Понятие, роль и значение реализации продукции в хозяйственном обороте организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 19:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы на основе анализа реализации продукции ОАО «Инвет» выявить резервы повышения деятельности предприятия и сформировать предложения по совершенствованию реализации продукции.
В соответствии с поставленной целью сформулируем следующие задачи:
проведение анализа реализации продукции на предприятии;
проведение анализа выполнения договорных обязательств по поставкам продукции;
изучение учета реализации продукции;
выявление путей увеличения реализации продукции и разработка мероприятий по их освоению;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 4
1 РОЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ В ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ……………………….…….… 5
1.1 Понятие, роль и значение реализации продукции в хозяйственном обороте организации………………………………………………… 5
1.2 Показатели, характеризующие реализацию продукции……………. 7
1.3 Значение, цели, задачи и источники информации для анализа…..... 10
2 АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ………….. 12
2.1 Анализ объема, структуры и динамики реализации продукции…… 12
2.2 Факторный анализ реализации продукции…………………………. 16
2.3 Анализ выполнения договорных обязательств по поставкам продукции……………………………………………………………. 19
3 ПУТИ И РЕЗЕРВЫ РОСТА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ………… 22
3.1 Пути роста реализации продукции………………………………. … 22
3.2 Анализ резервов увеличения объема реализации продукции в организации………………………………………………………….. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 27

Вложенные файлы: 1 файл

АХД.docx

— 135.59 Кб (Скачать файл)

 

 

Источник: собственная разработка

Абсолютное  отклонение определяется путем вычитания  планового показателя от фактического. Относительное отклонение определяется путем деления абсолютного отклонения показателей на их плановый уровень и умножением на 100.

Из Таблицы 4 видно, что план по реализации продукции  недовыполнен на 7,7% за счет уменьшения остатков на начало года, на 35,1%, а так  же за счет увеличения товаров, отгруженных  покупателям  на конец года, на 165,7% .     

Положительное влияние на реализацию оказали следующие  факторы:

– уменьшение остатков готовой продукции на складах  организации на конец года (45,3%);

– увеличение остатков отгруженных товаров на начало года, оплата за которые не поступила  на расчетный счет организации (33,3%).

В процессе анализа необходимо выяснить причины  образования сверхплановых остатков на складах, несвоевременной оплаты продукции покупателями и разработать  конкретные меры по ускорению процесса реализации и получения выручки. 

В процессе анализа изучаются вопросы влияния  факторов на объем реализации продукции. Их можно объединить в 3 группы:

1.Обеспеченность организации трудовыми ресурсами

РП = Дв × ЧР × ГВ (2.6)

РП = (15805/17532)*356*49,247 = 0,90149*356*49,247=15805 млн.руб.

2. Обеспеченность  организации основными производственными  фондами и эффективность их  использования

РП = Дв × ОПФ × ФО (2.7)

РП =(15805/17532)*42660*0.41097=15805 млн.руб.

3. Обеспеченность  организации сырьем и материалами  и эффективность их использования

РП = Дв × МЗ × МО (2.8)

РП = (15805/17532)*11409*1,53668=0,90149*11409*1,53668 = 15805млн.руб.

Здесь  РП – объем реализованной продукции;

ГВ – среднегодовая выработка одним работником;

ЧР – численность работников;

Дв – доля реализованной продукции в общем объеме выпуска продукции;

ОПФ – среднегодовая стоимость основных производственных фондов;

ФО – фондоотдача основных средств;

МЗ – материальные затраты;

МО – материалоотдача.

Расчет  влияния данных факторов на объем  производства и реализации продукции  проводится одним из способов факторного анализа.

Определив изменения среднегодовой выработки, фондоотдачи и материалоотдачи, можно рассчитать изменения в реализации продукции:

∆РПгв = ∆ГВ × ЧРф × Двф; (2.9)

∆РПгв =(49,247-47,054)*356*0,90149 = 703,8 млн.руб

∆РПфо = ∆ФО × ОПФф × Двф; (2.10)

∆РПфо =(0,42029-0,32771)*42660*0,90149 = 3560,4 млн.руб.

∆РПмо = ∆МО × МЗ × Дф. (2.11)

∆РПмо = (1,53668-1,95128)*11409*0,90149 = - 4264,2 млн.руб.

∆РПгв, ∆РПфо, ∆РПмо – изменения объема реализации продукции за счет изменения годовой выработки, фондоотдачи, материалоотдачи.

∆ГВ, ∆ФО, ∆МО – изменения годовой выработки, фондоотдачи, материалоотдачи;

Двф – доля реализованной фактически продукции в общем объеме выпуска продукции.

Следовательно, можно сделать вывод, что за счет изменения годовой выработки  объем реализованной продукции  увеличился на 703,8 млн.рублей, за счет изменения фондоотдачи, объем реализованной продукции вырос на 3560,4 млн.рублей и за счет изменения материалоотдачи, объем реализованной продукции снизился на 4264,2 млн.рублей[6, с.224].

 

2.3 Анализ  выполнения договорных обязательств  по поставкам продукции

 

 

Производство  и реализация продукции связаны  с выполнением договорных обязательств. Недовыполнение плана по договорам  для организации сказывается  на ритмичности работы, уменьшает  выручку, прибыль, приводит к выплате  штрафных санкций. Поэтому проводится их анализ по соответствующей методике, приведенной на основании данных ОАО «Инвет» за 2009 год в Таблице 5.

 

Таблица 5 - Анализ выполнения договорных обязательств

 

 

Изделие

Потребитель (организация)

План поставки по договору

Фактически отгружено

Недопоставка

Объем в пределах плана

Бак-80

Минский тракторный завод

5283

6689

 

5283

Бак КЗК-12

Гомсельмаш

362,9

327,9

-35

327,9

БСТН-2П

Пружанский РайУКС

1231

1381

 

1231

Бирка БМЖ

Иваново ИП Шахнюк

124

102

-22

102

Тара БХ-33П

Брест МРБ

195,4

175

-20,4

175

Итого

 

7196,3

8674,9

-77,4

7118,9


 

 

Источник: собственная разработка

 

 

Процент выполнения договорных обязательств рассчитывается делением разности между плановым объемом  отгрузки по договорам и его недовыполнением (или зачтенный объем по договорам) на плановый объем поставки по договорам. В зачтенный объем в выполнение плана по договорам не учитывается  продукция, отгруженная сверх плана  и не предусмотренная планом:

, или 98,9%. (2.12)

В нашем  примере план по договорам недовыполнен на 1,1 %.

В процессе анализа определяется выполнение плана  поставок за месяц и с нарастающим  итогом в целом по организации, в  разрезе отдельных потребителей, выясняются причины недовыполнения плана и вырабатываются корректирующие меры по выполнению договорных обязательств[6, с.239]..

В следующей Таблице 6 проанализируем выполнение договорных обязательств по отгрузке продукции по месяцам в ОАО «Инвет» за 2009 год.

Таблица 6 - Анализ выполнения договорных обязательств по месяцам

 

 

Месяц

План поставки продукции

Поставлено

Недопоставка продукции

Выполнение, %

За месяц

С начала года

За месяц

С начала года

За месяц

С начала года

За месяц

С начала года

Январь

1800

1900

1553

1553

-247

-247

86,3

81,7

Февраль

1900

3800

1119

2672

-781

-1028

58,9

70,3

Март

2000

5800

1833

4505

-167

-1195

91,7

77,7

Апрель

2200

8000

2201

6706

 

-1195

100,0

83,8

Май

2300

10300

2125

8831

-175

-1370

92,4

85,7

Июнь

2400

12700

2188

11019

-212

-1582

91,2

86,8

Июль

2500

15200

2455

13474

-45

-1627

98,2

88,6

Август

2800

18000

2601

16075

-199

-1826

92,9

89,3

Сентябрь

2900

20900

2746

18821

-154

-1980

94,7

90,1

Октябрь

3050

23950

2801

21622

-249

-2229

91,8

90,3

Ноябрь

3100

27050

2971

24593

-129

-2358

95,8

90,9

Декабрь

3100

30150

3189

27782

 

-2358

102,9

92,1


 

 

Источник: собственная разработка

 

 

Из таблица видно, что план по поставкам продукции недовыполнен на 7,9%. Это могло быть связано с неверным составлением планов, либо за счет других объективных факторов.

В заключение данной главы можно сделать вывод  о том, что ОАО «Инвет» с каждым годом наращивает объем реализации продукции, что положительным образом сказывается на финансовом состоянии организации. Это связано с увеличением объема производства, за счет освоения новых рынков сбыта и освоением новых технологий. В связи  с увеличением объемов реализации необходимо в сроки выполнять договорные обязательства, т.к. их выполнение положительным образом скажется на имидже организации и дальнейшее сотрудничестве с уже существующими клиентов.

 

 

 

 

 

 

3 ПУТИ И РЕЗЕРВЫ  РОСТА РЕАЛИЗАЦИИ ППРОДУКЦИИ

 

3.1 Пути роста  реализации продукции

 

Основные источники  резервов увеличения выпуска и реализации продукции показаны на Рисунке 1.

 

Рисунок 1 - Источники резервов роста  реализации продукции

 

Источник: [6, с.256]

 

Определение величины резервов по первой группе производится следующим образом:


(3.1)

(3.2)

(3.3) 

где Р ВПкр, Р ВПфрв, Р ВПчв - резерв роста валовой продукции соответственно за счет создания новых рабочих мест, увеличения фонда рабочего времени в связи с сокращением его потерь и повышения среднечасовой выработки; Р КР — резерв увеличения количества рабочих мест; Р ФРВ - резерв увеличения фонда рабочего времени за счет сокращения его потерь по вине предприятия; Р ЧВ — резерв роста среднечасовой выработки за счет совершенствования техники, технологии, организации производства и рабочей силы; ФРВв - возможный фонд рабочего времени с учетом выявленных резервов его роста.

По второй группе резервы увеличения производства продукции  за счет увеличения численности оборудования (Р К) времени его работы (Р Т) и выпуска продукции за один машинно-час (P ЧB) рассчитываются по формуле:


(3.4)

   (3.5)

(3.6) 

По третьей  группе резервы увеличения выпуска  продукции исчисляются следующим  образом:

а) дополнительное количество j-го материала делится  на норму его расхода на единицу i-го вида продукции и умножается на плановую цену единицы продукции. Затем результаты суммируются по всем видам продукции:


                                     (3.7) 

б) сверхплановые  отходы материалов делятся на норму  их расхода на единицу i-го вида продукции и умножаются на плановую цену единицы соответствующего вида продукции, после чего полученные результаты суммируются:


                                    (3.8) 

в) планируемое  сокращение нормы расхода j-го ресурса  на единицу i-го вида продукции умножается на планируемый к выпуску объем  производства i-го вида продукции, полученный результат делится на плановую норму  расхода и умножается на плановую цену данного изделия, после чего подсчитывается общая сумма резерва  валовой продукции:


                    (3.9)

3.2 Анализ  резервов увеличения объема реализации продукции в организации

 

 

Резервы роста объема реализации – это количественно измеримые возможности его увеличения за счет улучшения использования ресурсов предприятия. Рассмотрим порядок расчета прироста объема выпуска продукции за счет каждого фактора (вида резерва).

1.Резерв роста продукции в результате создания дополнительных рабочих мест:

РáВПрм = ∆М*В (3.10)

где РáВПрм – резерв роста объема продукции; ∆М – дополнительные рабочие места; В – среднегодовая выработка рабочего.

2.Резерв роста продукции за  счет ввода нового оборудования:

РáВПно = Тфiфi (3.11)

где РáВПно - резерв роста объема продукции, Тфi - полезное время работы каждого вида оборудования (машино-час); Вфi – выработка продукции за 1 машино-час каждого вида оборудования.

3.Резерв  роста продукции за счет ликвидации  потерь рабочего времени:

РáВПлп = Тпот*В (3.12)

где РáВПлп - резерв роста объема продукции; Тпот – количество потерянных часов рабочего времени; В – среднечасовая выработка рабочего.

4. Резерв роста продукции за счет ликвидации потерь рабочего времени оборудования:

РáВПло = Тпоо (3.14)

где РáВПло - резерв роста объема продукции; Тпот – количество потерянных часов рабочего времени оборудования; Во – среднечасовая выработка.

5.Резерв  роста продукции в результате  улучшения организации производства  и труда (по трудовым ресурсам):

РáВПот = Твруо (3.15)

где РáВПот - резерв роста объема продукции; Твр – количество часов, отработанных всеми работниками; Вуо – прирост среднечасовой выработки за счет улучшения организации производства и труда[7, с.294]..

Информация о работе Понятие, роль и значение реализации продукции в хозяйственном обороте организации