Совершенствования системы управления дебиторской и кредиторской задолженностями ООО «Торговый Дом Технофильтр»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 13:16, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, цель данной работы заключается в исследовании целей и задач управления кредиторской и дебиторской задолженностями, разработки рекомендаций по совершенствованию управления задолженностями.
Для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
- изучить значение, задачи и информационное обеспечение управления кредиторской и дебиторской задолженностью;
- исследовать организационно-экономическую характеристику деятельности ООО «Торговый Дом Технофильтр»;
- представить оценку существующей системы управления задолженностями на предприятии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ, ЗАДАЧИ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЯМИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 8
1.1 Сущность и виды дебиторской и кредиторской задолженностей 8
1.2 Цели и задачи управления дебиторской и кредиторской задолженностями предприятия в современных условиях 14
1.3 Информационное обеспечение управления дебиторской и кредиторской задолженностями 22
Выводы 25
ГЛАВА 2 УПРАВЛЕНИЕ И АНАЗИЗ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЕЙ В ООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ ТЕХНОФИЛЬТР» 27
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности организации ООО «Торговый Дом Технофильтр» 27
2.2 Политика управления дебиторской и кредиторской задолженностями организации 35
2.3 Анализ дебиторской и кредиторской задолженностей ООО «Торговый Дом Технофильтр» 48
Выводы 54
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЯМИ В ООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ ТЕХНОФИЛЬТР» 57
3.1 Основные направления совершенствования управления дебиторской и кредиторской задолженностями ООО «Торговый Дом Технофильтр» 57
3.2 Рекомендации по совершенствованию системы управления дебиторской и кредиторской задолженностями ООО «Торговый Дом Технофильтр» 72
Выводы 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ Катя 002.doc

— 562.50 Кб (Скачать файл)

    

Исходя из результатов анализа показателей, содержащихся в таблице 1, следует отметить, что в 2009 году наблюдался рост объема выручки от продажи на 18 290 тыс. руб. (т.е. на 29,3%), что свидетельствует о положительной тенденции к росту. Динамика роста себестоимости проданной продукции была такая же, как и выручки от продажи 29,6 % (или в стоимостном выражении рост составил 12 614 тыс. руб.).  В результате этого валовая прибыль увеличилась на 5676 тыс. руб. (или на 28,7%). Коммерческие расходы к концу периода увеличились на  15 тыс. руб. (или на 88,2%). Следовательно, прибыль от продаж выросла на 11 099 тыс. руб. (т.е. на 77,4 %). Кроме того, мы наблюдаем снижение прочих доходов на 1436 тыс. руб. (т.е. на 43,2%) и прочих расходов на 1996 тыс. руб. (т.е. на 60,7%) в 2009 году по сравнению с 2008 годом.

В результате выше перечисленных факторов чистая прибыль ООО «ТД Технофильтр» увеличилась на 9724 тыс. руб. (т.е. на 98,6%).

  • 2.2 Политика управления дебиторской и кредиторской задолженностями организации
  •  

  • В отличие от производственных запасов и незавершенного производства, которые не могут быть резко изменены, дебиторская задолженность представляет собой весьма вариабельный и динамичный элемент оборотных средств, существенно зависящий от принятой в организации политики в отношении покупателей продукции. Поскольку дебиторская задолженность представляет собой обездвижение собственных оборотных средств, т.е. в принципе она не выгодна организации, то с очевидностью напрашивается вывод о ее максимально возможном сокращении. Дебиторская задолженность может быть сведена до минимума, тем не менее, этого не происходит по многим причинам, в том числе и по причине конкуренции.

    По мнению Фельдмана А.Б., с позиции возмещения стоимости поставленной продукции продажа осуществляется следующими способами:14

    - предоплата (товар оплачивается  полностью или частично до  передачи его продавцом);

    - оплата за наличный расчет (товар  оплачивается полностью в момент  передачи товара, т.е. происходит  как бы обмен товара на деньги);

    - оплата в кредит (товар оплачивается  через определенное время после  его передачи покупателю).

    Вырабатывая политику кредитования покупателей своей продукции, организация должна определиться по ключевым вопросам:

    - сроку предоставления кредита (чаще всего в организации существует несколько типовых договоров, предусматривающих предельный срок оплаты);

    - стандартам кредитоспособности (критерии, по которым поставщик определяет  финансовую состоятельность покупателя  и вытекающие отсюда возможные варианты оплаты);

    - системам создания резервов  по сомнительным долгам (предполагается, что, как бы ни была отлажена  система работы с дебиторами, всегда существует риск неполучения  платежа, хотя бы по форс-мажорным  обстоятельствам; поэтому, исходя из  принципа осторожности, необходимо заранее создавать резерв на потери в связи с несостоятельностью покупателя);

    - системам сбора платежей (сюда  входят процедуры взаимодействия  с покупателями в случае нарушения  условий оплаты, совокупность показателей, свидетельствующих о существенности нарушений в оплате и др.);

    - системам предоставляемых скидок.

    Как бы ни была эффективна система отбора покупателей, в ходе взаимодействия с ними не исключаются всевозможные накладки, поэтому организация вынуждена создать некоторую систему контроля за исполнением покупателями платежной дисциплины.

    По мнению Фельдмана А.Б., формирование политики управления дебиторской задолженностью организации осуществляется по следующим основным этапам15.

    1. Анализ дебиторской задолженности  организации в предшествующем периоде.

    2. Формирование принципов кредитной  политики по отношению к покупателям  продукции.

    3. Определение возможной суммы  оборотного капитала, направляемого  в дебиторскую задолженность  по товарному (коммерческому) кредиту.

    4. Формирование системы кредитных условий.

    5. Формирование стандартов оценки  покупателей и дифференциации  условий предоставления кредита.

    6. Формирование процедуры инкассации  дебиторской задолженности.

    7. Обеспечение использования в  организации современных форм  рефинансирования дебиторской задолженности.

    8. Построение эффективных систем  контроля за движением и своевременной  инкассацией дебиторской задолженности.

    Рассмотрим каждый этап более подробно.

    1. Анализ дебиторской задолженности организации в предшествующем периоде. Основной задачей этого анализа является оценка уровня и состава дебиторской задолженности организации, а также эффективности инвестированных в нее финансовых средств. Анализ дебиторской задолженности по расчетам с покупателями проводится в разрезе товарного (коммерческого) и потребительского кредита.

    На первом этапе анализа оценивается уровень дебиторской задолженности организации и его динамика в предшествующем периоде. Оценка этого уровня осуществляется на основе определения коэффициента отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность, который рассчитывается по следующей формуле:

                                КОАдз = ДЗ/ОА,                                               (2.1)

    где КОАдз - коэффициент отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность;

    ДЗ - общая сумма дебиторской задолженности организации (или сумма задолженности отдельно по товарному и потребительскому кредиту);

    ОА - общая сумма оборотных активов организации.

    На втором этапе анализа определяются средний период инкассации дебиторской задолженности и количество ее оборотов в рассматриваемом периоде. Средний период инкассации дебиторской задолженности характеризует ее роль в фактической продолжительности финансового и общего операционного цикла организации. Этот показатель рассчитывается по следующей формуле:

                                  ПИдз = ДЗср/Оо,                                          (2.2)

    где ПИдз - средний период инкассации дебиторской задолженности;

    ДЗср - средний остаток дебиторской задолженности организации (в целом или отдельных ее видов) в рассматриваемом периоде;

    Оо - сумма однодневного оборота по реализации продукции в рассматриваемом периоде.

    Количество оборотов дебиторской задолженности характеризует скорость обращения инвестированных в нее средств в течение определенного периода. Этот показатель рассчитывается по следующей формуле:

                                 КОдз = ОР/ДЗср,                                           (2.3)

    где КОдз - количество оборотов дебиторской задолженности организации в рассматриваемом периоде;

    ОР - общая сумма оборота по реализации продукции в рассматриваемом периоде;

    ДЗср - средний остаток дебиторской задолженности организации (в целом или отдельных ее видов) в рассматриваемом периоде.

    На третьем этапе анализа оценивается состав дебиторской задолженности организации по отдельным ее «возрастным группам», т.е. по предусмотренным срокам ее инкассации.

    На четвертом этапе анализа подробно рассматривается состав просроченной дебиторской задолженности, выделяются сомнительная и безнадежная задолженность. В процессе этого анализа используются следующие показатели:

    - коэффициент просроченности дебиторской  задолженности:

                               КПдз = ДЗпр / ДЗ,                                               (2.4)

    где КПдз - коэффициент просроченности дебиторской задолженности;

    ДЗпр - сумма дебиторской задолженности, неоплаченной в предусмотренные сроки;

    ДЗ - общая сумма дебиторской задолженности организации;

    - средний «возраст» просроченной (сомнительной, безнадежной) дебиторской задолженности:

                               ВПдз = ДЗпр / Оо,                                             (2.5)

    где ВПдз - средний «возраст» просроченной (сомнительной, безнадежной) дебиторской задолженности;

    ДЗпр - средний остаток дебиторской задолженности, неоплаченной в срок (сомнительной, безнадежной), в рассматриваемом периоде;

    Оо - сумма однодневного оборота по реализации в рассматриваемом периоде.

    На пятом этапе анализа определяют сумму эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность. В этих целях сумму дополнительной прибыли, полученной от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита, сопоставляют с суммой дополнительных затрат по оформлению кредита и инкассации долга, а также прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателями (безнадежная дебиторская задолженность, списанная в связи с неплатежеспособностью покупателей и истечением сроков исковой давности). Расчет этого эффекта осуществляется по следующей формуле:

                                  Эдз = Пдз - ТЗдз - ФПдз,                                      (2.6)

    где Эдз - сумма эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями;

    Пдз - дополнительная прибыль организации, полученная от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита;

    ТЗдз - текущие затраты организации, связанные с организацией кредитования покупателей и инкассацией долга;

    ФПдз - сумма прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателями.

    Наряду с абсолютной суммой эффекта в процессе этого этапа анализа может быть определен и относительный показатель - коэффициент эффективности инвестирования средств в дебиторскую задолженность. Он рассчитывается по следующей формуле:

                                   КЭдз = Эдз / ДЗрп,                                              (2.7)

    где КЭдз - коэффициент эффективности инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями;

    Эдз - сумма эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями в определенном периоде;

    ДЗрп - средний остаток дебиторской задолженности по расчетам с покупателями в рассматриваемом периоде.

    Результаты анализа используются в процессе последующей разработки отдельных параметров кредитной политики организации.

    1. Формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции. В современной коммерческой и финансовой практике реализация продукции в кредит получила широкое распространение как в нашей стране, так и в странах с развитой рыночной экономикой. Формирование принципов кредитной политики отражает условия этой практики и направлено на повышение эффективности финансовой деятельности организации.

    В процессе формирования принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции решаются два основных вопроса:

    - в каких формах осуществлять  реализацию продукции в кредит;

    - какой тип кредитной политики  следует избрать организации.

    По мнению Колиева З.В., в процессе выбора типа кредитной политики должны учитываться следующие основные факторы:16

    - современная коммерческая и  финансовая практика осуществления  торговых операций;

    - общее состояние экономики, определяющее  финансовые возможности покупателей, уровень их платежеспособности;

    - сложившаяся конъюнктура товарного  рынка, состояние спроса на продукцию организации;

    - потенциальная способность предприятия  наращивать объем производства  продукции при расширении возможностей  ее реализации за счет предоставления  кредита;

    - правовые условия обеспечения  взыскания дебиторской задолженности;

    - финансовые возможности предприятия  в части отвлечения средств  в дебиторскую задолженность;

    - финансовый менталитет собственников  и менеджеров организации, их  отношение к уровню допустимого  риска в процессе осуществления  хозяйственной деятельности.

    Определяя тип кредитной политики, следует иметь в виду, что жесткий ее вариант отрицательно влияет на рост объема операционной деятельности организации и формирование устойчивых коммерческих связей, в то время как мягкий ее вариант может вызвать чрезмерное отвлечение финансовых средств, снизить уровень платежеспособности организации, вызвать впоследствии значительные расходы по взысканию долгов, а в конечном итоге снизить рентабельность оборотных активов и используемого капитала.

    1. Определение возможной суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность по товарному (коммерческому) и потребительскому кредиту. При расчете этой суммы необходимо учитывать:

    Информация о работе Совершенствования системы управления дебиторской и кредиторской задолженностями ООО «Торговый Дом Технофильтр»