Премия качества как показатель конкурентоспособности продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 17:44, контрольная работа

Краткое описание

Между качеством и эффективностью производства существует прямая связь. Повышение качества способствует повышению эффективности производства, приводя к снижению затрат и повышению доли рынка.
В данной контрольной работе нам необходимо ознакомиться с основными достижениями теории и практики менеджмента качества, понять необходимость использования этих достижений во всех сферах деятельности фирм независимо от их отраслевой принадлежности

Содержание

Введение.
Класс и понятие качества.
Система показателей качества.
Конкурентоспособность продукции, сущность и методы ее определения
Факторы влияющие на качество продукции
Технология качества.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 71.83 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Чувашский государственный университет  имени И.Н. Ульянова»

(ФГБОУ ВПО «ЧГУ им. И.Н. Ульянова»)

Алатырский филиал

Факультет управления и экономики

Кафедра экономики

 

 

РЕФЕРАТ

 

По дисциплине: «Государственное регулирование национальной экономики»

На тему: «Премия качества как показатель конкурентоспособности продукции»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил  студент 4 курса

                                                                   очной формы обучения

                                                              группы  ЭКФ 63-09

                                                  Логинов А.В            

                                                                   Проверил: к.э.н. доцент

                                                  Никитин Е.В  

                                                                  

 

 

 

Алатырь 2013

ПЛАН.

Введение.

  1. Класс и понятие качества.
  2. Система показателей качества.
  3. Конкурентоспособность продукции,  сущность и методы ее определения
  4. Факторы влияющие на качество продукции
  5. Технология качества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В рыночной экономике огромное внимание уделяется проблемам качества, обусловленное  наличием конкурентной среды. По методам  осуществления конкуренция делится  на ценовую (вытеснение конкурентов путем снижения, сбивания цены) и неценовую, при которой та же цена предлагается за товар с более высокими качественными параметрами и комплексом услуг, что означает в терминах маркетинга "товар с сопровождением", т.к. только качество может привлечь потребителя.

В странах с развитой рыночной экономикой конкурентная борьба обусловила разработку программ повышения качества. В научных  исследованиях и в практике возникла необходимость выработки объективных  показателей для оценки способностей фирм производить продукцию с  необходимыми качественными характеристиками, подтверждаемыми сертификатом соответствия на продукцию. Многие фирмы-производители  имеют системы качества, соответствующие  международным стандартам. В современных  условиях именно сертификат на систему  качества служит решающим фактором для  заключения контракта на поставку продукции. Успешная реализация качественного  продукта потребителю является главным  источником существования любого предприятия. История многих зарубежных и отечественных  компаний - яркое подтверждение этого. Такие компании, как "Макдональд", "Тойота", "Делта Эйрлайнз", "Термо Кинг", ОАО "Уфимское моторостроительное производственное объединение", АО "Ижорские заводы" (Санкт-Петербург), АО "Нитрон" (Саратов) и др. - вот положительный пример этой зависимости. Но немало примеров, свидетельствуют о том, что фирмы терпят неудачи, т.к. качество их продукции не соответствует ожиданиям потребителей.

В рыночной экономике производитель  и потребитель находят друг друга  на рынке, их мотивации базируются на финансовом выигрыше и максимизации потребительского эффекта. При этом потребитель выбирает между лучшими  товарами различных производителей, являясь главной фигурой, определяет направления развития производства, приобретая товары и услуги по собственному желанию, этим указывая, что следует производить, с какими потребительскими свойствами.

Говоря о проблеме качества, следует  отметить, что за этим понятием всегда стоит потребитель. Именно он выбирает наиболее приемлемые потребительские  свойства товара.

Качество - задача номер один в условиях рыночной экономики. Именно с помощью  современных методов менеджмента  качества передовые зарубежные фирмы  добились лидирующих позиций на различных  рынках. Российские предприятия пока еще отстают в области применения современных методов менеджмента  качества. Между тем, повышение качества несет поистине колоссальные возможности. Однако повышение качества невозможно без изменения отношения к  качеству на всех уровнях. Призывы к  повышению качества не могут быть реализованы, если руководители различных  уровней не станут относиться к качеству как к образу жизни.

Между качеством и эффективностью производства существует прямая связь. Повышение качества способствует повышению  эффективности производства, приводя  к снижению затрат и повышению  доли рынка.

В данной контрольной работе нам  необходимо ознакомиться с основными  достижениями теории и практики менеджмента  качества, понять необходимость использования  этих достижений во всех сферах деятельности фирм независимо от их отраслевой принадлежности

 

 

  1. Класс и понятие качества.

Сегодня, когда со всего света в Россию поступает много товаров не всегда хорошего качества, чтобы уберечь покупателей нужна информация и контроль.

Директор  Сочинского центра стандартизации, метрологии и сертификации Валентин Владимирович Месников говорит, что качество сегодня – главный критерий оценки продукции, работ, услуг оно определяет уровень жизни каждого человека и общества в целом. Оно как бы индикатор высокого стандарта или уровня совершенства, и не случайно, производитель рекламируя свою продукцию говорит о её качестве.

Проблема  качества, непростая во все времена, особенно остро стоит сейчас, на этапе перехода к рыночной экономике. Наши предприятия сталкиваются с  большими трудностями, сокращением  производства, многие заводы останавливаются, коллективы не получают зарплату. Проблемы осложняются ещё и нестабильностью  в финансовой системе. Назревает  вопрос: о каком же качестве может идти речь в такой ситуации? Лишь бы выжить, не допустить окончательного развала индустрии страны.

В том-то и дело, что именно качество –  это тот ключ. Которым, как показывает опыт многих стран, открывают двери выхода из кризиса.

Качество  – многосложное понятие, и его  обеспечение требует объединение  научных сил, от творческого потенциала до практического опыта многих специалистов.  И при нынешней ситуации в России проблема качества не только важна, но и должна быть решена совместными  усилиями государства, федеральных  органов управления, руководителей  коллективов предприятий, ученых, конструкторов, каждого инженера, рабочего.

Специалисты Госстандарта России прежде всего совершенствуют нормативную базу в области качества. Сегодня государственная система стандартизации перестроена для работы в условиях рыночной экономики в соответствии с правилами работы и нормами международной стандартизации.

Стандартизация  расценивается государством, как  средство управления государством и  повышения конкурентоспособности  продукции, так сказать эффективный  рычаг воздействия на производителей, обеспечивающих выполнение требований безопасности, защиту прав потребителей. По прогнозам специалистов в современных  условиях вышеназванная роль стандартизации будет возрастать в связи с  появлением новых сфер применения стандартов: в социальной сфере, банковской деятельности, страховой медицине, оценочной деятельности и ряде других.

Правовую  основу контроля за качеством создают законы «Об обеспечении единства измерений»,  «О сертификации продукции и услуг», и «О стандартизации».

Следует так же сказать о совершенствовании  деятельности в области государственного контроля. Она должна быть направлена на повышение эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти по защите прав потребителей от поступления некачественных товаров  как отечественных, так и зарубежных товаропроизводителей.

Сертификация  продукции так же играет  немаловажную роль в повышении качества продукции  и услуг, она тесно связана  с развитием системного подхода  к управлению.

Наиболее  эффективный метод – внедрение  систем управления качеством на базе стандартов ISO серии 9000. Это особенно важно для предприятий пытающихся выйти на международный рынок.

В целях  максимальной гармонии с зарубежными  системами сертификации систем качества сейчас готовятся документы, необходимые  для признания результатов ИСО/МЭК.

Всё для  того, чтобы обеспечить признаваемость за рубежом   сертификатов, которые будут выдаваться в России.

Сегодня россияне уже не хотят быть безголосыми  потребителями всякого брака. Они  объединяются  на основе действующего законодательства в общества по защите прав потребителей, что позволяет  им напрямую влиять на качество.

Уровень запросов наших потребителей сравнился, по существу, с уровнем требований к товарам и услугам на зарубежных рынках. Возможность свободного выбора, жесткая конкуренция не могут  не влиять на производителей, заставляет их думать о качестве.

И те фирмы  и предприятия, которые осознали, что качество – единственный путь выживанию в условиях рыночной экономики.

Чтобы качество стало для России национальной идеей  для этого надо сделать очень  многое: заинтересовать «верхи», привлечь средства массовой информации и воспитать  «низы».

И первым шагом к этому является учреждение правительством страны премии качества, разработка программы «100 лучших товаров  России». ЗАО «Экспоцентр» проводит международные  выставки и ярмарки  уже несколько лет. Они касаются самых разнообразных сфер жизни  и деятельности человека, таких как: «металлообработка»; «Связь -Экспокомм»; «Обувь. Мир кожи»; «Медтехника»; «Оптика»; «Нефтегаз»; «Секьюрити-Экспо»; «Электро»; «Быт и Мода»; «Экспогород»; «Медревмаш»; «Музыка, Шоу – техника»; «Агропродмаш»; «Информатика»; «Банк  и Офис»; «Мир детства»; «Мебель»; «Здравоохранение» и другие.

На этих выставках представляют новые качественные товары отечественного и импортного производства.

 

 

 

 

 

 

  1. Система показателей качества.

 

  Качество продукции – это зеркало работы предприятия и в этом зеркале объективно отражается уровень применяемой техники, технологии и управления.

Качество  продукции – важнейшая экономическая  категория и тесно связана  с различными другими экономическими показателями, такими как себестоимость, прибыль, рентабельность и другие.

Повышение качества продукции надо рассматривать  в различных аспектах, в том  числе на макро и микро уровнях.

Повышение качества продукции позволяет:

  • увеличить повышение качества товаров и услуг;
  • улучшить структуру экспорта;
  • осуществить на практике НТП и др.

Таким образом,  высокий уровень качества продукции для государства: ускорение  НТП, увеличение экспорта, могущество, процветание, новые рынки сбыта.

Следовательно, государственная политика должна быть направлена на повышение качества продукции. А для предприятий в условиях рыночных отношений постоянный выпуск качественной продукции означает очень  многое. Прежде всего формирование имиджа предприятия .

Имидж высокого уровня – это уверенность  и популярность, устойчивое положительное  отношение покупателей к фирме, ее товарам, услугам, атрибутам фирменному стилю, товарному знаку, рекламе.

В настоящее  время мы видим большое количество зарубежных  фирм – производителей, которые успешно держат лидирующие места на мировом и российском рынках в разных отраслях деятельности. Такие как Adidas, Nike, PHILIPS, SONY, Koka – Кola и многие другие.

Таким образом, решение проблемы качества продукции на предприятии – это  высокий его имидж у покупателей, это выход так же на внешний рынок, это основа для получения максимальной прибыли устойчивого качества продукции.

 

3. Сущность и значение повышения качества продукции.

 

Качество  продукции – это совокупность свойств, обуславливающих пригодность  продукции удовлетворять определённые потребности в соответствии с  ее назначением.

Известный американский специалист в области  качества продукции А. Фейгенбаум в своей книге «Контроль качества продукции» понимает «под качеством изделия или услуги можно определить как общую совокупность технических, технологических, и эксплуатационных характеристик изделия и услуги, посредством которых изделие или услуга будут отвечать требованиям потребителя при их эксплуатации».

Так же далее автор подчеркивает, что  качество продукции или услуги определяет никто иной как потребитель.

Некоторые отечественные специалисты качество продукции называют зеркалом научно – технического прогресса.

Можно и так сказать, что уровень  качества продукции определяется на основе системы показателей её качества. Для определения этого уровня, необходимо знать численное значение каждого из этих показателей и  сравнить с аналогичным показателем  продукции принятой в качестве базовой  для сравнения.

Под определением показателя качества подразумевается  нахождение его численного значения. Для этого на практике в зависимости  от специфики продукции принимаются  следующие методы.

Измерительный – при помощи инструментов, приборов.

Регистрационный метод – который основан на регистрации и подсчёте числа определённых событий (например отказов при испытаниях) или предметов (например, стандартизированных, унифицированных, оригинальных защищённых патентом). Регистрационным методом могут определяться такие показатели как безотказность, патентно – правовые, стандартизация, унификация.

Вычислительный  метод - основывается  на применении специальных математических моделей для определения показателя качества продукции.

Органолептический метод – предусматривает анализ восприятия человеческих органов чувств – зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания. Точность и достоверность найденных значений зависят от квалификации, навыков, и способности лиц, их определяющих.

Социологический метод – осуществляется на основе сбора и анализа линий возможных потребителей.

Информация о работе Премия качества как показатель конкурентоспособности продукции