Сущность, понятие и значение прибыли предприятия торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 21:19, курсовая работа

Краткое описание

Курсовая работа имеет целью изучить прибыль торгового предприятия ООО «Городской рынок» и факторы ее определяющие.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи:
− изучение сущности, понятие и значение прибыли предприятия;
− рассмотреть виды прибыли и факторы, оказывающие влияние на прибыль торгового предприятия;
− изучение организационно-экономическая характеристика деятельности ООО «Городской рынок»;
− анализ формирования доходов и факторов, их определяющих;
− оценка формирования и распределения прибыли торгового предприятия;
− оценка влияния факторов на изменение прибыли торгового предприятия и резервы ее роста.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..3
1. Прибыль предприятия торговли как экономическая категория и ее характеристика………………………………………………………………...….6
1.1. Сущность, понятие и значение прибыли предприятия торговли…………6
1.2. Виды прибыли и их характеристика………………………………………..9
1.3. Факторы, оказывающие влияние на прибыль торгового предприятия, и их характеристика……………………………………………………………….13
2. Анализ формирования прибыли ООО «Городской рынок»……………….20
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика деятельности ООО «Городской рынок»……………………………………….20
2.2. Анализ формирования доходов ООО «Городской рынок» и факторов, их определяющих……………………………………………………35
2.3. Оценка формирования и распределения прибыли ООО «Городской рынок»……………………………………………………………………………39
3. Оценка влияния факторов на изменение прибыли ООО «Городской рынок» и резервы ее роста……………………………………………………………….42
3.1. Изучение и оценка факторов, влияющих на прибыль от продаж…….…42
3.2. Анализ влияния факторов на чистую прибыль ООО «Городской рынок»……………………………………………………………..……………..43
3.3. Выявление и обоснование резервов увеличения прибыли и рентабельности ООО «Городской рынок»…………………………………….45
Заключение………………………………………………………………………50
Библиографический список…………………………………………………….55

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Оксаны по прибыли.doc

— 457.00 Кб (Скачать файл)

Важным направлением на подготовительном этапе анализа прибыли торгового предприятия является изучение основных экономических предпосылок анализа:

- изучение законодательных, нормативных  документов по вопросам учета, формирования и налогообложения  прибыли торгового предприятия;

- результаты анализа показателей  деятельности торгового предприятия  за ряд предшествующих лет;

- оценка проводимой предприятием  стратегии на потребительском  рынке;

- анализ возможностей предприятий  торговли.

Основной этап.

На основном этапе анализа осуществляется непосредственно анализ всех показателей прибыли и рентабельности. Затем осуществляется факторный анализ прибыли. Методика расчета влияния факторов на различные виды прибыли представлена в табл. 5.

Таблица 5 - Методика расчета влияния факторов на различные виды прибыли

Факторы

Расчет влияния

А

Б

Изменение оптового оборота

∆Ппр(∆Т)=∆Т*Rпр0/100

Изменение среднего уровня реализованных оптовых надбавок

∆Ппр(∆Урон)=∆Урон*Т1/100

Изменение уровня издержек обращения

∆Ппр(∆Уио)=-∆Уио*Т1/100

Итого влияние на изменение прибыли от продаж

∆Ппр=∆Ппр(∆Т)+∆Ппр(∆Урон)+∆Ппр(∆Уио)

Изменение прочих доходов

ДПД1 – ДПД0

Изменение прочих расходов

-(РПД1 – РПД0)

Итого влияние на изменение прибыли до налогообложения

∆ПДН=∆ПДН(ПП)+∆ПДН(ДПД)+∆ПДН(РПД)

Изменение налоговых платежей в бюджет из прибыли

- (Нп1 –Нп0)

Продолжение табл. 5

 Итого влияние на изменение чистой прибыли

ЧП(ПДН)+ЧП(Нп)


 

Следующим направлением основного этапа анализа прибыли торгового предприятия является оценка эффективности использования чистой прибыли. Чистая прибыль предприятия может быть распределена в фонд социальной сферы, фонд накопления и резервный фонд.

Заключительный этап.

На заключительном этапе анализа прибыли торгового предприятия выделяют основные резервы роста прибыли и рентабельности и разрабатываются мероприятия для увеличения прибыльности работы предприятия.

Изучив понятие прибыли, ее виды и факторы, оказывающие влияние на прибыль, проанализируем формирование и распределение прибыли торгового предприятия ООО «Городской рынок».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ формирования  прибыли исследуемого торгового  предприятия

 

    1. Краткая организационно-экономическая характеристика деятельности ООО «Городской рынок»

 

 

Торговое предприятие «Городской рынок» осуществляет свою торговую деятельность на потребительском рынке г. Шарыпово и по организационно - правовой форме является обществом с ограниченной ответственностью.

 Предприятие является юридическим  лицом и строит свою деятельность  на основании Устава и действующего  законодательства. Редакция Устава  принята в соответствии с Федеральным  Законом № 146 – ФЗ «Об обществах  с ограниченной ответственностью» от 31.07.98 г.

         Предприятие  является юридическим лицом, имеет  самостоятельный баланс, имеет право  открывать расчётный счёт и  другие счета в банках России, в том числе валютный счёт. Общество вправе от своего  имени совершать сделки, приобретать права и нести ответственность, быть истцом и ответчиком в арбитражном и третейском суде.

         ООО «Городской рынок» расположено по адресу: 662315, Красноярский край, г. Шарыпово, мкр. Пионерный.

Данное торговое предприятие расположено в центре города, по близости расположены жилые дома.

         ООО «Городской рынок» является коммерческой организацией и осуществляет свою деятельность на основе полного хозрасчёта, самофинансирования и самоокупаемости, имеет самостоятельный баланс, круглую печать со своим фирменным наименованием, штампы, бланки, расчётный и иные счета в банках.

Торговое предприятие ООО «Городской рынок» занимается таким видом деятельности, как розничная торговля в неспециализированных магазинах преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачные изделия.

           В  соответствии с Уставом часть  чистой прибыли, размер которой  определяется Общим собранием, распределяется  пропорционально количеству долей, которыми владеют участники. Порядок  и сроки выплаты чистой прибыли определяются Общим собранием.

           Кроме того, прибыль направляется на обновление ассортимента товара, совершенствование материально – технической базы функционирования деятельности общества и другие затраты возмещаемые за счёт прибыли.

Уставом ООО «Городской рынок» определено, что руководство и управление коллективом осуществляют высший орган управления – это Общее собрание общества и руководитель предприятия.

             Директор, непосредственно, осуществляет  руководство предприятием. В его  обязанности входит: организация работы в соответствии с целями предприятия, выработка стратегии управления, управление работниками, контроль за деятельностью предприятия.

             Бухгалтерия, представленная в лице  главного бухгалтера, занимается  бухгалтерским учётом, отделы выполняют возложенные на них функции, согласно должностным обязанностям.

             Главный бухгалтер, в соответствии  с обязанностями, как и руководитель, отвечает за общее состояние  учёта и отчётности на предприятии. Он распределяет обязанности между работниками, составляет должностные инструкции, готовит проекты приказов по бухгалтерии, составляет баланс и представляет его отчёт общему собранию акционеров, подписывает всю бухгалтерскую документацию, обеспечивает контроль за работой всех структурных подразделений, обеспечивает порядок ведения бухгалтерской отчётности, снабжает работников необходимой нормативной, документальной и статистическими формами учёта и отчётности. Он организует проведение инвентаризации основных средств и материалов, складской учёт; контролирует правильность отражения бухгалтерских операций всеми работниками бухгалтерии в журналах учёта, главной книге учёта; подписывает документы оперативного учёта; осуществляет контроль за ведением учёта, составление сводных отчётных документов на бумажных и машинных носителях; отвечает за представление и изъятие бухгалтерских документов органами дознания, предварительного следствия и прокуратуры, судами, налоговыми инспекциями и органами внутренних дел на основании их постановлений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

            Осуществляемый на предприятии  учётный процесс включает в  себя документацию, документооборот, учётную регистрацию, формы учёта  и отчётность.

            В соответствии с законом «О  бухгалтерском учёте» ответственность за организацию бухгалтерского учёта несёт руководитель предприятия, управляющим органом по осуществлению технологического учётного процесса является учётный аппарат в лице главного бухгалтера.

Планово – аналитическую работу на предприятии осуществляет экономист. Комплексный план предприятия составляется на один год. В нём кроме целей и задач анализа, перечисляются вопросы, которые должны быть исследованы на протяжении года, определяется время для изучения каждого вопроса, субъекты анализа.

Общая площадь 310 кв. метра, из которых площадь торгового зала составляет 261 кв. метра. Предприятие имеет асфальтированные подъездные пути, автостоянку перед входом.

Организационная структура торгового предприятия ООО «Городской рынок» представлена в виде схемы на рисунке 1.

 












 




 

 


 

 

 

 

Рисунок 1 - Организационная структура  ООО «Городской рынок»

 

Проанализируем  в табл. 6 основные показатели его финансово – хозяйственной деятельности за 2010 – 2011 гг. 

 Основной информационной базой  для проведения анализа ООО  «Городской рынок» являются «Бухгалтерский баланс» – Ф. № 1(Приложение 1) и «Отчет о прибылях и убытках» – Ф. № 2(Приложение 2). Бухгалтерский баланс характеризует имущественное и финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату, представляя данные о хозяйственных средствах (актив) и источниках их формирование (пассив). Отчет о прибылях и убытках характеризует финансовые результаты деятельности предприятия, их формирование и использование.

Краткая экономическая характеристика деятельности торгового предприятия представлена в таблице 6.

Таблица 6 – Анализ основных показателей деятельности  ООО «Городской рынок»  за 2010 - 2011 гг.

Показатели

Ед. изм.

2010

2011

Отклоне-ние (+;-)

Отчетный год в % к прошлому

А

Б

1

2

3

4

1. Оборот розничной торговли без НДС

тыс. руб.

41701,0

61720,0

20019

148,01

2. Торговая площадь

м2

261

261

0

100,00

3. Оборот розничной торговли на 1 м2 торговой площади

тыс. руб./м2

159,8

236,5

76,7

148,00

4. Среднесписочная численность работников, всего

чел.

30

32

2

106,67

- в т.ч. работников торгово-оперативного  персонала

чел.

20

21

1

105,00

5. Производительность труда одного среднесписочного работника, всего

тыс. руб./

чел.

1390,0

1928,8

538,8

138,76

- производительность труда одного работника торгово-оперативного персонала*

тыс. руб./

чел.

2085,1

2939,0

853,9

140,95

6. Фонд заработной платы

– сумма

тыс. руб.

3500

3550

50

101,43

– уровень

%

8,39

5,75

-2,64

7. Среднегодовая заработная плата одного работника

тыс. руб.

116,67

110,94

-5,73

95,09

8. Среднегодовая стои-мость основных фондов

тыс. руб

850,5

1430,5

580

168,20

9. Фондоотдача

руб. /1 руб.

49,03

43,15

-5,89

88,00

10. Фондоемкость 

руб. / руб.

0,0204

0,0232

0,0028

-

11. Фондовооружен-ность труда одного работника[8/4]

тыс. руб./

чел.

28,35

47,70

16,35

157,68

12. Коэффициент эффек-тивности использования основных фондов

руб. /1 руб.

1,9

ё2,5

0,6

-

Продолжение табл. 6

13. Среднегодовая стоимость оборотных средств

тыс. руб.

27765

30320

2555

109,20

14. Время обращения оборотных средств

дни

240

177

-63

73,78

15.Скорость обращения оборотных  средств

обороты

1,50

2,04

0,53

135,53

16. Коэффициент участия оборотных средств в обороте

руб./ руб.

0,67

0,49

-0,18

-

17. Коэффициент рентабельности оборотных средств

руб./1 руб. ОС

0,06

0,12

0,06

-

18. Себестоимость проданных товаров, работ, услуг

тыс. руб.

34098

49505

15407

145,18

19. Валовая прибыль

– сумма

тыс. руб.

7603

12215

4612

160,66

– уровень

%

18,23

19,79

1,56

-

20. Издержки обращения

         

–сумма

тыс. руб.

5984

8531

2547

142,56

– уровень

%

14,35

13,82

−0,53

-

21. Прибыль (убыток) от продаж

– сумма

тыс. руб.

1619

3684

2065

227,55

– рентабельность продаж

%

3,88

5,97

2,09

-

22. Проценты к получению

тыс. руб.

-

-

-

-

23. Проценты к уплате

тыс. руб.

-

-

-

-

24. Доходы от участия в других организациях

тыс. руб.

-

-

-

-

25. Прочие доходы

тыс. руб.

713

0

−713

0

26. Прочие расходы

тыс. руб.

706

150

−556

21,25

27. Прибыль (убыток) до налогообложения

– сумма

тыс. руб.

1626

3534

1908

217,34

– рентабельность предприятия

 

%

3,90

5,73

1,83

-

28. Отложенные налоговые активы

тыс. руб.

-

-

-

-

29. Отложенные налоговые обязательства

тыс.руб

-

-

-

-

Продолжение табл. 6

30. Текущий налог на прибыль

тыс. руб.

-

-

-

-

31. Чистая прибыль (убыток) отчетного  периода

тыс. руб.

1626

3534

1908

217,34

- рентабельность конечной деятельности

 

%

3,90

5,73

1,83

-


 

Из данных  таблицы 6, можно сделать следующие выводы:

Выручка от продаж в отчетном году составил 61720 тыс. 
руб., что было выше предшествующего года на 20019 тыс.руб. при темпе роста 148,01%.

Не менее важным показателем являются размеры торговой площади. На данном предприятии торговая площадь составила 261 кв.м., по сравнению с прошлым годом изменения не наблюдались, при этом оборот на 1 кв.м. площади в отчетном периоде вырос на 76,7 тыс.руб. на 1 кв.м. и составил 236,5 тыс.руб. на 1 кв.м. при темпе роста 148,00%. Следует сделать вывод о том, что площадь данного торгового предприятия используется эффективно.

Среднесписочная численность работников характеризует с количественной стороны трудовой фактор, задействованный на предприятии в конкретном календарном периоде. На торговом предприятии ООО «Городской рынок» в отчетном году трудилось 32 человека. По сравнению с прошлым годом произошло увеличение штатов на 2 человека, в т.ч. за счет изменения численности торгово-оперативного персонала на 1 человека. Производительность труда – это один из показателей эффективности труда, характеризующий плодотворность полезной деятельности работников.  Производительность труда является одним из основных интенсивных показателей хозяйственной деятельности предприятия торговли, т.к. влияет на объем оборота. В силу того, что предприятием «Городской рынок» было выдержано динамическое соотношение между темпами роста продажи товаров и среднесписочной численностью работников, то за два года было зафиксировано повышение производительности труда. Так, в отчетном периоде объем продаж на 1-го работника составил 1928,8 тыс.руб. с ростом на 38,76% или на 538,8тыс.руб., а в расчете на 1-го работника торгово-оперативного персонала наблюдалось увеличение производительности труда на 40,95% или на 853,9 тыс.руб. Рост численности работников должен быть связан с товарооборотом: оправданным считается такое увеличение штатов, которое не приводит к падению производительности труда.

Формирование фонда заработной платы позволяет регулировать соотношения между ростом производительности труда и его оплатой при опережающих темпов роста первого показателя. Средства фонда на весь коллектив в отчетном году были сформированы в объеме 3550тыс. руб., что больше чем в прошлом на 50 тыс. руб. Среднегодовая заработная плата в отчетном году достигла в расчете на одного работника 110,94 тыс. руб. Среднегодовая стоимость основных фондов в прошлом году составила 850,5 тыс.руб., увеличилась на 580 тыс.руб. в отчетном году. Наличие основных фондов на предприятии являются важнейшим условием увеличения оборота розничной торговли и улучшения других показателей деятельности торгового предприятия.

Информация о работе Сущность, понятие и значение прибыли предприятия торговли