Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 18:45, курсовая работа
Цель исследования – выявить проблемы и перспективы развития Евразийского экономического сообщества, как интеграционной региональной структуры
Задачи исследования:
- рассмотреть основные подходы к изучению интеграции;
- выявить признаки региональной интеграции;
- представить этапы становления и развития Евразийского экономического сообщества;
- определить механизмы реализации интересов государств евразийского пространства посредством ЕврАзЭС;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ИЗУЧЕНИЯ ИНТЕГРАЦИИ
Классические подходы к определению интеграции 7
Признаки региональной интеграции 12
ГЛАВА 2. ИНТЕГРАЦИЯ СТРАН ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА
История создания и структура Евразийского экономического сообщества 18
Проблемы и перспективы развития Евразийского экономического сообщества 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
Омский государственный университет
им. Ф.М. Достоевского
Исторический факультет
Кафедра политологии
Етекбаева Дамира Нуржигитовна
«Современное развитие Евразийского экономического сообщества: опыт региональной интеграции»
Курсовая работа
Научный руководитель: к.и.н.,
доцент кафедры политологии
Кефнер Наталья Валерьевна,
Омск-2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ИЗУЧЕНИЯ ИНТЕГРАЦИИ
ГЛАВА 2. ИНТЕГРАЦИЯ СТРАН ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК
ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире наблюдается стремление стран к интеграции. Соединение экономик является естественным результатом интернационализации производства и глобализации экономики стран, что позволяет им лучше развиваться. Динамичность интеграционных процессов различна в том или ином регионе, это зависит от разного уровня экономики, развития социальных и политических институтов, научно-технического потенциала. В связи с этим мы наблюдаем контраст различных видов интеграций.
Региональная интеграция относится к процессам комплексной трансформации и характеризуется интенсификацией отношений между государствами. Она призвана создавать новые формы управления, сосуществующие с традиционными формами институтов государственного управления на национальном уровне. В настоящее время региональная интеграция рассматривается как многоаспектный процесс, который наряду с экономической кооперацией, также включает вопросы политики, безопасности, социального и культурного взаимодействия1.
В конце ХХ века произошел распад Советского Союза, что впоследствии привело к новому объединению уже постсоветских стран в Содружество Независимых Государств. СНГ не удалось в полной мере разрешить отношения между странами, причинами являются различие экономических и политических целей стран, смена приоритетов во внешней политике.
В связи с этим на постсоветском пространстве возникают новые формы региональных объединений разного уровня и скорости развития, стоит задача поиска новых форм взаимодействия на региональном уровне с учетом разнообразных интеграционных процессов. Одной из форм взаимодействия на постсоветском пространстве является Евразийское экономическое сообщество, которое, несмотря на объективную необходимость, сталкивается с рядом трудностей.
Актуальность исследования. В современной системе международных отношений национальные интересы государства не ограничиваются пределами собственной территории, с активной динамикой развития в мире интеграционных отношений, появлением с каждым годом новых интеграционных инициатив и укреплением позиций прежних интеграционных институтов, можно говорить о возрастающем значении процессов, которые разворачиваются в ближнем и дальнем зарубежье и о их влиянии на внешнеполитические интересы государств.
Формы интеграционных объединений стран на постсоветском пространстве до сих пор не приобрели окончательного вида и назвать их региональными интеграционными объединениями пока не представляется возможным, так как формально многие из них не являются интеграциями. Изучения форм взаимодействия интеграции европейского типа получает все большее внимание исследователей. Евразийская интеграция представляется новым элементом стратегии на вызовы глобализирующегоя мира. В связи с этим возникла идея изучения данной темы, а именно новой системы регионального взаимодействия с рассмотрением целей, перспектив и проблем их развития.
Степень изученности проблемы. Интересующая нас тема не стала предметом специальных исследований. Тем не менее, определенные ее аспекты рассматривались в предшествующей научной традиции.
Проблематика развития региональной интеграции давно стала предметом пристального внимания со стороны многих исследователей. Большой теоретической и практической значимостью обладают работы многих авторов работающих в данном исследовательском поле.
Среди некоторых работ, оказавших влияние на формирование теоретико-методологической базы можно выделить таких авторов, как И. Корабоев , О. Буторина, А.Д. Богатуров, Хелевинская А.Д.
Объектом исследования является интеграционные процессы в евразийском регионе.
Предметом исследования является структура и содержание деятельности Евразийского экономического сообщества.
Цель исследования – выявить проблемы и перспективы развития Евразийского экономического сообщества, как интеграционной региональной структуры
Задачи исследования:
- рассмотреть основные подходы к изучению интеграции;
- выявить признаки региональной интеграции;
- представить этапы становления и развития Евразийского экономического сообщества;
- определить механизмы реализации интересов государств евразийского пространства посредством ЕврАзЭС;
- выявить
угрозы и возможности развития
Методы исследования. Исследование опирается метод сравнения, метод SWOT-анализа.
Источниковая база исследования.
В нашей работе мы обратимся к различным работам, в основном это статьи периодических изданий. Следует отметить статью Дульского И.В. «Федерализм и функционализм в теории европейской интеграции», который раскрывает сущность федерализма и функционального подхода на примере европейской интеграции. Богатуров А.Д. в работе «Современная мировая политика: прикладной анализ» уделяет внимание региональной интеграции. Обращаясь конкретно Евразийской интеграции будут использованы программные документы организации с официальных сайтов, статьи выступлений лидеров Евразийского сообщества, их позициями. – это литература, можно переместить в часть степень изученности проблемы. Отсюда убрать точно.
Здесь должны быть документы, международные договоры материалы официальных сайтов интеграционных структур, статистические данные и т.д. – описывает какие использовали и делаете сноску.
Новизна и практическая значимость работы состоит в том, что поскольку само Евразийское сообщество – официальное название организации, мы же договорились, что пишите о нем ЕврАзЭС существует не так давно, соответственно нет четких фундаментальных работ.
Проведение анализа слабых и сильных сторон Евразийского сообщества позволит по-другому оценить степень развития региональной интеграции на постсоветском пространстве.
Структура работы…
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ИЗУЧЕНИЯ ИНТЕГРАЦИИ
Появление первых интеграционных процессов начинается с начала ХХ века в Европе, с попытки создания Европейского объединения угля и стали в 1951 году, которое бы стимулировало экономическое развитие стран. Далее уже, в 1957 году, страны выразили инициативу перенести принципы сотрудничества на сферу атомной энергетики, в итоге было образовано Европейское сообщество по атомной энергетике. Также создано Европейское экономическое сообщество, сформировалась зона свободной торговли, где были сняты тарифы и ограничения на передвижение товаров и услуг внутри границ Объединения угля и стали, Сообщества по атомной энергетике, Экономического сообщества и в итоге было образовано Европейской сообщество2.
Создание объединенной Европы не представлялось столь невозможным, так как базис процесса европейской интеграции основывался на двух противоположных подходах: федерализме и функционализме3.
Главными исследователями в области федерализма считаются А. Спинелли и С. Пистоне. Федерализм основывается на идее общности исторических, экономических и политических интересов государств4.
Сторонники этого подхода признавали необходимость создания институционализированного объединения и считали, что федеральная система власти обеспечит государствам, входящим в данное объединение стабильное и безопасное развитие, сохранит специфические особенности самих стран. Принципом федерации, то есть условием четкого разграничения сферы компетенций политических и административных органов субъектов федерации и наднациональных органов, служит создание двух уровней власти – центрального и местного, регионального. Территориальные единицы передают федеральным властям часть своих полномочий, сохраняя в то же время свою целостность и определенную автономию.
С точки зрения федералистов тенденция к созданию федерации должна исходить от правящих элит объединяющихся стран. Осознание того факта, что федеральная система лучше обеспечивает защиту интересов, чем система автономных государств, является залогом успешной интеграции. Федералисты подчеркивали, что все это возможно на политическом уровне, все остальные условия, в том числе экономические, могут и не оказывать существенного влияния на процесс федерализации. Поэтому за критерий интегрированности было взято наличие центра принятия решений. Основной упор был сделан на институциональные преобразования, разграничение полномочий, открытые конституционные и правовые механизмы5.
Создание Европейской федерации представлялось более очевидным вариантом объединения государств. Один из тезисов в пользу федерализма это то, что национальные государства утратили свое право на существование с тех пор, как они перестали гарантировать политическую и экономическую безопасность своих граждан. Сторонники федерализма выступали за систему прямых выборов в Европейский парламент без посредничества национальных государств 6.
Однако
исторический опыт показывает, к примеру,
существование федеративного
Федерализм, как уже говорилось выше, предполагает осуществление государственной власти на уровне федерального центра и подчиненных ему субъектов, то есть некий компромисс между субъектами, предполагающие наличие постоянного договора, по которому субъекты передают часть своих полномочий общим федеральным органам власти, но при этом сохраняют значительную часть собственных полномочий и самодеятельности в отношениях с другими субъектами либо государствами8.
Европейское
видение федерализма
Наряду с федерализмом существует функциональный подход, одним из главных сторонников функционализма считается Д.Митрани.
По мнению Д.Митрани, не существует идеальных форм международного сообщества, а требуется раскрывать его функции. Согласно функционализму, суверенитет передается лишь посредством функций.
Он описывает
функционализм как «использован