Вопрос №21
Разработка и утверждение
стандартов осуществляется согласно следующей
общей схеме:
- национальный орган по стандартизации
разрабатывает и утверждает программу
разработки национальных стандартов.
Разработчик стандарта организует уведомление
о разработке стандарта, которое должно
содержать информацию об имеющихся в проекте
положениях, отличающихся от положений
соответствующих международных стандартов.
Разработчик обеспечивает доступность
проекта заинтересованным лицам для ознакомления;
- разработчик дорабатывает проект
стандарта с учетом полученных замечаний
заинтересованных лиц, проводит публичное
обсуждение проекта. Срок публичного обсуждения
проекта национального стандарта не может
быть менее чем два месяца;
- проект национального стандарта
одновременно с перечнем полученных в
письменной форме замечаний представляется
в Технический комитет (ТК) по стандартизации,
который организует проведение экспертизы
данного проекта. По результатам экспертизы
ТК готовит мотивированное предложение
об утверждении или отклонении проекта
стандарта. Данное предложение направляется
национальному органу по стандартизации,
который на основе представленных ТК документов
принимает решение. Уведомление об утверждении
национального стандарта подлежит опубликованию
в печатном издании федерального органа
исполнительной власти по техническому
регулированию и в информационной системе
общего пользования в электронно-цифровой
форме в течение 30 дней со дня утверждения
стандарта;
- национальный орган по стандартизации
утверждает и публикует в печатном издании
федерального органа исполнительной власти
по техническому регулированию и в упомянутой
выше информационной системе перечень
национальных стандартов, которые могут
на добровольной основе применяться для
соблюдения требований технических регламентов.
Процедура разработки и принятия
стандартов регламентирована ГОСТ Р 1.2—2004
«Стандартизация в Российской Федерации.
Правила разработки. Утверждения. Обновления
и отмены».
Правила обозначения
стандартов. Обозначение национального
стандарта состоит из индекса «ГОСТ Р»,
регистрационного номера и отделенных
от него четырех цифр года утверждения
(принятия) стандарта.
Если национальный стандарт
входит в систему (комплекс) общетехнических
или организационно-методических стандартов,
то его обозначение дополнительно включает
одно-, двухразрядный код системы стандартов,
отделенный от остальной цифровой части
обозначения точкой.
Вопрос №46
Метрическая конвенция, подписанная
в 1875 г. в Париже 17 государствами (в том
числе Россией) для обеспечения международного
единства измерений и усовершенствования
метрической системы мер, по праву может
считаться первым международным соглашением
в области технического регулирования.
В 1918 г. эта конвенция была признана имеющей
силу для РСФСР, а в 1925 г. - для СССР.
В 1999 г. в Париже под эгидой Международного
комитета мер и весов (МКМВ) и Международного
бюро мер и весов (МБМВ) руководители национальных
метрологических институтов 38 государств
— членов Метрической конвенции подписали Соглашение
о взаимном признании национальных эталонов,
сертификатов калибровки и измерений,
выдаваемых национальными метрологическими
институтами.
Этот документ можно считать
вторым по значимости после Метрической
конвенции, так как он глобально регламентирует
метрологическую деятельность.
Предпосылкой к появлению Соглашения
явилась недостаточная согласованность
в условиях глобализации результатов
измерений в разных странах. Выяснилось,
что хранение и воспроизведение единиц
СИ на высшем уровне регламентировано
Метрической конвенцией и обеспечивается
деятельностью МБМВ и Консультативных
комитетов МКМВ, компетентность измерительных
и испытательных лабораторий в мировом
масштабе обеспечивается Международной
организацией по аккредитации (ILAC, русск.
ИЛАК). Уровень же передачи единиц СИ от
национальных метрологических институтов
потребителям оказался не обеспечен соответствующими
процедурами.
По прошествии 8 лет с момента
подписания Соглашения можно говорить,
что эта проблема решена. В настоящее время
в реализации Соглашения участвуют национальные
метрологические институты из 64 стран
и 2 международные организации.
Соглашением определены следующие
цели:
установление степени эквивалентности
национальных эталонов (т.е. степени, с
которой эти эталоны согласуются с опорными
значениями, определяемыми в ходе ключевых
сличений, и, следовательно, согласуются
друг с другом);
взаимное признание сертификатов
калибровки и измерений, выдаваемых национальными
метрологическими институтами;
обеспечение правительств и
других административных органов надежной
технической базой для более широких договоренностей,
касающихся международной торговли, научно-технического
сотрудничества и разработки нормативной
документации.
Результатом участия национальных
метрологических институтов в Соглашении
является публикация сведений о калибровочных
и измерительных возможностях, которые
определяются как «наивысший уровень
измерения или калибровки, обычно предлагаемый
клиентам, выраженный в значениях доверительного
уровня, равного 95%», в базе данных, поддерживаемой
МБМВ и общедоступной через сеть Интернет.
Вопрос №54
Технический регламент - документ,
который устанавливает обязательные
для применения и исполнения требования
к объектам технического регулирования
(продукции, в том числе зданиям, строениям
и сооружениям или к связанным с требованиями
к продукции процессам проектирования
(включая изыскания), производства, строительства,
монтажа, наладки, эксплуатации, хранения,
перевозки, реализации и утилизации).
Национальный стандарт - стандарт,
утвержденный национальным органом Российской
Федерации по стандартизации. Стандарты
в новой системе технического регулирования
будут иметь статус документов исключительно
рекомендательного характера.
Технические регламенты могут содержать
требования к продукции, но не к конструкции
или исполнению, за исключением специально
оговоренных случаев (п. 4 ст. 7 ФЗ «О техническом
регулировании»). Стандарты же могут содержать
как характеристики продукции, так и параметры
конструкции и (или) исполнения. Стандарты
также могут содержать нормы, связанные
с отдельными позициями не одного, а нескольких
технических регламентов.Кроме того, области
применения стандартов могут не совпадать
с областями применения технических регламентов".Стандарты
могут содержать нормы, соответствующие
лишь отдельным позициям технического
регламента, а также нормы, связанные с
отдельными позициями не одного, а нескольких
технических регламентов.
Вопрос №55
Предварительный национальный
стандарт - документ в области
стандартизации, который утвержден национальным
органом Российской Федерации по стандартизации
и срок действия которого ограничен.
ГОСТ Р 1.16-2011
Разработку предварительных
национальных стандартов (далее - предстандарты)
осуществляют для достижения целей стандартизации,
определенных Федеральным законом "О
техническом регулировании" (статья
11) в соответствии с принципами стандартизации,
установленными данным законом (статья
12).
При этом разработку предстандарта осуществляют
при отсутствии необходимого для стандартизации
на национальном уровне опыта применения
в Российской Федерации новых технических
и/или технологических решений, материалов
и иных инноваций.
При разработке и применении
предстандартов решают следующие задачи:
- ускоренное внедрение результатов научно-исследовательских
и опытно-конструкторских работ;
- применение в Российской Федерации международных
документов, не являющихся международными
стандартами (см. ГОСТ Р 1.7, раздел 9);
- гармонизация с международными, региональными
стандартами и национальными стандартами
промышленно развитых стран;
- предварительная апробация установленных
в предстандартах требований (правил)
и накопление дополнительной информации
об инновационных объектах стандартизации,
которые необходимы для разработки национальных
стандартов Российской Федерации.
Требования, устанавливаемые в предстандарте,
должны основываться на современных достижениях
науки, техники, технологии, относящихся
к данному объекту и/или аспекту стандартизации,
и способствовать научно-техническому
прогрессу.
Общий срок разработки предстандарта
не должен превышать одного года .
Требования, устанавливаемые
в предстандарте, не должны противоречить
федеральным законам, техническим регламентам
и иным нормативно-правовым актам РФ.
Вопрос №56
Основные положения по стандартизации
изложены в основополагающих документах:
ГОСТ Р 1.0-2004. Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения.
ГОСТ Р 1.12-2004. Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения.
ГОСТ Р 1.13-2004. Стандартизация в Российской Федерации. Уведомления о проеках документов в области стандартизации.
Номенклатура продукции, в отношении
которой законодательными актами РФ предусмотрена
обязательная сертификация. Номенклатура
продукции, подлежащей декларированию
соответствия.
Федеральный закон о техническом
регулировании.
К документам в области стандартизации,
используемые на территории РФ относят:
Стандарты организации (СТО)
Правила стандартизации, нормы
и рекомендации в области стандартизации.
Общероссийский классификатор
(технико-экономической и социальной информации).
Национальные стандарты
РФ-стандарты утвержденные нац. органом
РФ, в котором в целях добровольного многократного
использования устанавливаются характеристики
процессов производства, эксплуатации,
хранения, перевозки, реализации и утилизации,
выполнения работ и оказания услуг.
В технических условиях
устанавливают требования к конкретной
продукции (услуге, процессу).
Стандарты организации
разрабатываются на создаваемую и применяемую
только на данном предприятии продукцию.
Правила (нормы) стандартизации
- нормативный документ, устанавливающий
обязательные для применения организационно-методические
положений, которые дополняют или конкретизируют
отдельные положения основополагающего
национального стандарта и определяют
порядок и методы выполнения работ по
стандартизации.
Рекомендации по стандартизации
– документ, содержащий советы организационно-методического
характера, которые касаются проведение
работ по стандартизации и способствуют
применению основополагающего нац. стандарта
или содержат положения, которые целесообразно
предварительно проверить на практике
до их установления в основополагающем
нац. стандарте.
Методы стандартизации – это прием или
совокупность приемов, с помощью которого
достигаются цели стандартизации.
В работе стандартизации наиболее
распространены следующие методы:
- Систематизация объектов, явлений
или понятий.
- Кодирование и классификация
технико-экономической информации.
- Унификация и симплификация
деталей, сборочных единиц, узлов, агрегатов,
машин и т.д.
- Типизация объектов стандартизации.
- Агрегатирование машин и других
изделий
- Комплексная и опережающая стандартизация
Вопрос №59
(ISO – International Organization for Standardization, www.iso.ch)
Международная организация
по стандартизации (далее – ИСО) была создана
в 1946 году на заседании Комитета ООН по
координации стандартов. В том же году
на заседании Генеральной ассамблеи был
принят Устав ИСО, который определил статус
организации, ее структуру, функции основных
органов и методы работы.
Генеральная ассамблея ИСО,
состоявшаяся 14 октября 1946 года, приняла
решение о том, что организация официально
начнет свою деятельность после ратификации
Устава и Правил процедур 15 национальными
организациями по стандартизации. С 1970
года эта дата – 14 октября – отмечается
как Всемирный день стандартов. Пятнадцатая
ратификация поступила от Дании 23 февраля
1947 года (Международные и региональные
организации по стандартизации и качеству
продукции. – М.: Издательство стандартов,
1990 ). Эта дата считается днем основания
ИСО. В 1997 году мировая общественность
отметила полувековой юбилей ИСО.