Распределение и использование прибыли (на примере СУ-207 ОАО "МАПИД")

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 16:41, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной дипломной работы - раскрыть источники формирования и направления использования прибыли на предприятии и проанализировать их. Доказать экономическую эффективность процесса производства и реализации, как уровень развития и степень использования ресурсов, текущих затрат и характеристику успехов в достижении прибыли как конечного результата хозяйственно-финансовой деятельности.
В ходе дипломной работы исследования предполагается изучить источники формирования конечного финансового результата предприятия и направление использование прибыли. Проанализировать динамику прибыли по составу и структуре, провести факторный анализ, изучить порядок распределения и использования прибыли, а также обобщить результаты и выявить неиспользованные возможности и резервы роста прибыли предприятия на основании данных СУ-207 ОАО "МАПИД".

Содержание

Введение
1. Теоретические вопросы прибыли и источники её образования
1.1 Экономическое содержание прибыли и её классификация
1.2 Источники формирования прибыли и факторы её роста
2. Анализ формирование прибыли (на примере СУ-207 ОАО "МАПИД")
2.1 Качество и динамика изменение прибыли
2.2 Оценка факторов формирование прибыли и резервов её роста
3. Распределение и использование прибыли (на примере СУ-207 ОАО "МАПИД")
3.1 Анализ распределение и использование прибыли
3.2 Оптимизация процессов распределение прибыли
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Прибыль.docx

— 312.27 Кб (Скачать файл)

 

В условиях рыночных отношений, как свидетельствует  мировая практика, имеются три  основных источника получения прибыли:

первый  источник образуется за счет монопольного положения предприятия по выпуску  той или иной продукции или (и) уникальности продукта. Поддержание  этого источника на относительно высоком уровне предполагает постоянное обновление продукта. Здесь следует  учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольная политика государства и растущая конкуренция  со стороны других предприятий;

второй  источник связан непосредственно с  производственной и предпринимательской деятельностью. Практически он касается всех предприятий. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения адаптировать развитие производства под эту постоянно меняющуюся конъюнктуру. Здесь все сводится к проведению соответствующего маркетинга. Величина прибыли в данном случае зависит, во-первых, от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом); во-вторых, от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставки, обслуживание покупателей, послепродажное обслуживание и т.д.); в-третьих, от объемов производства (чем больше объем производства, тем больше масса прибыли); в-четвертых, от структуры снижения издержек производства;

третий источник проистекает из инновационной деятельности предприятия. Его использование предполагает постоянное обновление выпускаемой  продукции, обеспечение ее конкурентоспособности, рост объемов реализации и увеличение массы прибыли [31, c.44].

В соответствии с законодательством Республики Беларусь предпринимательская деятельность означает инициативную самостоятельность предприятий, направленную на получение прибыли. Хозяйствующий субъект, самостоятельно осуществляющий свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией и остающейся в его распоряжении чистой прибылью. Вместе с тем предпринимательская деятельность в условиях многообразия форм собственности означает не только распределение прав собственников имущества, но и повышение ответственности за рациональное управление им, формирование и эффективное использование финансовых результатов, в том числе прибыли.

Прибыль – конечный финансовый результат  деятельности предприятия, которое  может произвести больший объем  продукции. Показатель прибыли наиболее полно отражает эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости.

Динамика  дохода, его величина свидетельствует  о степени эффективности деятельности фирмы, общественном признании производимой ею продукции, наконец, о месте и  роли фирмы на соответствующем рынке.

В отечественной  хозяйственной практике используется показатель валового дохода, который  выступает в форме заработной платы, предпринимательского или хозрасчетного  дохода и прибыли. Он определяется как  разность между суммой выручки от реализации продукции и материальными  затратами на ее производство. Валовой  доход и чистый продукт едины  в том смысле, что оба они  характеризуют вновь созданную  стоимость, но имеют различия практического  характера. Главное из них состоит  в том, что чистый продукт - это  произведенная вновь созданная  стоимость, а валовой доход - реализованная. Вследствие этого валовой доход  не совпадает по абсолютной величине с чистым продуктом. Валовой доход  характеризует результат не только производственной деятельности предприятия, так как учитывает конечные результаты деятельности предприятия по мере завершения процесса кругооборота средств и  расчетов с потребителями [44, c.129].

В западной экономической теории показатель дохода характеризуется ценой реализованной  продукции. Различают валовой (общий  или совокупный), средний и предельный доходы. ВАЛОВОЙ ДОХОД (общий или  совокупный) определяется как ,

 

TR=PQ, (1)

 

где: TR - валовой доход (общий или совокупный);

Р – цена реализации;

Q – количество проданной продукции.

Как видим, величина валового дохода, при  прочих равных условиях, зависит от объема выпуска и цен реализации. СРЕДНИЙ ДОХОД определяется как,

 

AR=TR:Q=(PQ):Q=P, (2)

 

где: AR - средний доход;

TR - валовой доход;

Q - количество реализованной продукции;

P - цена реализации.

Цена  и средний доход в западной экономической теории - одно и то же явление, рассмотренное с разных точек зрения. Расчет среднего дохода обычно применяют при изменяющихся ценах в течение какого-то временного интервала или в тех случаях, когда ассортимент выпускаемой  фирмой продукции состоит из нескольких или множества товаров или  услуг.

Принимая  решение о выпуске продукции, необходимо выяснить, какой доход  принесет предприятию продажа одной  дополнительной единицы, т. е., требуется  определить предельный доход.

ПРЕДЕЛЬНЫЙ  ДОХОД — есть приращение валового дохода, полученное в результате производства и реализации дополнительной единицы  продукции. Предельный доход рассчитывается:

 

MR =

TR/
Q, (3)

 

где: MR – предельный доход;

TR – прирост валового дохода в результате реализации

дополнительной  единицы продукции;

Q - прирост объема производства и реализации на единицу.

Показатель  предельного дохода является для  предпринимателей, ориентиром в изменении  объема производства, ибо показывает, как изменится доход в результате увеличения выпуска и реализации продукции. Предельный доход является положительным, если спрос эластичен, отрицательным - когда спрос неэластичен, равен нулю - в случае, когда спрос переходит из эластичного в неэластичный. Сравнение предельного дохода и предельных издержек для товаропроизводителя имеет важное значение в выработке им своей хозяйственной политики. Так, если предельные издержки превышают предельный доход, то фирме следует прекратить производство, ибо она добавляет больше к издержкам, чем к доходу, такая единица продукции не окупается. И наоборот, если каждая дополнительная единица продукции будет добавлять к валовому доходу, с одной стороны, и к валовым издержкам с другой и при соизмерении предельного дохода и предельных издержек каждой последующей единицы продукции, предельный доход от которой превышает ее предельные издержки, следует производить, потому, что на каждой такой единице продукции фирма получает больше дохода от ее продажи, чем они прибавляют к издержкам, производя эту единицу продукции. Предположим, что спрос на определенную продукцию только формируется, цена зависит от проданного товара и наоборот (рисунок 1.3). На графике мы видим, что от цены зависит не только количество проданного товара, но и разные виды дохода предпринимательской фирмы. Валовой доход (TR) увеличивается до тех пор, пока предельный доход (MR) имеет положительное значение, объем продаж влияет на рыночную цену, средний доход (AR) равен цене реализации, также предельный (MR) и средний (AR) доходы постоянно снижаются.

На  практике доходы предприятия состоят  из выручки от реализации (работ, услуг) и внереализационных доходов.

Выручка от реализации продукции есть сумма  денежных средств, которые зачислены  на банковский счет фирмы за отгруженную  продукцию и иные материальные ценности. Ожидаемая и планируемая сумма  выручки определяется:

 

TR=Q1-Q-Q2, (4)

 

где: TR - общий доход;

Q1 и Q2 – остатки готовой продукции на начало и конец

планируемого периода [44, c.137].

  То, что производитель тратит  на приобретение производственных  ресусов, образует его затраты,  или издержки. Разница между валовым  доходом и издержками составляет  прибыль производителя. Экономисты  различают разные категории издержек, и соответственно прибыли.

Стратегией  каждого предприятия является получение  максимальной прибыли. Это достигается  использованием такого процесса производства, который при одном и том  же объеме выпуска готовой продукции  позволял бы применять наименьшее количество вводимых факторов. Предприятие, осуществляя  определенные затраты на приобретение вводимых факторов производства (найм рабочих, закупка сырья и оборудования, плата за землю и др.) должно использовать такой производственный процесс, при  котором один и тот же объем  готовой продукции обеспечивается с минимальными затратами.

Затраты на приобретение вводимых факторов производства представляют собой издержки производства. Понятия "затраты" и "издержки" обычно употребляются в одном  и том же смысле. Хотя, это не совсем правильно. Затраты - это расходование ресурсов в их физическом, натуральном  виде, а издержки - стоимостная оценка произведенных затрат.

С точки  зрения отдельного предпринимателя (фирмы) выделяют индивидуальные издержки производства, представляющие собой затраты конкретного  хозяйствующего субъекта. Понесенные затраты на производство определенного  объема какой-то продукции, с точки  зрения всей национальной экономики  есть общественные издержки. Кроме  непосредственных затрат на производство какого-либо ассортимента продукции, они  включают в себя затраты на охрану окружающей среды, подготовку квалифицированной рабочей силы, а также другие затраты.

Различают бухгалтерские и экономические  издержки. Бухгалтерские включают в  себя только явные (внешние) затраты, т.е. платежи за приобретаемые ресурсы (реальные, фактические расходы, осуществляемые в денежной форме). Таковыми могут  быть заработная плата, плата за аренду зданий, сооружений, оборудования, оплата транспортных расходов и т.д.

С позиции  экономического подхода к издержкам  производства следует относить не только фактические затраты, осуществляемые в денежной форме, но и неоплачиваемые фирмой издержки, связанные с упущенной  возможностью самого оптимального применения своих ресурсов. Согласно данному  подходу в издержках производства следует учитывать все затраты - и внешние и внутренние (неявные), включая в последние и нормальную прибыль.

Неявные издержки нельзя отождествлять с  так называемыми безвозвратными издержками (с издержками, которые  осуществляются фирмой один раз и  не могут быть возвращены ни при  каких обстоятельствах). Безвозвратные  издержки не относятся к разряду  альтернативных, они не учитываются  в текущих издержках фирмы, связанных  с ее производственной деятельностью.

Выделяют  и такой критерий классификации  издержек, как временные интервалы, на протяжении которых принимаются  те или иные хозяйственные решения. В зависимости от времени, затрачиваемого на изменение количества применяемых  в производстве ресурсов, различают  кратко- и долгосрочный - периоды  в деятельности фирмы.

Понятия "краткосрочный период" и "долгосрочный период" не имеют четко очерченной продолжительности. В краткосрочном  периоде количество некоторых производственных факторов остается неизменным, количество других изменяется. Соответственно и  издержки в том периоде подразделяются на постоянные и переменные.

Сумма постоянных и переменных издержек при  каждом объеме производства образует общие издержки (TC).

Для предпринимателя представляет интерес  не только общая сумма издержек производимых им товаров или услуг, но и средние  издержки, т.е. издержки фирмы на единицу  производимой продукции. При определении  прибыльности или убыточности производства средние издержки сравниваются с  ценой.

Средние общие издержки (АTС), рассчитываются по формуле:

 

АТС=ТС:Q (5)

 

Предельные  издержки (МС) можно также рассчитать как:

 

МС= TC: Q, (6)

 

где: Q=1.

Если  постоянные издержки не меняются, то предельные - это всегда предельные переменные издержки. Предельные издержки показывают изменение в издержках, связанных  с увеличением или уменьшением  объема производства (Q). Поэтому сравнение (МС) с предельной выручкой (выручка от реализации дополнительно произведенной единицы продукции) имеет весьма важное значение для определения поведения фирмы в рыночных условиях [44, c.145].

В зависимости  от удельного веса отдельных видов  затрат в издержках производства выделяют следующие группы производств:

- трудоемкие, в структуре издержек которых  наибольший удельный вес занимают  затраты на заработную плату  (преимущественно добывающая промышленность); материалоемкие, в структуре издержек  которых наибольший удельный  вес занимают материальные затраты  (легкая, пищевая, строительных материалов);

- энерго- и топливоемкие, в структуре издержек  которых наибольший удельный вес занимают расходы на энергию и топливо (тепло-электроэнергетика, металлургия, производство химических материалов);

- фондоемкие, с большим удельным весом амортизации  в общих затратах (нефтедобывающая,  производство гидроэнергии);

- смешанные,  со значительным удельным весом  в издержках материальных затрат  и заработной платы.

Однако, следует сказать, что структура  отрасли зависит не только от условий  формирования издержек, характерных  именно для данной отрасли, но и от роли государственной экономической  политики, места национальной экономики  в системе международного разделения труда и ряда других факторов.

Наряду  с издержками производства и реализации продукции предприятие платит налоги, сборы, производит отчисления в различные  целевые внебюджетные фонды, которые  в соответствии с действующим  законодательством Республики Беларусь также относятся на издержки предприятия. Сумма издержек производства и реализации, налогов, сборов и обязательных отчислений в целевые внебюджетные фонды  образует издержки предприятия или  полную себестоимость продукции.

Информация о работе Распределение и использование прибыли (на примере СУ-207 ОАО "МАПИД")