Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 13:16, курсовая работа
Таким образом, цель данной работы заключается в исследовании целей и задач управления кредиторской и дебиторской задолженностями, разработки рекомендаций по совершенствованию управления задолженностями.
Для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
- изучить значение, задачи и информационное обеспечение управления кредиторской и дебиторской задолженностью;
- исследовать организационно-экономическую характеристику деятельности ООО «Торговый Дом Технофильтр»;
- представить оценку существующей системы управления задолженностями на предприятии.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ, ЗАДАЧИ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЯМИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 8
1.1 Сущность и виды дебиторской и кредиторской задолженностей 8
1.2 Цели и задачи управления дебиторской и кредиторской задолженностями предприятия в современных условиях 14
1.3 Информационное обеспечение управления дебиторской и кредиторской задолженностями 22
Выводы 25
ГЛАВА 2 УПРАВЛЕНИЕ И АНАЗИЗ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЕЙ В ООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ ТЕХНОФИЛЬТР» 27
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности организации ООО «Торговый Дом Технофильтр» 27
2.2 Политика управления дебиторской и кредиторской задолженностями организации 35
2.3 Анализ дебиторской и кредиторской задолженностей ООО «Торговый Дом Технофильтр» 48
Выводы 54
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЯМИ В ООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ ТЕХНОФИЛЬТР» 57
3.1 Основные направления совершенствования управления дебиторской и кредиторской задолженностями ООО «Торговый Дом Технофильтр» 57
3.2 Рекомендации по совершенствованию системы управления дебиторской и кредиторской задолженностями ООО «Торговый Дом Технофильтр» 72
Выводы 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Исходя из результатов анализа показателей, содержащихся в таблице 1, следует отметить, что в 2009 году наблюдался рост объема выручки от продажи на 18 290 тыс. руб. (т.е. на 29,3%), что свидетельствует о положительной тенденции к росту. Динамика роста себестоимости проданной продукции была такая же, как и выручки от продажи 29,6 % (или в стоимостном выражении рост составил 12 614 тыс. руб.). В результате этого валовая прибыль увеличилась на 5676 тыс. руб. (или на 28,7%). Коммерческие расходы к концу периода увеличились на 15 тыс. руб. (или на 88,2%). Следовательно, прибыль от продаж выросла на 11 099 тыс. руб. (т.е. на 77,4 %). Кроме того, мы наблюдаем снижение прочих доходов на 1436 тыс. руб. (т.е. на 43,2%) и прочих расходов на 1996 тыс. руб. (т.е. на 60,7%) в 2009 году по сравнению с 2008 годом.
В результате выше перечисленных факторов чистая прибыль ООО «ТД Технофильтр» увеличилась на 9724 тыс. руб. (т.е. на 98,6%).
В отличие от производственных запасов и незавершенного производства, которые не могут быть резко изменены, дебиторская задолженность представляет собой весьма вариабельный и динамичный элемент оборотных средств, существенно зависящий от принятой в организации политики в отношении покупателей продукции. Поскольку дебиторская задолженность представляет собой обездвижение собственных оборотных средств, т.е. в принципе она не выгодна организации, то с очевидностью напрашивается вывод о ее максимально возможном сокращении. Дебиторская задолженность может быть сведена до минимума, тем не менее, этого не происходит по многим причинам, в том числе и по причине конкуренции.
По мнению Фельдмана А.Б., с позиции возмещения стоимости поставленной продукции продажа осуществляется следующими способами:14
- предоплата (товар оплачивается полностью или частично до передачи его продавцом);
- оплата за наличный расчет (товар
оплачивается полностью в
- оплата в кредит (товар оплачивается
через определенное время
Вырабатывая политику кредитования покупателей своей продукции, организация должна определиться по ключевым вопросам:
- сроку предоставления кредита (чаще всего в организации существует несколько типовых договоров, предусматривающих предельный срок оплаты);
- стандартам кредитоспособности (критерии,
по которым поставщик
- системам создания резервов
по сомнительным долгам (предполагается,
что, как бы ни была отлажена
система работы с дебиторами,
всегда существует риск
- системам сбора платежей (сюда
входят процедуры
- системам предоставляемых
Как бы ни была эффективна система отбора покупателей, в ходе взаимодействия с ними не исключаются всевозможные накладки, поэтому организация вынуждена создать некоторую систему контроля за исполнением покупателями платежной дисциплины.
По мнению Фельдмана А.Б., формирование политики управления дебиторской задолженностью организации осуществляется по следующим основным этапам15.
1. Анализ дебиторской
2. Формирование принципов
3. Определение возможной суммы оборотного капитала, направляемого в дебиторскую задолженность по товарному (коммерческому) кредиту.
4. Формирование системы кредитных условий.
5. Формирование стандартов
6. Формирование процедуры
7. Обеспечение использования в организации современных форм рефинансирования дебиторской задолженности.
8. Построение эффективных систем
контроля за движением и
Рассмотрим каждый этап более подробно.
На первом этапе анализа оценивается уровень дебиторской задолженности организации и его динамика в предшествующем периоде. Оценка этого уровня осуществляется на основе определения коэффициента отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность, который рассчитывается по следующей формуле:
КОАдз = ДЗ/ОА,
где КОАдз - коэффициент отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность;
ДЗ - общая сумма дебиторской задолженности организации (или сумма задолженности отдельно по товарному и потребительскому кредиту);
ОА - общая сумма оборотных активов организации.
На втором этапе анализа определяются средний период инкассации дебиторской задолженности и количество ее оборотов в рассматриваемом периоде. Средний период инкассации дебиторской задолженности характеризует ее роль в фактической продолжительности финансового и общего операционного цикла организации. Этот показатель рассчитывается по следующей формуле:
ПИдз = ДЗср/Оо,
где ПИдз - средний период инкассации дебиторской задолженности;
ДЗср - средний остаток дебиторской задолженности организации (в целом или отдельных ее видов) в рассматриваемом периоде;
Оо - сумма однодневного оборота по реализации продукции в рассматриваемом периоде.
Количество оборотов дебиторской задолженности характеризует скорость обращения инвестированных в нее средств в течение определенного периода. Этот показатель рассчитывается по следующей формуле:
КОдз = ОР/ДЗср,
где КОдз - количество оборотов дебиторской задолженности организации в рассматриваемом периоде;
ОР - общая сумма оборота по реализации продукции в рассматриваемом периоде;
ДЗср - средний остаток дебиторской задолженности организации (в целом или отдельных ее видов) в рассматриваемом периоде.
На третьем этапе анализа оценивается состав дебиторской задолженности организации по отдельным ее «возрастным группам», т.е. по предусмотренным срокам ее инкассации.
На четвертом этапе анализа подробно рассматривается состав просроченной дебиторской задолженности, выделяются сомнительная и безнадежная задолженность. В процессе этого анализа используются следующие показатели:
- коэффициент просроченности
КПдз = ДЗпр / ДЗ, (2.4)
где КПдз - коэффициент просроченности дебиторской задолженности;
ДЗпр - сумма дебиторской задолженности, неоплаченной в предусмотренные сроки;
ДЗ - общая сумма дебиторской задолженности организации;
- средний «возраст» просроченной (сомнительной, безнадежной) дебиторской задолженности:
ВПдз = ДЗпр / Оо, (2.5)
где ВПдз - средний «возраст» просроченной (сомнительной, безнадежной) дебиторской задолженности;
ДЗпр - средний остаток дебиторской задолженности, неоплаченной в срок (сомнительной, безнадежной), в рассматриваемом периоде;
Оо - сумма однодневного оборота по реализации в рассматриваемом периоде.
На пятом этапе анализа определяют сумму эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность. В этих целях сумму дополнительной прибыли, полученной от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита, сопоставляют с суммой дополнительных затрат по оформлению кредита и инкассации долга, а также прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателями (безнадежная дебиторская задолженность, списанная в связи с неплатежеспособностью покупателей и истечением сроков исковой давности). Расчет этого эффекта осуществляется по следующей формуле:
Эдз = Пдз - ТЗдз - ФПдз,
где Эдз - сумма эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями;
Пдз - дополнительная прибыль организации, полученная от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита;
ТЗдз - текущие затраты организации, связанные с организацией кредитования покупателей и инкассацией долга;
ФПдз - сумма прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателями.
Наряду с абсолютной суммой эффекта в процессе этого этапа анализа может быть определен и относительный показатель - коэффициент эффективности инвестирования средств в дебиторскую задолженность. Он рассчитывается по следующей формуле:
КЭдз = Эдз / ДЗрп, (2.7)
где КЭдз - коэффициент эффективности инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями;
Эдз - сумма эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями в определенном периоде;
ДЗрп - средний остаток дебиторской задолженности по расчетам с покупателями в рассматриваемом периоде.
Результаты анализа используются в процессе последующей разработки отдельных параметров кредитной политики организации.
В процессе формирования принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции решаются два основных вопроса:
- в каких формах осуществлять реализацию продукции в кредит;
- какой тип кредитной политики следует избрать организации.
По мнению Колиева З.В., в процессе выбора типа кредитной политики должны учитываться следующие основные факторы:16
- современная коммерческая и
финансовая практика
- общее состояние экономики, определяющее
финансовые возможности
- сложившаяся конъюнктура
- потенциальная способность
- правовые условия обеспечения
взыскания дебиторской
- финансовые возможности
- финансовый менталитет
Определяя тип кредитной политики, следует иметь в виду, что жесткий ее вариант отрицательно влияет на рост объема операционной деятельности организации и формирование устойчивых коммерческих связей, в то время как мягкий ее вариант может вызвать чрезмерное отвлечение финансовых средств, снизить уровень платежеспособности организации, вызвать впоследствии значительные расходы по взысканию долгов, а в конечном итоге снизить рентабельность оборотных активов и используемого капитала.