Пути повышения прибыли предприятия малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2015 в 12:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: на основе анализа прибыли предприятия малого бизнеса определить резервы и предложить рекомендации по повышению прибыльности.
Задачи, которые были поставлены для достижения цели:
– Определить мнение различных авторов об экономической сущности прибыли и рентабельности, видов и факторов, влияющих на них.
– Охарактеризовать деятельности предприятия
– Проанализировать прибыль предприятия.
– Дать оценку формированию и распределению прибыли предприятия.

Вложенные файлы: 1 файл

Алена Сервис Прибыль малого предприятия.docx

— 113.38 Кб (Скачать файл)

386,0 = – 69,9 – 411,7 – 363,4 + 798,7 – 339,7

Факторный анализ изменения прибыли от реализации товаров показал, что она увеличилась только за счет влияния одного  фактора:

  • роста цен на товары (+798,7 тыс. руб.),

Остальные факторы привели к понижению прибыли от реализации товаров на общую сумму 1 184,7 тыс. руб. Это произошло из-за:

    • изменения структуры реализации товаров в пользу менее рентабельных товаров (–339,7 тыс. руб.).
    • снижения объема реализации товаров (–69,91 тыс. руб.),
    • увеличения покупной стоимости  товаров (–411,7 тыс. руб.),
    • роста издержек обращения  (– 363,4 тыс. руб.);

Рост издержек обращения произошел из-за необходимости повышения расходов на доставку рентабельных товаров, так как поставщики отказывались привозить маленькие партии товара.

 

3.2 Анализ влияния факторов на  рентабельность предприятия

 

Показатели финансовых результатов деятельности предприятия непосредственно характеризуют абсолютную эффективность его хозяйствования. Наряду с абсолютной оценкой рассчитывают также и относительную эффективность хозяйствования, представленную, прежде всего, рентабельностью, относительной прибыльностью.

Вычислим рентабельность продаж по товарным группам, но сначала покажем какой получен розничный  товарооборот по каждой группе товаров (табл. 7).

 

 

 

Таблица 7 – Розничный товарооборот по товарным группам

ООО «Сигма» за 2013-2014 годы, тыс. руб.

Товарная группа

2013

2014

Абс. откл. (+,-)

Темп роста (снижения), %

Напитки

2108

2120

12

100,59

Сигареты

1054

981

-72

93,14

Кондитерские изделия

1270

1282

12

100,98

Бакалея

1554

1649

95

106,13

Молочная продукция

1027

811

-215

79,02

Мясная гастрономия

1378

1217

-161

88,31

Овощи-фрукты

1135

1125

-9

99,17

Рыба

1027

1034

7

100,69

Замороженная продукция

1013

1086

73

107,19

Хлеб и хлебобулочные изделия

703

628

-74

89,41

Сопутствующие товары

1243

1152

-91

92,65

ИТОГО

13510

13086

-424

96,86


 

Как видим увеличился товарооборот по нескольким группам, самая большая группа товаров  – напитки в том числе алкогольные, так как это одни из самых дорогих товаров.

В табл. 8 представим прибыль от продаж  по каждой товарной группе.

Таблица 8 – Прибыль от  продаж по товарным группам

ООО «Сигма» за 2013-2014 годы, тыс. руб.

Товарная группа

2013

2014

Абс. откл. (+,-)

Темп роста (снижения), %

Напитки

175

176

2

100,95

Сигареты

99

25

-74

25,41

Кондитерские изделия

42

10

-32

23,16

Бакалея

50

22

-29

43,11

Молочная продукция

36

8

-28

21,75

Мясная гастрономия

87

37

-50

42,44

Овощи-фрукты

96

41

-55

42,77

Рыба

66

23

-44

34,33

Замороженная продукция

58

20

-37

35,36

Хлеб и хлебобулочные изделия

17

7

-10

40,94

Сопутствующие товары

48

18

-30

37,93

ИТОГО

772

387

-386

50,03


Самая большая прибыль от продаж получена по группе напитки, причём это одна группа по которой прибыль не снизилась, а немного увеличилась на 0,95%.

Поделив прибыль от продаж в каждой товарной группе на розничный товарооборот в ней и умножив на 100%, получим рентабельность продаж. Разместим, полученные результаты рентабельности продаж  в таблице 9,

Таблица 9 – Рентабельность продаж по товарным группам

ООО «Сигма» за 2013-2014 годы, %

Товарная группа

2013

2014

Абс. откл. (+,-)

Темп роста (снижения), %

Напитки

8,28

8,31

0,03

8,28

Сигареты

9,38

2,56

-6,82

9,38

Кондитерские изделия

3,28

0,75

-2,53

3,28

Бакалея

3,23

1,31

-1,92

3,23

Молочная продукция

3,46

0,95

-2,51

3,46

Мясная гастрономия

6,28

3,02

-3,26

6,28

Овощи-фрукты

8,44

3,64

-4,80

8,44

Рыба

6,47

2,21

-4,26

6,47

Замороженная продукция

5,72

1,89

-3,83

5,72

Хлеб и хлебобулочные изделия

2,42

1,11

-1,31

2,42

Сопутствующие товары

3,85

1,58

-2,28

3,85

ИТОГО

5,72

2,95

-2,76

5,72


 

Как видно из табл. 9  в  2013 году наиболее высокую рентабельностью имели «Напитки», «Сигареты», «Овощи-фрукты»,  в 2014 г.  рентабельность сигарет резко снизилась, как и у группы «овощи-фрукты», только «напитки» остались высоко рентабельными.

 

3.3. Выявление и обоснование резервов увеличения прибыли и рентабельности деятельности предприятия

 

Повышение прибыли ООО «Сигма» может быть получено  за счет продажи более рентабельных товаров, увеличения производительности труда при использовании сканера для считывания штрих-кодов товара.

Для повышения эффективности работы торгового предприятия можно использовать штриховое кодирование, что позволит формировать оптимальный ассортимент, сократит время обслуживания и повысит уровень удовлетворенности покупателей. Для повышения производительности труда торговых работников в последнее время даже многие малые предприятия используют сканеры для считывания информации о товаре со штрих кодов. Сканер позволяет увеличить производительность торгового персонала и повысить пропускную способность покупателей за счет высокой скорости и точности сканирования в период большого скопления покупателей (в час пик). Сканер позволяет получать подтверждение факта сканирования без звукового сигнала, что особенно важно в условиях повышенного шума или, напротив, при необходимости соблюдения тишины. Функция прицела с помощью кнопки позволяет избежать ошибки при наличии нескольких близко расположенных штрих кодов.

Учитывая, что производительность труда торговых работников при использовании сканеров увеличивается в среднем на 40% у кассира, а так как в каждом магазине функции кассира выполняют частично все продавцы (две кассы внутри и не выделенные в отдельные места), то в среднем производительность каждого из продавцов вырастает на 10%.

Кроме того, сканирование позволит отслеживать ассортимент товаров и эффективнее его планировать, выявляя наиболее активные товарные позиции.

В 2014 году производительность труда одного торгового работника из 20 чел.  составила 654,3  тыс. руб.,

13 086 : 20  = 654,3 тыс. руб.

При увеличении средней выработки у каждого работника на 5% при внедрении сканеров в 2014 году она составит

654,3 « 1,05 = 687,015 тыс. руб.

Средняя наценка  на товары ООО «Сигма» в  2014 году составила

13 086 : 11 360  × 100 – 100 = 15,2%

То есть розничный товарооборот в целом в 2014 году будет равен

687,015 « 20 чел. = 13 740,3  тыс. руб.

Покупная стоимость товаров

13 740,3 : 115,2 « 100 = 11 928,2 тыс. руб.

Торговая надбавка при этом будет равна

13 740,3 – 11 928,2 = 1 812,09  тыс. руб.

Издержки обращения вырастут, если цена самого дешевого, но нового сканера равна 22 тыс. руб. на 44 тыс. руб.

22 « 2 = 44 тыс. руб.

Отсюда прирост прибыли в прогнозном году найдем

 

DПпр = DТО – DС  – DИЛ   (7)

 

где DТО – изменение товарооборота,

DС – изменение  покупной стоимости товаров,

DИО – изменение издержек обращения.

DПпр = (13 740,3 – 13 086) – (11 928,2 – 11 360,2) – 0 – 44 = 1 178,31 тыс. руб.

Таким образом, введение нового оборудования, которое используется во всех крупных магазинах  и доступно по цене необходимо и в небольших магазинах, что кроме повышения производительности труда дает еще контроль за товаром, возможность формирования ассортимента.

Увеличение прибыли и рентабельности можно получить за счет снижения затрат на логистику.

Цель: избавиться от неэффективных поставщиков, или уменьшить по-возможности длину логистических цепочек для снижения торговых наценок. Рассмотрим логистическую цепь посредников, которая была выявлена в результате исследования. Сокращение числа посредников и поиск наиболее оптимального посредника, из существующих на рынке.

Рассмотрим логистическую цепь посредников, которая была выявлена в результате исследования. Предприятие ООО «Сигма», работает в основном  предприятием ИП Мартынов М.И., которое поставляет товар с собственной наценкой 12,6%.

В свою очередь предприятие ИП Мартынов М.И., закупает продукцию у оптовой фирмы ООО «Глобус», которая имеет наценку в 9%. Основная часть продукции, которую поставляют эти посредники, имеется также и на складах ООО «АКС», наценка на этом предприятии составляет 8%.  ООО «АКС» наиболее удобно расположено в сравнении с другими оптовыми поставщиками (центр тяжести для всех магазинов ООО «Сигма» наиболее близок к ООО «АКС»). Определим результат от сокращения на одного посредника ИП Мартынов М.И. в логистической цепочке с помощью табл. 10.

Таблица 10 – Расчет мероприятия по сокращению логистической цепи на одного посредника

Показатели

Отчет

План

Отклонения

Темп роста, %

Розничный товарооборот

13086

13086

0

100,00

Покупная стоимость товаров

4868

4323

-545

88,81

Валовая прибыль

8218

8763

545

106,63

Издержки обращения

1975

1975

0

100,00

Прибыль (убыток) от продаж

1726

2270

545

131,56

Информация о работе Пути повышения прибыли предприятия малого бизнеса