Соотношение понятий менеджмента и управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 17:50, курсовая работа

Краткое описание

Последнее десятилетие XX века было для России весьма трагичным. Системный кризис поразил все сферы жизнедеятельности российского общества. Одна из главных причин кризиса - развал системы государственного и производственного управления. Потеря управляемости экономики обернулась глубоким спадом производства, деловой активности и жизненного уровня населения.

Содержание

1. Соотношение понятий менеджмента и управления .......................................3
1.1. Сущность и значение управления. Управление и менеджмент ..................3
1.2. Основные категории менеджмента (объект, субъект, функции, законы и закономерности, виды, методы, принципы) ........................................................5
1.3 Виды менеджмента .........................................................................................11
2. Принципы и методы управления ...................................................................13
2.1.Принципы управления ...................................................................................13
2.2. Методы управления........................................................................................14
Список литературы................................................................................................19

Вложенные файлы: 1 файл

Организация производства на предприятии.doc

— 206.00 Кб (Скачать файл)

    Содержание 

1. Соотношение понятий менеджмента и управления .......................................3

1.1. Сущность и значение управления. Управление и менеджмент ..................3

1.2. Основные категории менеджмента  (объект, субъект, функции, законы  и закономерности, виды, методы, принципы) ........................................................5

1.3 Виды менеджмента .........................................................................................11

2. Принципы  и  методы управления ...................................................................13

2.1.Принципы  управления ...................................................................................13

2.2. Методы  управления........................................................................................14

Список  литературы................................................................................................19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Соотношение понятий менеджмента и управления

     1.1. Сущность и значение  управления. Управление  и менеджмент

       Последнее десятилетие XX века было для России весьма трагичным. Системный кризис поразил все сферы жизнедеятельности  российского общества. Одна из главных  причин кризиса - развал системы государственного и производственного управления. Потеря управляемости экономики обернулась глубоким спадом производства, деловой активности и жизненного уровня населения.

       Деятельность  любой организации как в период кризиса, так и после него требует  управления, без которого невозможно не только ее эффективное функционирование и развитие, но и само существование. Более того, управление организацией предопределяет отношение к ней со стороны других организаций и в известной мере влияет на их ответные управленческие решения. Это означает, что с управлением связаны интересы множества людей как в самой организации, так и за ее пределами.

       В условиях рыночных отношений меняются взгляды на природу, роль, сущность и значение труда руководителя. На первое место выдвигается самостоятельность, инициатива, предприимчивость, творческое мышление, готовность к разумному риску.

       Особенностью  современного управления является его направленность на эффективное ведение хозяйства в условиях дефицитности ресурсов, постепенное уменьшение регулирования производства административными методами, интенсификацию производства. Современное управление должно способствовать развитию рынка, товарно-денежных отношений в оптовой торговле средствами производства, конвертируемости денег, стабилизации рыночных цен.

       Управление  есть элемент и одновременно функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических и др.), обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы и цели деятельности.

       Под управлением понимают совокупность процессов, обеспечивающих поддержание системы в заданном состоянии и (или) перевод ее в новое более жизненное состояние организации путем разработки и реализации целенаправленных воздействий.

       Выработка управляющих воздействий включает в себя сбор, передачу и обработку необходимой информации, принятие решений, обязательно включающее определение управляющих воздействий.

       Под управляющим воздействием понимается воздействие на объект управления, направленное на достижение цели управления. Следовательно, результатом управляющего является управленческое решение, в основе которого лежит цель (целеполагание).

       Если  управление - это воздействие, значит существуют:

       среда (система управления);

       средства (механизм управления);

       действия (процесс управления).

       Понятие "управление" и "менеджмент" часто употребляются как синонимы, в то же время между ними имеются различия. Рассмотрим, в чем состоят эти различия.

       "Менеджмент" - английское слово, в переводе  оно означает "управление". Тем  не менее в русском языке  слова "управление" и "менеджмент" употребляются в разных контекстах. Обычно мы не говорим: "Я осуществляю менеджмент автомобиля". Мы говорим: "Я управляю автомобилем". Мы не говорим: "Они осуществляют менеджмент выплавки стали". Мы говорим: "Они управляют выплавкой стали".

       Слово "менеджмент" обычно употребляется по отношению к людям, коллективам и организациям: менеджмент означает управление этой организацией. Менеджмент можно рассматривать как в формальных (законодательно закрепленных), так и в неформальных организациях.

       В соответствии с установившейся традицией мировой литературы в области управления, менеджменту дается широкая трактовка в фундаментальном Оксфордском словаре английского языка.

       Менеджмент - это:

       способ, манера общения с людьми;

       власть  и искусство управления;

       особого рода умелость и административные навыки, которым обычно обучают;

       орган управления - административная единица, без которой не может существовать ни одна организация.

       Главная задача людей в аппарате управления - это эффективное использование  и координация всех ресурсов организации (капитала, зданий, оборудования, материалов, труда, информации) для достижения ее целей.

       В словаре иностранных языков менеджмент переводится на русский язык как  управление производством и как  совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством, с целью повышения его эффективности и прибыльности.

       Менеджмент  можно понимать как интеграционный процесс, поскольку менеджмент призван  рассматривать разнообразные задачи, необходимость решения которых  в совокупности обеспечивает достижение поставленных целей.

       Кроме того, менеджмент

       - это умение использовать опыт, навыки, знания, интеллект для достижения  целей; 

       - это область человеческого знания, способствующая приобретению навыков  управления;

       - это подготовка определенной категории людей для выполнения работ по управлению.

       По  мнению Короткова Э.М.  менеджмент - это целенаправленное воздействие, согласующее совместную деятельность. Управление по его мнению - это процесс  выработки и осуществления управляющих  воздействий.

       Наиболее  распространенные подходы к определению  сущности менеджмента определены  на рисунке 1.

       Рисунок 1 - Подходы к определению  сущности менеджмента 

         

       Менеджмент - область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей организации путем рационального использования имеющихся ресурсов.

     1.2. Основные категории  менеджмента (объект, субъект, функции,  законы и закономерности, виды, методы, принципы)

       Категории менеджмента - это наиболее общие  и фундаментальные понятия, отражающие существенные свойства и устойчивые отношения в процессах управления организации..

       Основные  категории менеджмента - это объект, субъект, функции, виды, методы и принципы.

       Объектом  управления - могут быть отрасли (промышленность, сельское хозяйство, транспорт), территориальные  общности людей (область, район, город), отдельные стадии воспроизводства (производство, сбыт, снабжение, НИОКР), аспекты экономической деятельности (качество продукции, взаимодействие с потребителем, маркетинг), виды ресурсов (финансовые, человеческие и др.), а также характеристики производства (эффективность, отношение к работе, качество жизни, уровень занятости).

       Субъекты управления - руководители различного уровня, занимающие постоянную должность и наделенные полномочиями в области принятия решения в определенных сферах деятельности (директор, менеджер, совет директоров, мэр города, городская дума, начальник отдела, группа качества, городская торгово-промышленная палата, а также любые другие люди или группы людей осуществляющие управленческое воздействие на объект управления).

       Характеристику  объектов менеджмента проводят с  позиции трех аспектов: вида объекта, функциональных областей и уровней объекта.

       При этом различают следующие виды объекта  управления: операция; проект; система.

       Функциональные  области деятельности объекта: маркетинг; производство; финансы; кадры.

       Уровни  объекта управления: рабочее место; участок; цех; производство; предприятие; объединение.

       По  признаку содержания различают менеджмент:

       нормативный - предусматривающий разработку и  реализацию философии организации, т.е. миссию ее предпринимательской  политики, определение позиции организации  в конкурсной нише рынка и формирование общих стратегических намерений;

       стратегический - предполагает выработку набора стратегий, их распределение во времени, формирование потенциала успеха организации и  обеспечение стратегического контроля за их реализацией;

       оперативный менеджмент - предусматривает разработку тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию принятых стратегий развития организации.

       Функция управления выражает содержание (направленность) управленческого воздействия на объект управления, управляемую систему. Комбинация функций лежит в центре системы управления (рисунок 2). 

       Рисунок 2 - Место категории "функции  управления" в  управленческом процессе 

         

       Функции менеджмента определяют устойчивый состав специфических видов деятельности управленческой деятельности, характеризующихся  однородностью целей, действий или  объектов их приложения. Классификация функций управления представлена в таблице 1. 

       Таблица 1- Классификация функций управления
Критерий  классификации        Состав  функций управления
1.Содержание управленческой деятельности Прогнозирование и планирование
Организация
Активизация (мотивация, стимулирование)
Контроль
Координация
Регулирование
Исследование
2.Организационная роль функции Функции интеграции (объединения)
Функция дифференциации (разделения, выделения. Обособления, специализации)
3.Направление деятельности Интрафункции
Инфрафункции (направленность на внешнюю среду)
4.Сферы развития объекта управления Управление  экономическими процессами (финансы, инвестиции и пр.)
Управление  социально-психологическими процессами (удовлетворенность трудом, атмосфера  и пр.)
Управление  организационными процессами (изменения  в организации, перераспределение обязанностей и др.
Управление  технологическими процессами (использование  техники, новые технологии и пр.)
5.Этапы производственного процесса Управление  подготовкой производства
Управление  процессом производства
Управление  обеспечением производства
Управление  процессами реализации продукции
6.Тип производства Функции управления разнообразными блоками диверсифицированного производства
7.Масштаб времени Стратегическое  управление
Текущее (тактическое) управление
Оперативное управление
8.Этапность процесса управления Целеполагание
Определение ситуации
Определение проблемы
Решение
9.Основные факторы производственного процесса        Управление  продуктом
       Управление персоналом
       Управление информацией

Информация о работе Соотношение понятий менеджмента и управления