Производственная и социальная инфраструктура предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 22:50, курсовая работа

Краткое описание

Результативность хозяйственной деятельности предприятия определяется уровнем организации не только основных производственных процессов. В условиях постоянного совершенствования технической базы производства все большую значимость приобретают проблемы рациональной организации вспомогательных и обслуживающих процессов, т. е. развитие инфраструктуры предприятия.

Содержание

Производственная и социальная инфраструктура предприятия 2
1. Понятие, виды и значение инфраструктуры 2
2. Система технического обслуживания 3
2.1. Общая характеристика системы 3
2.2. Ремонтное хозяйство 5
2.3. Инструментальное хозяйство 7
2.4. Транспортное хозяйство 9
2.5. Энергетическое хозяйство 10
2.6. Складское хозяйство 12
3. Социальная инфраструктура и социальная деятельность предприятия 13
3.1. Характеристика социальной инфраструктуры 14
3.2.Социальная деятельность предприятия 14
4. Воспроизводство и развитие инфраструктуры 16
4.1. Планирование капитального строительства 16
4.2. Проектирование объектов 18
4.3. Способы осуществления строительно-монтажных работ 21
Практическая часть 23
Тесты 34
Список используемой литературы 35

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по Экономике пр-я.doc

— 410.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Вариант №12

Производственная и социальная инфраструктура предприятия

2

 

1. Понятие, виды и значение  инфраструктуры

2

 

2. Система технического  обслуживания

3

   

2.1. Общая характеристика системы

3

   

2.2. Ремонтное хозяйство

5

   

2.3. Инструментальное хозяйство

7

   

2.4. Транспортное хозяйство

9

   

2.5. Энергетическое хозяйство

10

   

2.6. Складское хозяйство

12

 

3. Социальная инфраструктура и  социальная деятельность предприятия

13

   

3.1. Характеристика социальной инфраструктуры

14

   

3.2.Социальная деятельность предприятия

14

 

4. Воспроизводство и развитие  инфраструктуры

16

   

4.1. Планирование капитального строительства

16

   

4.2. Проектирование  объектов

18

   

4.3. Способы осуществления строительно-монтажных  работ

21

Практическая часть

23

Тесты

34

Список используемой литературы

35


 

 

 

 

 

Производственная  и социальная инфраструктура предприятия

1. Понятие, виды и  значение инфраструктуры

 

Результативность хозяйственной  деятельности предприятия определяется уровнем организации не только основных производственных процессов. В условиях постоянного совершенствования технической базы производства все большую значимость приобретают проблемы рациональной организации вспомогательных и обслуживающих процессов, т. е. развитие инфраструктуры предприятия.

Инфраструктура (от лат. infra –ниже, под и struktura –построение, размещение) — это совокупность составных частей любого объекта, имеющих подчиненный (вспомогательный) характер и обеспечивающих условия для нормальной работы объекта в целом. Инфраструктура предприятия — это комплекс его вспомогательных и обслуживающих цехов, хозяйств и служб, без которых невозможно функционирование предприятия в целом, это своеобразный “тип производства”. Различают производственную и социальную инфраструктуры, отдельно выделяют также капитальное строительство как специфическую форму воспроизводства и развития инфраструктуры предприятия (рис.1).

К производственной инфраструктуре предприятия относятся подразделения, которые не принимают непосредственного участия в создании профильной продукции, но своей деятельностью создают условия, необходимые для работы основных производственных цехов. Социальная инфраструктура обеспечивает удовлетворение социально-бытовых и культурных потребностей работников предприятия.

 

Рис.1 Элементы инфраструктуры предприятия

Производственная инфраструктура существенно влияет на экономику  предприятия. В современных условиях хозяйствования в сфере технического обслуживания производства на разноотраслевых предприятиях работает 45—50% общей численности персонала. Это обусловлено не столько большими объемами работ по обслуживанию основного производства, сколько тем, что много вспомогательных и обслуживающих операций очень сложно механизировать.

Возрастание роли и значения производственной инфраструктуры объясняется тем, что:

  • повышение уровня механизации и автоматизации производственных процессов увеличивает объемы и сложность работ по ремонту и наладке оборудования, требует расширения номенклатуры инструмента, оснастки и приспособлений;
  • переход к новым технологиям и интенсификация режимов работы оборудования повышают требования к качеству и увеличивают потребность в различных видах энергии;
  • усложнение производственных процессов и углубление внутрипроизводственных связей между подразделениями увеличивают объем работ по транспортировке различных грузов;
  • постоянно возрастают нагрузки на коммуникационные сети природоохранные сооружения.

Для достижения высоких  производственных результатов важно  создать в трудовом коллективе комфортную социальную базу и благоприятный психологический климат, обеспечить социальную мотивацию труда, т. е. сформировать социальную инфраструктуру.

В целом успешное хозяйствование в рыночных условиях является невозможно без сбалансированного развития как основного производства, так  и производственной и социальной инфраструктур предприятия.

2. Система технического  обслуживания

2.1. Общая характеристика системы

 

Необходимыми условиями  нормального протекания производственных процессов на предприятии следует считать: постоянное поддержание в рабочем состоянии машин и оборудования, других средств труда; своевременное обеспечение рабочих мест сырьем, материалами, инструментом, энергией; выполнение транспортных операций и других связанных с ним и работ. Все это должна делать надлежащим образом организованная система технического обслуживания производства.

В пределах это системы выполняются  такие функции:

  • ремонт технологического, энергетического, транспортного и другого оборудования, уход за ним и наладка;
  • обеспечение рабочих мест инструментом и оснасткой как собственного производства, так и приобретенными у специализированных производителей;
  • перемещение грузов, выполнение погрузочно-разгрузочных работ;
  • обеспечение подразделений электрической и тепловой энергией, паром, газом, сжатым воздухом и т. п.
  • своевременное обеспечение производственных цехов (участков, отдельных производств) сырьем, основными и вспомогательными материалами, топливом;
  • складирование и хранение завезенных (приобретенных) материальных ресурсов, а также полуфабрикатов, отдельных сборочных единиц, готовых изделий.

В систему технического обслуживания производства входят соответствующие  структурные подразделения предприятия, осуществляющие перечисленные функций (рис. 2).

 


Рис. 2 Структурные элементы системы технического обслуживания предприятия

2.2. Ремонтное хозяйство

Машины и оборудование состоят из многих конструктивных элементов, которые в процессе эксплуатации подвергаются разным нагрузкам и поэтому изнашиваются неравномерно. Возникает необходимость обновления и замены изношенных частей оборудовани я, еще пригодного для дальнейшего использования.

Ремонт — это процесс восстановления начальной дееспособности оборудования, утраченной в результате производственного использования. Подразделения, входящие в состав ремонтного хозяйства, осуществляют техническое обслуживание и ремонт средств труда, монтаж и ввод в действие нового оборудования, изготовление запасных частей и нестандартного оборудования, модернизацию действующих машин и оборудования.

На практике применяют  три формы организации ремонтно-профилактических работ в зависимости от масштабов  производства. При централизованной форме весь ремонтный персонал предприятия подчинен главному механику. Децентрализованная форма, наоборот, предусматривает, что все виды ремонтных работ выполняются персоналом цеховых ремонтных баз, подчиненных начальникам соответствующих цехов. Смешанная форма организации ремонта объединяет централизацию и децентрализацию: техническое обслуживание и текущий ремонт осуществляет ремонтный персонал производственных цехов, а капитальный ремонт, модернизацию, изготовление запасных частей и нестандартного оборудования — персонал ремонтно-механического цеха.

В зависимости от того, как определяется потребность в ремонтных работах, различают систему планово-предупредительного ремонта (систему ППР) и систему ремонта по результатам технической диагностики.


Сущность системы ППР  состоит в том, что все предупредительные мероприятия и ремонты осуществляются в соответствии с установленными заранее нормативами. После отработки каждой физической единицей оборудования (транспортного средства) определенного количества часов проводят его осмотр и плановые ремонты, очередь и последовательность которых зависит от назначения средства труда, его конструктивных особенностей, условий эксплуатации.

Определение объемов  и видов ремонтных работ в  системе ремонта по результатам технической диагностики осуществляется в соответствии с фактической потребностью в них после объективного контроля технического состояния то или иного вида средств труда.

Первая из приведенных  систем обеспечивает большую надежность, бесперебойную эксплуатацию оборудования и других средств труда, вторая является значительно более дешевой.

На отечественных предприятиях наиболее распространенна система  ППР. Она предусматривает проведение технического (межремонтного) обслуживания конкретных средств труда, их периодических плановых ремонтов и модернизации. В процессе технического обслуживания устраняются мелкие неисправности, проводятя осмотры состояния отдельных узлов и агрегатов, осуществляется замена смазки и регулирование определенных механизмов. Плановые ремонты в зависимости от объема, сложности и срока проведения делятся на текущие и капитальные.

Текущий ремонт осуществляется для гарантированного обеспечения  нормального функционирования оборудования и других средств труда. В процессе текущего ремонта заменяются или восстанавливаются отдельные детали (узлы), проводятся регулировочные операции.

Во время проведения капитального ремонта оборудования и транспортных средств осуществляются: полная разборка; ремонт изношенных деталей и узлов (в том числе базовых); замена тех, что не подлежат ремонту; регулирование и испытание под нагрузкой.

Модернизацию средств  труда (прежде всего технологического оборудования) проводят с целью повышения их технического уровня (расширения технологических возможностей, роста производительности) путем частичного изменения конструкции.

В системе ППР регламентация ремонтных работ осуществляется с помощью нескольких нормативов. Основными из них из являются:

  • ремонтный цикл — промежуток времени между двумя капитальными ремонтами или между началом эксплуатации и первым капитальным ремонтом;
  • межремонтный период — промежуток времени работы оборудования или другого средства труда между двумя последовательными (очередными) ремонтами;
  • структура ремонтного цикла — перечень и последовательность плановых ремонтов, процессов технического обслуживания в пределах одного ремонтного цикла;
  • категория сложности ремонта — показатель, который определяет трудоемкость планового ремонта того или иного вида технологического оборудования, в сравнении с трудоемкостью ремонта эталонной физической единицы. Его величина может колебаться в пределах от единиц до нескольких десятков единиц.

2.3. Инструментальное хозяйство

 

Инструментальное  хозяйство — это совокупность внутрипроизводственных подразделений предприятия, занятых приобретением, проектированием, изготовлением, восстановлением и ремонтом технологической оснастки, ее учетом, хранением и выдачей на рабочие места. Понятие технологической оснастки (инструмента) распространяется на все виды режущего, измерительного и сборочного инструмента, а также на штампы, прессформы и другие приспособления.

Инструментальное хозяйство  является одним из важнейших элементов  системы технического обслуживания производства. Затраты на инструмент в массовом производстве достигают 25—30%, в серийном — 10—15%, а в мелкосерийном и единичном — примерно 5% стоимости оборудования.

Подразделения, входящие в состав инструментального хозяйства  предприятия, выполняют соответствующие конкретика функции.

Инструментальный отдел  занимается снабжением инструментами  и приспособлениями, изготовляемыми на специализированных заводах, а также проектированием технологической оснастки для собственных нужд.

Инструментальный цех  осуществляет изготовление, ремонт и  восстановление специальной оснастки (инструмента) общего пользования. Весь приобретенный, изготовленный и отремонтированный (восстановленный) инструмент поступает в центральный инструментальный склад (ЦИС). Здесь осуществляется его приемка, учет, хранение и выдача цехом (участком, потребителям). Непосредственное обслуживание рабочих мест технологической оснасткой обеспечивают цеховые инструментально-раздаточные кладовые (ЦИРК). Они получают от ЦИС технологическую оснастку, хранят ее оборотный фонд, собирают и передают в ЦИС изношенный инструмент.

Руководство инструментальным хозяйством осуществляет главный технолог предприятия, которому подчинены инструментальный отдел (бюро), инструментальный цех и ЦИС. Цеховые ИРК подчиняются начальнику соответствующего цеха.

Непосредственный процесс  управления инструментальным хозяйством предусматривает: определение потребности  в инструменте; организацию собственного производства оснастки; приобретение необходимого инструмента у специализированных производителей (продавцов); организацию надлежащей эксплуатации инструмента производственными подразделениями предприятия.

Расчеты годовой потребности в инструменте осуществляют, исходя из запланированных объемов производства продукции, номенклатуры необходимой для этого оснастки и норм расхода инструмента. Норму расхода инструмента устанавливают в зависимости от типа производства. В массовом производстве ее рассчитывают на операцию, деталь или изделие. В единичном и мелкосерийном производстве норма расхода инструмента устанавливается в обобщенном виде (например, на 100 часов работы того или иного вида технологического оборудования).

Информация о работе Производственная и социальная инфраструктура предприятия