Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 18:28, дипломная работа
Целью дипломной работы является анализ ассортимента и оценка конкурентоспособности ОАО «Элма».
Задачи дипломной работы:
1. Определить роль товарного ассортимента в экономической системе предприятия.
2. Сформировать систему показателей конкурентоспособности продукции для ее оценки.
3. Провести анализ финансово-хозяйственно деятельности ОАО «Элма» за пять лет.
ВВЕДЕНИЕ 6
1 ТОВАРНЫЙ АССОРТИМЕНТ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ 9
1.1 СУЩНОСТЬ ТОВАРНОГО АССОРТИМЕНТА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ 10
1.2 ПОНЯТИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА И ЕЕ ОЦЕНКА 18
1.3 МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 28
2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «ЭЛМА» 37
2.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «ЭЛМА» 38
2.2 АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «ЭЛМА» 45
2.3 ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ ОАО «ЭЛМА» 47
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОАО «ЭЛМА» 53
3.1 АНАЛИЗ ТОВАРНОГО АССОРТИМЕНТА ОАО «ЭЛМА» 54
3.2 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА ОАО «ЭЛМА» 59
3.3 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ФИРМЫ 63
3.4 НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 78
3.5 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОАО «ЭЛМА»……. 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 90
В 2006г. аттестовано 57 работников фирмы из числа руководителей и специалистов.
Кроме этого, профессиональному росту способствуют и такие проверенные формы, как участие в проведении семинаров по профессиональным направлениям, бизнес -школах. Полученные в результате участия в этих формах обучения знания позволят строить деятельность по управлению производством с учетом требований современности.
Программа производства и реализации по ОАО «Фирма» Элма» на 2006 год приведена в табл.2.2 в натуральном выражении, а также согласно графику № 2.1.
Таблица 2.2 - Показатели реализации продукции за 2002-2006 гг.
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Рынок Республики Беларусь |
|||||
Тысяч единиц |
891,9 |
508,5 |
204,5 |
120 |
141,2 |
Мл. рублей |
4647 |
3645 |
2853 |
2088 |
3302 |
Рынок Российской Федерации |
|||||
Тысяч единиц |
107,6 |
69,3 |
27,7 |
45,5 |
70,2 |
Мл. рублей |
581 |
867 |
728 |
444 |
1570 |
ИТОГО, тыс. ед. |
999,5 |
577,8 |
232,2 |
165,5 |
211,4 |
млн. рублей |
5228 |
4512 |
3581 |
2532 |
4872 |
Данные таблицы 2.2 отражены на графике (рис. 2.1).
Рис. 2.1 Динамика реализации продукции за 2004-2006 гг.
Основными покупателями продукции фирмы являются крупные торговые организации г. Минска, областных городов, районных центров республики: СП ТД «На Немиге» г. Минск, ТР УП «Кирмаш» г. Минск; ОАО «ЦУМ» г. Минск, ОАО «ГУМ» г. Минск, ДТ «Нёман» г. Гродно; ОАО «Дом Торговли», г. Лида, ОАО «Витебский Универмаг» г. Витебск, ЗАО «Оршанский ТД» г. Орша, ОАО «Дом торговли» г. Новополоцк, ОАО «Дом торговли» г. Полоцк и др. С 2004 года, оценив конкурентоспособность изделий фирмы, стали проявлять интерес к продукции и индивидуальные предприниматели Республики Беларусь. Следующим по объёмам реализации является рынок Российской Федерации. Здесь наибольшую активность проявляет частный бизнес. Оптовые организации наиболее активны в городах Москва и Новосибирск.
План производства и реализации продукции, определенный на основе объема продаж, номенклатуры и ассортимента продукции, ее качества, прибыли, уровня рентабельности, неразрывно связан с планом по труду и заработной платы, финансовым планом (рис.2.2).
где 1 – выпуск трикотажных полотен,
2- плоскофанговое оборудование,
3- кругловязальное оборудование (Мек-Мор),
4 – швейное производство.
Рис. 2.2 Использование производственных мощностей
Объемы производства в сопоставимых ценах и товары народного потребления доведены соответственно до 108,7%, 109,3% к уровню 2005года. При этом производительность труда составила 108,7 %, объем внешней торговли на экспорт 109 % к уровню 2005 года.
Для осуществления программы производства и реализации важную роль играют поставщики материальных ресурсов: сырья, фурнитуры, прикладных материалов, вспомогательных материалов, топливно-энергетических ресурсов.
В целом по предприятию на 2006год был разработан план финансового оздоровления, выполнение которого в течение года позволили получить экономический эффект в размере 209,5 млн. рублей.
Финансовая деятельность ОАО «Элма» направлена на максимальное использование имеющихся возможностей с целью улучшения финансово-хозяйственной деятельности и получения прибыли.
Основными направлениями
по улучшению финансового
Проведём анализ состава и структуры средств предприятия за 2004-2006г. в табл. 2.3.
Таблица 2.3 - Состав
и структура средств ОАО «Элма»
Наименование показателя |
2004 |
2005 |
2006 |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Внеоборотные активы |
|||
Основные средства |
4854 |
5505 |
5514 |
Нематериальные активы |
1 |
2 |
1 |
Вложения во внеоборотные активы |
77 |
95 |
109 |
ИТОГО по разделу 1 |
4932 |
5602 |
5624 |
2. Оборотные активы |
|||
Запасы и затраты |
629 |
994 |
878 |
В том числе: сырьё и материалы |
383 |
812 |
612 |
Продолжение таблицы 2.3
1 |
2 |
3 |
4 |
Незавершённое производство |
246 |
182 |
266 |
Налоги по приобретённым ценостям |
25 |
74 |
81 |
Готовая продукция |
589 |
780 |
1928 |
Товары отгруженные |
134 |
285 |
187 |
Дебиторская задолженность |
123 |
190 |
237 |
Финансовые вложения |
13 |
13 |
13 |
Денежные средства |
27 |
15 |
5 |
Прочие оборотные активы |
58 | ||
ИТОГО по разделу 2 |
1540 |
2351 |
3387 |
БАЛАНС |
6472 |
7953 |
9011 |
Из проведенного анализа средств предприятия видно, что по сравнению с 2005 годом произошли изменения. В структуре активов анализируемого предприятия наибольшее место занимают внеоборотные активы, которые увеличились на 692 млн.руб.(или на 14%) за счет увеличения основных средств предприятия и вложений во внеоборотные активы. Наибольший удельный вес в структуре основного капитала занимают основные средства. В сравнении с 2005 годом они увеличились на 660 млн.руб. (или на 13,5%).
Оборотные активы увеличились на 1847 млн.руб. за счёт увеличения запасов и затрат, а также готовой продукции. Наибольший удельный вес в их структуре в 2003 году занимали запасы и затраты, однако, к 2005 году ситуация изменилась и на их место стала готовая продукция. Размер готовой продукции увеличился на 1339 млн.руб. из-за большой конкуренции, низкой покупательской способности, а также высокой себестоимости продукции. Всё это может привести к длительному замораживанию оборотного капитала, отсутствию денежной наличности, потребности в кредитах. Увеличение незавершённого производства также говорит об замедлении оборачиваемости капитала. Предприятию необходимо расширять и увеличивать рынки сбыта, изучать пути снижения себестоимости продукции, повышать её качество и конкурентоспособность. В целом средства предприятия по сравнению с 2005 годом увеличились на 2539 млн.руб. (или на 39%).
Далее проведем анализ состава и структуры источников средств (табл. 2.4).
Таблица 2.4- Состав и структура источников средств за 2004-2006гг.
Наименование показателя |
2004 |
2005 |
2006 |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Собственный капитал |
|||
Уставный фонд |
2925 |
2925 |
5388 |
Резервный фонд |
4 |
4 |
4 |
Добавочный фонд |
1796 |
2507 |
1775 |
Непокрытый убыток |
-213 | ||
Целевое финансирование |
-10 | ||
ИТОГО по разделу 1 |
4725 |
5436 |
6944 |
2. Долгосрочные обязательства |
|||
Заёмные средства |
10 |
||
ИТОГО по разделу 2 |
10 |
||
3.Краткосрочные обязательства |
|||
Заёмные средства |
1030 |
1522 |
1164 |
Кредиторская задолженность |
722 |
984 |
1006 |
Доходы будущих периодов |
5 |
||
Расходы будущих периодов |
-5 |
-4 |
-103 |
ИТОГО по разделу 3 |
1747 |
2507 |
2067 |
БАЛАНС |
6472 |
7953 |
9011 |
Из таблицы 2.4 видно, что за сравниваемый период увеличилась сумма и собственного и заёмного капитала. Однако в структуре доля собственных источников средств снизилась, а заёмных соответственно увеличилась, что свидетельствует о повышении степени финансовой зависимости предприятия от внешних инвесторов и кредиторов.
В структуре собственного капитала наибольший удельный вес занимает уставный фонд, который увеличился по сравнению с 2005г. на 2463 млн.руб. (или на 84%). У предприятия появился непокрытый убыток на сумму 213 млн.руб. Заёмный капитал увеличился на 320 млн. руб. (или на 18%) за счет увеличения кредиторской задолженности на 284 млн.руб. (или на 39%) и заёмных средств на 134 млн.руб. (или на 13%). Кредиторская задолженность превышает дебиторскую, что говорит о нестабильном финансовом состоянии.
Анализ состава
и структуры средств и
Далее проведём
анализ финансово-хозяйственной
Таблица 2.5- Анализ финансовой деятельности ОАО «ЭЛМА» за 2004-2006 г.г.
Показатель |
2004 |
2005 |
2006 |
1 |
2 |
3 |
4 |
1.Выручка от реализации товаров, услуг (за минусом НДС, акцизов и иных обязательных платежей) |
2441 |
4311 |
4304 |
2.Себестоимость продукции |
2927 |
4052 |
3254 |
3.Прибыль (убыток) от реализации |
-659 |
145 |
-78 |
4.Чистая прибыль |
-864 |
-48 |
-213 |
5.Коэффициент
текущей ликвидности (К1=стр |
0,88 |
0,94 |
1,56 |
6.Коэффициент
абсолютной ликвидности (К2=стр270+стр260/стр790- |
0,02 |
0,01 |
0,01 |
7.Коэффициент
быстрой ликвидности (К3= |
0,09 |
0,08 |
0,12 |
8.Коэффициент
обеспеченности собственными об |
-0,14 |
-0,07 |
0,36 |
9.Коэффициент
финансовой независимости ( |
0,70 |
0,68 |
0,76 |
10.Коэффициент общего покрытия (К6=стр590+стр690/стр790) |
2,69 |
2,16 |
3,15 |
11.Рентабельность
активов (чистая прибыль/ |
-0,13 |
-0,01 |
-0,02 |
12.Рентабельность собственного капитала (чистая прибыль/средняя стоимость собственного капитала), % |
-0,18 |
-0,01 |
-0,03 |
13.Рентабельность продаж (прибыль от реализации/выручка от реализации), % |
-0,27 |
-0,01 |
-0,02 |
14.Рентабельность
продукции (прибыль от реализац |
-0,22 |
0,03 |
-0,02 |
Информация о работе Товарный ассортимент и конкурентоспособность предприятия (на примере ОАО «Элма»)