструкция, увеличение использования производственных площадей; создание и внедрение принципиально  новых тех​нологий, обеспечивающих сокращение затрат, экономию ре​сурсов, повышение качества; углубление специализации  ма​шин; экономия материальных ресурсов; освоение альтерна​тивных источников энергии и т.п.

организационные — факторы, обусловленные совершенст​вованием  организации производства, труда  и управления; выбором организационно-правовой формы. Все они объе​динены в  три группы:

а) организация производства: размеще​ние предприятия по территории страны; организация транспортных связей; специализация, кооперация и раз​деление, организация материально-технического снабже​ния и сбыта продукции; организация  энергоснабжения, ремонтного обслуживания; организация системы контро​ля  за качеством; организационно-техническая  подготовка производства; проведение текущего и капитального ре​монта; организация бесперебойной работы оборудования; повышение сменности  работы оборудования; организа​ция внутрипроизводственного  материально-технического снабжения  и т.п.;

б) организация труда: рациональное разделе​ние и кооперация труда; организация и .обслуживание ра​бочих мест; улучшение санитарно-гигиенических  условий труда, доведение их до комфортных; устранение производ​ственных вредностей и опасностей; внедрение передовых  приемов и методов труда; организация  рациональных ре​жимов труда и отдыха; укрепление трудовой и производ​ственной  дисциплины; развитие коллективных форм тру​да; совершенствование системы  стимулирования труда; нормирование труда; развитие многостаночного и многоагрегатного обслуживания; рациональная расстановка  и эффективное использование  кадров и т.п.;

в) организация управления: формирование организационной структуры; создание экономичной и дей​ственной управленческой структуры; координация  работы предприятия внутри страны и  за рубежом; привлечение высококвалифицированных  специалистов; эффективная организационно-экономическая  форма; совершенствова​ние стилей и методов управления; финансовый, кадровый, инвестиционный менеджмент; управление ценовой поли​тикой, издержками, амортизационной политикой и т.п.;

Информация о работе Понятие несостоятельности ( банкротства) предприятий