Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 11:31, курсовая работа
Цель курсовой работы - поиск и обоснование путей оптимизации расходов торговой организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) раскрыть сущность расходов;
2) рассмотреть классификацию расходов в торговле;
3) провести анализ управления расходами на современном этапе;
4) провести анализ расходов УП «Универмаг «Беларусь»;
5) предложить пути оптимизации расходов с целью повышения эффективности хозяйствования УП «Универмаг «Беларусь».
Введение
1. Теоретические основы анализа расходов торгового предприятия
1.1 Понятие, сущность, состав расходов торгового предприятия
1.2 Классификация расходов в торговле
1.3 Стратегия управления расходами предприятия на современном этапе
2. Анализ расходов УП «Универмаг «Беларусь»
2.1 Организационно-экономическая характеристика УП «Универмаг «Беларусь»
2.2 Экономический анализ расходов УП «Универмаг «Беларусь»
3. Оптимизация расходов с целью повышения эффективности хозяйствования УП «Универмаг «Беларусь»
Заключение
Список использованных источников
Важным показателем качества работы торговой организации является уровень расходов по реализации. Он тесно связан с важнейшим показателем хозяйственной деятельности торговли - прибылью, чем ниже уровень расходов по реализации, тем выше прибыль.
Для объективной оценки расходов по реализации в торговой организации необходимо проводить их анализ. Он проводится в целом и в разрезе отдельных статей расходов по реализации. Это помогает лучше разобраться в том, за счет каких факторов изменился уровень расходов по реализации.
В курсовой работе был проведен анализ расходов по реализации УП «Универмаг «Беларусь» и предложены резервы их экономии.
Расходы на реализацию товаров в УП «Универмаг «Беларусь» увеличились по сравнению с 2009 г. на 2349 млн. руб. и составили за 2010 год 11797 млн. руб. Темп прироста товарооборота составил 22,3 %, а сумма расходов на реализации продукции возросла на 24,8 %, что и обусловило увеличение их уровня на 0,31 % к обороту. Темп увеличения расходов на реализацию составил 2,09 %. Такая ситуация свидетельствует об ухудшении эффективности использования текущих затрат. В результате увеличения уровня расходов на реализацию продукции сумма относительного перерасхода составила 241,89 млн. руб.
Расходы по реализации продукции УП «Универмаг «Беларусь» за анализируемый период возросли на 2349 млн. руб. По всем статьям расходов по реализации продукции за 2010 г., кроме затрат и отчислений на ремонт основных средств (по данной статье расходов произошло уменьшение на 23,5 млн. руб.) наблюдается рост по сравнению с 2009 г. Наибольший удельный вес в расходах занимают расходы на оплату труда, которые увеличились в 2010 г. на 836,6 млн. руб. по сравнению с 2009 г., удельный вес в общей сумме расходов по реализации продукции расходов на оплату труда снизился на 3,47 %. Отчисления на социальные нужды увеличились в 2010 г. на 295,6 млн. руб. по сравнению с 2009 г., удельный вес в общей сумме расходов по реализации продукции отчислений на социальные нужды снизился на 1,19 %. Положительным следует считать то, что снизился уровень в общей сумме расходов на реализацию процентов за пользование кредитами и займами (на 0,12 %) и потерь товаров при хранении и транспортировке (на 0,04 %).
Анализ расходов в разрезе кварталов показал, что расходы по реализации товаров УП «Универмаг «Беларусь» в 2009-2010 гг. увеличивались с каждым кварталом. В первом квартале 2010 г. по сравнению с первым кварталом 2009 г. расходы по реализации товаров возросли на 313,2 млн. руб., во втором квартале - на 371,8 млн. руб., в третьем - 468,2 млн. руб., в четвертом - на 1195,8 млн. руб. Удельный вес расходов на реализацию в разрезе кварталов 2010 г. к 2009 г. к общей их сумме за год в первом, втором и третьем кварталах увеличился, а в четвертом - снизился.
Анализ аналитических показателей расходов на реализацию показал, что снижение уровня расходов УП «Универмаг «Беларусь» в первом и третьем кварталах 2010 г. к аналогичным периодам 2009 г., то есть в первом и третьем кварталах наблюдается экономия расходов по реализации товаров. Во втором и четвертом кварталах 2010 г. уровень расходов по реализации товаров превысил уровень расходов второго и четвертого кварталов 2009 г. В целом за 2010 г. увеличение уровня расходов на реализацию составило 0,31 % к товарообороту, то есть перерасход на 0,31 %.
В 2009 г. рентабельность расходов на реализацию начиная с первого квартала к концу года снижалась, аналогичная тенденция характерна и для 2010 г. В каждом квартале 2010 г., рентабельность расходов ниже к аналогичным периодам 2009 г., также это характерно и для годового уровня рентабельности. Данные расчеты свидетельствуют о том, что в 2010 г. с каждого рубля затрат организация получила меньше прибыли, чем в 2009 г., это же характерно и для каждого квартала.
В 2009 г. с первого квартала по третий затратоотдача уменьшалась, а в четвертом квартале увеличилась и превысила уровень первого, второго и третьего кварталов. В 2010 г. в разрезе кварталов наблюдается тенденция уменьшения затратоотдачи во втором квартале по сравнению с первым и в третьем квартале по сравнению со вторым. В четвертом квартале затратоотдача увеличилась по сравнению с третьим кварталом. В целом в 2010 г. затратоотдача меньше, чем в 2009 г. на 0,14 руб., это свидетельствует об ухудшении эффективности использования текущих затрат.
Также проведенные расчеты свидетельствуют о снижении уровня расходов на оплату труда на 0,67 %. Поскольку темп роста фонда заработной платы (112,4 %) превысил темп роста прибыли (109,5 %), это привело к снижению рентабельности средств на оплату труда на 0,71 %.
В качестве пути оптимизации расходов на реализации товаров УП «Универмаг «Беларусь» можно предложить оптимизацию транспортных расходов.
Оптимизацию логистических (транспортных) расходов следует вести в двух направлениях:
1) оптимизация графиков поставок товаров - то есть завоз продуктов длительного хранения и замороженных продуктов в магазин ведется 3 раза в неделю. Следует завозы сократить до двух раз в неделю. При этом сократятся не только транспортные расходы, но и меньше людей будет задействовано в доставке и приемке товаров.
2)
оптимизация отгрузки товаров от поставщиков
- сделать поставки регулярными. Тогда
будет сокращение не только времени между
поставками, но и организация получит
скидки при отгрузке плановыми партиями.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности УП «Универмаг «Беларусь» за 2009-2010 гг
Показатели | Ед. изм. | 2009г. | 2010г. | Изменение (+,-) | 2010г. в % к 2009г. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Розничный товарооборот | |||||
- в действующих ценах | млн. руб. | 63787 | 78028 | +14241 | 122,3 |
- в сопоставимых ценах | млн. руб. | 63787 | 67909,5 | +4122,5 | 106,5 |
Доход от реализации | |||||
- сумма | млн. руб. | 11010 | 13964 | +2954 | 126,8 |
- в % к обороту | % | 17,26 | 17,9 | +0,64 | - |
Расходы на реализацию | |||||
- сумма | млн. руб. | 9448 | 11797 | +2349 | 124,8 |
- в % к обороту | % | 14,81 | 15,12 | +0,31 | - |
Прибыль от реализации товаров | |||||
- сумма | млн. руб. | 1562 | 2167 | +605 | 138,7 |
- в % к обороту | % | 2,45 | 2,78 | +0,33 | - |
Прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов | млн. руб. | 145 | 175 | +30 | 120,7 |
Прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов | млн. руб. | -249 | -745 | -496 | - |
Итого прибыль отчетного периода | |||||
- сумма | млн. руб. | 1458 | 1597 | +139 | 109,5 |
- в % к обороту | % | 2,29 | 2,05 | -0,24 | - |
Налоги и сборы, производимые из прибыли | млн. руб. | 653 | 879 | +226 | 134,6 |
Расходы и платежи из прибыли | млн. руб. | 2 | 10 | +8 | 500,0 |
Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия | |||||
- сумма | млн. руб. | 803 | 708 | -95 | 88,2 |
- в % к обороту | % | 1,26 | 0,91 | -0,35 | - |
Среднесписочная численность | чел. | 1162 | 1158 | -4 | 99,7 |
Средний оборот 1-го работника | |||||
- в действующих ценах | млн. руб. | 54,89 | 67,38 | +12,49 | 122,8 |
- в сопоставимых ценах | млн. руб. | 54,89 | 58,64 | +3,75 | 106,8 |
Торговая площадь | м2 | 6900 | 6900 | - | 100,0 |
Товарооборот на 1 м2 торговой площади | |||||
- в действующих ценах | млн. руб. | 9,24 | 11,31 | +2,07 | 122,4 |
- в сопоставимых ценах | млн. руб. | 9,24 | 9,84 | +0,6 | 106,5 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Коэффициенты
текущей ликвидности и
Наименование показателя | На 01.01.2010 г. | На 01.01.2011 г. | Норматив |
Коэффициент текущей ликвидности К1=стр.290 | 1,134 | 1,123 | К1³1,0 |
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами К2 | 0,118 | 0,109 | К2³0,1 |
Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активамиК3 | 0,318 | 0,366 | К3£0,85 |
Коэффициент абсолютной ликвидности Кабс | 0,052 | 0,082 | Кабс³0,2 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Коэффициент текущей ликвидности, К1
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами, К2
Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами, К3
Коэффициент абсолютной ликвидности, Кабс.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Информация о составе расходов по реализации УП «Универмаг «Беларусь» за 2009-2010 гг
|