Регулирование и организация выставочной деятельности в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 13:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть вопросы организации и регулирования выставочной деятельности в Республике Беларусь.
Основными задачами курсовой работы являются:
- изучение понятия выставок и ярмарок, а также определение основных целей выставочно-ярмарочной деятельности, вопросов регулирования выставочной деятельности;
- рассмотрение классификации выставок и ярмарок;
- изучение вопросов организации и регулирования выставочно-ярмарочной деятельности в Республике Беларусь.

Вложенные файлы: 1 файл

регулирование и организация выставочной деятельности в Республике Беларусь.doc

— 346.00 Кб (Скачать файл)

Конвенцией определены форма, содержание, условия выпуска  и использования международного унифицированного таможенного документа  – карнета АТА для временного ввоза товаров в страну – участницу  конвенции. Карнеты АТА служат одновременно гарантией временного беспошлинного ввоза товаров со стороны органов, выпускающих этот документ. Они широко применяются при ввозе товаров для выставок, ярмарок, смотров и других подобных мероприятий.

В настоящее время  в систему АТА входит 57 стран. Россия присоединилась к конвенциям 18 июля 1996 г. (постановление Правительства Российской Федерации от 2 ноября 1995 г. №1084).

Непременным условием существования  системы карнетов АТА является наличие  в странах-участницах ассоциаций-гарантов уплаты таможенных платежей. По сложившейся международной практике в качестве таковых выступают, как правило, национальные торговые палаты, образующие международную гарантирующую сеть АТА Международного бюро торговых палат (МБТП).

В России гарантирующей  ассоциацией определена Торгово-промышленная палата Российской Федерации (она же выдает карнеты АТА). В мае 1999 г. ТПП РФ на Всемирном конгрессе торгово-промышленных палат была официально принята в международную систему АТА Международного бюро торговых палат (МБТП) и затем направила соответствующее письмо, гарантирующее таможенным органам Российской Федерации уплату таможенных платежей.

Основное преимущество системы АТА – быстрая и  упрощенная процедура таможенного  оформления, что создает возможность  более широкого участия российских предпринимателей в европейских и мировых экономических отношениях.

Карнеты выдаются как  юридическим, так и физическим лицам  ТПП России при представлении  пакета документов: заявления по установленной  форме, списка товаров, гарантийного обязательства, документа о статусе данного лица и платежного документа, подтверждающего оплату ТПП за услуги.

Срок действия карнета  не должен превышать одного года с  даты выдачи. Срок временного ввоза  товаров с применением карнета  не может превышать срок его действия.

Товары, ввезенные по карнетам АТА, запрещается продавать, они должны быть вывезены обратно до истечения разрешенного срока временного пребывания.

В соответствии со ст. 10 конвенции  сборы за оформление товаров, ввозимых по карнетам АТА, не взимаются (кроме  случаев нарушения сроков обратного вывоза – в этом случае сборы за таможенное оформление товаров взимаются по таможенному приходному ордеру в установленных законодательством размерах).

Размер гарантий ограничен 10 процентами сверх суммы таможенных пошлин и налогов, которые подлежали бы уплате, если бы товары были выпущены для свободного обращения.

В случае нарушений условий  и сроков временного ввоза таможенные органы предъявляют ТПП требование, и в течение 6 месяцев ТПП имеет  возможность представить доказательства обратного вывоза товаров (вывозной корешок карнета АТА, заверенный таможенным органом, или иные документы, разрешенные ГТК).

В большинстве стран-участниц Конвенции АТА финансовый риск, связанный  с возможным невывозом товара из страны и необходимостью уплаты всех причитающихся пошлин и налогов, несут на себе крупные страховые компании. Будучи гарантами финансового риска, страховые компании в случае невывоза товаров совместно с ТПП определяют особый порядок выдачи карнетов для отдельных категорий физических и юридических лиц, устанавливают ограничения по стоимости вывозимых товаров и т.д. При этом получатели карнетов оплачивают страховую премию, как правило, в размере 0,2–0,3% от стоимости товара.

Упрощенный  таможенный режим временного ввоза/вывоза товаров выставочных мероприятий. Зарубежные государства активно используют карнеты АТА в своих внешнеэкономических связях с начала 60-х гг. На страны ЕС приходилась львиная доля (до 54%) всех выдаваемых карнетов в мире – более 220.000 (1994 г.). Это свидетельство большой эффективности карнетов АТА, в первую очередь как бывшего инструмента европейского сотрудничества. С 2001 г. во взаимоотношениях стран ЕС актуальность карнетов АТА в связи с отменой таможенных режимов в зоне Европейского сообщества, безусловно, потеряна. Однако во взаимоотношениях ЕС с другими странами мирового сообщества система карнетов АТА сохраняет свою значимость[12, с.32].

К сожалению, несмотря на соответствующие решения Государственного таможенного комитета применение карнетов АТА как российскими организациями на выезде, так и зарубежными на въезде весьма затруднено и не приносит желательного ускорения процесса перемещения товаров через границу.

Таможенное оформление выставочных товаров и расходуемых  материалов, вывозимых за пределы  таможенной территории Российской Федерации, производится таможенным органом, в регионе деятельности которого находится специализированная выставочная организация.

Разрешение на производство таможенного оформления выставочных  товаров и расходуемых материалов в соответствии с положением предоставляется таможней, которой подчинен таможенный орган.

Парижская конвенция  по охране промышленной собственности. Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 г., членом которой с 1 июля 1965 г. стал Советский Союз, – основное международное соглашение, регулирующее вопросы охраны прав на изобретения, товарные знаки, промышленные образцы. Конвенцию подписали 40 государств.

Одна из целей международных  выставочных мероприятий – показ  новых образцов продукции различных  отраслей промышленности. Это может привести к раскрытию сущности изобретений, использованных в экспонатах. Парижская конвенция (ст.11) требует от стран-участниц предоставления временной охраны изобретений, полезных образцов, промышленных рисунков или моделей, а также товарных знаков изделий, экспонируемых на официальных или официально признанных международных выставках, стимулируя тем самым демонстрацию новинок.

Законодательство большинства  стран признает право выставочного приоритета в отношении изобретений, моделей, образцов, экспонируемых на международных и национальных выставках. Это право заключается в том, что за этими изобретениями, моделями, образцами сохраняется приоритет в случае подачи экспонентом в стране, где они демонстрировались на выставке, в установленный законом срок заявки на патент. Благодаря этому положению факт экспонирования образцов на выставке не рассматривается как порочащий новизну изобретения.

Охрана изобретений  на выставках именуется временной, поскольку она действует лишь в случае последующей подачи заявки на патент. Срок подачи таких заявок по странам составляет от трех до двенадцати месяцев, считая с даты поступления экспоната на выставку либо с момента открытия или закрытия выставки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ВЫСТАВОЧНО-ЯРМАРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

 

 

3.1.Регулирование осуществления  выставочно-ярмарочной  деятельности в белорусском законодательстве

 

 

При насыщении рынка  товарами и высокой их конкуренции  организации все чаще принимают  участие в выставках и ярмарках.

Ярмарки могут быть как  оптовыми, проводимыми с целью  заключения договоров купли-продажи  и формирования хозяйственных связей, так и по розничной продаже  товаров.

Ярмарка - это форма торговли, характеризующаяся продажей товаров в определенное время года и в определенном месте с возможностью одновременного проведения различных увеселений.

Выставка-продажа - это публичная демонстрация товаров с их продажей в определенном месте и ограниченная по времени.

Определение понятий  «ярмарка» и «выставка-продажа» приведены в государственном стандарте СТБ 1393-2003 «Торговля. Термины и определения», утвержденном постановлением Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров РБ от 28.04.2003 № 22.

 

Проведение  выставок регулируется законом

Основным документом для всех субъектов хозяйствования, регламентирующим общий порядок  организации ярмарок и выставок на территории Республики Беларусь, является Положение о порядке организации выставок и ярмарок, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 22.07.2004 № 890 (далее - Положение № 890).

В соответствии с Положением № 890 могут быть организованы иностранные выставки, международные выставки (ярмарки), национальные выставки (экспозиции) Республики Беларусь за рубежом, региональные выставки (ярмарки) и др. Различают 3 вида организуемых выставок (ярмарок): универсальные, специализированные и отраслевые. Их особенности можно представить в виде следующей таблицы.   

 

Универсальные выставки (ярмарки)

Специализированные выставки (ярмарки)

Отраслевые выставки (ярмарки)

Представляются экспонаты, относящиеся  к различным отраслям экономики

Представляются экспонаты, объединенные ограниченной специализацией в рамках одной отрасли экономики либо специализацией межотраслевого характера

Представляются экспонаты, относящиеся к одной или нескольким смежным отраслям экономики


 

   

 

Согласно п.8 Положения № 890 Министерство торговли РБ формирует и ведет Национальный календарь выставок (ярмарок), организуемых в Республике Беларусь, за исключением: ярмарок по розничной продаже товаров; ярмарок по оптовой продаже товаров, заключению иных договоров, выставок с участием юридических лиц, индивидуальных предпринимателей одного района области, одного района г.Минска.

Помимо Положения № 890, определяющего общий порядок организации ярмарок (выставок), в настоящее время продолжает действовать Временное положение о порядке организации и проведения ярмарок по продаже товаров народного потребления, утвержденное приказом Минторга РБ от 01.09.1992 № 46, регулирующее порядок проведения ярмарок по продаже товаров народного потребления и продукции производственно-технического назначения как по государственному заказу, так и на основе свободного выбора товаров и партнеров по договорам купли-продажи. Ярмарки, как правило, проводятся с учетом сезонности и в зависимости от состава участников и границ охвата рынка могут быть межгосударственными, республиканскими, областными (городскими), межобластными (региональными).

При торговле на ярмарках и выставках  следует помнить о 2 формах государственного регулирования торговли, установленных ст.17 Закона РБ от 28.07.2003 № 231-З «О торговле»: техническое нормирование, стандартизация, подтверждение соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, государственная гигиеническая регламентация и регистрация товаров и лицензирование торговли в случаях и порядке, предусмотренных законодательством.

Так, например, в перечень видов  деятельности, на осуществление которых  требуются специальные разрешения (лицензии), и уполномоченных на их выдачу государственных органов и государственных организаций, утвержденный Указом Президента РБ от 01.09.2010 № 450, включены: оптовая торговля и хранение алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий; розничная торговля алкогольными напитками и (или) табачными изделиями; оптовая и розничная торговля изделиями из драгоценных металлов и драгоценными камнями; торговля пожарной техникой (машинами и оборудованием), снаряжением, спасательными устройствами, огнетушителями, огнетушащими веществами и другими средствами противопожарной защиты.

Обращаем внимание, что реализация ювелирных изделий из драгоценных  металлов и драгоценных камней на выставках и ярмарках регулируется Положением о порядке реализации ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на выставках, выставках-продажах, ярмарках, утвержденным постановлением Минторга РБ от 18.01.2002 № 3.

 

 

При продаже товаров на ярмарках и выставках продавец обязан представить покупателям информацию о товарах

Обязанность по своевременному представлению потребителю информации о реализуемой продукции, товарах (работах, услугах) изготовителем (продавцом) закреплена в ст.5 Закона РБ от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителя». Потребитель имеет право на надлежащее качество приобретаемой продукции, товаров (работ, услуг). Так, по требованию потребителя в обязанность продавца (исполнителя) входит демонстрация работоспособности реализуемого товара, а также предоставление ему необходимых контрольных средств измерения, предусмотренных правилами розничной торговли, документы, подтверждающие качество и безопасность товара (результата работы, услуги), его комплектность. При продаже товара по образцу и (или) описанию продавец обязан передать потребителю товар, который соответствует образцу и (или) описанию.

Для товаров, подлежащих обязательной сертификации, установлен порядок подтверждения их качества при реализации, предусматривающий  наличие на торговом объекте оригинала  либо копии сертификата соответствия (за исключением реализации табачных изделий и товаров белорусского производства, маркированных знаком соответствия).

Перечень продукции, услуг, персонала и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному  подтверждению соответствия в Республике Беларусь, утвержден постановлением Госстандарта РБ от 16.12.2008 № 60.

На основании приказа  Минобразования РБ от 31.07.1996 № 337 «О копиях сертификатов соответствия на серийно выпускаемую продукцию» (далее - приказ № 337) при реализации серийной продукции фактом наличия на нее сертификата соответствия может являться (кроме подлинника сертификата) копия сертификата, изготовленная на специально защищенном бланке строгой отчетности и выданная в порядке, установленном республиканским органом по стандартизации, метрологии и сертификации. Кроме того, из п.2 приказа № 337 следует, что прошедшая в установленном порядке обязательную сертификацию серийно выпускаемая в Республике Беларусь продукция может быть реализована без предъявления подлинника либо копии сертификата при соблюдении следующих условий: на каждом изделии либо на его потребительской упаковке должен быть нанесен знак соответствия Национальной системы сертификации по РСТ Беларуси 915-92; на изделии, либо на его потребительской упаковке, либо в сопроводительной документации, прилагаемой к изделию, должны быть указаны регистрационный номер сертификата соответствия, наименование и адрес органа, выдавшего сертификат.

Информация о работе Регулирование и организация выставочной деятельности в Республике Беларусь