Пути повышения экономической эффективности мясоперерабатывающих предприятий на примере ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 16:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является оценка экономической эффективности мясоперерабатывающих предприятий и определение путей ее повышения на примере ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат» г. Орша, Витебской области. Для достижения поставленной цели в процессе исследования решались следующие задачи: - исследовать экономическую эффективность мясоперерабатывающих предприятий; - проанализировать особенности экономической эффективности на примере ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат» Витебской области; -разработка путей повышения экономической эффективности мясоперерабатывающего предприятия на примере ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат» Витебской области; - оценить эффективность предложенных мероприятий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОВРЕМЕННОЕ СОСОТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЯСОПЕРЕАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 5
1.1 Народно-хозяйственное значение повышения эффективности производства мясной продукции 5
1.2 Современное состояние мясоперерабатывающей промышленности Республики Беларусь 7
1.3 Проблемы развития мясной промышленности Республики Беларусь 10
1.4 Пути решения проблем развития мясной промышленности на примере модернизации мясоперерабатывающих предприятий Витебской области 11
1.5 Мировой опыт повышения экономической эффективности функционирования мясоперерабатывающих предприятий 14
2. ПРОИЗВОДСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 17
2.1. Краткая история развития предприятия 17
2.2. Стратегия развития предприятия 18
2.3. Организация управления на ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат» 19
2.4. Трудовые ресурсы предприятия 20
2.5. Характеристика основных фондов и основных видов выпускаемой продукции 24
2.6 Контроль качества продукции 31
2.7 Стратегия развития маркетинга 32
2.8 Мероприятия по улучшению продукции и повышению ее конкурентоспособности 34
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЯСОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ОРШАНСКИЙ МЯСОКОНСЕРВНЫЙ КОМБИНАТ» 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47

Вложенные файлы: 1 файл

курсовой по организации.docx

— 136.12 Кб (Скачать файл)

Исследования показали, что  перспективными направлениями развития маркетинга на мясоперерабатывающих предприятиях являются: CRM-технология, макси-маркетинг, бенч-маркетинг, аутсорсинг.

Для реализации этих задач  предприятиям мясной отрасли необходимо осуществлять внедрение энергоресурсосберегающих и безотходных технологий, совершенствовать систему управления производством и взаимоотношения с поставщиками сырья, создавать компактные и устойчивые сырьевые зоны для каждого предприятия, обеспечивающие их нормальную работу.

Обобщение информации об экономическом  положении и маркетинговой деятельности мясоперерабатывающих предприятий Республики Беларусь позволяет сделать вывод о том, что хотя они находятся в трудном финансово-экономическом положении, но имеют гораздо большие по сравнению с сельскохозяйственными предприятиями возможности в части применения маркетингового инструментария. Однако, почти все мясокомбинаты из комплекса маркетинга бессистемно используют лишь отдельные элементы.

Эффективность развития маркетинга мясоперерабатывающих предприятий зависит от рационального, комплексного применения маркетингового инструментария, в том числе и от создания долгосрочного потребительского предпочтения к торговой марке среди существующих на рынке конкурирующих товаров.

Для оценки лояльности к  брендам на рынке мясопродуктов  Витебской области мной использован метод опроса путем непосредственного интервьюирования потенциальных покупателей на улицах, рынках и в магазинах. При определении объема выборки использовали логический подход (на основе опыта аналогичных исследований). Размер выборки - 400 человек. При формировании выборки использовали последовательное применение методов суждений (специалистов ОАО "Оршанский мясоконсервный комбинат"), кластерного отбора (целевой рынок - г. Орша), отбора на основе принципа удобства.

Исследования предпочтительности покупателей продукции тех или  иных производителей показывают, что  наиболее лояльны покупатели мясопродуктов на рынке г. Орши к продукции ОАО "Оршанский мясоконсервный комбинат": доля покупающих только продукцию ОАО "Оршанский мясоконсервный комбинат" - 28%, чаще всего покупающих продукцию ОАО "Оршанский мясоконсервный комбинат" - 52% (всего - 80%). ОАО "Оршанский мясоконсервный комбинат" обладает очень высоким уровнем известности на республиканском рынке (96%). Это связано с тем, что основным направлением коммуникационной политики ОАО "Оршанский мясоконсервный комбинат" является постоянное поддержание "эффекта присутствия" на рынке.

На основании результатов  проведенных исследований предполагается, что для ОАО "Оршанский мясоконсервный комбинат", в качестве базового варианта при стратегическом планировании маркетинга создавать и поддерживать комплексную лояльность к своему бренду; разработать стратегическую программу.

Важнейшим направлением маркетинговых  исследований, способствующих принятию обоснованных стратегий развития предприятия на том или ином рынке, является оценка конкурентоспособности продукции и предприятия в целом. Для оценки упаковки, имиджа производителя, доступности.

Исследования показали, что  наиболее конкурентоспособной мясной продукцией на рынке Витебской области являются товары ОАО "Оршанский мясоконсервный комбинат" - 384,8 балла. Основными конкурентами предприятия являются: ОАО "Витебский мясокомбинат" (358,5 балла), ОАО "Могилевский мясокомбинат" (358,2 балла), ОАО "Глубокский мясокомбинат" (340,9 балла). Однако, конкурентные возможности ОАО "Оршанский мясоконсервный комбинат" реализованы только на 77,0% ((3,848/5) х 100).

Изучение деятельности предприятия  по товарной, ценовой, сбытовой и коммуникационной политикам позволило составить  матрицу сильных и слабых сторон. Путем осуществления количественного SWOT анализа выбраны и обоснованы стратегии развития маркетинга на ОАО  «Оршанский мясоконсервный комбинат». Для корпоративного и бизнес уровней актуально занятие оборонной позиции на рынке г. Орша в сочетании расширением товарной экспансии в Витебской области и Республике Беларусь. Оборонная стратегия должна быть направлена на защиту собственной доли рынка и противодействие наиболее опасным конкурентам (крупным отечественным товаропроизводителям). В отношении структур, стратегия которых чаще всего основывается на географической сегментации, возможно ведение активных наступательных действий для их вытеснения с региональных рынков. B сложившихся условиях перспективным для Оршанского мясоконсервного комбината является сочетание стратегий горизонтальной и вертикальной интеграции.

 

Таблица 3.1 - Результаты SWOT- анализа ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат»

Сильные стороны

Слабые стороны

Товар

     1.Высокая известность продукции в Витебской области и Республике Беларусь.

2.Выпуск эксклюзивных  товаров на белорусский рынок мясопродуктов.

3.Достаточное разнообразие  ассортимента, позволяющее удовлетворить  потребности различных групп  потребителей.

4.Высокое качество продукции

     1.Технические ограничения на производство некоторых видов изделий.

2.Недостаточно современные  упаковка и маркировка товаров.

3.Недостаток продукции,  упакованной для штучной торговли.

4.Неэффективное планирование  заготовок отдельных видов сырья

Цена

     1.Высокая прибыльность продаж.

2.Большая работа по  разработке новых видов продукции различных ценовых категорий.

3.Наличие возможностей  снижения накладных расходов и издержек производства

     1. Система скидок недостаточно привлекательна и применяется неэффективно.

2.При ценообразовании  мало учитываются рыночные факторы и жизненный цикл товара.

3.Высокий уровень цен

Сбыт

     1.Прямые договоры с магазинами, мелкими оптовиками.

2.Эффективная организация  продаж.

3.Прямая доставка продукции  собственным транспортом.

4.Наличие собственных  торговых точек.

5.Благоприятное местоположение  предприятия в центре целевого рынка сбыта (г. Орша)

     1.Низкий уровень развития деловой и маркетинговой культуры розничной торговли.

2.Недостаток собственного  специализированного транспорта.

3.Несогласованность служб  при 

оформлении документов и  отгрузке продукции.

4.Слаборазвитые транспортно  - логистические схемы

Продвижение

     1.Непонимание рядом конкурентов роли рекламы и ФОССТИС

2.Возможность использования  опыта консультантов.

3.Относительное увеличение  бюджета рекламных мероприятий.

4.Опыт проведения promo-акций

      1. Слабая обратная связь с потребителями.

2. Отсутствие опыта оценки  эффективности рекламы.

3. Недостаточный рекламный  бюджет.

4. Отсутствие спланированных PR - мероприятий


 

Предложенные стратегии маркетинга и рекомендации по их реализации являются взаимодополняющими. Они позволяют  существенно нивелировать недостатки маркетинговой деятельности, повысить ее эффективность, более рационально  использовать рыночные возможности  с целью динамичного развития предприятия в долгосрочной перспективе.

На основе SWOT-анализа, позволяющего сопоставить потенциал внутреннего состояния объекта в разрезе различных факторов конкурентной среды, проведено проектирование маркетинговых стратегий ОАО "Оршанский мясоконсервный комбинат".

 

Таблица 3.2 - Конкурентные стратегии ОАО "Оршанский мясоконсервный комбинат" по отношению к основным конкурентам

Конкуренты

Стратегия ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат»

Тактические направления реализации стратегии ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат».

ОАО «Витебский мясокомбинат»

Оборонная стратегия (Расширение присутствия на рынке Витебской области)

  • Расширение товарной линейки, разработка новых видов продукции, расширение ценового диапазона.
  • Совершенствование и создание эффективной, гибкой системы скидок.
  • Разработка эффективного ассортимента, активное продвижение бренда

КУП «Минский мясокомбинат»

Оборонная

  • Расширение товарной линейки, разработка новых видов продукции, расширение ценового диапазона

ОАО«Могилевский мясокомбинат»

Позиционная оборона

  • Разработка новых видов продукции в дорогой ценовой категории, эксклюзивная дистрибьюция продукции

ОАО «Глубокский мясокомбинат»

Позиционная оборона

  • Горизонтальная интеграция, интенсификация сбыта и продвижения продукции в географических нишах

ОАО «Миорский мясокомбинат», ОАО «Полоцкий мясокомбинат»

Нападение

  • Наступательные действия, захват географических ниш

 

Конкурентную борьбу по отношению к претенденту на лидерство целесообразно развивать в двух направлениях - рынок г. Орша - оборонная стратегия; на рынке Витебской области - стратегия наступления (расширения доли рынка). По другим конкурентам наиболее целесообразны в сложившейся ситуации следующие стратегии конкурентной борьбы.

Оборонная стратегия призвана защитить свою долю рынка, противодействуя наиболее опасным конкурентам - ОАО "Витебский мясокомбинат" и крупным республиканским товаропроизводителям.

Эффективность развития маркетинга на мясоперерабатывающем предприятии обеспечивается не только правильным выбором стратегий маркетинга, но и тактическими, оперативными подходами к их реализации. Ввиду этого были разработаны научно обоснованные тактические действия и планы маркетинга, ориентированные на реализацию спроектированных стратегических направлений развития маркетинга на ОАО "Оршанский мясоконсервный комбинат".

 

Таблица 3.3 - Приоритетные стратегии маркетинга ОАО "Оршанский мясоконсервный комбинат"

Элементы маркетинга

Приоритетные стратегии

Основные направления реализации стратегии

Товар

Инновация

Обновление ассортимента путем внедрения перспективных продуктов в ассортимент

Диверсификация

Расширение и углубление имеющегося ассортимента

Стратегия фирменного товара

Совершенствование внешнего вида (диз



Информация о работе Пути повышения экономической эффективности мясоперерабатывающих предприятий на примере ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат»