Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 19:28, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы на основе анализа реализации продукции ОАО «Инвет» выявить резервы повышения деятельности предприятия и сформировать предложения по совершенствованию реализации продукции.
В соответствии с поставленной целью сформулируем следующие задачи:
проведение анализа реализации продукции на предприятии;
проведение анализа выполнения договорных обязательств по поставкам продукции;
изучение учета реализации продукции;
выявление путей увеличения реализации продукции и разработка мероприятий по их освоению;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 4
1 РОЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ В ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ……………………….…….… 5
1.1 Понятие, роль и значение реализации продукции в хозяйственном обороте организации………………………………………………… 5
1.2 Показатели, характеризующие реализацию продукции……………. 7
1.3 Значение, цели, задачи и источники информации для анализа…..... 10
2 АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ………….. 12
2.1 Анализ объема, структуры и динамики реализации продукции…… 12
2.2 Факторный анализ реализации продукции…………………………. 16
2.3 Анализ выполнения договорных обязательств по поставкам продукции……………………………………………………………. 19
3 ПУТИ И РЕЗЕРВЫ РОСТА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ………… 22
3.1 Пути роста реализации продукции………………………………. … 22
3.2 Анализ резервов увеличения объема реализации продукции в организации………………………………………………………….. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 27
Источник: собственная разработка
Абсолютное отклонение определяется путем вычитания планового показателя от фактического. Относительное отклонение определяется путем деления абсолютного отклонения показателей на их плановый уровень и умножением на 100.
Из Таблицы 4 видно, что план по реализации продукции недовыполнен на 7,7% за счет уменьшения остатков на начало года, на 35,1%, а так же за счет увеличения товаров, отгруженных покупателям на конец года, на 165,7% .
Положительное влияние на реализацию оказали следующие факторы:
– уменьшение остатков готовой продукции на складах организации на конец года (45,3%);
– увеличение остатков отгруженных товаров на начало года, оплата за которые не поступила на расчетный счет организации (33,3%).
В процессе
анализа необходимо выяснить причины
образования сверхплановых
В процессе
анализа изучаются вопросы
1.Обеспеченность организации трудовыми ресурсами
РП = Дв × ЧР × ГВ (2.6)
РП = (15805/17532)*356*49,247 = 0,90149*356*49,247=15805 млн.руб.
2. Обеспеченность
организации основными
РП = Дв × ОПФ × ФО (2.7)
РП =(15805/17532)*42660*0.41097=
3. Обеспеченность
организации сырьем и
РП = Дв × МЗ × МО (2.8)
РП = (15805/17532)*11409*1,53668=0,
Здесь РП – объем реализованной продукции;
ГВ – среднегодовая выработка одним работником;
ЧР – численность работников;
Дв – доля реализованной продукции в общем объеме выпуска продукции;
ОПФ – среднегодовая стоимость основных производственных фондов;
ФО – фондоотдача основных средств;
МЗ – материальные затраты;
МО – материалоотдача.
Расчет влияния данных факторов на объем производства и реализации продукции проводится одним из способов факторного анализа.
Определив
изменения среднегодовой
∆РПгв = ∆ГВ × ЧРф × Двф; (2.9)
∆РПгв =(49,247-47,054)*356*0,90149 = 703,8 млн.руб
∆РПфо = ∆ФО × ОПФф × Двф; (2.10)
∆РПфо =(0,42029-0,32771)*42660*0,
∆РПмо = ∆МО × МЗ × Дф. (2.11)
∆РПмо = (1,53668-1,95128)*11409*0,
∆РПгв, ∆РПфо, ∆РПмо – изменения объема реализации продукции за счет изменения годовой выработки, фондоотдачи, материалоотдачи.
∆ГВ, ∆ФО, ∆МО – изменения годовой выработки, фондоотдачи, материалоотдачи;
Двф – доля реализованной фактически продукции в общем объеме выпуска продукции.
Следовательно, можно сделать вывод, что за счет изменения годовой выработки объем реализованной продукции увеличился на 703,8 млн.рублей, за счет изменения фондоотдачи, объем реализованной продукции вырос на 3560,4 млн.рублей и за счет изменения материалоотдачи, объем реализованной продукции снизился на 4264,2 млн.рублей[6, с.224].
2.3 Анализ
выполнения договорных
Производство и реализация продукции связаны с выполнением договорных обязательств. Недовыполнение плана по договорам для организации сказывается на ритмичности работы, уменьшает выручку, прибыль, приводит к выплате штрафных санкций. Поэтому проводится их анализ по соответствующей методике, приведенной на основании данных ОАО «Инвет» за 2009 год в Таблице 5.
Таблица 5 - Анализ выполнения договорных обязательств
Изделие |
Потребитель (организация) |
План поставки по договору |
Фактически отгружено |
Недопоставка |
Объем в пределах плана |
Бак-80 |
Минский тракторный завод |
5283 |
6689 |
5283 | |
Бак КЗК-12 |
Гомсельмаш |
362,9 |
327,9 |
-35 |
327,9 |
БСТН-2П |
Пружанский РайУКС |
1231 |
1381 |
1231 | |
Бирка БМЖ |
Иваново ИП Шахнюк |
124 |
102 |
-22 |
102 |
Тара БХ-33П |
Брест МРБ |
195,4 |
175 |
-20,4 |
175 |
Итого |
7196,3 |
8674,9 |
-77,4 |
7118,9 |
Источник: собственная разработка
Процент
выполнения договорных обязательств рассчитывается
делением разности между плановым объемом
отгрузки по договорам и его
, или 98,9%. (2.12)
В нашем примере план по договорам недовыполнен на 1,1 %.
В процессе
анализа определяется выполнение плана
поставок за месяц и с нарастающим
итогом в целом по организации, в
разрезе отдельных
В следующей Таблице 6 проанализируем выполнение договорных обязательств по отгрузке продукции по месяцам в ОАО «Инвет» за 2009 год.
Таблица 6 - Анализ выполнения договорных обязательств по месяцам
Месяц |
План поставки продукции |
Поставлено |
Недопоставка продукции |
Выполнение, % | ||||
За месяц |
С начала года |
За месяц |
С начала года |
За месяц |
С начала года |
За месяц |
С начала года | |
Январь |
1800 |
1900 |
1553 |
1553 |
-247 |
-247 |
86,3 |
81,7 |
Февраль |
1900 |
3800 |
1119 |
2672 |
-781 |
-1028 |
58,9 |
70,3 |
Март |
2000 |
5800 |
1833 |
4505 |
-167 |
-1195 |
91,7 |
77,7 |
Апрель |
2200 |
8000 |
2201 |
6706 |
-1195 |
100,0 |
83,8 | |
Май |
2300 |
10300 |
2125 |
8831 |
-175 |
-1370 |
92,4 |
85,7 |
Июнь |
2400 |
12700 |
2188 |
11019 |
-212 |
-1582 |
91,2 |
86,8 |
Июль |
2500 |
15200 |
2455 |
13474 |
-45 |
-1627 |
98,2 |
88,6 |
Август |
2800 |
18000 |
2601 |
16075 |
-199 |
-1826 |
92,9 |
89,3 |
Сентябрь |
2900 |
20900 |
2746 |
18821 |
-154 |
-1980 |
94,7 |
90,1 |
Октябрь |
3050 |
23950 |
2801 |
21622 |
-249 |
-2229 |
91,8 |
90,3 |
Ноябрь |
3100 |
27050 |
2971 |
24593 |
-129 |
-2358 |
95,8 |
90,9 |
Декабрь |
3100 |
30150 |
3189 |
27782 |
-2358 |
102,9 |
92,1 |
Источник: собственная разработка
Из таблица видно, что план по поставкам продукции недовыполнен на 7,9%. Это могло быть связано с неверным составлением планов, либо за счет других объективных факторов.
В заключение данной главы можно сделать вывод о том, что ОАО «Инвет» с каждым годом наращивает объем реализации продукции, что положительным образом сказывается на финансовом состоянии организации. Это связано с увеличением объема производства, за счет освоения новых рынков сбыта и освоением новых технологий. В связи с увеличением объемов реализации необходимо в сроки выполнять договорные обязательства, т.к. их выполнение положительным образом скажется на имидже организации и дальнейшее сотрудничестве с уже существующими клиентов.
3 ПУТИ И РЕЗЕРВЫ РОСТА РЕАЛИЗАЦИИ ППРОДУКЦИИ
3.1 Пути роста реализации продукции
Основные источники резервов увеличения выпуска и реализации продукции показаны на Рисунке 1.
Рисунок 1 - Источники резервов роста реализации продукции
Источник: [6, с.256]
Определение величины резервов по первой группе производится следующим образом:
(3.1)
(3.2)
(3.3)
где Р ВПкр, Р ВПфрв, Р ВПчв - резерв роста валовой продукции соответственно за счет создания новых рабочих мест, увеличения фонда рабочего времени в связи с сокращением его потерь и повышения среднечасовой выработки; Р КР — резерв увеличения количества рабочих мест; Р ФРВ - резерв увеличения фонда рабочего времени за счет сокращения его потерь по вине предприятия; Р ЧВ — резерв роста среднечасовой выработки за счет совершенствования техники, технологии, организации производства и рабочей силы; ФРВв - возможный фонд рабочего времени с учетом выявленных резервов его роста.
По второй группе резервы увеличения производства продукции за счет увеличения численности оборудования (Р К) времени его работы (Р Т) и выпуска продукции за один машинно-час (P ЧB) рассчитываются по формуле:
(3.4)
(3.5)
(3.6)
По третьей
группе резервы увеличения выпуска
продукции исчисляются
а) дополнительное количество j-го материала делится на норму его расхода на единицу i-го вида продукции и умножается на плановую цену единицы продукции. Затем результаты суммируются по всем видам продукции:
б) сверхплановые отходы материалов делятся на норму их расхода на единицу i-го вида продукции и умножаются на плановую цену единицы соответствующего вида продукции, после чего полученные результаты суммируются:
в) планируемое сокращение нормы расхода j-го ресурса на единицу i-го вида продукции умножается на планируемый к выпуску объем производства i-го вида продукции, полученный результат делится на плановую норму расхода и умножается на плановую цену данного изделия, после чего подсчитывается общая сумма резерва валовой продукции:
(3.9)
3.2 Анализ резервов увеличения объема реализации продукции в организации
Резервы роста объема реализации – это количественно измеримые возможности его увеличения за счет улучшения использования ресурсов предприятия. Рассмотрим порядок расчета прироста объема выпуска продукции за счет каждого фактора (вида резерва).
1.Резерв роста продукции в результате создания дополнительных рабочих мест:
РáВПрм = ∆М*В (3.10)
где РáВПрм – резерв роста объема продукции; ∆М – дополнительные рабочие места; В – среднегодовая выработка рабочего.
2.Резерв роста продукции за
счет ввода нового
РáВПно = Тфi*Вфi (3.11)
где РáВПно - резерв роста объема продукции, Тфi - полезное время работы каждого вида оборудования (машино-час); Вфi – выработка продукции за 1 машино-час каждого вида оборудования.
3.Резерв
роста продукции за счет
РáВПлп = Тпот*В (3.12)
где РáВПлп - резерв роста объема продукции; Тпот – количество потерянных часов рабочего времени; В – среднечасовая выработка рабочего.
4. Резерв роста продукции за счет ликвидации потерь рабочего времени оборудования:
РáВПло = Тпо*Во (3.14)
где РáВПло - резерв роста объема продукции; Тпот – количество потерянных часов рабочего времени оборудования; Во – среднечасовая выработка.
5.Резерв
роста продукции в результате
улучшения организации
РáВПот = Твр*Вуо (3.15)
где РáВПот - резерв роста объема продукции; Твр – количество часов, отработанных всеми работниками; Вуо – прирост среднечасовой выработки за счет улучшения организации производства и труда[7, с.294]..