Распределение и использование прибыли (на примере СУ-207 ОАО "МАПИД")

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 16:41, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной дипломной работы - раскрыть источники формирования и направления использования прибыли на предприятии и проанализировать их. Доказать экономическую эффективность процесса производства и реализации, как уровень развития и степень использования ресурсов, текущих затрат и характеристику успехов в достижении прибыли как конечного результата хозяйственно-финансовой деятельности.
В ходе дипломной работы исследования предполагается изучить источники формирования конечного финансового результата предприятия и направление использование прибыли. Проанализировать динамику прибыли по составу и структуре, провести факторный анализ, изучить порядок распределения и использования прибыли, а также обобщить результаты и выявить неиспользованные возможности и резервы роста прибыли предприятия на основании данных СУ-207 ОАО "МАПИД".

Содержание

Введение
1. Теоретические вопросы прибыли и источники её образования
1.1 Экономическое содержание прибыли и её классификация
1.2 Источники формирования прибыли и факторы её роста
2. Анализ формирование прибыли (на примере СУ-207 ОАО "МАПИД")
2.1 Качество и динамика изменение прибыли
2.2 Оценка факторов формирование прибыли и резервов её роста
3. Распределение и использование прибыли (на примере СУ-207 ОАО "МАПИД")
3.1 Анализ распределение и использование прибыли
3.2 Оптимизация процессов распределение прибыли
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Прибыль.docx

— 312.27 Кб (Скачать файл)

2002 год: Об= об. Пр= дн.

2003 год: Об= об. Пр= дн.

Таким образом, на предприятии количество оборотов, проходимых оборотными средствами в  течение года увеличилось в динамике на 0,97 об. (8,47-7,5), а продолжительность  одного оборота снизилась на 5,5 дн.(42,5-48).

На основе анализа динамики показателей общей  оборачиваемости и ее слагаемых  следует рассчитать влияние ускорения  или замедления оборачиваемости  на размер используемых ресурсов. Для  этого отчетная оборачиваемость  сопоставляется с базисной, находится  отклонение в днях оборота, которое  умножается на однодневную выручку  от реализации.

Таким образом, за счет ускорения оборачиваемости  на 5,5 дня произошло относительное  высвобождение из хозяйственный  оборот 488,96 млн. руб. (5,5*(32005/360). Это означает, что предприятие высвободило  ресурсов на 488,96 млн. руб. и сможет их использовать производительно.

Важное  значение для повышения эффективности  деятельности организации в целом  имеет ускорение оборачиваемости  оборотных средств. Можно выделяют следующие основные пути повышения  эффективности оборотного капитала: технические, организационные, экономические. К техническим направлениям относятся: сокращение запасов материальных ресурсов на складах, а также применение компьютерной техники для отслеживания движения товарно-материальных ценностей.

Организационные пути — это оптимизация всей номенклатуры запасов в соответствии с современной  практикой и наукой, которая называется логистикой.

Экономические способы ускорения оборачиваемости  и повышения рентабельности оборотного капитала заключаются в регулярном анализе ситуации и разработке системы  поощрения руководителей и специалистов за достижение лучших результатов в  течение месяца, квартала, года.

В СУ-207 ОАО "МАПИД" используется коэффициентный метод расчета потребности в оборотных средствах, в соответствии с которым рассчитываются оптимальные соотношения удельного веса основных элементов оборотных средств, сложившиеся за рассматриваемый период, и показатель оборачиваемости оборотных средств.

За 2003 год  оборотные средства совершили 8,47 оборотов. Плановый объем продаж на 2004 год  составляет 45770,35 млн. руб. Размер оборотных средств будет равен 5403,82 млн. руб. (45770,35/8,47). Если структура оборотных средств останется прежней, то можно рассчитать потребность в оборотных средствах, что и будет произведено в 6 графе приложения Г.

Источником  финансирования оборотного капитала являются собственные или заемные средства. Та часть стоимости оборотного капитала, которая приобретена за счет собственных  средств, называется чистыми оборотными активами. Заемные средства, используемые для финансирования приобретения оборотных  средств, - это кредиты банков или  краткосрочная задолженность третьим  лицам, так называемые текущие пассивы.

Оптимальным для предприятия является равенство  дебиторской и кредиторской задолженности. Превышение дебиторской задолженности  свидетельствует о дополнительной потребности в заемных средствах  под увеличение оборотного капитала. Превышение кредиторской задолженности  — это часть устойчивых пассивов, которые не принадлежат предприятию, но постоянно находятся в хозяйственном  обороте.

На основании  проведенного анализа прибыли отчетного  периода и эффективности использования  активов по СУ-207 ОАО "МАПИД" можно  сделать вывод, что хотя прибыль  и увеличивается в динамике, но необходимо изыскивать резервы для  ее дальнейшего увеличения, так как  наблюдаются факторы, оказывающие  отрицательное воздействие на ее размер. Резервы роста доходов  СУ-207 ОАО "МАПИД" будут рассмотрены далее.

Размеры и динамика выручки  и прибыли от продаж — важнейшие  показатели, определяющие финансовое состояние предприятия: от них зависят уровень рентабельности продаж и активов, оборачиваемость активов, движение денежных средств, инвестиционная привлекательность предприятия.

Величина выручки от продаж функционально зависит от двух групп  факторов: первая группа — натуральный  объем продаж и цена на единицу  каждого вида продукции; вторая группа — общая сумма затрат на проданную  продукцию и прибыль от продаж. Соответственно выручку можно рассматривать  либо как произведение натурального объема продаж на цены по всей номенклатуре продукции, либо как сумму затрат и прибыли от продаж.

Для рассмотрения отдельных  аспектов управления выручкой и прибылью конкретную значимость приобретает  одна из двух названных групп факторов, формирующих выручку от продаж.

Если перед предприятием стоит задача достижения определенной стоимости выручки от продаж независимо от получаемого при этом финансового  результата, используется первая группа факторов. Разумеется, финансовый результат  не должен иметь отрицательного знака. В случае, когда необходимо обеспечить определенную прибыль от продаж, практическое значение имеет вторая группа факторов.

Однако в действительности, как правило, одновременно решаются задачи получения и необходимой  выручки, и необходимой прибыли  от продаж, поэтому в расчетах участвуют  обе группы факторов, тем более  что они взаимозависимы [18, c.129].

Чтобы обеспечить стабильный прирост прибыли, необходимо постоянно искать резервы  ее увеличения. Резервы роста прибыли  – это количественно измеримые  возможности ее дополнительного  получения. Они выявляются как на стадии планирования, так и в процессе выполнения планов.

Определение резервов роста прибыли базируется на научно обоснованной методике их расчета, мобилизации и реализации. Выделяют три этапа этой работы: аналитический, организационный и функциональный.

На  первом этапе выявляют и количественно  оценивают резервы, на втором разрабатывают  комплекс инженерно-технических, организационных, экономических и социальных мероприятий, обеспечивающих использование выявленных резервов, на третьем этапе практически  реализуют мероприятия и ведут  контроль за их выполнением.

В заключении анализа определяются резервы увеличения прибыли от реализованной продукции (работ, услуг). В первую очередь это  относится к таким показателям  эффективности производства, как  объем реализации и затраты на реализацию продукции.[10, c.179]

При подсчете резервов роста прибыли  за счет возможности роста объема реализации используются результаты анализа  реализации продукции.

Важное  направление поиска резервов роста  прибыли – снижение затрат на реализацию продукции.[6, c.287]

Объем реализации продукции на 1000 рублей затрат является обобщающим показателем  эффективности реализации, который  предназначен для оценки эффективности  использования текущих затрат.

Он  представляет собой отношение продукции  к сумме затрат, необходимых для  ее реализации, т.е. к себестоимости  продукции+издержки обращения:

 

Э = П / С, (11)

 

где: П – объем реализованной продукции;

  С- себестоимость реализованной продукции + издержки обращения.

Данный  показатель выражает связь между  эффектом и затратами. При определении  резервов увеличения прибыли от реализации продукции (работ, услуг) изучается  динамика роста объема реализации продукции, динамика себестоимости и выявляются их тенденции [8, c.76].

Данные  для расчета по СУ-207 ОАО "МАПИД" приведены в таблице 2.7.

 

Таблица 2.7

Расчет  реализации продукции на 1000 рублей затрат по СУ-207 ОАО "МАПИД"

Показатель

По отчету

2003 г.

По плану на

2004 г.

Планируемое

изменение (+/-)

1. Выручка от реализации, тыс. руб.

32005

45886,3

+13881,3

     

2. Себестоимость

продукции, тыс. руб.

29905

42594,3

+12689,3

     

3. Реализация продукции на 1000 руб.  затрат (стр.1/стр.2), руб.

1070,22

1077,29

+7,07


 

Примечание. Источник: собственная  разработка

По  приведенным данным в таблице 2.7 эффективность использования затрат на производство продукции планируется 1077,29 рубля против 1070,22 рубля по отчету. Изменение эффективности затрат на 1000 рублей продукции планируется  на 2004 г. 7,07 рубля.

Рассмотрим  влияние отдельных факторов на планируемое  изменение.

Влияние изменения объема и себестоимости  продукции на изменение реализации продукции на 1000 рублей затрат определим  способом цепных подстановок по следующим  данным:

2003год 1070,22

Условный  показатель: объем продукции 1534,4

по  плану на 2004 год, себестоимость 2003 года (45886,3/29905)*1000

По  плану на 2004 год 1077,29

Общее изменение равно 7,07 рубля (1077,29-1070,22), в том числе за счет увеличения объема реализации продукции – увеличение на 464,18 рубля (1534,4-1070,22), и за счет увеличения себестоимости – снижение на 457,11 рубля (1077,29-1534,4).

Увеличение  реализации продукции на 7,07 рубля  на каждую 1000 рублей затрат на 2004 год  означает повышение рентабельности на 0,66% (7,07/1070,22*100), что приведет к  увеличению прибыли на 1000 рублей затрат в сумме 7,06 руб. (1070,22*0,66/100).

В течение  отчетного периода могут быть выявлены резервы роста прибыли  краткосрочного действия. Они связаны  с устранением отрицательного влияния  факторов формирования прибыли. Мобилизация  этих резервов осуществляется путем  разработки системы оперативных  мероприятий [8, c.95].

Результаты  анализа прибыли за 2003 год используются для определения направлений  поиска резервов ее роста на последующий  период.

Для успешного развития экономики любого предприятия необходимо изучить  соотношение объема реализации продукции  с издержками и прибылью.

Это соотношение анализируется для  исследования комплекса причинно-следственных взаимосвязей важнейших показателей  конечных результатов деятельности предприятия, научного обоснования  управленческих решений.

В процессе анализа решаются следующие основные задачи:

- расчет  объема реализации, при котором  обеспечивается полное покрытие  затрат предприятия, т.е. расчет  уровня (точки) безубыточности (окупаемости);

- расчет  объема реализации, обеспечивающего,  при прочих равных условиях, получение  необходимой предприятию суммы  прибыли;

- аналитическая  оценка объема реализации, при  котором предприятие может быть  конкурентноспособно на рынке,  т.е. расчет зоны (поля) безопасности.

Основные  этапы анализа:

- сбор, подготовка и аналитическая обработка  исходной информации в соответствии  с условиями анализа;

- расчет  условно-постоянных и условно-переменных  издержек, уровня безубыточности  и зоны безопасности;

- аналитическое  обоснование объема реализации, необходимого для обеспечения  планируемой суммы прибыли.

Изучение  соотношения осуществляется в определенном значимом диапазоне деловой активности, т.е. реально присущему данному  предприятию при минимальном  и максимальном объеме реализации (релевантного ряда), в пределах которого будут  изучаться его соотношение с  издержками и прибылью [11, c.117].

Анализ  может проводиться не только в  рамках абсолютно максимального  и абсолютно минимального объема реализации. Значимость уровня показателей  деловой активности для анализа  задается неизменностью издержек в  границах определенного диапазона  объема реализации.

Предполагается, что для каждого предприятия  характерны свои границы деловой  активности, внутри которых выдерживается  определенное соответствие между объемом  продукции, издержками и прибылью. В  качестве показателей деловой активности могут использоваться: натуральные  – реализация продукции в штуках, тоннах, кубических метрах и т.п.; трудовые; стоимостные – объем реализации; относительные и др.

Определяющим  в выборе показателей является специфика  отрасли.

Поскольку экономические показатели взаимосвязаны  и взаимозависимы, проведение анализа  требует наличия ряда предпосылок. Важнейшими из них являются: издержки обоснованно разделены на постоянные и переменные; переменные издержки изменяются пропорционально уровню деловой активности (объему реализации); постоянные издержки не изменяются в пределах релевантного ряда; цена реализации единицы продукции не изменяется.

Кроме того, еще несколько предпосылок  подчеркивают статическую природу  этого анализа: структура реализованной продукции не изменяется; стоимость элементов, формирующих издержки, не изменяется; объем является единственным фактором, влияющим на издержки; общий уровень цен существенно не изменится в рассматриваемом периоде; запасы продукции на начало и конец рассматриваемого периода существенно не изменяются [11, c.129].

 

 

3. Распределение и использование прибыли на ПРИМЕРЕ

СУ-207 ОАО "МАПИД"

 

3.1 Общие подходы к распределению  прибыли на предприятии

 

Объектом  распределения является балансовая прибыль предприятия. Под ее распределением понимается направление прибыли  в бюджет и по целевому использованию  на предприятии. Законодательно распределение  прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджет в виде налогов и других обязательных платежей. Определение направлений  расходования прибыли, остающейся в  распоряжении предприятия, находится  в компетенции предприятия [38, c.298].

При распределении  прибыли следует руководствоваться  следующими принципами:

Информация о работе Распределение и использование прибыли (на примере СУ-207 ОАО "МАПИД")