Условия труда управленческого персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 14:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – выяснить, какие методы нормирования труда управленческого персонала существуют в настоящее время.
Задачами работы являются:
определение понятий нормирование труда.
выделение основных методов нормирования управленческой деятельности.
изучение нормирования труда на основе анализа в сфере управления персонала.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Понятие нормирования труда управленческого персонала 5
1.1 Сущность и значение нормирования труда управленческого персонала 5
1.2 Методы нормирования труда 7
1.3 Нормативные материалы для нормирования труда 10
Глава 2 Практическое применение нормирования труда. 13
2.1 Нормирование в управлении персоналом 13
2.2 Организация труда в управлении персоналом 14
2.3 Основные элементы нормирования службы управления персоналом 20
2.4Методы расчета численности службы персонала 26
Заключение 28
Список литературы 30

Вложенные файлы: 1 файл

юля.docx

— 64.43 Кб (Скачать файл)

Содержание 
 
 

Введение 3

Глава 1 Понятие нормирования труда управленческого  персонала 5

1.1 Сущность  и значение нормирования труда  управленческого персонала 5

1.2 Методы  нормирования труда 7

1.3 Нормативные  материалы для нормирования труда 10

Глава 2 Практическое применение нормирования труда. 13

2.1 Нормирование  в управлении персоналом 13

2.2 Организация  труда в управлении персоналом 14

2.3 Основные  элементы нормирования службы  управления персоналом 20

2.4Методы  расчета численности службы персонала 26

Заключение 28

Список  литературы 30 

 

Введение

     Проблемы  нормирования труда в последние  годы объективно выдвинулись на первый план и являются одним из важных элементов системы управления персоналом организации. Связано это, прежде всего, с необходимостью повышения эффективности  использования трудового потенциала работников, оптимизации их численного и профессионального состава  и своевременной корректировкой требований к персоналу, исходя из условий  рынка.

     В настоящее время нормируется  труд служащих, занятых в промышленности, транспорте, строительстве и других сферах материального производства.

     Специфика труда в сфере управления состоит в следующем:

  1. сотрудники выполняют труд, который выражается в обосновании целей и направлений общественного развития;
  2. непосредственно материальных ценностей не создают, но обеспечивают условия их производства
  3. обеспечивают рациональность и эффективность общественных отношений, явлений и процессов; обладают особым предметом труда — информацией.

     В динамично изменяющихся условиях развития экономики для любого учреждения необходима корректировка организационных  структур управления. Основными количественными  характеристиками организационной  структуры управления являются показатели численности руководителей и  специалистов.

     Опираясь  на экономические потребности общества, практика требует новой концепции  и методологии нормирования труда, обусловленного ролью и значением  персонала в обеспечении функционирования рыночных структур. Таким образом, переход  к рынку не снимает, а наоборот, повышает роль и значение нормирования труда в жизни организации. Объектом работы является управленческий персонал, предметом – нормирование труда  в сфере управления. Цель данной курсовой работы – выяснить, какие методы нормирования труда управленческого персонала существуют в настоящее время.

     Задачами  работы являются:

  • определение понятий нормирование труда.
  • выделение основных методов нормирования управленческой деятельности.
  • изучение нормирования труда на основе анализа в сфере управления персонала.

 

Глава 1 Понятие нормирования труда управленческого персонала

1.1 Сущность и значение  нормирования труда  управленческого  персонала

     Нормирование  труда - понятие широкое и объемное. Оно является одним из механизмов управления производством, методом  выявления резервов роста производительности труда, регулятором меры труда рабочих  и служащих. И какая бы из этих сторон не подчеркивалась, сущность нормирования труда проявляется в разработке и установлении особых видов норм, которые обобщенно принято называть нормами затрат труда или нормами  труда.

     Нормам  труда относятся нормы выработки, нормы времени, нормы обслуживания и нормативы численности рабочих  и служащих. Они устанавливаются  в соответствии с достигнутым  уровнем техники, технологии, организации  производства и труда.

     Нормы труда устанавливаются на неопределенный срок и действуют до момента их пересмотра в связи с изменением условий, на которые они рассчитаны. Поэтому по мере проведения аттестации и рационализации рабочих мест, внедрения  новой техники, технологии и организационно-технических  мероприятий, обеспечивших рост производительности труда, они подлежат пересмотру. В  то же время достижение высокого уровня выработки продукции отдельными работниками или бригадой с применением  по собственной инициативе новых  приемов труда и передового опыта, совершенствования своими силами рабочих  мест не может быть основанием для  замены норм.

     Деятельность  по нормированию труда управленческого персонала является комплексной и дает возможность решать смежные задачи.  

     Основные  цели нормирования:1

  • планирование производства и определение потребности в персонале (качество и количество).
  • расчет затрат на заработную плату.
  • оценка изменения производительности, эффективности производства.

     Для создания эффективной системы нормирования труда на предприятии необходимо осуществить:

  1. анализ деятельности.
  2. расчет и утверждение базовых норм.
  3. мониторинг технического уровня производства, планирование пересмотра норм в зависимости от изменения состояния материально-технического обеспечения.
  4. внедрение форм материального стимулирования за повышение производительности.
  5. мониторинг норм труда.

 

1.2 Методы нормирования труда

     Применяемые сегодня подходы к организации  и нормированию труда в в производственных и непроизводственных структурах, тем более ориентированных на удовлетворение социальных потребностей населения, не позволяют в должной мере раскрыть и использовать человеческий потенциал.

     Нормирование  труда управленческого персонала  представляет собой особую сложность. Основным объектом нормирования труда  по управлению является выполняемая  управленческая функция — определенный состав работ, базирующихся на информации. По характеру труда, сложности и  ответственности выполняемых функций  управленческий персонал делится на три категории:2

  1. руководители.
  2. специалисты.
  3. технические исполнители или другие служащие.

     Их  трудовые функции и содержание труда  различаются, прежде всего, по таким  показателям, как сложность выполняемых  работ, уровень квалификации работников, удельный вес творческого труда, степень повторяемости отдельных  элементов работы, неравномерность  загрузки в течение рабочего дня. Все это требует применения различных  методов нормирования труда и  расчета численности для разных категорий служащих. Специфика управленческого труда служащих обусловила необходимость поиска новых путей к решению задач нормирования их труда.3

     Значительный  диапазон методов нормирования, применяемых  на практике, не позволяет объективно оценить труд управленческого персонала. Однако при одновременном использовании существующих методов нормирования труда возможно достичь необходимых результатов при разработке нормативов численности. Как базовый предлагается использовать опытно-статистический метод с последующими дополнениями его всеми разновидностями аналитического метода.

     Все чаще аналитические методы нормирования, предусматривающие применение прогрессивных  нормативов или изучение затрат рабочего времени, стали подменяться опытно-статистическими, в результате чего качество норм снизилось. Но это не означает, что опытно-статистический метод направлен на снижение качества нормативов. Он необходим на первоначальном этапе разработки нормативов, так  как далеко не всегда представляется возможным изучить затраты рабочего времени, тем более у государственных  служащих.

     В основе опытно-статистического метода лежат данные о выполнении аналогичных работ (функций), данные статистических отчетов о выработке или затратах времени за предшествующий период, материалы наблюдений за использованием рабочего времени, результаты экспертных оценок, а также опыт руководителя, специалиста и др. Метод не обеспечивает достаточной обоснованности устанавливаемых норм затрат труда, но позволяет осуществлять усредненную оценку существующего состояния. На этом основана возможность сочетания данного метода с аналитическим методом путем проведения выборочных исследований затрат труда или использования нормативов на отдельные репрезентативные работы (операции, функции) с целью корректировки расчетов суммарных норм трудоемкости работы или численности работников, выполняющих ту или иную функцию.4

     Аналитический метод позволяет устанавливать более обоснованные нормы затрат труда, внедрение которых призвано способствовать повышению производительности труда и, в целом, эффективности деятельности. В зависимости от способа определения величины нормы трудовых затрат этот метод подразделяется на: аналитически-исследовательский и аналитически-расчетный.

     При выборе целесообразного метода нормирования труда в каждом конкретном случае необходимо учитывать следующее.

     Нормирование  труда служащих, осуществляющих функции  государственного управления, позволяет  решать разные задачи управления, поэтому  метод нормирования определяется требованиями конкретной задачи управления.5

     Трудовые  процессы (исполняемые функции), осуществляемые государственными служащими, регламентированы в разной степени. Соответственно и  при нормировании труда требуется  разграничить работы по степени их регламентации.

     Для нормирования труда служащих, осуществляющих функции государственного управления, наибольший эффект достигается при  одновременном применении дифференцированного  и укрупненного нормирования.6

     В процессе проведения исследований в  области нормирования труда государственных  служащих выяснилось, что уровень  необходимых затрат труда этих категорий  работников обусловлен столь большим  числом факторов, что единый, универсальный  метод нормирования существовать не может. Задачи нормирования труда служащих, осуществляющих функции государственного управления, должны решаться поэтапно, путем установления системы одновременно действующих норм затрат труда.

 

1.3 Нормативные материалы для нормирования труда

     Выбор вида нормативных материалов для  нормирования труда служащих, осуществляющих функции государственного управления, предопределил ряд факторов: 7

  1. организационно-техническое построение процесса формирования, принятия и исполнения государственных решений
  2. особенности управленческого труда и специфика деятельности учреждений (органов, фондов и пр.), исполняющих законодательство Российской Федерации под контролем государства.

     Нормативные материалы по труду служащих, осуществляющих управленческую деятельность представлены в Таблице 1.

     Таблица 1

     Виды  нормативных материалов по труду служащих

    1. нормативы численности работников в целом и по функциям управления.
  1. нормативы обслуживания (нагрузка на одного работника) и управляемости (для руководителей).
  1. нормативы соотношений, устанавливающие оптимальные соотношения между численностью основных категорий управленческого персонала, а также соотношения между отдельными должностными группами внутри этих категорий.
  1. нормативы трудоемкости по отдельным этапам и видам работ.

Информация о работе Условия труда управленческого персонала