Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2012 в 23:09, реферат
Финансы коммерческих организаций и предприятий как часть финансовой системы охватывают процессы создания, распределения и использования ВВП в стоимостном выражении.
В ходе финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций и предприятий возникают определенные финансовые отношения, связанные с организацией производства, реализацией продукции, формированием финансовых ресурсов, распределением и использованием доходов.
Оперативное финансовое планирование имеет целью:
определение потребности в дополнительном текущем финансировании;
выявление излишних денежных и других средств с целью их наиболее доходного размещения.
Финансовое планирование на производственном предприятии должно строиться, в первую очередь, на основе прогноза его операционной деятельности (выше вся деятельность предприятия была разделена на три составляющие: операционную, инвестиционную и финансовую).
Такой прогноз (или операционный план) позволяет определить:
оптимальные объемы запасов различного рода ресурсов;
финансовый результат основной деятельности предприятия;
периоды, в течение которых для обеспечения производства потребуется привлекать сторонние ресурсы.
Оперативное планирование дает возможность выявить и решить и такие проблемы современного отечественного предприятия, как:
задержки возврата дебиторской задолженности — дефицит денежных средств;
неэффективность производства — необходимость наличия лишних производственных запасов;
перебои с поставкой комплектующих материалов — необходимость наличия излишних производственных запасов и т.п.
В процессе финансового планирования обеспечивается необходимый предварительный контроль над созданием и рациональным использованием финансовых ресурсов. Объектами планирования являются доходы предприятия, включая нагромождение (прибыль и тому подобное), взаимоотношения с государственным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, объем капиталовложений, других форм инвестирования финансовых ресурсов (в частности, участие на рынке ценных бумаг), объем долгосрочных кредитов банков на инвестиционные мероприятия, потребность предприятия в собственных оборотных средствах и источника ее покрытия.
Главным инструментом финансового планирования в современных условиях является финансовый план предприятия (баланс доходов и расходов), широкое распространение в практике имеют также такие инструменты финансового планирования, как платежный календарь, бизнес-план.
При планировании выделяются две основные составляющие:
• Операционный план (план прибылей и убытков и все ему предшествующие планы), главная задача которого состоит в сравнении планируемой выручки с затратами и определении соответствующей прибыли.
Основой для составления операционного плана денежных потоков, связанных с текущей производственной деятельностью предприятия, являются данные, представленные в плане прибылей и убытков. Получение средств от потребителей оценивается введением временного лага к сроку предполагаемых продаж.
• Финансовый план (планы инвестиций и денежных потоков, баланс) позволяет оценить состояние платежеспособности предприятия в краткосрочном периоде и на длительную перспективу, а также — необходимость в дополнительном финансировании.
Анализ планов предприятия, влияющих на движение потоков наличных денежных средств, и оценка источников их получения и направлений использования должны предшествовать составлению плана движения денежных средств.
В целом прогноз денежных поступлений строится на основе плана выручки от продаж и рассчитанных коэффициентов оборачиваемости дебиторской задолженности.
План выплат, необходимых для финансирования текущих материальных затрат (включая и выплаты по налогам), формируется на основе плана прибылей и убытков.
Взаимосвязь финансового и производственного планирования предопределяет необходимость составления на предприятии единственного производственно-финансового плана, составная часть которого «Баланс доходов и расходов» — финансовый план предприятия на текущий год, квартал или месяц. В нем находит отображение движение всех финансовых ресурсов предприятия, которые поступают предприятию и тратятся им в соответствующих направлениях.
К началу 90-х годов при условиях директивно-плановой экономики каждое предприятие составляло финансовый план в виде баланса доходов и расходов за единственной, установленной в централизованном порядке формой. Было обязательным утверждение его высшим органом управления (в последние годы утверждались лишь главные показатели финансового плана). Сейчас такой порядок упразднен, составление баланса доходов и расходов каждое предприятие (включая предприятия государственной формы собственности) осуществляет самостоятельно, нет какой-то единственной и обязательной формы настоящего документа.
Как правило, баланс доходов и расходов состоит из таких четырех разделов.
1. Доходы и поступления средств.
2. Расходы и отчисления.
3. Кредитные взаимоотношения с банками.
4. Взаимоотношения с бюджетом.
Разработка планового баланса доходов и расходов — это заключительный этап финансового планирования. Для его составления нужно иметь все планы производственно-хозяйственной деятельности предприятия, а также сделать все расчеты финансовых ресурсов, а именно:
план прибыли и ее использования;
план поступления и использования амортизационных отчислений;
расчет планового прироста норматива собственных оборотных средств и источников его покрытия;
расчет объема и источников капиталовложений;
расчет поступление НДС и его уплаты в бюджет и др.
Кроме того, необходимо сделать расчеты плановых объемов валовых доходов и валовых расходов для определения суммы прибыли, которая должна быть оплачена в бюджет в виде налога на прибыль. Однако как источник всех расходов, которые планируются в финансовом плане, может выступать лишь балансовая (то есть реальная) прибыль, именно она и является основным объектом финансового планирования.
В первом разделе планового баланса доходов и расходов «Доходы и поступления средств» сгруппированы все источники поступлений финансовых ресурсов — прибыль от всех видов хозяйственной деятельности предприятия, амортизационные отчисления, которые в составе выручки поступают предприятию и используются в качестве источника финансирования капиталовложений на возобновление основных средств, а также на все виды ремонтов, реконструкцию и модернизацию основных средств (кроме тех, которые в законодательно установленном порядке относятся на себестоимость продукции и валовые расходы), другие финансовые ресурсы, в том числе централизованные (у предприятий государственной собственности).
Во втором разделе баланса «Расходы и отчисления» собраны все расходы, источники финансирования которых определены в первом (а также третьему и четвертому) разделах. По расходам, которые финансируются из нескольких источников, для удобства выделяется отдельной строкой часть, которая покрывается за счет прибыли.
В разделе 3 «Кредитных взаимоотношения с банками» собраны статьи, которые характеризуют получение (уплату) долгосрочных кредитов на капиталовложения, а также уплату процентов по этим кредитам.
Раздел 4 «Взаимоотношения с бюджетом и с внебюджетными фондами» содержит платежи предприятия в государственный бюджет, в том числе налоги на прибыль, другие налоги на прибыль, НДС, акцизный сбор, а также платежи во внебюджетных централизованные государственные фонды, которые осуществляются из прибыли (взносы предприятий в бюджетные и внебюджетные фонды, например, в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и тому подобное, в финансовом плане отображения не находит). В этом разделе также показывается сумма ассигнований из бюджета и из соответствующих внебюджетных фондов и, кроме того, определяется сумма превышения платежей в бюджет и во внебюджетные фонды над ассигнованиями (или наоборот).
Если баланс доходов и расходов составлен правильно, то разница между первым и вторым разделами балансируется превышением платежей в бюджет и во внебюджетные фонды (или наоборот) и положительной (или отрицательной) разницей в кредитных взаимоотношениях предприятия с банками за долгосрочными займами.
Для проверки, насколько правильно составлен баланс с точки зрения взаимосогласования отдельных доходных и расходных статей между собой и последующего контроля над сдерживанием использования отдельных видов доходов и поступлений по целевому назначению, в практике финансового планирования прибегают к составлению специальной проверочной таблицы, так называемого шахматного баланса.
Чаще всего в подлежащем шахматного баланса записывают все доходы и поступления средств, в сказуемом — все расходные статьи. Таким образом, по вертикали группируются расходы в разрезе источников их покрытия, а по горизонтали — деление доходов (прибыли и др.) по направлениям их использования. Такую таблицу можно составить, имея баланс доходов и расходов и все расчеты к нему, причем разбивка и балансирование доходных и расходных статей делается исходя из того, что каждый источник финансовых ресурсов имеет свое целевое назначение.
Читать такую шахматную таблицу очень удобно. Да, в первой строке (по горизонтали) подано полностью деление прибыли предприятия, в восьмом — направление НДС, который поступает в составе выручки от реализации продукции; по вертикальным столбцам расшифровываются капиталовложения, прирост норматива собственных оборотных средств, другие потери по источникам финансирования. Структура финансового плана помогает финансовой службе наладить контроль над выполнением намеченных объемов поступления финансовых ресурсов и их целевым использованием. Эффективной формой контроля над выполнением финансового плана является составление отчетного баланса доходов и расходов, а также отчетной шахматной таблицы к нему. Они могут складываться за любой отчетный период на протяжении года и в целом за год. Отчетный баланс содержит в себе информацию о плановых и отчетных показателях относительно каждой статьи финансового плана, что базируются на данных оперативного учета, бухгалтерской, статистической отчетности, в нем вычисляются отклонения от плановых величин. Такой документ не только способствует выявлению резервов роста объема нагромождений, но и выявлению недостатков и просчетов в самом финансовом планировании.
Одним из направлений виляния финансового планирования на экономику предприятия есть учет фактора времени в поступлении и использовании финансовых ресурсов.
Действующая система и сроки платежей в государственный бюджет, порядок расчетов с поставщиками, сроки выплаты заработной платы рабочим и служащим, условия уплаты заимообразных долгов банкам требуют от предприятия постоянно учитывать соотношение объема поступающих средств с их расходами, не только в целом за какой-то период (год, квартал, месяц), а с учетом конкретного времени их поступления и потребности в них. То есть речь идет о том, что предприятие интересует состояние его финансовых ресурсов не только за определенный период, но и на конкретную дату. Такую информацию предприятие может получить, составляя платежный календарь.
Платежный календарь — это инструмент оперативного планирования финансовой деятельности предприятия. Он, как правило, складывается на месяц с разбивкой на декады или недели. В нем определяются ожидаемые на тот или другой отрезок времени денежные поступления по всем направлениям доходов и расходов и возможность предприятия своевременно выполнять все свои финансовые обязательства.
Информационным обеспечением для составления платежного календаря являются:
плановые материалы относительно выпуска и реализации продукции, работ, услуг;
сметы расходов на производство и договоры на поставку материальных ресурсов с поставщиками;
согласованные в соответствии с действующим законодательством сроки выплаты заработной платы, премий и тому подобное рабочим и служащим предприятия;
согласованные с налоговой инспекцией сроки внесения платежей в государственный бюджет и во внебюджетные государственные фонды;
данные налогового учета относительно валовых доходов и валовых расходов, налогового обязательства по НДС и налогового кредита;
кредитные договоры с банками в части сроков получения и уплаты кредитов и процентов за пользование ими;
данные бухгалтерского учета о состоянии дебиторской и кредиторской задолженности;
выписки из банковских счетов: расчетного, валютного, других счетов;
оперативные материалы отделов снабжения, сбыта, других функциональных подразделений о поступлении средств на предприятие в соответствующие сроки или потребность в средствах, которая возникает в данный период.
Меру детализации всей информации, которая включается в платежный календарь, определяет предприятие, исходя из конкретной платежно-расчетной ситуации, которая складывается. В любом случае балансирующей величиной при составлении платежных календарей выступает остаток (сальдо) расчетного счета в банке, потому что именно состояние этого счета определяет на каждый данный момент платежеспособность предприятия, или отрицательная величина, которая образуется в случае недостачи текущих поступлений средств для покрытия ожидаемых платежей.
Несбалансированность платежного календаря побуждает предприятие немедленно искать резервы увеличения объема денежных поступлений как за счет ускорения отгрузки продукции, ликвидации недостатков в сфере расчетов с потребителями продукции, так и за счет уменьшения (или временного откладывания определенных расходов, налаживания партнерских отношений с коммерческими банками.
Информация о работе Сущность финансов и организация финансов предприятия