Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 22:01, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является изучение основных вопросов управления дебиторской задолженностью в предприятии.
Исходя из поставленной цели необходимо осуществить решение следующих задач:
- рассмотреть сущность и виды дебиторской задолженности по различным признакам;
- рассмотреть политику предприятия в области коммерческого кредита и отсрочки платежей;
- рассмотреть методы инкассирования дебиторской задолженности;
- дать краткую организационно-экономическую характеристику ООО «Лесопромышленный комплекс»;
Введение
Теоретические основы оценки и управления дебиторской задолженности
Сущность и виды дебиторской задолженности, и факторы на нее влияющие
Политика предприятия в области коммерческого кредита и отсрочки платежей
Методы инкассации дебиторской задолженности
Организационно-экономическая характеристика организации
Оценка и управление дебиторской задолженностью
Анализ дебиторской задолженности
Кредитная политика и её роль в управлении дебиторской задолженностью
Оборачиваемость дебиторской задолженности и пути ее ускорения
Пути совершенствования политики управления дебиторской задолженности
Заключение
Список литературы
•другие факторы.
Внешние факторы не зависят от деятельности
предприятия, и ограничить их влияние
на предприятие практически
Внутренние факторы зависят от самого предприятия, от того, насколько финансовый менеджер владеет искусством управления дебиторской задолженностью.
Формой дебиторской
Необходимость правильного управления уровнем дебиторской задолженности определяется не только стремлением к максимизации денежных потоков предприятия, но и желанием снизить издержки фирмы, возникающие из-за того, что любое увеличение дебиторской задолженности должно быть профинансировано каким-либо способом: за счет роста внешних заимствований (средств кредиторов или ссуд банков) или за счет собственной прибыли.[2]
Политика управления дебиторской
задолженностью часто называют политикой
по отношению к покупателям
Основной задачей анализа
Кредитная политика представляет собой комплекс решений, состоящий из четырех элементов:
- Срок кредита – время, которым располагают покупатели, прежде чем им придется заплатить за свои покупки.
- Скидки, предоставляемые в качестве поощрения за быстрые платежи.
- Стандарты кредитоспособности, указывающие
на минимальную финансовую
- Политика взимания платы,
В мировой практике финансового менеджмента применяется три основных типа кредитной политики по отношению к покупателям:
1) Консервативный направлен на минимизацию кредитного риска, который является приоритетным. Предприятие стремится сократить круг покупателей в кредит, в первую очередь, за счет групп покупателей с повышенным риском; за счет минимизации сроков предоставления кредита и его размера; ужесточения условий предоставления кредита и повышения ее стоимости, а также за счет более жесткой процедуры инкассации дебиторской задолженности.
2) Умеренный - ориентирован на средний уровень кредитного риска и более мягкие условия предоставления кредита.
3) Агрессивный предусматривает максимизацию дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации продукции в кредит, несмотря на высокий уровень кредитного риска.
На практике, чтобы максимально
снизить вероятность
Российские экономисты выделяют два подхода к управлению дебиторской задолженностью:
Формирование условий
Определение надежности покупателя или вероятности оплаты полученных им товаров. В этом могут помочь широко распространенные публикуемые рейтинги, анализ опубликованной финансовой отчетности потенциального покупателя, конструирование индексов риска, анализ баланса.
Определение суммы кредита, предоставляемого каждому конкретному покупателю. В данном случае, как правило, делаются расчеты, основанные на вероятности оплаты покупателем товара, возможности повторения заказов, размера выгод и убытков, получаемых от оплаты (неоплаты) товара.
Определение политики сбора дебиторской задолженности. Фирма за определенную плату передает право на получение денег по дебиторской задолженности специализированной фирме. Последняя может обеспечить сбор, страхование и финансирование дебиторской задолженности либо оказать помощь по ее взысканию и страхованию сомнительных долгов. Существует возможность получения кредитной страховки при необходимости защиты от безнадежных долгов. Эти операции известны как факторинг, а сами фирмы — как факторинговые.
Все перечисленные меры взаимосвязаны.
Фирма может предлагать более
выгодные условия продажи, если она
проводит жесткую политику отбора покупателей,
или предоставлять кредит высокорисковым
клиентам при наличии надежного
механизма получения
Данные сравнения проводятся по уровню кредитоспособности заемщика, времени отсрочки платежа, стратегии скидок с цены товара, расходам по инкассации и др. [6]
Политика в области управления дебиторской задолженностью на предприятии может включать следующее:
1. сквозной анализ дебиторской
задолженности по срокам
2. деление покупателей на три
группы в зависимости от
3. определение ценовой политики
в отношении каждой из трех
групп покупателей с учетом
возможности предоставления
4. определение условий (сроков, размера и др.) коммерческого кредита, предоставляемого при отсрочке платежа различным покупателям;
5. выявление возможностей
6. выявление возможностей
7. выяснение ситуаций, при которых возможны продажа или залог дебиторской задолженности и условий этого;
8. прогнозирование поступления
дебиторской задолженности и
определение способов ее
Практикой выработаны некоторые общие
правила, позволяющие более четко
управлять дебиторской
При управлении дебиторской задолженностью предприятие, также должно учитывать влияние внешних факторов, таких, например, как кризис неплатежей, неодинаковое влияние инфляции на различные товары, несовершенство законодательной базы и противоречивость отдельных нормативных документов, несовершенство процедур банкротства, продолжающийся передел собственности и др.
Управление дебиторской
В следующем разделе рассмотрим политику взимания дебиторской задолженностью с покупателей. [1]
Методы, которым следует предприятие для взимания дебиторской задолженности, принято называть политикой инкассации.
Инкассация наличности – процесс получения денежных средств за реализованную продукцию.
Инкассация дебиторской
- Возраст самого долга;
- Общий объем долгов;
- Общий объем просроченных
- Дату открытия счета;
- Своевременность прежних
- Платежи, осуществленные после последней даты платежа;
- Величину кредита клиента,
- Статус клиента, который может потребовать особого отношения;
- Сроки и формы
- Условия возбуждения дела о
банкротстве несостоятельных
Эффективность процедуры инкассации определяется не столько уменьшением размеров дебиторской задолженности, сколько ростом прибыли за счет увеличения объема продаж и организации надежных отношений с клиентами.
Анализ состояния дебиторской
задолженности начинаю с общей
оценки динамики ее объема в целом
и продолжают в разрезе отдельных
стаей; определяют долю дебиторской
задолженности в оборотных
Методическим приемом анализа, обеспечивающим возможность прогнозирования дебиторской задолженности, является расчет коэффициентов инкассации (погашения дебиторской задолженности), который представляет собой отношение дебиторской задолженности, возникшей в конкретном периоде, к величине отгрузки (объема продаж) того же периода. Суть подхода состоит в том, чтобы разложить величину дебиторской задолженности на конкретную дату на составляющие, характеризующие срок ее образования, например, до одного месяца, от одного до двух месяцев, от двух до трех месяцев и т.д. [9]