Управление формированием прибыли в процессе хозяйственной деятельности предприятий торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 22:20, курсовая работа

Краткое описание

Поэтому цель курсовой работы - изучение прибыли как важнейшего экономического показателя хозяйственной деятельности предприятия.
Объектом исследования является Краснодонское производственно – коммерческое торговое предприятие магазин №4
Основными задачами курсовой работы является изучение вопроса управления формированием прибыли на предприятии, выявление основных резервов повышения прибыли, путей воздействия на ее величину, четкое определение влияния прибылеобразующих факторов и параметров на конечный результат деятельности предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
1.СУЩНОСТЬ ПРИБЫЛИ КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ И ОСНОВНОГО ПОКАЗАТЕЛЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
4
1.1.Понятие прибыли и ее роль в условиях рыночной экономики
4
1.2 Формирование прибыли по результатам основных видов деятельности предприятия
10


2.АНАЛИЗ ПРИБЫЛЬНОСТИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1. Краткая характеристика предприятия КПКТП магазин № 4

22

22
2.2.Оценка хозяйственной деятельности предприятия и
её результатов
23
2.3.Факторный анализ прибыли от реализации продукции
27
2.4.Анализ показателей рентабельности
29


3. ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
32
3.1.Разработка стратегии оптимальной ассортиментной политики - важнейший фактор прибыльной работы торгового предприятия
32
3.2.Расширение сервисного обслуживания - эффективный способ конкурентной борьбы за покупателя
38
3.3.Внедрение стандартов обслуживания – основа эффективных продаж
39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
48

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

курсак.doc

— 484.50 Кб (Скачать файл)

 

По данным таблицы 2.4 можно установить, как изменилась сумма прибыли за счет каждого фактора.

Изменение суммы прибыли за счет:

Объема реализации продукции 

VРП = Пусл1 - По = 16,92тыс. грн.  –18,6 тыс.грн. = -1,68 тыс.грн.

структуры товарной продукции

 DПстр = Пусл2 усл1  = 17,4 тыс.грн. – 16,92 тыс.грн. = +0,48 тыс.грн.

средних цен реализации

Цусл3  - Пусл2 = 39,2тыс.грн. – 17,4 тыс.грн. =+21,8тыс.грн.

себестоимости реализованной продукции

DПс = П1 усл3 =19,2 тыс.грн. – 39,2тыс.грн.  =-20  тыс.грн.

ИТОГО :

DП =(-1,68) тыс.грн. +0,48 тыс.грн. +21,8тыс. грн. + (-20)тыс.грн.  = + 0,6 тыс. грн.

По результатам факторного анализа можно оценить качество прибыли. Качество прибыли от основной деятельности признается высоким, если ее увеличение обусловлено ростом объема продаж, снижением себестоимости продукции. Низкое качество прибыли характеризуется ростом цен на продукцию без увеличения физического объема продаж и снижения затрат на гривну продукции.

На анализируемом предприятии  сумма прибыли возросла в основном за счет увеличения средне реализационных цен.

 

2.4.Анализ  показателей  рентабельности

 

Рентабельность – это степень доходности, выгодности, прибыльности бизнеса. Она измеряется с помощью целой системы относительных показателей, характеризующих эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.), выгодность производства отдельных видов продукции и услуг. Показатели рентабельности  более полно, чем прибыль характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому, что их величина отражает соотношение эффекта с вложенным капиталом или потребленными ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и  как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Показатели рентабельности можно  объединить в несколько групп:

  • показатели, базирующиеся на затратном подходе (рентабельность продукции, рентабельность операционной деятельности, рентабельность инвестиционной деятельности, рентабельность обычной деятельности);
  • показатели характеризующие прибыльность продаж (валовая рентабельность продаж и чистая рентабельность продаж);
  • показатели, в основе которых лежит ресурсный подход (рентабельность совокупных активов или общая рентабельность, рентабельность операционного капитала, оборотного капитала, собственного капитала и др.

Рентабельность продаж характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности : сколько прибыли имеет предприятие с  одной гривны продаж

Рентабельность продаж (оборота) или  коммерческую маржу рассчитаем делением прибыли от реализации продукции  или денежного потока, включающего  прибыль и амортизацию, на сумму полученной выручки

2002 год:

Рпр. = (34,2 тыс.грн. /998,8тыс.грн.) * 100% = 3,4 %

2003 год:

Рпр. =(41,2тыс.грн.  / 998,9тыс.грн. ) *100% = 4,1  %

2004 год:

Рпр.= (56,4тыс.грн. / 1001,2тыс.грн. ) *100 % = 5,6 %

Динамика рентабельности продаж по предприятию  положительна, в 2002 году рентабельность продаж составляла 3,4%, в 2003 году – 4,1 %, в 2004 году – 5,6%

Рентабельность продукции (продукция кондитерского цеха) рассчитаем путем отношения прибыли от реализации к сумме затрат по реализованной продукции:

2002 год:

Рп = (0,34 тыс.грн. /0,99 тыс.грн.) * 100 %  = 34,34 %

2003 год:

Рп = (0,41тыс. грн. / 0,94 тыс.грн.) * 100 %  =43,62 %

2004 год:

Рп = (0,4тыс.грн. / 0,93 тыс.грн.) * 100 %  =43,01 %

Рентабельность продукции  показывает, сколько прибыли имеет предприятие с каждой гривны, затраченной на производство и реализацию продукции .

Динамика рентабельности продукции  на предприятии имеет позитивный характер

Рентабельность операционной деятельности рассчитывается в целом  по предприятию как отношение прибыли – брутто или суммы денежного потока от операционной деятельности, включающего прибыль и амортизацию отчетного периода, к общей сумме затрат по операционной деятельности (рис.2.6):

2002 год:

Род. =(34,2 тыс.грн/834,8 тыс.грн. )*100% =4,1 %

2003 год:

Род=(41,2тыс.грн. /818,4 тыс.грн.) *100%=5,03 %

2004 год:

Род.=(56,4 тыс.грн. / 901,2 тыс.грн. ) * 100 %= 6,26%

Рассчитанный показатель  характеризует  окупаемость затрат в операционной деятельности.  Он полнее предыдущего  показателя отражает результаты работы предприятия, поскольку при его расчете учитываются не только реализационные, но и внереализационные. Причем учитывает не только чистую прибыль, а всю величину собственных заработанных средств, поступающих в свободное распоряжение предприятия из оборота.

Сумма прибыли может быть небольшой, если предприятие применяет  ускоренный метод амортизации, и наоборот. Однако в совокупности эти две величины довольно реально отражают доход  предприятия, который может быть использован в процессе реинвестирования.

Рентабельность операционной деятельности в 2003 году выросла по отношению к 2002 году с 4,1 % до 5,03%, в 2004 году снизилась на 0,72%.

Снижение рост рентабельности операционной деятельности обусловлен повышением суммы  прибыли от операционной деятельности, увеличением суммы амортизационных отчислений.

Рентабельность (доходность) капитала рассчитаем отношением чистой прибыли к среднегодовой стоимости  собственного капитала.

2002 год:

Рк.= (12,77тыс.грн. /714,3  тыс.грн. )*100% = 1,79 %

2003 год:

Рк.= (13,8тыс.грн. /696,0 тыс.грн. )*100% = 1,98 %

2004 год:

Рк.= (14,1тыс.грн. /701,2 тыс.грн. )*100% = 1,26%

Рентабельность капитала по предприятию  возросла с 1,79 %  в 2002 году до 2,01% в 2004 году.

Уровень рентабельности операционной деятельности (окупаемость затрат), рассчитанный в целом  по предприятию, зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации. Факторная модель этого показателя имеет вид :

Р = (П ( при VРПобщ, Удi , Цi , Сi) / ( З (при VРПобщ, Удi , Сi)          (2.8)

Расчет влияния факторов первого  порядка на изменение уровня рентабельности в целом по предприятию выполним способом цепной подстановки , используя  данные таблицы  2.5 и 2.4.

Ро = По / Зо = (18,6 тыс.грн. /726,3 тыс. грн.) * 100% = 2,6 %

Русл1усл1 / Зусл1 = (16,92тыс.грн. * 0,91 / 872 * 0,91 ) * 100% =1,94 %

Русл2усл2 / Зусл2 = (17,4 тыс. грн. /872 тыс.грн.) *100% = 2  %

Русл3усл3 / Зусл3 = (39,2тыс.грн. / 872тыс.грн.) *100% = 4,46 %

Р11 / З1 = (19,2тыс. грн./814,2 тыс.грн.) *100 % =1,88 %

общ1 –Ро = 1,88% - 2,6 % =  - 0,72 %

В том числе:

VРПусл1  - Ро =1,94% - 2,6 % = -0,66

уд= Русл2  - Русл1 = 2% - 1,94 % = -0,06%

ц = Русл3 - Русл2 = 4,46 % - 2% = + 2,46 %

с = Р1 - Русл3 = 2,36  % - 4,46 % = -0,36%

Полученные результаты свидетельствуют  о том, что рост цен на продукцию  предприятия вызвал увеличение  рентабельности  на 2,46 %, рост себестоимости  снизил уровень рентабельности операционной деятельности на 0,36%, изменение структуры выпускаемой продукции снизило уровень рентабельности на 0,06 %. Общее изменение показателя рентабельности операционной деятельности составило –0,72 %.

 

3. ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ НА  ПРЕДПРИЯТИИ

 

3.1.Разработка стратегии  оптимальной ассортиментной политики  - важнейший фактор прибыльной работы торгового предприятия

 

Высокие показатели хозяйственно-финансовой деятельности и культура торгового  обслуживания населения на Краснодонском  производственно – коммерческом торговом предприятии магазин №4  зависят от широкого и  постоянного ассортимента товаров.

Специализация производителей на выпуске  отдельных видов товаров, которая  дает им возможность  улучшать качество, совершенствовать технологию производства, значительно сокращать сроки  освоения и серийного выпуска более конкурентоспособных новых товаров, вместе с тем приводит к сужению ассортимента выпускаемых товаров. Возникает потребность в их подсортировке на оптовых складах и в розничной торговой сети, где должны быть представлены товары разных промышленных и сельскохозяйственных предприятий отечественного и зарубежного производства.

Процесс подборки и установления номенклатуры товаров по разным признаками, направленный на удовлетворение спроса населения и обеспечение высокой  прибыльности работы предприятий торговли, называется формированием ассортимента.

Как известно, перечень товаров, которые  реализуются на предприятиях розничной  торговли, называется торговым ассортиментом. Формирование торгового ассортимента в розничной сети направлено на наиболее полное удовлетворение запросов покупателей и активное влияние на спрос для повышения уровня и культуры потребления.

Преобразование производственного  ассортимента в торговый начинается на предприятиях оптовой торговли, которые организовывают закупку и доставку основной массы товаров сложного ассортимента. На предприятиях розничной торговли осуществляется преобразование производственного ассортимента в торговый по основным группами продовольственных и непродовольственных товаров первой необходимости и простого ассортимента, которые закупаются непосредственно у производителей.

Общие направления в  формировании ассортимента товаров  торговыми организациями и предприятиями  как оптовой, так и розничной  торговли определяются их ассортиментной политикой.

Ассортиментная политика – это комплекс мероприятий по управлению ассортиментом товаров. Она отражает  требования и формы распределения между участниками  товародвижения и имеет целью разработать принципы подбора товаров с учетом специфики работы отдельных предприятий и организаций. Вместе с тем, ассортиментная политика в розничной торговле не сводится лишь к ориентации магазинов на торговлю отдельными группами (комплексами) товаров. Она включает общие направления формирования ассортимента товаров в розничной сети города, микрорайона, торговой организации, частного предприятия или фирмы.

Конечной целью ассортиментной политики является получение прибыли  и обеспечение высокой эффективности  работы промышленных и торговых предприятий, которые достигаются за счет максимально возможного соответствия объемов и структуры производства товаров народного потребления покупательному спросу населения.

Ассортиментная политика является важной составной частью общей  стратегии розничной торговли. Стратегия  оптимизации ассортимента может осуществляться путем сужения его широты и уменьшения глубины: магазины сокращают ассортимент до нескольких товарных групп, а в границах групп - организовывают продажу лишь самых популярных и ходовых товаров. Это позволяет значительно уменьшить товарные запасы, увеличить скорость обращения товаров и сократить потребность в кредитах на закупку и реализацию товарной массы.

Если в основу формирования ассортимента положена стратегия максимального  его расширения и углубления, то она требует значительно больших финансовых ресурсов, но позволяет предложить покупателям очень широкий ассортимент товаров, которые можно найти только в этом магазине.

Таким образом, ассортиментная политика на Краснодонском  производственно  – коммерческом торговом предприятии  магазин №4 должна избираться с учетом общей цели и стратегических подходов, которые ставит перед собою руководство. Целью ее является организация продажи в магазине №4 сбалансированного ассортимента товаров, который в рациональных соотношениях объединяет товары разных товарных групп в зависимости от потребностей рынка, может учитывать рентабельность торговой деятельности. При этом прибыльность торговли может быть достигнута как за счет сокращения, так и расширения товарного ассортимента. Стратегия формирования ассортимента в этом случае может определить, повысится ли уровень доходов Краснодонского  производственно – коммерческого торгового предприятия магазин №4, если торговать (или не торговать) этим товаром.

Особое значения приобретает  концепция прибыльной работы в условиях рыночной экономики, которая ориентированна на получение прибыли от коммерческой деятельности. Однако не всегда прибыль является основным мотивом торговой деятельности. Так, система потребительской кооперации, которая обслуживает почти все сельское население и выполняет социальные функции  государства - торговое обслуживание пайщиков и жителей села, в последние годы осуществляет торговлю с значительными убытками. В особенности в отдаленных и маленьких населенных пунктах.

Поэтому решение вопроса ассортиментной политики не должны основываться лишь на рентабельности работы Краснодонского  производственно – коммерческого торгового предприятия магазин №4. Они должны учитывать результаты всестороннего анализа их деятельности, основных задач и принятой стратегии развития.

Ассортиментная политика - важная народнохозяйственная задача, рациональное решение которой требует  скоординированных действий, как  на общегосударственном уровне, так  и в отдельных сферах деятельности: производственной сфере, оптовой и розничной торговле.

Информация о работе Управление формированием прибыли в процессе хозяйственной деятельности предприятий торговли