Товарный ассортимент и конкурентоспособность предприятия (на примере ОАО «Элма»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 18:28, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является анализ ассортимента и оценка конкурентоспособности ОАО «Элма».
Задачи дипломной работы:
1. Определить роль товарного ассортимента в экономической системе предприятия.
2. Сформировать систему показателей конкурентоспособности продукции для ее оценки.
3. Провести анализ финансово-хозяйственно деятельности ОАО «Элма» за пять лет.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 6
1 ТОВАРНЫЙ АССОРТИМЕНТ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ 9
1.1 СУЩНОСТЬ ТОВАРНОГО АССОРТИМЕНТА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ 10
1.2 ПОНЯТИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА И ЕЕ ОЦЕНКА 18
1.3 МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 28
2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «ЭЛМА» 37
2.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «ЭЛМА» 38
2.2 АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «ЭЛМА» 45
2.3 ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ ОАО «ЭЛМА» 47
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОАО «ЭЛМА» 53
3.1 АНАЛИЗ ТОВАРНОГО АССОРТИМЕНТА ОАО «ЭЛМА» 54
3.2 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА ОАО «ЭЛМА» 59
3.3 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ФИРМЫ 63
3.4 НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 78
3.5 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОАО «ЭЛМА»……. 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 90

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 1.06 Мб (Скачать файл)

 

Из таблицы 2.5 видно, что в целом ОАО «Элма» находится в кризисном финансовом состоянии.

За 2004-2006 г.г. произошло  увеличение по некоторым показателям. Выручка от реализации увеличилась на 1863 млн.руб., также произошло увеличение себестоимости продукции на 327 млн.руб. Прибыль имеет отрицательное значение из-за отрицательной прибыли от реализации, больших внереализационных расходов и себестоимости продукции. Чистая прибыль в сравнении с 2004 годом уменьшилась на 651 млн.руб.

Коэффициент текущей  ликвидности увеличился к концу 2006г. на 0,68, но достиг нормы и составил 1,56, что говорит о недостаточности у предприятия средств для своевременного и полного выполнения своих обязательств.

Коэффициент абсолютной ликвидности меньше нормы на 0,19, что говорит о недостаточности у предприятия денежных средств для оплаты первоочередных платежей. Отсутствие краткосрочных финансовых вложений также сказывается на коэффициенте в отрицательную сторону.

Коэффициент быстрой  ликвидности говорит о недостаточности  у предприятия оборотных средств для выполнения своих обязательств. Большие краткосрочные обязательства и недостаток денежных средств не дают коэффициенту прейти в норму.

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами увеличился с -0,14 до 0,36 и составляет норму, которая говорит о достаточном наличии собственных оборотных средств.

Коэффициент финансовой независимости составляет 0,76, что составляет норму и показывает незначительную зависимость от заёмных средств, но кредитование не предоставляет угрозы.

Коэффициенты  ликвидности и финансовой независимости  предприятия имеют тенденцию  к повышению, что говорит о возможном выходе предприятия из кризисного финансового состояния.

Степень прибыльности работы предприятия показывают показатели рентабельности.

В 2006 году по сравнению  с 2005 годом не произошло увеличение показателей рентабельности. Рентабельность активов увеличилась на 0,11%, что говорит об увеличении прибыли с каждого рубля капитала, находящегося в распоряжении предприятия. Рентабельность продаж показывает сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж, т.е. характеризует эффективность предпринимательской деятельности. Его значение по сравнению с 2005г. практически не изменилось и составило -0,02% из-за увеличения налогов и себестоимости продукции. Рентабельность продукции по сравнению с 2005г. увеличилась на 0,2%.

Показатели  производственно-хозяйственной деятельности ОАО «Элма» немного увеличились в сравнении за три года и имеют тенденцию  к повышению. Руководству предприятия следует принять меры по недопущению дальнейшего ухудшения финансового состояния и выработать мероприятия по более рациональному  управлению капиталом предприятия с целью повышения эффективности финансово-экономической деятельности.

Проанализировав результаты производственно-хозяйственной  деятельности ОАО «Элма» за 2004-2006 гг. можно сказать, что на начало анализируемого периода и на конец предприятие находится в кризисном состоянии. Стабильная отрицательная ситуация в технико-экономических показателях из года в год свидетельствует о том, что руководством предприятия была выбрана не правильная стратегия развития ОАО, были использованы не все резервы улучшения результатов производственно-хозяйственной деятельности. И к концу 2005 года предприятие не улучшило свое положение.

Низкий уровень  платежеспособности имеет хронический  характер. Поэтому, анализируя состояние платежеспособности предприятия, нужно рассматривать причины финансовых затруднений, частоту их образования и продолжительность просроченных долгов.

 

  1. Совершенствование ассортиментной политики и ее влияние на конкурентоспособность ОАО «Элма»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Анализ товарного ассортимента ОАО «Элма»

  • Миссия предприятия  заключается в выпуске модной и удобной современной трикотажной одежды, в которой нуждается покупатель. Традиционно продукция фирмы «ЭЛМА» была рассчитана на удовлетворение потребностей женщин среднего возраста, предпочитающие классический стиль в одежде, однако в последние годы работы фирмы модельеры большое внимание уделяют разработке новых моделей современной, удобной одежды для молодежи.

    Выпуск изделий  осуществляется в соответствии с  требованиями ГОСТ 7474-88 «Изделия верхние трикотажные для женщин и девочек. ОТУ»., ГОСТ 25294-91 «Одежда верхняя платьево-блузочного ассортимента. ОТУ», ГОСТ 25295-91 «Одежда верхняя пальтово - костюмного ассортимента. ОТУ».

    В 2006 году было обеспечено покупателей красивой и модной одеждой в объеме 198 тыс. штук трикотажных изделий для женщин. Из них в общем объеме производства верхнего трикотажа (табл.3.1).

     

    Таблица 3.1 - Удельный вес в общем объеме производства верхнего трикотажа, %

    Группа  верхнего трикотажа

    Удельный вес в общем объеме производства верхнего трикотажа, %

    Отклонение  удельного веса от 2005 г.

    2005г

    2006г. 

    1

    2

    3

    4

    костюмы 2-х пр.женские

    65,2

    58

    -7,2

    комплекты 2-х пр. женские

    2,1

    2

    -0,1

    костюмы, комплекты 3-х пр. женские

    5,9

    6

    +0,1

    платья  женские

    4,3

    5

    +0,7

    джемперы  женские

    5,3

    6

    +0,7

    жакеты  женские

    12,1

    15

    +2,9

    пальто , пончо женские

    4,4

    5

    +0,6

    брюки, юбки ,прочее

    0,8

    1

    +0,2

    джемперы  мужские

    0

    2

    +2


     

    Охарактеризуем  показатели товарного ассортимента ОАО «Элма».

    Широта ассортимента характеризуется числом наименований видов или разновидностей товаров, входящих в рассматриваемый ассортимент. Коэффициент широты рассчитывается отношением числа имеющегося в наличии видов товаров к предусмотренному ассортиментом.

    Широта = 12

    1. костюмы 2-х  пр.женские;

    2. комплекты  2-х пр. женские;

    3. костюмы 3-х  пр. женские;

    4. комплекты  3-х пр. женские;

    5. платья женские;

    6. джемперы женские;

    7. жакеты женские;

    8. пальто женские;

    9. пончо женские;

    10. брюки ;

    11. юбки ,прочее;

    12. джемперы  мужские.

    Кш = 10/12 -= 0,83

    Глубина трикотажных  изделий– количество модификаций, вариантов  товаров, ориентированных на различные уровни удовлетворения потребности.

    Глубина=486

    Номенклатура  количества модификаций – 486

    Количество  модификаций фактически – 408

     

    Кг = 408/486 = 0,84

     

    Насыщенность  трикотажных изделий - это количество видов, разновидностей и наименований товаров в группе однородной продукции. Полнота ассортимента характеризуется коэффициентом полноты, который рассчитывается исходя из отношения имеющегося в наличии ассортимента к базовому, определяемому ассортиментным перечнем. Наибольшее значение коэффициент полноты имеет на насыщенном рынке. Чем выше полнота ассортимента, тем лучше удовлетворяются потребности покупателя.

    Коэффициент полноты  ассортимента (Кп.) можно определить по формуле:

                                                      (3.1)

     

    где Qф — фактическое  количество разновидностей товаров  в момент обследования (проверки);

    Qn — количество разновидностей товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем.

    Номенклатура  – 486

    Фактически  – 408

    Кп = 408/486 = 0,84

    Гармоничность товарного ассортимента - все товарные группы представлены в товарном ассортименте

    Степень обновления ассортимента трикотажных изделий рассчитывается как отношение новых видов товаров к базовому, определяемому ассортиментным перечнем.

    Фактически  в производстве – 408

    Новых изделий  в – 326

     

    Кн = 326/408 = 0,8

     

    Устойчивость  ассортимента — это показатель, характеризующий колебания его полноты и широты в течение определенного промежутка времени.

    Коэффициент стабильности, или устойчивости, ассортимента (Ку) определяется по формуле:

     

                                            (3.2)

     

    где Оф, Офз ... Офп  — фактическое количество разновидностей товаров в момент отдельных проверок;

    Qn — количество  разновидностей товаров, предусмотренное  ассортиментным перечнем;

    п — число  проверок.

    В течение 3 месяцев  было проведено 3 проверки, в результате чего было установлено:

     

    Ку = (105+108+112)/486х3 = 0,867

     

    Структура ассортимента — это количественное соотношение  товарных групп, подгрупп, видов, разновидностей и наименований отдельных товаров в общем наборе товаров.

    Показатели  структуры ассортимента имеют натуральные  или денежные выражения и рассчитываются как отношение отдельных групп, видов, наименований товаров к суммарному количеству товаров, входящих в ассортимент.

    По структуре  товарного ассортимента 75% занимают основные товарные группы, 80% новые  товары, 20 процентов поддерживающие и уходящие с рынка товары.

     

    Рис. 3.1 Структура  товарного ассортимента ОАО «Элма»

     

    Исходя из жизненного цикла товара, для стадии внедрения  ключевое значение для успеха имеют потребительские свойства товара, а также обратная связь с потребителями. На рынке множество разных товаров. Очень высокие затраты на рекламу по отношению к объему реализации товара. Максимальное использование возможностей цен. Большие расходы на мероприятия по маркетингу. Избыток и незагруженность производственных мощностей. Выпуск товаров малыми и средними партиями. Высокая себестоимость. Высокие цены, высокая доля розницы. Низкая прибыльность. Эластичность цен, доступная отдельной розничной фирме, не столь велика, как в фазе зрелости. Покупатель инертен. Покупателя необходимо убедить попробовать испытать товар. Это характерно для внедрения ОАО «Элма» на рынок производство облегченных верхних трикотажных изделий из тонких высококачественных хлопчатобумажных полотен, в том числе в сочетании с вискозой, льном и т.д.

    Стадия роста  характеризуется тем, что товары имеют технические и функциональные различия. Качество товаров высокое. Появляются конкурирующие товары. Высокие расходы на рекламу, но все же составляющие меньшую долю оборота, чем в фазе внедрения. Для товаров, не имеющих технического характера, ключевыми задачами являются реклама и товарораспределение. Производственных мощностей не хватает. Сдвиг в сторону массового производства. Товарораспределение осуществляется по каналам массового сбыта. Фирмы вступают в конкурентную борьбу. Численность конкурентов становится значительной.   Высокие прибыли.   Весьма высокие цены, однако ниже, чем в фазе внедрения. Доля розницы в цене и прибыли устойчива к воздействию экономического спада. Контингент покупателей расширяются.    Потребители принимают товары даже нестабильного и неодинакового качества. Это характерно для групп модного направления изделий верхнего трикотажа переходных форм, как пончо, кардиганы и комплекты с платьями, брюками, джемперами.

    На стадии зрелости, что характерно для костюмов, комплектов классического стиля для женщин среднего возраста превосходное качество, замедление изменений товаров. Усилия, направленные на продление жизненного цикла, углубление ассортимента.   Применяются стабильные, отработанные технологии. Товар выпускается крупными партиями.   Высокие затраты на физическое распределение вследствие углубления ассортимента. Цены падают. Доля розницы в цене товара и прибыли уменьшается. Структура цен и распределение долей рынка между конкурирующими фирмами  устоялась. Массовый рынок. Насыщение. Повторные и многократные покупки. Как правило, покупатель выбирает из нескольких фирменных марок товара.

    На стадии спада, что характерно для костюмы, комплекты  классического стиля для женщин среднего возраста, малая дифференциация между товарами, качество товара нестабильное. Значительный избыток производственных мощностей.   Использование лишь некоторых каналов товарораспределения. Фирмы начинают выходить из конкурентной борьбы, количество конкурентов уменьшается. Низкая цена, низкая доля розницы в этой цене. Покупатели опытны, хорошо знают товар.

    Определим какие  товарные группы относятся к основным, поддерживающим, стратегическим и уходящим с рынка товарным группам.

    Основные товарные группы – костюмы, комплекты классического стиля для женщин среднего возраста.

    Поддерживающие  – группы модного направления  изделий верхнего трикотажа переходных форм, как пончо, кардиганы и комплекты с  платьями, брюками, джемперами.

    Стратегические  – производство облегченных верхний трикотажных изделий из тонких высококачественных хлопчатобумажных полотен, в том числе в сочетании с вискозой, льном и т.д.

    Уходящие с  рынка товарные группы – трикотажные  изделия из трикотажного полотна.

     

  • Оценка конкурентоспособности товара ОАО «Элма»

  • Моделирование конкурентоспособности продукции  имеет целью создание цифровой математической модели, заменяющей реальную продукцию в процессе ее изучения. Задачами моделирования конкурентоспособности продукции являются:

    - выделение  наиболее значимых факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность продукции предприятия;

    - их агрегирование  в единую цифровую модель;

    - определение  и оценка конкурентоспособности  продукции предприятия на рынке; 

    - выделение  закономерностей изменения отдельных  параметров продукции и ее конкурентоспособности.

    Информация о работе Товарный ассортимент и конкурентоспособность предприятия (на примере ОАО «Элма»)