Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 16:20, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучить теоретический и практический аспект анализа себестоимости продукции и выявление резервов ее снижения.
Для достижения намеченной цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы анализа себестоимости продукции;
- провести анализ себестоимости продукции организации;
- выявить резервы снижения себестоимости продукции.
Введение ……………………………………………………………………….
1 Теоретические основы анализа себестоимости продукции……………….
1.1 Понятие, сущность, виды себестоимости продукции…………………
1.2 Значение, задачи и источники информации анализа себестоимости продукции………………………………………………………………………
1.3 Методика анализа себестоимости продукции…………………………
2 Анализ себестоимости продукции ОАО «Гомельдрев»…………………
2.1 Технико-экономическая характеристика ОАО «Гомельдрев»……….
2.2 Анализ структуры и динамики затрат на производство продукции…………………………………………………………………..
2.3 Анализ затрат на рубль товарной продукции………………………….
2.4 Анализ прямых материальных и трудовых затрат……………………
3 Выявление резервов снижения себестоимости продукции……………..
Заключение …………………………………………………………………….
Список использованных источников…………………………………………
………………………………………
i – конкретный вид выпущенной продукции;
b – расходы на единицу выпущенной продукции;
x – объем производства.
Для установления влияния исследуемых факторов на изменение прибыли абсолютный прирост расходов на один рубль продукции за счет каждого фактора умножается на фактический объем реализации выраженный в ценах сравниваемого периода (сопоставимых ценах).
Далее проводится обобщение данных, полученных в ходе анализа, и определяются возможные пути снижения себестоимости.
На общую сумму расходов оказывают влияние объем производства его структура, изменение уровня удельных переменных и суммы постоянных расходов, которые в свою очередь могут увеличиваться или уменьшаться за счет уровня ресурсоемкости работ (услуг) и цен на потребленные ресурсы.
Стоимость производственной продукции зависит от объема выпуска, его структуры и цен на продукцию. Факторная модель издержкоемкости (ИЕ) выглядит следующим образом (формула 1.10):
, (1.10)
где – издержкоемкость продукции;
– общая сумма расходов на производство;
– стоимость выпущенной продукции;
– объем работ, услуг в целом по организации;
– доля i-го вида выпущенной продукции работ в общем объеме
выпуска;
– сумма переменных расходов на единицу i-го вида выпущенной
продукции;
– сумма постоянных расходов на весь выпуск работ;
– цена на i-го вида выпущенной продукции.
Влияние этих факторов на изменение издержкоемкости выпущенной продукции рассчитывается способом цепной подстановки (таблица 1.5).
Таблица 1.5 – Методика факторного анализа издержкоемкости выпущенной продукции
Производство |
Алгоритм |
1 |
2 |
Базового периода |
∑(VВПi0·Цi0) |
Отчетного периода при базовой структуре и базовых ценах |
∑(VBПi1·Цi0) +ΔВПстр |
Отчетного периода по базовым ценам |
∑(VBПi1·Цi0) |
Отчетного периода по текущим ценам |
∑(VBПi1·Цi1) |
После этого можно установить влияние исследуемых факторов на изменение суммы прибыли.
Для этого абсолютные приросты издержкоемкости за счет каждого фактора необходимо умножить на фактический объем реализации отчетного периода, выраженный в ценах базисного периода (формула 1.11).
ΔПXi =ΔИЕXi·∑(VPПi1·Цi0), (1.11)
где ΔПXi - изменение суммы прибыли от реализации;
ΔИЕXi - абсолютный прирост издержкоемкости за счет каждого фактора;
VPПi1- фактический объем реализованной в отчетном периоде;
Цi0- цена i-го вида работ в базисном периоде.
Для более глубокого изучения причин изменения себестоимости анализируют отчетные калькуляции по отдельным видам продукции, сравнивают фактический уровень расходов на единицу продукции с плановым и данными прошлых периодов, других производственных организаций в целом и по статьям расходов.
Влияние факторов первого порядка на изменение уровня себестоимости продукции работ изучают с помощью формулы 1.12:
,
где Ci - себестоимость единицы i-гo вида продукции;
Аi - постоянные расходы, отнесенные на i-й вид продукции;
bi - переменные расходы на единицу i-гo вида продукции;
i - объем выпуска i-гo вида продукции.
Анализ общепроизводственных и общехозяйственных расходов имеет большое значение, так как они занимают значительный удельный вес в себестоимости. Для анализа общепроизводственных и общехозяйственных расходов по статьям расходов используют данные аналитического бухгалтерского учета. По каждой статье выявляют абсолютное и относительное изменение и его причины.
Далее подсчитываются резервы косвенных расходов возможного их сокращения и разрабатываются конкретные рекомендации по их освоению.
В заключении отметим
переход организаций Республики Беларус
В связи с меняющимися условиями хозяйствования и ориентацией на международные стандарты и мировую практику анализа возникает необходимость пересмотра действующих положений по планированию и учету расходов. Особенности организации и методологии планирования анализа расходов могут проявляться в выборе объектов анализа и калькулирования, номенклатуре калькуляционных статей расходов и т.д.
Принятые организацией методические решения по планированию, анализу и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) обязательны для применения в течение всего отчетного года. При изменении учетной (плановой) политики должны обеспечиваться преемственность методического подхода и сопоставимость данных по сравнению с предыдущим годом.
2 Анализ себестоимости продукции ОАО «Гомельдрев»
2.1 Технико-экономическая
характеристика ОАО «
ОАО «Гомельдрев» отсчитывает свою историю с создания в 1929 году деревообрабатывающего комбината. Тысячный коллектив рабочих, ИТР и служащих начал выпускать мебель, паркет, телеги. Комбинат имел свою электростанцию на 1000 киловатт, ремонтно-механическую мастерскую и паровые сушилки. К 1934 году был построен рабочий поселок, два интерната на 350 человек, столовая.
В 1941 году на комбинате было налажено производство лыж для самолетов, военизированного обоза, ящиков для снарядов и других изделий для нужд фронта. Сотни рабочих в первые дни войны ушли на фронт, предприятие вместе с оставшимися работниками было эвакуировано в Сталинград и продолжило выпуск продукции для нужд фронта.
В 1943 году, сразу после освобождения Гомеля от немецко-фашистских захватчиков, началось возрождение комбината. Расчищались руины, строились цеха, из Сталинграда возвращались вагоны с оборудованием. Комбинат, будучи в строительных лесах, приступил к изготовлению пиломатериалов, оконных блоков, школьных парт, других столярных изделий, необходимых для восстановления города Гомеля. Численность работников составила 500 человек.
В последующий период предприятие проводило последовательную техническую политику по строительству новых цехов, созданию новых производств, реконструкции и расширению действующего производства на основе внедрения нового, современного, высокоэффективного оборудования и прогрессивных технологий. Общая численность работников к концу 50-х годов составляла уже около 4000 человек.
В 1971 году на базе Гомельского ордена Трудового Красного Знамени деревообрабатывающего комбината было создано производственное деревообрабатывающее объединение «Гомельдрев». В его состав, на правах филиалов вошли: фанерно-спичечный комбинат, мебельная фабрика «Прогресс» и леспромхоз. Общая численность достигла 8000 человек.
К этому времени производственная программа объединения «Гомельдрев» включала лесопиление, сушку, деревообработку, строганный шпон, корпусную и мягкую мебель, стулья, багет, спички и клееную фанеру. В составе объединения находилось также производство спецавтофургонов для Минобороны СССР, которое занимало 45% от общего объема выпускаемой продукции объединения в целом и 63% от объемов выпуска продукции головного предприятия.
В 1994 году, в связи с отсутствием заказов от Минобороны СССР производство спецавтофургонов было резко сокращено, а к концу года и полностью прекращено. Перед предприятием стала трудная задача по демонтажу оборудования кузовного производства, капитальному ремонту цеха с устройством мозаичных полов, заменой витражей и остеклением фонарей стеклопакетами, реконструкцией отопления и освещения. Параллельно с реконструкцией конверсионного цеха шла стратегическая подготовка всей технологической цепочки к производству мебели из натуральной древесины.
28 марта 1997 года ОАО «Гомельдрев» было создано приказом № 85 Министерства по управлению государственным имуществом и приватизации Республики Беларусь путем преобразования арендного производственного деревообрабатывающего предприятия «Гомельдрев» в соответствии с законодательством об акционерных обществах, о разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь. Учредителем предприятия является Министерство по управлению государственным имуществом и приватизации Республики Беларусь и члены трудового коллектива арендного производственного деревообрабатывающего объединения «Гомельдрев». Объединение входит в концерн "Беллесбумпром". Концерн осуществляет чисто консультативное воздействие на ОАО «Гомельдрев».
Общество является преемником прав и обязанностей названного предприятия в соответствии с передаточным актом, за исключением прав и обязанностей, которые не могут принадлежать Обществу.
Управление предприятием осуществляется в соответствии с действующим законодательством и Уставом предприятия на основе сочетания прав и интересов трудового коллектива и собственника имущества.
Общество осуществляет следующие виды деятельности согласно устава организации. ОАО «Гомельдрев» ДОК имеет линейно-функциональную форму управления. Действующая система управления является жестко централизованной системой руководства.
Такая структура успешно работает в режиме реализации решений руководства, но она неэффективна на этапе их подготовки. Вследствие этого в большинстве случаев персонал в основной своей массе не принимает непосредственного участия в подготовке решений (в лучшем случае - получает поручения руководителя и готовит необходимую информацию, используемую для принятия решений). В такой системе цели персонала редко не совпадают с целями руководителя.
Преобладающей формой доведения информации о результатах деятельности производственных и других подразделений до первого руководителя являются еженедельные отчеты руководителей подразделений (как правило, в устной и в меньшей степени - в письменной форме).
Такой порядок приводит, во-первых, к возможности искажения данных и, во-вторых, ставит первого руководителя в зависимость от присутствия на рабочем месте сотрудников, владеющих информацией.
Связь с потребителями продукции предприятия
- путем предоставления
на продукцию нормативной
- образцов продукции,
рекламных материалов и других
сведений о продукции по
- проведением совместных мероприятий (дней качества, выставок-продаж, проверок качества продукции); интервьюированием, анкетированием; стимулированием сбыта продукции.
На практике руководители различных уровней выполняют собственный оперативный анализ, ведут регистрацию важнейших процессов и операций, приблизительные расчеты, планируют соответствующие мероприятия.
Таким образом каждое лицо, которое отвечает за принятие решений, одновременно становится и пользователем (информантом), и источником информации (информатором).
Перечень информационных характеристик внутренней среды можно объединить по таким признакам (рисунок 2.1).
Рисунок 2.1 - Информационная характеристика внутренней среды ОАО «Гомельдрев» ДОК
Внешней информацией для планирования является информация о поставщиках, конкурентной среде, покупателях и тому подобное. Источниками такой информации могут быть:
-законодательная база,
-официальная бухгалтерская и статистическая отчетность,
-публикации, другие предприятия,
-информационная индустрия и самостоятельные маркетинговые исследования.
Деятельностью руководит директор, который назначается на должность на контрактной основе и действует на основании доверенности. В вопросах организации работы ОАО «Гомельдрев» ДОК директор действует на основе единоначалия.
Директор ОАО «Гомельдрев»
ДОК издает приказы и дает
указания, обязательные для лиц,
относящихся к персоналу, и других
лиц, состоящих с ним в трудовых
отношениях. Директор ОАО «Гомельдрев»
ДОК несет полную
Информация о работе Понятие, сущность, виды себестоимости продукции