Стратегия управления расходами и их оптимизация на примере торгового предприятия (на материалах УП «Универмаг «Беларусь»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 11:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - поиск и обоснование путей оптимизации расходов торговой организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) раскрыть сущность расходов;
2) рассмотреть классификацию расходов в торговле;
3) провести анализ управления расходами на современном этапе;
4) провести анализ расходов УП «Универмаг «Беларусь»;
5) предложить пути оптимизации расходов с целью повышения эффективности хозяйствования УП «Универмаг «Беларусь».

Содержание

Введение
1. Теоретические основы анализа расходов торгового предприятия
1.1 Понятие, сущность, состав расходов торгового предприятия
1.2 Классификация расходов в торговле
1.3 Стратегия управления расходами предприятия на современном этапе
2. Анализ расходов УП «Универмаг «Беларусь»
2.1 Организационно-экономическая характеристика УП «Универмаг «Беларусь»
2.2 Экономический анализ расходов УП «Универмаг «Беларусь»
3. Оптимизация расходов с целью повышения эффективности хозяйствования УП «Универмаг «Беларусь»
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

717.doc

— 571.50 Кб (Скачать файл)

     На 01.01.2010 г.:

     (18866 – 231 – 17467) / 9862 = 0,118

     На 01.01.2011 г.:

     (18865 +9 – 17535) / 12229 = 0,109

     Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами на начало и конец отчетного периодов имеет значение выше нормативного, это свидетельствует о том, что у УП «Универмаг «Беларусь» достаточно собственных оборотных средств для ведения хозяйственной деятельности и обеспечения финансовой устойчивости.

     Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами (Приложение 3):

     На 01.01.2010 г.:

     8694 / 27329 = 0,318

     На 01.01.2011 г.:

     10890 / 29764 = 0,366

     Значение данного коэффициента соответствует нормативу, то есть УП «Универмаг «Беларусь» способно рассчитаться по своим финансовым обязательствам после реализации активов.

     Коэффициент абсолютной ликвидности (Приложение 3):

     На 01.01.2010 г.:

     (6 + 448) / 8694 = 0,052

     На 01.01.2011 г.: 

     (6 + 882) / 10890 = 0,082

     Значения коэффициента абсолютной ликвидности на начало и конец отчетного периода не соответствуют нормативу. Коэффициент абсолютной ликвидности - это норма денежных резервов. Приведенные выше расчеты свидетельствуют о том, что у УП «Универмаг «Беларусь» нет гарантии погашения долгов. 

     Таким образом, анализ платежеспособности и ликвидности УП «Универмаг «Беларусь» показал, что в целом финансовое состояние УП «Универмаг «Беларусь» можно охарактеризовать как устойчивое. Организация обеспечена собственными оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств, у УП «Универмаг «Беларусь» достаточно собственных оборотных средств для ведения хозяйственной деятельности и обеспечения финансовой устойчивости, УП «Универмаг «Беларусь» способно рассчитаться по своим финансовым обязательствам после реализации активов, однако у организации нет гарантии погашения долгов. 

     2.2 Экономический анализ расходов на реализации товаров УП «Универмаг «Беларусь»

     Расходы по реализации товаров УП «Универмаг «Беларусь» в разрезе отдельных статей сложились следующим образом (Приложение 4).

     Как видно из данных таблицы 3, расходы по реализации продукции УП «Универмаг «Беларусь» за анализируемый период возросли на 2349 млн. руб. По всем статьям расходов по реализации продукции за 2010 г., кроме затрат и отчислений на ремонт основных средств (по данной статье расходов произошло уменьшение на 23,5 млн. руб.) наблюдается рост по сравнению с 2009 г.

     Наибольший удельный вес в расходах занимают расходы на оплату труда, которые увеличились в 2010 г. на 836,6 млн. руб. по сравнению с 2009 г., удельный вес в общей сумме расходов по реализации продукции расходов на оплату труда снизился на 3,47 %. Отчисления на социальные нужды увеличились в 2010 г. на 295,6 млн. руб. по сравнению с 2009 г., удельный вес в общей сумме расходов по реализации продукции отчислений на социальные нужды снизился на 1,19 %.

     Положительным следует считать то, что снизился уровень в общей сумме расходов на реализацию процентов за пользование кредитами и займами (на 0,12 %) и потерь товаров при хранении и транспортировке (на 0,04 %).

     Информация о расходах по реализации товаров УП «Универмаг «Беларусь» в разрезе кварталов приведена в Приложении 5.

     Как видно из данных, приведенных в Приложении 5, расходы по реализации товаров УП «Универмаг «Беларусь» в 2009-2010 гг. увеличивались с каждым кварталом. В первом квартале 2010 г. по сравнению с первым кварталом 2009 г. расходы по реализации товаров возросли на 313,2 млн. руб., во втором квартале - на 371,8 млн. руб., в третьем - 468,2 млн. руб., в четвертом - на 1195,8 млн. руб. Удельный вес расходов на реализацию в разрезе кварталов 2010 г. к 2009 г. к общей их сумме за год в первом, втором и третьем кварталах увеличился, а в четвертом - снизился.

     Рассчитаем следующие аналитические показатели расходов на реализацию:

     1) уровень расходов по общему уровню и отдельным статьям за 2010 г. и 2009 г. (УР): 

     

     

     

     

     

     

     

     

     

       

     2) размер изменения общего уровня и уровня расходов на реализацию товаров в разрезе кварталов:

     

     

     

     

       

     Приведенные выше расчеты свидетельствую о снижении уровня расходов УП «Универмаг «Беларусь» в первом и третьем кварталах 2010 г. к аналогичным периодам 2009 г., то есть в первом и третьем кварталах наблюдается экономия расходов по реализации товаров. Во втором и четвертом кварталах 2010 г. уровень расходов по реализации товаров превысил уровень расходов второго и четвертого кварталов 2009 г. В целом за 2010 г. увеличение уровня расходов на реализацию составило 0,31 % к товарообороту, то есть перерасход на 0,31 %.

     Рассчитаем показатели оценки эффективности расходов на реализацию товаров:

     1) рентабельность расходов на реализацию товаров (Ррасх):

      ,        (1) 

     где Потч - прибыль за отчетный период;

     Р - расходы на реализацию товаров. 

     

     

     

     

     

     

     

     

     

       

     В 2009 г. рентабельность расходов на реализацию начиная с первого квартала к концу года снижалась, аналогичная тенденция характерна и для 2010 г. В каждом квартале 2010 г., рентабельность расходов ниже к аналогичным периодам 2009 г., также это характерно и для годового уровня рентабельности. Данные расчеты свидетельствуют о том, что в 2010 г. с каждого рубля затрат организация получила меньше прибыли, чем в 2009 г., это же характерно и для каждого квартала.

     2) затратоотдача (З): 

      ,          (2) 

     где РТО - розничный товарооборот. 

     

     

     

     

     

     

     

     

     

       

     Приведенные выше данные свидетельствуют о том, что в 2009 г. с первого квартала по третий затратоотдача уменьшалась, а в четвертом квартале увеличилась и превысила уровень первого, второго и третьего кварталов. В 2010 г. в разрезе кварталов наблюдается тенденция уменьшения затратоотдачи во втором квартале по сравнению с первым и в третьем квартале по сравнению со вторым. В четвертом квартале затратоотдача увеличилась по сравнению с третьим кварталом. В целом в 2010 г. затратоотдача меньше, чем в 2009 г. на 0,14 руб. (6,61 руб. - 6,75 руб.), это свидетельствует об ухудшении эффективности использования текущих затрат.

     3) уровень расходов на оплату труда (УРот): 

      ,        (3) 

     где Рот - расходы на оплату труда. 

     

       

     Приведенные выше расчеты свидетельствуют о снижении уровня расходов на оплату труда на 0,67 % (7,67 % - 8,34 %).

     4) рентабельность средств на оплату труда (РФЗП): 

      .        (4)

     

       

     Темп фонда заработной платы (112,4 %) превысил темп роста прибыли (109,5 %), это привело к снижению рентабельности средств на оплату труда на 0,71 % (26,69 % - 27,4 %). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Оптимизация расходов с целью повышения эффективности хозяйствования УП «Универмаг «Беларусь»

     В качестве путей снижения расходов на реализации товаров УП «Универмаг «Беларусь» можно предложить оптимизацию транспортных расходов.

     Оптимизацию логистических (транспортных) расходов следует вести в двух направлениях:

     - оптимизация графиков поставок товаров, например, завоз продуктов длительного хранения и замороженных продуктов в УП «Универмаг «Беларусь» ведется 3 раза в неделю. Следует завозы сократить до двух раз в неделю. При этом сократятся не только транспортные расходы, но и меньше людей будет задействовано в доставке и приемке товаров.

     Фактический уровень расходов на хранение, подработку и подсортировку товаров УП «Универмаг «Беларусь» составляет за 2010 год 2,69 % (1,49 % за аналогичный период 2009 г.), транспортные расходы по доставке товаров - 1,2 % в 2010 г. (1,1 % за 2009 г.).

     Рассчитаем эластичность уровня расходов на хранение от уровня транспортных расходов: 

     Кэл = ((2,69 - 1,49) / 2,69) / ((1,2 - 1,1) / 1,2) = 5,375 

     Тогда при снижении транспортных расходов на 10 %, темп снижения расходов на хранение составит: 

     Тпр = 5,375 × (-10%) = 53,75 %;

     Ухр = 53,75 % × 2,69 = 1,45 %. 

     Уровень транспортных расходов при этом составит 1,08 %, то есть уровень расходов по двум статьям будет равен 2,53 % (1,45 + 1,08), вместо имеющихся 3,89 % (2,69 + 1,2).

     - оптимизация отгрузки товаров от поставщиков - сделать поставки регулярными. Тогда будет сокращение не только времени между поставками, но и организация получит скидки при отгрузке плановыми партиями.

     Скидки, предоставляемые поставщиками, приводят к росту доходности реализации и, в свою очередь, к росту прибыли от реализации. Рассмотрим данный резерв роста прибыли на примере условий реализации кондитерских изделий. В настоящее время между поставщиками данных групп товаров существует жесткая конкуренция и при заключении договора на плановые поставки, отдельные контрагенты готовы предоставить скидку постоянному покупателю в размере до 3 %. Товарооборот по данной группе за 2010 год составил 1130 млн. руб. При неизменном уровне расходов на реализацию товаров, сохранении цен на прежнем уровне, сумма дополнительной прибыли составит: 

     1130× 100 / 118 × 3 / (100 + 3) = 27,9 млн. руб. 

     Стоит отметить, что в современной действительности надо уметь четко рассчитывать свои действия, то есть планировать, анализировать, выявлять тенденции и закономерности деятельности для повышения эффективности деятельности организации, то есть увеличения прибыли при одновременной оптимизации затрат на ее получение. 

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Проведенный в курсовой работе анализ позволяет сделать следующие выводы.

     Расходы по реализации являются основным оценочным показателем хозяйственной деятельности торговой организации. С их помощью можно дать оценку эффективности работы организации. Расходы по реализации классифицируются по нескольким признакам. Их состав регламентируется «Основным положением по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ и услуг)».

Информация о работе Стратегия управления расходами и их оптимизация на примере торгового предприятия (на материалах УП «Универмаг «Беларусь»)