Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 16:17, курсовая работа
Главное- теперь обанкротить предприятие станет гораздо тяжелее, а сама процедура будет более сложной, многоступенчатой, подконтрольной.
Актуальность и практическая значимость темы настоящей курсовой обусловлена рядом причин.
Введение 2
Раздел 1. Понятие несостоятельности ( банкротства) предприятий
Глава 1. Причины несостоятельности (банкротства) предприятий и её профилактика
1.1. Характеристика глубины состояния банкротства 3
1.2. Причины несостоятельности предприятий 4
1.3. Мониторинг управления банкротством предприятий 6
1.4. Пути предотвращения банкротства предприятий 8
Раздел 2. Комментарии нового Федерального Закона " О несостоятельности ( банкротстве)" от 26 октября 2002г.
Глава 2. Понятие, критерии и признаки несостоятельности предприятий
2.1. Основания возбуждения дела о банкротстве предприятий 9
2.2. Лица, участвующие в деле, а также в арбитражном процессе по делу о банкротстве предприятий 10
2.3. Арбитражные управляющие и саморегулируемые организации 12
2.4. Определение и учёт требований кредиторов 13
Глава 3. Процедуры банкротства
3.1 Наблюдение. 15
3.2 Финансовое оздоровление 16
3.3 . Внешнее управление. 17
3.4. Конкурсное производство 18
3.5. Мировое соглашение 20
Заключение 22
Список использованной литературы 23
3.4. Конкурсное производство.
Первое, что следует отметить при анализе положений Закона о банкротстве, регулирующих конкурсное производство, — сокращение числа очередей удовлетворения требований кредиторов с пяти до трех (что само по себе противоречит ст. 64 и 65 Гражданского кодекса РФ). По сравнению с ГК РФ и Законом о банкротстве 1998 года (п. 2 ст. 106) утрачивают свое значение третья (требования по обязательствам, исполнение которых обеспечено залогом) и четвертая (требования по обязательным платежам) очереди (п. 4 ст. 134 Закона). Однако новая судьба у этих очередей различна.
Законодатель не стал церемониться
с требованиями государства по недоимкам
и иным обязательным платежам, поместив
их в одну большую очередь с
обычными коммерческими требованиями.
Хотя такой подход, когда налоговые
платежи, предназначенные для
Иное дело требования по гражданско-правовым (то есть частным) обязательствам, исполнение которых обеспечено залогом. Такие требования также помещаются в третью очередь, а стало быть, их субъекты — залогодержатели получают все права конкурсных кредиторов, в том числе и право голосовать на собраниях кредиторов.
Однако в случае продажи
предмета залога требования залогодержателя
подлежат удовлетворению в первую очередь
за счет выручки от продажи эаложенного
имущества преимущественно
Надо понимать так, что кредиторов первой и второй очереди (а это граждане с требованиями к должнику в связи с причинением вреда их жизни и здоровью, а также работники должника с требованиями о взыскании задолженности по заработной плате и выплате выходных пособий) мы теперь будем делить на "белых" и "черных" в зависимости от того, когда им был причинен вред или не выплачены заработанные деньги — до заключения договора залога или после. К примеру, если машина должника сбила гражданина на улице после того, когда должником был заключен договор залога с кредитором, то при реализации в процессе конкурсного производства предмета залога (а это может быть и весь имущественный комплекс должника) из вырученной суммы указанный гражданин не получит ни копейки. Вот если бы он попал "под колеса" до заключения договора залога, с ним был бы произведен расчет.
Очевидно, что особое положение
кредитора по обеспеченному залогом
обязательству должно сопровождаться
усилением гарантий удовлетворений
требований кредиторов первых двух
очередей, например, путем создания
резервного фонда (за счет отчислений
работодателей) для выплаты задолженности
по заработной плате работникам,
увольняемым в связи с
Что касается кредиторов первой очереди, то, к сожалению, новый Закон о банкротстве (как и его предшественник) не содержит механизма реализации положения о том, что с согласия гражданина — обладателя требования о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, указанное требование в сумме капитализированных платежей переходит к Российской Федерации вместе с обязанностью производить в отношении указанного гражданина выплаты повременных платежей. Вместо этого в Законе о банкротстве есть уже ставшая традиционной ссылка на некий порядок исполнения государством этой обязанности, который должен быть установлен Правительством РФ (п. 3 ст. 135).
Существенный характер носят
изменения порядка определения
судьбы имущества должника, не включаемого
в конкурсную массу, в частности:
дошкольных и иных образовательных
учреждений, лечебных учреждений, спортивных
сооружений, объектов коммунальной инфраструктуры.
Указанные социально значимые объекты
теперь подлежат продаже (ранее они
передавались в муниципальную собственность)
путем проведения торгов в форме
конкурса, обязательным условием
которого является обязанность покупателя
содержать данные объекты и обеспечивать
их использование по целевому назначению.
По результатам проведения
Заслуживает быть отмеченным также новое положение Закона о банкротстве, допускающее замещение активов должника (то есть создание на база имущества должника открытого акционерного общества) в ходе конкурсного производства, которое может иметь место на основании решения собрания кредиторов при условии, что за принятие такого решения проголосовали все кредиторы, обязательства которых обеспечены залогом имущества должника (ст. 141).[1, 14-15]
3.5. Мировое соглашение.
Как и прежде, мировое
соглашение между должником и
конкурсными кредиторами (к ним
теперь добавляются также
Из текста Закона о банкротстве исключены положения, допускающие возможность последующего признания мирового соглашения, утвержденного арбитражным судом, недействительным. Вместо этого предусмотрены правила, регулирующие порядок обжалования и последствия отмены определения арбитражного суда об утверждении мирового соглашения (ст. 162, 163).
Наряду с общей нормой
о том, что определение об утверждении
мирового соглашения может быть
обжаловано в порядке, установленном
Арбитражным процессуальным
К числу вновь открывшихся отнесены обстоятельства, препятствующие утверждению мирового соглашения, которые не были и не могли быть известны заявителю на момент утверждения мирового соглашения, а также на случай, когда заявитель не участвовал в заключении мирового соглашения, однако мировым соглашением нарушены его права и законные интересы (п. 2 ст. 162 Закона). При таком подходе всякое мировое соглашение будет находиться под постоянной угрозой отмены (по "вновь открывшимся обстоятельствам" ) утвердившего его определения арбитражного суда.
Согласно ст. 164 Закона о
банкротства мировое соглашение
может быть расторгнуто в отношении
всех конкурсных кредиторов и уполномоченных
органов (то есть в полном объеме, целиком)
по заявлению конкурсных кредиторов
и уполномоченных органов, обладавших
на дату утверждения мирового соглашения
не менее чем одной четвертой
требований к должнику. Таким образом,
в отличие от ранее действовавшего
законодательства исключается возможность
расторжения мирового соглашения в
отношении отдельного кредитора
по заявлению последнего. И это
правильно: предусматривая такую возможность,
Закон о банкротстве 1998 года тем
самым допускал несправедливое предпочтительное
удовлетворение требований отдельного
кредитора, вышедшего из мирового соглашения
и благодаря этому
Вместе с тем в ст. 165 (п. 3) Закона о банкротстве, регламентирующей порядок рассмотрения заявления о расторжении мирового соглашения, находим норму о том, что о дате и времени судебного заседания по рассмотрению заявления о расторжении мирового соглашения в отношении отдельного кредитора уведомляются должник, конкурсный кредитор или конкурсные кредиторы либо уполномоченные органы, обратившиеся с заявлением о расторжении мирового соглашения, а также третьи лица, участвующие в мировом соглашении.
Отмеченная несогласованность
правовых норм, ставшая результатом
элементарной небрежности
Заключение
Законодательство о
Проведенный в данной курсовой
работе сравнительный анализ нового
Закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)»
от 26 октября 2002г. и Закона РФ «О несостоятельности
(банкротстве) предприятий от 1 января
1998 года позволяет однозначно сделать
вывод, что сегодняшнее
Однако, хотелось бы, чтобы в Законе о банкротстве были чётче прописаны принципы, по которым можно отделить временного должника от действительно неплатежеспособного. Некоторые законодатели предлагают такой критерий: предприятие не может покрыть свои обязательства в течение трех месяцев ликвидными активами. Под ликвидными активами надо понимать деньги, ценные бумаги, дебиторскую задолженность, уплаченный, но невозвращенный НДС, товарные запасы.
Второе предложение касается
того, какую именно процедуру банкротства
выбрать в том или ином случае.
Новый Закон, как и старый оставляет
место произволу конкурсных кредиторов
и судей. Нужны чёткие правила- на
основании показателей
Третье предложение- СРО.
Очевидно, что эти организации
будут подавлять конкуренцию
среди своих членов. Полагаем, что
практика покажет : лучше не заставлять
всех управляющих непременно вступать
в СРО, как в КПСС, а провозгласить
другой принцип: управляющие могут
создавать добровольные объединения.
К тому же все требования Закона
к СРО, считают законодатели, нужно
исключить, иначе эти структуры
оказываются излишне
Хотя вопрос об особенностях
банкротства отдельных
Список использованной литературы.
1. Витрянский В.В. Новое в правовом регулировании несостоятельности ( банкротства) // Хозяйство и право, 2003г., №1.
2. Жилинский С. Э. Правовая основа предпринимательской деятельности (предпринимательское право ). Курс лекций.- М., Норма-Инфра, 1998г.- 200с.
3. Завадников В.Н. Новый закон о банкротстве не закрывает всех лазеек для финансовых махинаций, но ликвидирует самые вопиющие из них.// Новые законы и нормативные акты, 2002г., № 45.
4. Никитина О.А. Банкротство предприятий.// Журнал для акционеров, 2003г., № 1.
5. Свит Ю. Восстановительные процедуры- способ предотвращения банкротства.// Российская юстиция, 1998г., № 3.
6. Федеральный Закон « О несостоятельности ( банкротстве)» (новая редакция).- М.: ООО «ТК Велби», 2003.-160с.
7. Экономика предприятий : Учебное пособие / Под ред. д.э.н., проф. В.Я. Горфинкеля.- М.: Издательство « Дело и Сервис», 2002г.-800с.
Информация о работе Понятие несостоятельности ( банкротства) предприятий