Содержание, задачи и особенности экономического анализа издержек обращения торгового предприятия в условиях рыночной конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 04:39, курсовая работа

Краткое описание

Издержки обращения - это выраженные в денежной форме затраты живого и овеществленного труда по доведению товара от производителя к потребителю, преобразованию производственного ассортимента в торговый, организации процесса купли-продажи и потребления, удовлетворению спроса потребителей. Издержки обращения представляют собой общественно необходимые затраты труда, обеспечивающие выполнение торговлей своих функций и задач.

Содержание

Введение

Глава 1 Содержание, задачи и особенности экономического
анализа издержек обращения торгового предприятия в
условиях рыночной конкуренции.

Глава II Экономический анализ издержек обращения
ОАО «Дом торговли»
2.1 Экономическая характеристика района деятельности ОАО «Дом торговли»
2.2 Анализ общего уровня и отдельных статей издержек обращения ОАО «Дом торговли»
2.3 Факторный анализ общего уровня издержек обращения и отдельных статей расходов ОАО "Дом торговли"

Глава III Пути и резервы экономии издержек обращения
ОАО "Дом торговли"

Заключение

Список литературы

Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая издержки.doc

— 346.50 Кб (Скачать файл)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

стр.

 

Введение

 

Глава 1 Содержание, задачи и особенности экономического

анализа издержек обращения торгового  предприятия в 

условиях рыночной конкуренции.

 

Глава II Экономический анализ издержек обращения

ОАО «Дом торговли»

2.1 Экономическая характеристика района деятельности ОАО «Дом торговли»

2.2 Анализ общего уровня и отдельных статей издержек обращения ОАО «Дом торговли»

2.3 Факторный анализ общего уровня издержек обращения и отдельных статей расходов ОАО "Дом торговли"

 

Глава III Пути и резервы экономии издержек обращения

ОАО "Дом торговли"

 

Заключение

 

Список литературы

 

Приложения

 

 

Глава I Содержание, задачи и особенности экономического анализа издержек обращения торгового предприятия в условиях рыночной конкуренции

 

 

Издержки обращения - это выраженные в денежной форме затраты живого и овеществленного труда  по доведению товара от производителя к потребителю, преобразованию производственного ассортимента в торговый, организации процесса купли-продажи и потребления, удовлетворению спроса потребителей. Издержки обращения представляют  собой общественно необходимые затраты труда, обеспечивающие  выполнение торговлей своих функций  и задач.

Социально-экономическая роль издержек обращения заключается в том, что они призваны обеспечить реализацию предметов народного потребления с целью удовлетворения спроса населения. Формирование издержек обращения в общественно необходимых размерах - основа увеличения прибыли торговли, часть которой направляется на дальнейшие развития и совершенствование ее материально-технической базы.

Издержки обращения по своему содержанию являются текущими затратами, отражают затраты по оплате труда работников торговли, материальное потребление (упаковочные  материалы, топливо, износ инвентаря  и тары, амортизация основных средств, убыль товаров), оплату услуг других отраслей народного хозяйства (коммунальное хозяйство, транспорт, связь и др.).

Издержки обращения характеризуются  суммой и уровнем. Их уровень в  розничной торговле определяется в  процентах  к розничному товарообороту, в оптовой - в процентах к оптовому товарообороту с участием в расчетах, в общественном питании -  в процентах к валовому товарообороту общественного питания.  Уровень издержек обращения - важный качественный показатель торговой деятельности. По этому показателю  судят, с одной стороны, о величине затрат в расчете на 1 руб. (1000 руб.) товарооборота, с другой - о доле торговых расходов об эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Издержки обращения условно  подразделяются на две группы: чистые и дополнительные. Чистые издержки - это затраты по организации процесса купли-продажи, содержанию административно-управленческого персонала, расходы на учет и отчетность (связаны со сменой форм стоимости). Чистые издержки не изменят стоимость товара, а поэтому возмещаются за счет стоимости, создаваемой в процессе продолжения производства в сфере обращения. Они являются общественно необходимыми издержками обращения, способствуют повышению качества торгового обслуживанию населения.

Дополнительные издержки обусловлены  продолжением процесса производства в  торговле, преобразованием производственного  ассортимента в торговый. К ним  относятся  расходы на транспортировку, хранения, фасовку, упаковку товаров. Эти  издержки дополняют затраты отраслей материального производства, увеличивая стоимость произведенного продукта. Однако к этим издержкам обращения следует относить лишь рациональные затраты, так как  стоимость определяется лишь общественно необходимым трудом.

Поэтому затраты, вызываемые нерациональными перевозками, потери по таре, возникающие из-за бесхозяйственности, не увеличивают стоимость товаров, а возмещаются за счет чистого дохода общества.

Доля чистых издержек в оптовой  торговле (по данным экспертов) составляет 10-12%, в розничной торговле продовольственными товарами - до 40%, в розничной торговле  непродовольственными товарами - около   50 %. Соотношение между чистыми и дополнительными издержками не является постоянным. С развитием производства, увеличением доли фасованных товаров, улучшением транспортных связей, приближением промышленных  предприятий к потребителю, совершенствованием материально-технической базы торговли, повышением качества торгового обслуживания, сокращением непроизводительных затрат доля дополнительных издержек в торговле будут падать.

Все издержки можно разделить на две группы: явные и неявные.

Явные издержки - это альтернативные издержки, связанные с использованием привлеченных материальных, финансовых и трудовых ресурсов, которые полностью  отражаются в бухгалтерском учете. Их еще часто называют бухгалтерскими. В соответствии с действующим законодательством не все затраты, которые несет предприятие заключаются в бухгалтерские издержки. Часть затрат, осуществляемых предприятием, производится за счет прибыли.

Бухгалтерские издержки - явные затраты, относимые согласно законодательству, на издержкоемкость реализации продукции.

Неявные издержки - альтернативные издержки, связанные с использованием ресурсов, принадлежащих  самому предприятию. К неявным издержкам можно отнести платежи, которые могло бы получить при более выгодном использовании принадлежащих ему ресурсов (издержки упущенных возможностей), нормальную  прибыль, которая удерживает предпринимателя  в выбранной им отрасли деятельности.

Совокупная сумма явных (бухгалтерских)  и неявных издержек представляет собой экономические издержки.

На предприятии часто возникает  вопрос, насколько может оправдать  себя расширение или сокращение производства и реализации. На него можно ответить, проведя анализ предельных издержек. Под собственно предельными издержками  понимается  изменение величины валовых издержек, происшедшие в результате изменения величины производства и реализации  на одну единицу. В случае невозможности рассчитать собственно предельные издержки целесообразно в этих же целях определить усредненные предельные издержки. Предельные издержки - средняя величина прироста или сокращения на единицу продукции, возникающие в результате изменения объемов производства и реализации более чем на одну единицу.

Для более глубокого познания сущности издержек и обеспечения возможности  управления ими разработана система  классификации затрат, т.е.   их  группировка по какому-либо предварительному разработанному ими принятому признаку. Классификация позволяет непрерывно контролировать и анализировать издержки обращения по их разновидностям, следить за их динамикой, выявлять изменения, тенденции с целью дальнейшего управления ими. Единая классификация издержек обращения дает возможность сопоставлять их не только с затратами внутри торгового предприятия, но и с затратами по другим предприятиям.

В управленческом учете в развитых странах используются следующие 

варианты классификации затрат:

-по экономическим элементам  затрат;

-по статьям себестоимости (статьи  калькуляции издержек);

-по отношению к технологическому (торговому) процессу - основные накладные;

-по составу (одноэлементные, комплексные);

-по способу отнесения на себестоимость  товара (издержкоемкость) - прямые и  косвенные;

-по роли в торговом процессе - производственные и непроизводственные;

-по целесообразности расходования (производительные и непроизводительные - и другие являются общественно  необходимыми);

-по возможности охвата планом - планируемые, непланируемые;

-по отношению к объему товарооборота  (продаж) - переменные, постоянные;

-по периодичности возникновения  - текущие, единовременные, декадные, посменные, ежедневные;

-по временной форме - фактические,  плановые.

Классификация  издержек по видам  затрат, принятая в зарубежной практике для экономики рыночного типа включает 5 больших групп:

  1. Затраты на оплату труда (на рабочую силу).
  2. Материальные затраты (пример: амортизация).
  3. Затраты на капитал (пример: процент за пользование кредитом).
  4. Затраты на услуги третьих фирм (затраты на электроэнергию, коммунальные услуги, телефон).
  5. Затраты на налоги (косвенные налоги, отчисления).

Издержки обращения в отечественной  экономике классифицируются по видам  и статьям расходов, по отраслям хозяйственной деятельности, по товарам. Единая для всей сферы обращения  номенклатура статей издержек обращения включает 15 статей:

  1. Расходы на железнодорожные, водные, воздушные, автомобильные и гужевые перевозки.
  2. Расходы на оплату труда.
  3. Расходы на содеражание зданий, сооружений, помещений и инвентаря.
  4. Амортизация основных средств.
  5. Отчисления и затраты на ремонт основных средств аренду и содержание.
  6. Износ санитарной одежды, столового белья, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, столовой посуды и приборов.
  7. Расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд.
  8. Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров.
  9. Расходы на торговую рекламу.
  10. Проценты за пользование кредитом и займами.
  11. Потери товаров и продуктов при перевозке, хранении и реализации.
  12. Расходы на тару.
  13. Отчисления в социальные нужды.
  14. Налоги, отчисления и сборы, включаемые в издержки обращения.
  15. Прочие расходы.

Состав затрат, включаемых в каждую из вышеназванных статей, определен  Методическими рекомендациями, утвержденными  Министерством торговли 4.07.94 года.

Классификация по отраслям хозяйственной деятельности предусматривает  учет и планирование издержек по розничной торговле, оптовой торговле, общественному питанию, издержек по заготовке сельскохозяйственной продукции и др.

Потоварная классификация связана  с различием уровня затрат, вызванными неодинаковой издержкоемкостью товаров. В основе потоварной классификации лежит сумма расходов, приходящаяся на рубль (100 или 1000 руб.) товарооборота.

Сравнивая системы классификации  затрат, применяемые в отечественном  и зарубежном учете, можно выделить общие моменты и различия. К общим относятся группировки затрат по экономическим элементам, статьям калькуляции, по отношению к торгово-технологическому процессу. Отличительными чертами являются некоторая упрощенность и условность классификации, принятой за рубежом, отсутствие единой классификации всех затрат во всех отраслях деятельности. В отечественной экономике недостаточно используется для управления затратами  их деление на постоянные и переменные.

Практическая ценность деления  затрат на переменные и постоянные состоят в следующем:

-такое деление способствует  решению задачи регулирования   массы и прироста прибыли на  основе относительного снижения  издержек при росте выручки  от реализации;

-такая классификация позволяет  определить окупаемость затрат, т.е. «запас финансовой прочности» предприятия;

-выделение постоянных затрат  дает возможность использовать  метод маржинальной прибыли (валовой  доход - переменные затраты) для  определения размера торговой  надбавки.

Суммарные издержки обращения можно  разделить на три основные категории: переменные, постоянные и смешанные.

В зависимости от процентного соотношения  изменения затрат и изменения  объема продаж , переменные издержки делятся  на пропорциональные, дигрессивные (регрессивные), прогрессивные.

Под пропорциональными переменными издержками понимают переменные издержки, которые изменяются в той же пропорции, что и производство и реализация. К этим затратам относятся : заработная плата торгово-опертивного персонала , расходы на оборудования, транспортные расходы и т.п.

Под дегрессивными переменными  издержками понимают переменные издержки, которые изменяются в относительно меньшей пропорции, чем производство и реализация. За счет более эффективного использования транспортных средств , транспортные расходы могут возрастать в замедленном темпе или даже снижаться.

Под прогрессивными переменными издержками понимают переменные издержки, которые  изменяются в относительно большей  пропорции, чем производство и реализация.

Для описания соотношения процента изменения затрат и процента изменения объема деятельности применяется понятие коэффициента реагирования затрат:

Кр = Процент изменения затрат / Процент изменения объема

Состав переменных затрат может  быть различным для разных  предприятий  и видов деятельности, но общим критерием отнесения расходов к перменным является зависемость от объема продаж.

Информация о работе Содержание, задачи и особенности экономического анализа издержек обращения торгового предприятия в условиях рыночной конкуренции