Технический регламент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2015 в 19:58, контрольная работа

Краткое описание

Технический регламент — документ (нормативный правовой акт), устанавливающий обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации), в отличие от ИСО, ГОСТ, ТУ и других стандартов, имеющих добровольное применение.

Вложенные файлы: 1 файл

Ответы по стандартизации. ШПОРА.docx

— 81.96 Кб (Скачать файл)

ГОСТ- стандарты, принятые национальным органом по стандартизации одной страны (может быть принят ГОСТ –стандартом, федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии или национальным стандартом).

Международные стандарты - это стандарты, принятые евразийским советом по стандартизации, метрологии и сертификации или введенные в действия постановления национального органа по стандартизации в России в качестве национального стандарта. 
СТО – разрабатывают для динамического распространения и использования результатов фундаментальных и прикладных исследований, полученных в различных областях знаний.

СТП – стандарты предприятия разрабатывались и учитывались самим предприятием для оптимизации технологических процессов при получении продукции и управлении производством.

ТУ - являются техническим документом, который разрабатывается по решению разработчика и/или изготовителя или по требованию заказчика (потребителя) продукции. Технические условия разрабатывают на одно конкретное изделие, материал, вещество или несколько конкретных изделий, материалов, веществ и т. п. (тогда указывается код по ОКП на каждое изделие, материал и пр.) Требования, установленные техническими условиями, не должны противоречить обязательным требованиям государственных или межгосударственных стандартов, распространяющихся на данную продукцию.

 Ранее эти стандарты  действовали только на данном  предприятии, в настоящее время  эти стандарты могут использоваться  на всей территории России.

 В настоящее время  федеральным законом в техническом  регулировании установлены национальные  стандарты (их срок действия ограничен  до 3-х лет) и стандарты организации.

Стандарты организации по существу заменяют СТП и СТО, а отраслевые стандарты постепенно трансформируются либо в национальные стандарты, либо в стандарты организации.

 

 

Вопрос №7, 41

Международный стандарт - стандарт, принятый международной организацией. Основное назначение международных стандартов - это создание на международном уровне единой методической основы для разработки новых и совершенствование действующих систем качества и их сертификации. Научно-техническое сотрудничество в области стандартизации направлено на гармонизацию национальной системы стандартизации с международной, региональными и прогрессивными национальными системами стандартизации. В развитии международной стандартизации заинтересованы как индустриально развитые страны, так и страны развивающиеся, создающие собственную национальную экономику.

Региональная стандартизация - стандартизация, участие в которой открыто для соответствующих органов стран только одного географического или экономического региона мира. Региональный стандарт - стандарт, принятый региональной организацией по стандартизации.

Гармонизация стандарта - это приведение его содержания в соответствие с другим стандартом для обеспечения взаимозаменяемости продукции (услуг), взаимного понимания результатов испытаний и информации, содержащейся в стандартах. В такой же степени гармонизация может быть отнесена и к техническим регламентам.

Международные, региональные стандарты, документы ЕЭК ООН и других международных, региональных организаций и национальные стандарты других стран могут применяться в качестве стандартов отраслей, стандартов предприятий и стандартов научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений до их принятия в качестве государственных стандартов Российской Федерации.

В зависимости от нормативного документа, по отношению к которому гармонизуется стандарт, различаются уровни гармонизации. Стандарты, гармонизованные на международном уровне - гармонизованы с международным стандартом. Стандарты, гармонизованные на региональном уровне - гармонизованы с региональным стандартом. Гармонизация нередко проводится в рамках двусторонних или многосторонних соглашений. Стандарты, гармонизованные на многосторонней основе - гармонизованы тремя или более органами по стандартизации.

Гармонизации стандартов способствует участие стран в работе организаций, разрабатывающих международные стандарты. Международное сотрудничество России по линии этих организаций имеет различные формы: участие в создании международных и региональных стандартов, правил, рекомендаций; двустороннее и многостороннее сотрудничество (по гармонизации отечественных стандартов с национальными стандартами стран-партнеров, обмен опытом, взаимное консультирование и обучение в области стандартизации); обеспечение применения международных, региональных стандартов в договорно-правовых отношениях и в народном хозяйстве.

Факторами, которые влияют на степень гармонизации национальных стандартов, являются уровень ориентации экономики страны на внешнюю торговлю, емкость внутреннего рынка. В этой связи, например, в странах Северной Европы значительную часть фонда национальных стандартов составляют международные (региональные) нормативные документы, принятые «методом обложки» либо используемые путем прямого применения, а национальные стандарты в значительном объеме гармонизованы с международными.

 

Вопрос №8, 42

Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие:

безопасность излучений;

биологическую безопасность;

взрывобезопасность;

механическую безопасность;

пожарную безопасность;

безопасность продукции (технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте);

термическую безопасность;

химическую безопасность;

электрическую безопасность;

радиационную безопасность населения;

электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования;

единство измерений; другие виды безопасности в целях, соответствующих пункту 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.

Требования технических регламентов не могут служить препятствием осуществлению предпринимательской деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей, указанных в пункте 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.

Технический регламент должен содержать перечень и (или) описание объектов технического регулирования, требования к этим объектам и правила их идентификации в целях применения технического регламента. Технический регламент должен содержать правила и формы оценки соответствия (в том числе в техническом регламенте могут содержаться схемы подтверждения соответствия, порядок продления срока действия выданного сертификата соответствия), определяемые с учетом степени риска, предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования и (или) требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. Технический регламент должен содержать требования энергетической эффективности и ресурсосбережения.

Оценка соответствия проводится в формах государственного контроля (надзора), испытания, регистрации, подтверждения соответствия, приемки и ввода в эксплуатацию объекта, строительство которого закончено, и в иной форме.

Не включенные в технические регламенты требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения не могут носить обязательный характер.

Технический регламент должен содержать обобщенные или конкретные требования к характеристикам продукции. 
Технический регламент не может содержать требования к продукции, причиняющей вред жизни или здоровью граждан, накапливаемый при длительном использовании этой продукции и зависящий от других факторов, не позволяющих определить степень допустимого риска. В этих случаях технический регламент может содержать требование, касающееся информирования приобретателя, в том числе потребителя, о возможном вреде и о факторах, от которых он зависит.

Международные стандарты должны использоваться полностью или частично в качестве основы для разработки проектов технических регламентов, за исключением случаев, если международные стандарты или их разделы были бы неэффективными или не подходящими для достижения установленных статьей 6 настоящего Федерального закона целей, в том числе вследствие климатических и географических особенностей Российской Федерации, технических и (или) технологических особенностей.

Национальные стандарты могут использоваться полностью или частично в качестве основы для разработки проектов технических регламентов.

Технические регламенты устанавливают также минимально необходимые ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры в отношении продукции, происходящей из отдельных стран и (или) мест, в том числе ограничения ввоза, использования, хранения, перевозки, реализации и утилизации, обеспечивающие биологическую безопасность (независимо от способов обеспечения безопасности, использованных изготовителем).

Ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры разрабатываются и применяются на основе научных данных, а также с учетом соответствующих международных стандартов, рекомендаций и других документов международных организаций. При оценке степени риска могут приниматься во внимание положения международных стандартов, рекомендации международных организаций, участником которых является Российская Федерация, распространенность заболеваний и вредителей, а также применяемые поставщиками меры по борьбе с заболеваниями и вредителями. 

 Технический регламент, принимаемый федеральным законом, постановлением Правительства Российской  Федерации или нормативным правовым  актом федерального органа исполнительной  власти по техническому регулированию, вступает в силу не ранее  чем через шесть месяцев со  дня его официального опубликования. 
Правительством Российской Федерации или в случае, предусмотренном статьей 9.1 настоящего Федерального закона, федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию до дня вступления в силу технического регламента утверждается в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области обеспечения единства измерений перечень документов в области стандартизации, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия. Проекты указанных правил и методов разрабатываются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией или в случае, предусмотренном статьей 9.1 настоящего Федерального закона.

Указанные правила не могут служить препятствием осуществлению предпринимательской деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей, указанных в пункте 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.

Правительство Российской Федерации разрабатывает предложения об обеспечении соответствия технического регулирования интересам национальной экономики, уровню развития материально-технической базы и уровню научно-технического развития, а также международным нормам и правилам.

Уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти организуются постоянные учет и анализ всех случаев причинения вреда вследствие нарушения требований технических регламентов жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда, а также организуется информирование приобретателей, в том числе потребителей, изготовителей и продавцов о ситуации в области соблюдения требований технических регламентов.

 

Вопрос №9, 43

Объектами стандартизации могут быть:

1) Продукция

2) Производственные  процессы или их элементы

3) Правила и методы  исследований

4) Правила отбора  образцов

5) Требования к  символике, упаковке, маркировке или  этикеткам и правила их нанесения

6) Конкретные услуги, охватывающие услуги населения

7) Производственные  услуги для предприятия и организации 

 

Вопрос №10, 44

Средствами стандартизации служат нормативные документы. В то же время эти документы являются одним из результатов деятельности в области стандартизации, а их применение способствует достижению упорядочения других видов деятельности.

НДы по стандартизации - документы, содержащие правила, общие принципы, характеристики объектов стандартизации, касающиеся определенных видов деятельности или их результатов. Или другое определение – НД – документ, устанавливающий правила, руководящие принципы или характеристики различных видов деятельности или их результатов.

 

Вопрос №11, 45

Принципы стандартизации - основные правила, существенные признаки, применяемые при установлении норм и характеристик объектов.

К научным относятся принципы:  эффективности, динамичности, комплексности, перспективности, опережаемости, предпочтительности.

  • Принцип эффективности заключается в том, что разработка правил и характеристик стандартов осуществляется с целью достижения максимально возможного социального, технического и экономического эффекта при условии соблюдения установленных требований. Например, установление в стандартах определенных допусков и различий в значениях показателей качества имеет социальный и экономический эффект, так как позволяет устанавливать разные цены и учитывать запросы потребителей, в том числе и к уровню цен. Регламентация в стандартах на методы хранения оптимальных режимов обеспечивает минимизацию потерь, а также затрат на хранение, что в конечном счете повышает эффективность этого этапа товародвижения.
  • Принцип динамичности состоит в том, что разработанные и принятые правила и характеристики систематически пересматриваются, дополняются, изменяются, а при необходимости и заменяются новыми для обеспечения их соответствия современным достижениям науки, техники и технологии, а также передового отечественного и зарубежного опыта. Так, в 1990-х г. многие ГОСТ Р были пересмотрены, изменены и дополнены, либо отменены, поскольку в них были включены обязательные требования. В период до 2010 г. многие стандарты будут вновь пересмотрены - из них исключат обязательные требования после разработки соответствующих технических регламентов.
  • Комплексность стандартизации обусловлена разработкой правил и характеристик взаимосвязанных объектов, включая метрологическое обеспечение, путем согласования требований к этим объектам и увязкой сроков введения НДов по стандартизации. Так, разработке стандартов на продукцию должна предшествовать или сопутствовать разработка стандартов на термины, сырье, процессы упаковки и маркировки.
  • Перспективность заключается в установлении требований в стандартах, соответствующих достижениям науки, техники и технологии с учетом имеющихся ограничений по их реализации. Особенностью этого принципа является достижимость таких требований на момент их разработки.
  • Опережаемость состоит в том, что в НДах устанавливается определенная часть завышенных требований, что стимулирует совершенствование технологий с целью обеспечения этих завышенных требований.
  • Принцип предпочтительности. Обычно типоразмеры деталей и типовых соединений, ряды допусков, посадок и др. параметры стандартизируют одновременно для многих отраслей промышленности, поэтому такие стандарты охватывают большой диапазон значений параметров. Чтобы повысить уровень взаимозаменяемости и уменьшить номенклатуру изделий и типоразмеров заготовок, размерного режущего инструмента, оснастки, скорость и т.д., используемых в той или иной отрасли промышленности, а также, чтобы создать условия для эффективной специализации и кооперирования заводов, удешевления продукции, при унификации и разработке стандартов применяют принцип предпочтительности.

Информация о работе Технический регламент