Сущность, понятие и значение прибыли предприятия торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 21:19, курсовая работа

Краткое описание

Курсовая работа имеет целью изучить прибыль торгового предприятия ООО «Городской рынок» и факторы ее определяющие.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи:
− изучение сущности, понятие и значение прибыли предприятия;
− рассмотреть виды прибыли и факторы, оказывающие влияние на прибыль торгового предприятия;
− изучение организационно-экономическая характеристика деятельности ООО «Городской рынок»;
− анализ формирования доходов и факторов, их определяющих;
− оценка формирования и распределения прибыли торгового предприятия;
− оценка влияния факторов на изменение прибыли торгового предприятия и резервы ее роста.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..3
1. Прибыль предприятия торговли как экономическая категория и ее характеристика………………………………………………………………...….6
1.1. Сущность, понятие и значение прибыли предприятия торговли…………6
1.2. Виды прибыли и их характеристика………………………………………..9
1.3. Факторы, оказывающие влияние на прибыль торгового предприятия, и их характеристика……………………………………………………………….13
2. Анализ формирования прибыли ООО «Городской рынок»……………….20
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика деятельности ООО «Городской рынок»……………………………………….20
2.2. Анализ формирования доходов ООО «Городской рынок» и факторов, их определяющих……………………………………………………35
2.3. Оценка формирования и распределения прибыли ООО «Городской рынок»……………………………………………………………………………39
3. Оценка влияния факторов на изменение прибыли ООО «Городской рынок» и резервы ее роста……………………………………………………………….42
3.1. Изучение и оценка факторов, влияющих на прибыль от продаж…….…42
3.2. Анализ влияния факторов на чистую прибыль ООО «Городской рынок»……………………………………………………………..……………..43
3.3. Выявление и обоснование резервов увеличения прибыли и рентабельности ООО «Городской рынок»…………………………………….45
Заключение………………………………………………………………………50
Библиографический список…………………………………………………….55

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Оксаны по прибыли.doc

— 457.00 Кб (Скачать файл)

     1) Рассмотреть вариант  сокращения  численности складского  персонала.  Данное мероприятие  позволит  улучшить структуру  рабочей силы  и сократить расходы  на оплату труда с учетом отчислений на социальные нужды.

     2) Изменить график  рабочего времени.  В настоящий  момент продолжительность  рабочего  дня складского персонала  составляет 8 часов. Рекомендуется  увеличить  продолжительность времени  работы  фирмы, а следовательно и складского персонала, до 9 часов, что должно увеличить выручку от продажи, компенсировав сложившийся перерасход затрат по оплате труда, а тем самым – увеличить прибыль от продажи товаров.    

     Таблица 20 - Расчет  возможной суммы  прибыли от продаж за счет изменения графика работы магазина

Показатели

Величина

Увеличение время работы магазина, ч

1,00

Среднечасовая фактическая выручка от продажи товаров, тыс.руб.

21,08

Прирост выручки от продажи товаров за дополнительный час работы за год (стр.1*стр.2*дней), тыс.руб.

7715,28

Прирост суммы валовой прибыли (стр.3*Увп1/100%), тыс.руб.

1526,85

Увеличение суммы издержек обращения (стр.3*Уио пер1/100%), тыс.руб.

1066,25

Прирост прибыли от продаже товаров за год (стр.3*Rпп1/100%), тыс.руб.

460,60


 

По  данным таблицы 20 видно, что прирост выручки за дополнительные часы работы составит 21,08 тыс. руб. (1*21,08) в день, что соответствует 7715,28 тыс. руб. в год. Данное мероприятие обеспечит получение валовой прибыли в размере  1526,85 тыс. руб. и обусловит дополнительные затраты на сумму 1066,25 тыс. руб. В результате этого прибыль от продаж достигнет размера 460,60 тыс. руб. Кроме того, при реализации данного мероприятия следует иметь ввиду, что увеличение времени работы предприятия потребует от руководства внесения изменений в график работы складского персонала, а также режим работы административно-управленческого и вспомогательного персонала.

Динамика финансовых результатов заслуживает положительной оценки так как наблюдается опережающий рост различных видов прибыли в сравнении с увеличением выручки от продажи.

На предприятии в отчетном году достигнуто увеличение финансовой отдачи результатов деятельности, которое означает рост ее эффективности.

Для повышения рентабельности предприятия торговли ООО «Городской рынок» можно провести следующий комплекс мероприятий:

· выявлять неходовые и залежалые товары в ходе инвентаризаций и изучать возможность сокращения по ним торговой надбавки;

· улучшать внутреннюю структуру основных средств, увеличивая при этом долю активной части в общем их объеме;

· улучшать техническое состояние основных средств за счет проведения своевременного и качественного ремонта либо обновление основных средств;

· совершенствовать организацию труда и использовать материальное стимулирование работников;

· производить расходы в соответствии с нормативами, разработанными специалистами экономической службы;

· осуществлять контроль за расходованием материалов, воды, топлива, электроэнергии;

· не допускать нарушения налогового законодательства.

Устранение отрицательных сторон торгового предприятия ООО «Городской рынок», улучшение показателей приведенных в положительной стороне и следование приведенным выше рекомендациям, сделают данное предприятие наиболее рентабельным.

 

Заключение

 

Ознакомление с теоретическими основами прибыли предприятия как экономической категории в первой части курсовой работы показало, что прибыль – один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности предприятия. За счет прибыли осуществляется финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий, увеличение фонда оплаты труда их работников.

В общем виде  прибыль представляет собой приращенную форму прибавочной стоимости и выступает как денежное выражение стоимости прибавочного продукта и той части прибавочного продукта, которая не включается в себестоимость и распределяется через общественные фонды потребления.

Назначение, роль и возможность использование прибыли в системе экономических рычагов хозрасчетных отношений общества определяются функциями, которые она выполняет: стимулирующая, воспроизводственная, оценочная, источник доходов бюджетов всех уровней, источник вознаграждения, социальная.

Экономически обоснованная оценка эффективности деятельности предприятия формируется на базе показателей рентабельности, которые являются относительными величинами интенсивности. Они характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской инвестиционной), окупаемость затрат. Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или используемыми ресурсами.

При оценке эффективности деятельности предприятий в России и других странах широко применяется показатель рентабельности товарооборота. А вот такие показатели рентабельности, как рентабельность собственных средств, рентабельность постоянных фондов, рентабельность всех активов в российской практике используются редко либо вообще не применяются. Это связано с существенными различиями предприятий торговли по доли собственного и арендного капитала.

Для того, чтобы увеличились показатели рентабельности предприятия, нужно увеличить прибыль.

Одно из направлений увеличение прибыли – повышение производительности труда, экономия трудовых затрат на производство.

На рост прибыли воздействуют организационно-технические мероприятия, к которым относятся: внедрение прогрессивной технологии, механизация и автоматизация производственных процессов; совершенствование применяемой техники; улучшение использования основных средств и организации обслуживания производства; повышение уровня реализуемой продукции.

Резервы роста прибыли практически неисчерпаемы. По мере ускорения научно-технического прогресса ослабляется роль резервов, связанных с экстенсивными факторами роста конечных результатов, и усиливается значение поиска резервов интенсификации производства, которые обнаруживаются путем непосредственного их изучения на рабочих местах.

Данная работа была написана на материалах торгового предприятия ООО «Городской рынок», основным видом деятельности которого является розничная торговля в неспециализированных магазинах преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачные изделия.

Исследуемое торговое предприятие ООО «Городской рынок» имеет линейно-функциональную организационную структуру, представляющую собой упорядоченную совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях и обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого.

Проведённый анализ основных экономических показателей  деятельности торгового предприятия  ООО «Городской рынок» за 2009 - 2011 гг. на основе данных бухгалтерской отчетности показал, что в отчетном году ООО «Городской рынок» было продано всех товарных ресурсов на 20019 тыс. руб. больше, чем в предыдущем году, и сумма составила 61720 тыс. руб. при темпе роста 148,01%.

Основное  влияние на  оборот розничной торговли оказал физический объем розничной торговли. За счет данного фактора оборот увеличился на 16580,4 тыс.руб. За счет ценового фактора оборот увеличился на 3438,60 тыс.руб. Такое влияние факторов является оптимальным, так как рост продаж должен осуществляться за счет увеличения физической массы продаж.

 

     В прошлом году  в магазине «Городской рынок» численность составила 30 человек, из них 20 человек работники торгово-оперативного персонала.  В отчетном году численность  торгово-оперативного персонала увеличилась  на 1 человека. Данное увеличение кадров положительно повлияло на производительность труда торгово-оперативного персонала, она увеличилась на 853,9 тыс. руб./чел. Увеличение производительности труда торгово-оперативного персонала увеличило оптовый оборот на 9375тыс. руб.

 

     Анализ  доходов предприятия  позволяет выявить, что их формирование  происходит лишь за счет валовой  прибыли. В отчетном году ее  сумма увеличилась на 4612 тыс.руб. или на 60,66%, что оценивается позитивно.

     Отчетный  год исследуемого  предприятия характеризовался формированием чистой прибыли в  сумме 3534 тыс. руб., что на 117,34% или на 1908 тыс. руб. больше прошлого года.

К положительной стороне можно отнести:

    • Оборот розничной торговли вырос на 48,01%, хотя площадь предприятия не выросла;
    • Выросла численность работников, значит увеличилась быстрота обслуживания;
    • Фонд заработной платы так же увеличился на 1,43% или на 50 тыс.руб.;
    • Так же произошло увеличение валовой прибыли на 60,66% или на 4612тыс.руб.;
    • Следует обратить внимание, что прочие расходы уменьшились на 556 тыс.руб.;
    • Среднегодовая стоимость основных фондов выросла на 580 тыс.руб.;
    • Чистая прибыль  составила 3534 тыс.руб. в отчетном году, что на 19,08 тыс.руб. больше прошлого.

К отрицательной стороне относится:

    • Среднегодовая заработная плата снизилась на 5,73 тыс.руб.;
    • Прочие доходы уменьшелись на 713 тыс.руб.;
    • Так же к отрицательной стороне можно отнести то, что торговая площадь не увеличивается. Увеличение торговой площади и обновление ассортимента привели бы к повышению товарооборота.

     Анализ  рентабельности  показал в основном о наличии положительной тенденции изменения эффективности деятельности исследуемой организации.

     Положительным моментом  является увеличение эффективности использования ресурсов предприятия, что выразилось в увеличении их рентабельности на 0,054%, что оценивается положительно.

Позитивной оценки также заслуживает увеличение рентабельности затрат в целом и расходов на оплату труда в частности. Так, в отчетном периоде предприятие стало получать на 14,26 руб. прибыли от продаж больше с 1 руб. затрат на реализацию товаров.

Таким образом, деятельность ООО «Городской рынок» оценивается удовлетворительно.

     Комплексное исследование  динамики финансовых результатов  позволило установить, что в отчетном году руководство организации упустило возможности роста общего финансового  результата в части прибыли от продажи по причине снижения прочих доходов.

     Для увеличения прибыли  торгового предприятия ООО «Городской рынок» рекомендовано провести следующие мероприятия: увеличение времени работы предприятия на 1 час (при этом  рост объема оптового оборота составит 7715,28  тыс.руб., рост валовой прибыли – 1526,85 тыс.руб., рост прибыли от продаж – 460,60 тыс.руб.).

    

 

 

Библиографический список

 

  1. Конституция Российской Федерации (с комм. Конституционного Суда РФ); по сост. на 20 ноября 2008 г. - ИНФРА-М» 2008 г. - 200 с.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации: в 4-х ч.: по сост. На 07.02.2011 г. – Новосибирск: Сиб.унив.изд-во, 2011. – 496с.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации : в 2 ч. : по состоянию на 1 октября 2010 г.  – Новосибирск: СУИ, 2010. – 544 с.    
  4. Трудовой кодекс Российской Федерации: сер. Российское законодательство; по сост. на 15 ноября 2008 г, — Эксмо, 2008 г. - 272 с.
  5. О бухгалтерском учете; Федер. Закон от 21.11. 1996 г. № 129-ФЗ в ред. Федер. Закона от 31.06.2003 г. № 86-ФЗ. - М.: ТК Велби, 2006. - 16 с.
  6. Положение   по   ведению   бухгалтерского   учета   и   бухгалтерской   отчетности   в Российской  Федерации:   утв.  приказом  Минфина  РФ  от  29.07.1998   г.  №34н  (с изменениями от 26 марта 2007 г.) // Российская газета. - 2007. - 12 мая.
  7. Баканов М. И. Экономический анализ в торговле / М. И. Баканов. - М.: Экономика, 1990. - 348 с.
  8. Грибов В.Д.. Экономика организации (предприятия):Учебник для ВУЗов/В.Д. Грибов, В.П. Грузинов, В.А. Кузьменко.- М.:Кнорус, 2009 г. - 407 с.
  9. Елизаров Ю. Ф. Экономика организации (предприятия): Учебник для ВУЗов  / Ю. Ф. Елизаров - 3-е изд. -  М.: Экзамен, 2008 г. – 495 с.
  10. Зубкова И.Н. Организация торговли непродовольственными товарами: Учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2008.
  1. Иванов Г.Г.  Экономика торгового предприятия : учебник / Г. Г. Иванов. — М.: Академия, 2010. — 320 с.

  1. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: Учебник/Л.И. Кравченко - 10-е изд.,испр.— М.: Новое знание, 2009 г. - 512 с.
  2. Раицкий К.А. Экономика предприятия: Учебник. - М.: Информ.-внедренч. центр "Маркетинг", 2007.
  3. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности/Г.В. Савицкая:учеб. пособие.– 4-е изд., перераб. и доп.–М.:Инфра-М, 2007 г. – 288 с.
  4. Сафронов Н.А. Экономика организации : Учебник для ВУЗов/ Сафронов Н.А. -  М.:Экономистъ, 2007 г. – 256 с.
  5. Соловьёва Н. А. Анализ результатов хозяйственно-финансовой деятельности торговых организаций: учеб. пособие/Н.А. Соловьёва, Т. А. Цыркунова; Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т  – Красноярск, 2007. - 96 с.
  6. Соловьева Н.А. Анализ финансовых результатов деятельности торговой организации: учеб. пособие/Н.А. Соловьева, О.Ю. Дягель; Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т. – Красноярск, 2007. – 236 с.
  7. Соломатин А. Н. Экономика  организация деятельности торгового предприятия: учебник / А. Н. Соломатин. – М.: ИНФРА, 2009 г. – 292 с.
  8. Терещенко Н.Н. Доходы и прибыль предприятия торговли: учебное пособие/Н.Н. Терещенко, Ю.Ю. Суслова; Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т. – Красноярск, 2004. – 272 с.
  9. Титов В.И. Экономика предприятия : учебник /В.И. Титов. - М.: Эксмо, 2008 г. - 416с.
  10. Торговое дело: экономика и организация: Учебник / Под общей редакцией проф. Л.А. Брагина и проф. Т.П. Данько. - М.: ИНФРА - М, 2008. - 256с.
  11. Фридман А.М. Экономика предприятий торговли и питания потребительского общества: учебник для средних специальных и высших учебных заведений - 2-е изд./ А.М. Фридман. – М.: Дашков и Ко, 2008 г. – 628 с.
  12. Экономика, анализ и планирование на предприятии торговли: учебник / под ред. А. Н. Соломатина. – М.: Питер, 2010. – 560 с.
  13. Экономика предприятий торговли и общественного питания : учебное пособие / под ред. Т.И. Николаевой и Н.Р. Егоровой. - М.: КНОРУС, 2009 г. — 400 с.
  14. Экономика предприятия : учебник для вузов / под ред. К. А. Раицкого. – 2-е изд. – М. : Маркетинг, 2000. – 696 с.
  15. Экономика торгового предприятия: учебник для вузов / под ред. А. И. Гребнева. - М. : Экономика, 2007. - 238 с.
  16. Экономика предприятия торговли: учеб. пособие. Ч. 1 / Ю. Л. Александров, Э.А. Батраева, И.В. Петрученя и др.; Краснояр. гос. торг-экон. ин-т. – Красноярск, 2002. - 258 с.
  17. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учебник / под общ. ред. Соломатина А.Н. М.: Инфра-М, 2009.
  18. Экономика предприятия. / Табурчак П.П. - Феникс, 2002.
  19. Экономика торгового предприятия/Под ред. Голованова А.И. – М. ИНФРА-М, 2000
  20. Экономика предприятия: учеб.пособие / под ред. Жиделева В.В., Каптейн Ю.Н. – 2-е изд.перераб. и доп. – М.: Инфра-М, 2010. – 133.с

Информация о работе Сущность, понятие и значение прибыли предприятия торговли