Товарный ассортимент и конкурентоспособность предприятия (на примере ОАО «Элма»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 18:28, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является анализ ассортимента и оценка конкурентоспособности ОАО «Элма».
Задачи дипломной работы:
1. Определить роль товарного ассортимента в экономической системе предприятия.
2. Сформировать систему показателей конкурентоспособности продукции для ее оценки.
3. Провести анализ финансово-хозяйственно деятельности ОАО «Элма» за пять лет.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 6
1 ТОВАРНЫЙ АССОРТИМЕНТ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ 9
1.1 СУЩНОСТЬ ТОВАРНОГО АССОРТИМЕНТА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ 10
1.2 ПОНЯТИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА И ЕЕ ОЦЕНКА 18
1.3 МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 28
2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «ЭЛМА» 37
2.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «ЭЛМА» 38
2.2 АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «ЭЛМА» 45
2.3 ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ ОАО «ЭЛМА» 47
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОАО «ЭЛМА» 53
3.1 АНАЛИЗ ТОВАРНОГО АССОРТИМЕНТА ОАО «ЭЛМА» 54
3.2 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА ОАО «ЭЛМА» 59
3.3 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ФИРМЫ 63
3.4 НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 78
3.5 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОАО «ЭЛМА»……. 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 90

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 1.06 Мб (Скачать файл)

В 2006г. аттестовано 57 работников фирмы из числа руководителей  и специалистов.

Кроме этого, профессиональному  росту способствуют и такие проверенные формы, как участие в проведении семинаров по профессиональным направлениям, бизнес -школах. Полученные в результате участия в этих формах обучения знания позволят строить деятельность по управлению производством с учетом требований современности.

  • Анализ производственно-хозяйственной деятельности ОАО «Элма»

  • Программа производства и реализации по ОАО «Фирма» Элма»  на 2006 год приведена в табл.2.2 в  натуральном выражении, а также  согласно графику № 2.1.

     

    Таблица 2.2 - Показатели реализации продукции за 2002-2006 гг.

     

    2002 г.

    2003 г.

    2004 г.

    2005 г.

    2006 г

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    Рынок Республики Беларусь

             

    Тысяч единиц

    891,9

    508,5

    204,5

    120

    141,2

    Мл. рублей

    4647

    3645

    2853

    2088

    3302

    Рынок Российской Федерации

             

    Тысяч единиц

    107,6

    69,3

    27,7

    45,5

    70,2

    Мл. рублей

    581

    867

    728

    444

    1570

    ИТОГО, тыс. ед.

    999,5

    577,8

    232,2

    165,5

    211,4

                    млн. рублей

    5228

    4512

    3581

    2532

    4872


     

    Данные таблицы 2.2 отражены на графике (рис. 2.1).

     

    Рис. 2.1 Динамика реализации продукции за 2004-2006 гг.

    Основными покупателями продукции фирмы являются крупные  торговые организации г. Минска, областных городов, районных центров республики: СП ТД «На Немиге» г. Минск, ТР УП «Кирмаш» г. Минск; ОАО «ЦУМ» г. Минск, ОАО «ГУМ» г. Минск, ДТ «Нёман» г. Гродно; ОАО «Дом Торговли», г. Лида, ОАО «Витебский Универмаг» г. Витебск, ЗАО «Оршанский ТД» г. Орша, ОАО «Дом торговли» г. Новополоцк, ОАО «Дом торговли» г. Полоцк  и др. С 2004 года, оценив конкурентоспособность изделий фирмы,  стали проявлять интерес к продукции и индивидуальные предприниматели Республики Беларусь. Следующим по объёмам реализации является рынок Российской Федерации. Здесь наибольшую активность проявляет частный бизнес. Оптовые организации наиболее активны в городах Москва и Новосибирск.

    План производства и реализации продукции, определенный на основе объема продаж, номенклатуры и ассортимента продукции, ее качества, прибыли, уровня рентабельности, неразрывно связан с планом по труду и заработной платы, финансовым планом (рис.2.2).

    где 1 – выпуск трикотажных полотен,

    2- плоскофанговое оборудование,

    3- кругловязальное  оборудование (Мек-Мор),

    4 – швейное  производство.

    Рис. 2.2 Использование  производственных мощностей

    Объемы производства в сопоставимых ценах и товары народного потребления доведены соответственно до 108,7%, 109,3% к уровню 2005года. При этом производительность труда составила 108,7  %, объем внешней торговли на экспорт 109 % к уровню 2005 года.

    Для осуществления  программы производства и реализации важную роль играют поставщики материальных ресурсов: сырья, фурнитуры, прикладных материалов, вспомогательных материалов, топливно-энергетических ресурсов.

    В целом по предприятию  на 2006год был разработан план финансового  оздоровления, выполнение которого в  течение года позволили получить экономический эффект в размере 209,5 млн. рублей.

     

  • Финансовый анализ ОАО «Элма»

  • Финансовая  деятельность ОАО «Элма» направлена на максимальное использование имеющихся возможностей с целью улучшения финансово-хозяйственной деятельности и получения прибыли.

    Основными направлениями  по улучшению финансового положения  фирмы являются: стабилизация сбыта продукции, пополнение оборотных средств, ускорение их оборачиваемости, отсутствие просроченной дебиторской задолженности.

    Проведём анализ состава и структуры средств предприятия за 2004-2006г. в табл. 2.3.

     

    Таблица 2.3 - Состав и структура средств ОАО «Элма».

    Наименование  показателя

    2004

    2005

    2006

    1

    2

    3

    4

    1. Внеоборотные  активы

         

    Основные  средства

    4854

    5505

    5514

    Нематериальные  активы

    1

    2

    1

    Вложения во внеоборотные активы

    77

    95

    109

    ИТОГО по разделу 1

    4932

    5602

    5624

    2. Оборотные  активы

         

    Запасы  и затраты

    629

    994

    878

    В том  числе: сырьё и материалы

    383

    812

    612


    Продолжение таблицы 2.3

    1

    2

    3

    4

              Незавершённое производство

    246

    182

    266

    Налоги по приобретённым ценостям

    25

    74

    81

    Готовая продукция

    589

    780

    1928

    Товары  отгруженные

    134

    285

    187

    Дебиторская задолженность

    123

    190

    237

    Финансовые  вложения

    13

    13

    13

    Денежные  средства

    27

    15

    5

    Прочие  оборотные активы

       

    58

    ИТОГО по разделу 2

    1540

    2351

    3387

    БАЛАНС

    6472

    7953

    9011


     

    Из проведенного анализа средств предприятия  видно, что по сравнению с 2005 годом произошли изменения. В структуре активов анализируемого предприятия наибольшее место занимают внеоборотные активы, которые увеличились на 692 млн.руб.(или на 14%) за счет увеличения основных средств предприятия и вложений во внеоборотные активы. Наибольший удельный вес в структуре основного капитала занимают основные средства. В сравнении с 2005 годом они увеличились на 660 млн.руб. (или на 13,5%).

    Оборотные активы увеличились на 1847 млн.руб. за счёт увеличения запасов и затрат, а также готовой продукции. Наибольший удельный вес в их структуре в 2003 году занимали запасы и затраты, однако, к 2005 году ситуация изменилась и на их место стала готовая продукция. Размер готовой продукции увеличился на 1339 млн.руб. из-за большой конкуренции, низкой покупательской способности, а также высокой себестоимости продукции. Всё это может привести к длительному замораживанию оборотного капитала, отсутствию денежной наличности, потребности в кредитах. Увеличение незавершённого производства также говорит об замедлении оборачиваемости капитала. Предприятию необходимо расширять и увеличивать рынки сбыта, изучать пути снижения себестоимости продукции, повышать её качество и конкурентоспособность. В целом средства предприятия по сравнению с 2005 годом увеличились на 2539 млн.руб. (или на 39%).

    Далее проведем анализ состава и структуры источников средств (табл. 2.4).

     

    Таблица 2.4- Состав и структура источников средств за 2004-2006гг.

    Наименование  показателя

    2004

    2005

    2006

    1

    2

    3

    4

    1. Собственный  капитал

         

    Уставный  фонд

    2925

    2925

    5388

    Резервный фонд

    4

    4

    4

    Добавочный  фонд

    1796

    2507

    1775

    Непокрытый  убыток

       

    -213

    Целевое финансирование

       

    -10

    ИТОГО по разделу 1

    4725

    5436

    6944

    2. Долгосрочные  обязательства

         

    Заёмные средства

     

    10

     

    ИТОГО по разделу 2

     

    10

     

    3.Краткосрочные  обязательства

         

    Заёмные средства

    1030

    1522

    1164

    Кредиторская  задолженность

    722

    984

    1006

    Доходы  будущих периодов

     

    5

     

    Расходы будущих периодов

    -5

    -4

    -103

    ИТОГО по разделу 3

    1747

    2507

    2067

    БАЛАНС

    6472

    7953

    9011


     

    Из таблицы 2.4 видно, что за сравниваемый период увеличилась  сумма и собственного и заёмного капитала. Однако в структуре доля собственных источников средств снизилась, а заёмных соответственно увеличилась, что свидетельствует о повышении степени финансовой зависимости предприятия от внешних инвесторов и кредиторов.

    В структуре  собственного капитала наибольший удельный вес занимает уставный фонд, который  увеличился по сравнению с 2005г. на 2463 млн.руб. (или на 84%). У предприятия появился непокрытый убыток на сумму 213 млн.руб. Заёмный капитал увеличился на 320 млн. руб. (или на 18%) за счет увеличения кредиторской задолженности на 284 млн.руб. (или на 39%) и заёмных средств на 134 млн.руб. (или на 13%). Кредиторская задолженность превышает дебиторскую, что говорит о нестабильном финансовом состоянии.

    Анализ состава  и структуры средств и источников предприятия представленный в таблицах 3 и 4 показал, что практически по всем статьям актива и пассива наблюдается увеличение. Подводя итоги финансового анализа средств предприятия и источников их образования можно сказать, что на протяжении анализируемого периода предприятие находилось в неустойчивом финансовом состоянии, однако судя по данным бухгалтерской отчетности за 2005 год уже наметились положительные тенденции в развитии предприятия.

    Далее проведём анализ финансово-хозяйственной деятельности в таблице 2.5.

     

    Таблица 2.5- Анализ финансовой деятельности ОАО «ЭЛМА» за 2004-2006 г.г.

    Показатель

    2004

    2005

    2006

    1

    2

    3

    4

    1.Выручка  от реализации товаров, услуг  (за минусом НДС, акцизов и иных обязательных платежей)

    2441

    4311

    4304

    2.Себестоимость  продукции

    2927

    4052

    3254

    3.Прибыль  (убыток) от реализации

    -659

    145

    -78

    4.Чистая  прибыль

    -864

    -48

    -213

    5.Коэффициент  текущей ликвидности (К1=стр 290/стр790-стр720)

    0,88

    0,94

    1,56

    6.Коэффициент  абсолютной ликвидности (К2=стр270+стр260/стр790-стр720)

    0,02

    0,01

    0,01

    7.Коэффициент  быстрой ликвидности (К3=стр270+стр260+стр250/стр790-стр720)

    0,09

    0,08

    0,12

    8.Коэффициент  обеспеченности собственными оборотными средствами (К4=стр290-(стр790-стр720)/стр290)

    -0,14

    -0,07

    0,36

    9.Коэффициент  финансовой независимости (автономии) (К5=стр590+стр690/стр890)

    0,70

    0,68

    0,76

    10.Коэффициент  общего покрытия (К6=стр590+стр690/стр790)

    2,69

    2,16

    3,15

    11.Рентабельность  активов (чистая прибыль/средняя стоимость активов), %

    -0,13

    -0,01

    -0,02

    12.Рентабельность  собственного капитала (чистая прибыль/средняя стоимость собственного капитала), %

    -0,18

    -0,01

    -0,03

    13.Рентабельность продаж (прибыль от реализации/выручка от реализации), %

    -0,27

    -0,01

    -0,02

    14.Рентабельность  продукции (прибыль от реализации/полная себестоимость), %

    -0,22

    0,03

    -0,02

    Информация о работе Товарный ассортимент и конкурентоспособность предприятия (на примере ОАО «Элма»)