Устройство, и планировка магазина «Торговая база» Климовского Райпо

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 13:17, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение устройства, планировки и размещения оборудования магазина и выработка рекомендаций по их рационализации.
Для достижения данной цели в работе ставятся следующие задачи:
-рассмотреть задачи совершенствования и общие требования к устройству и планировке магазинов;
-проанализировать практический аспект устройства, планировки оборудования магазина и основные направления их рационализации.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Общие требования к устройству, планировке и оборудованию магазинов 6
1.1 Требования, предъявляемые к устройству и оформлению магазинов 6
1.2 Состав помещений магазина, их планировка и взаимосвязь 14
1.3 Технологические планировки торговых залов магазинов, расстановка оборудования 20
Глава 2 Характеристика торгово-хозяйственной деятельности («Торговая база»Климовского Райпо) 27
2.1 Общая характеристика торговой организации и материально-технической базы «Торговая база» Климовского Райпо 27
2.2 Анализ устройства и планировки магазина «Торговая база» Климовского Райпо 29
Глава 3 Пути совершенствования устройства и планировки помещений магазина («Торговая база»Климовского Райпо) 38
Заключение 43
Список использованных источников 48
Приложения……………………………………………………………………50

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 84.79 Кб (Скачать файл)

Площадь связи (проходы, коридоры) должна обеспечить пожарную безопасность, возможность эвакуации, рациональную организацию технологического процесса, комфортность при отборке и покупке товаров. На их долю, как правило, приходится 15-20 % общей площади магазина.

 

1.3 Технологические планировки  торговых залов магазинов, расстановка  оборудования

Вариант технологической планировки торгового зала выбирается в зависимости от метода продажи, ассортимента товаров, архитектурно-планировочного решения торгового зала, типа оборудования.

Технологические схемы размещения оборудования в торговом зале должны обеспечивать следующие условия:

-четкую ориентацию покупателей  в торговом зале;

-оптимизацию покупательских  и товарных потоков;

-рациональное размещение  и выкладку товаров в торговом  зале;

-сокращение времени на  приобретение товаров;

-широкий ассортимент  товаров и удобства при совершении  покупки;

-эффективное использование  торговых площадей при соблюдении  требований СНиП;

-удобства для персонала  при пополнении товарных запасов  в торговом зале и обслуживании  покупателей.

Используют следующие основные формы размещения оборудования в торговом зале: линейную (продольную я поперечную), боксовую, выставочную, смешанную.

Линейная планировка позволяет формировать желаемые направления потоков покупателей, проектировать единый узел расчета, создать лучшие условия для выкладки и отбора товара, а также просмотра торгового зала. При ширине торгового зала до 12 м целесообразно применять линейную планировку с продольной расстановкой оборудования, от 12 до 24 м - с поперечным размещением.

Если в торговом зале есть несущие колонны, их следует "вписывать" в линии оборудования, чтобы они не мешали движению.

Боксовая планировка торгового зала используется в том случае, если возникает необходимость выделить секции (отделы) в магазинах с относительно большой торговой площадью. При этом в каждом боксе проектируется самостоятельный узел расчета. Такая планировка менее эффективна по сравнению с линейной [4, С.146].

Выставочная планировка целесообразна в том случае, когда требуется представить покупателю для осмотра и выбора предлагаемые к продаже образцы товаров, как правило, тканей, крупногабаритных и других товаров. Проектирование выставочных помещений имеет свои особенности. Главная задача - показать товар, обратить внимание на все его преимущества.

Смешанная планировка используется, как правило, в крупных магазинах, с широким торговым залом (более 24 м), торгующих товарами, требующими различных условий продажи. В таком случае возникает необходимость сочетать линейную, боксовую, выставочную части помещения. Иногда возникает необходимость проектировать размещение рабочих мест продавцов в виде отдельных островков. Это позволяет создать необходимые условия торговли для каждой товарной группы с учетом их специфики.

Расстановка оборудования в торговых залах магазинов самообслуживания имеет свои особенности:

-она должна обеспечить  свободный доступ к товарам;

-входящие и выходящие  потоки должны быть разделены  путем рационального размещения  входов, выходов, узла расчета, торгового  оборудования, товарного ассортимента;

-должен быть рационально  спроектирован рекламный проект  магазина, немая справка, способствующая  информационному обеспечению покупателей;

-должны быть обеспечены  просматриваемость торгового зала, и система сохранности товаров.

Если в магазине самообслуживания имеется отдел с прилавком обслуживания, для него предусматривается обособленное место в удалении от контролеров-кассиров зала самообслуживания.

При размещении узлов расчета между кассовыми кабинами необходимо иметь проходы 0,6 м. Количество касс, площадь узла расчета, его планировка должны иметь достаточную пропускную способность, при которой не образуются очереди и исключены встречные потоки покупателей. Для продовольственных магазинов рекомендуется один кассовый аппарат на каждые 100 м торгового зала, в непродовольственных магазинах - на каждые 60 м2. Эти нормы могут быть скорректированы с учетом интенсивности покупательских потоков [9, С.120].

Разрабатывая технологический проект магазина, целесообразно предусмотреть механизацию торговых процессов. Для этого более рациональной будет такая планировка, когда все операционные помещения размещены на одном уровне, что исключает необходимость вертикального перемещения грузов. Для разгрузки товаров целесообразно иметь разгрузочные рампы (площадки) шириной 3-6 м, высотой 1,2 м, чтобы автомобиль мог разгружаться без специальных уравнительных приспособлений.

Эффективность использования торговой площади магазина оценивается следующими показателями: коэффициентами установочной и демонстрационной площади и пропускной способностью магазина.

Установочная площадь определяется по размерам внешних границ торгового оборудования или вспомогательных конструкций (примерочных кабин и др.). По ней можно судить об эффективности размещения оборудования в торговом зале.

Специалисты пришли к выводу, что показателем эффективности размещения оборудования в торговом зале является коэффициент установочной площади (Ку), определяемый как отношение установочной площади к общей площади торгового зала.

    (1.1)

где Ку - коэффициент установочной площади;

Sy - установочная площадь, м2;

Sт.з - площадь торгового зала, м2.

Оптимальная величина Ку в магазинах самообслуживания составляет 0,3-0,32; в универмагах-0,29; в магазинах обуви-0,33; одежда-0,28; хозтовары-0,32. Иначе говоря, средний показатель близок к 0,3 по большинству групп товаров. Это норма, отклонение от которой должно заставлять задуматься о повышении эффективности работы зала [8].

Однако эффективность использования площади торгового зала определяется не только степенью использования ее под установку оборудования. Важно еще и то, чтобы установочная площадь была эффективно использована под выкладку товаров, что может быть достигнуто при оснащении торгового зала оборудования, имеющим достаточно большую площадь выкладки.

Площадь выкладки (экспозиционная) исчисляется как сумма площадей всех элементов оборудования, на которых могут быть выложены товары. Сюда же включается и площадь, занятая под установку крупногабаритных товаров.

Показателем, характеризующим степень использования площади торгового зала под выкладку товаров, является коэффициент экспозиционной площади. Он определяется как отношение площади выкладки товаров к площади торгового зала:

(1.2)

где Кэксп. - коэффициент использования площади торгового зала под выкладку товаров;

Sэксп. - площадь выкладки товаров, м2;

Sт.з. - площадь торгового зала,м2.

Этот показатель не может беспредельно увеличиваться, так как от его завышения может пострадать рациональная организация технологических процессов, ухудшиться обозримость товаров. Считается, что наиболее приемлемыми отношениями между площадью выкладки товаров и площадью торгового зала в магазинах самообслуживания являются 70-75% [23].

Часть площади торгового зала отводится под зоны для проходов покупателей. При определении ширины проходов в каждом конкретном магазине следует учитывать плотность покупательского потока (таблица 1).

Таблица 1 - Рекомендуемая ширина проходов между оборудованием в торговом зале

Проходы между оборудованием в торговом зале

Ширина, м

1. Проход для покупателей  в торговый зал

1.7; 1.5

2. Между параллельно расположенными  островными горками

1.4; 1.2

3. Между островными горками  и пристанными и охлаждаемым  оборудованием

2.0; 1.5

4. Между прилавками и  оборудованием за прилавком

0.9


 

 

Примечание. Источник: [8, c.62]

 

 

В магазинах, где торговля ведется через прилавок обслуживания, выделяется площадь для организации рабочих мест продавцов. Ее размер определяется умножением длины фронта прилавка на глубину рабочего места. При этом глубина рабочего места включает ширину прилавка, ширину прохода между прилавком и торговым оборудованием для выкладки и размещения рабочего запаса товаров и глубины этого оборудования.

Площадь зоны расчетного узла включает площадь, занятую кабинами контролеров-кассиров, площадь проходов между кабинами и площадь, необходимую для оказания дополнительных услуг покупателям в процессе расчетных операций. Для расчета числа рабочих мест контролеров-кассиров используют следующую формулу:        

  (1.3)  

где К - количество рабочих мест контролеров-кассиров;

П - площадь торгового зала, м2;

Т - средние затраты времени покупателя на обслуживание (примерно 10 мин.),

n - площадь торгового зала, приходящаяся на одного покупателя, м2;

2 - коэффициент неравномерности  движения потока покупателей.

Все выше перечисленные показатели в комплексе позволяют дать характеристику эффективности использования торговых площадей магазина и учитываются при принятии решения об улучшении планировочных решений.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ТОРГОВО – ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ («ТОРГОВАЯ БАЗА» КЛИМОВСКОГО РАЙПО)

2.1 Общая характеристика  торговой организации и материально-технической 

Базы («Торговая база» Климовского Райпо).

 

«Торговая база» Климовского Райпо - компания, которая занимается торговлей, в основном продукты питания, одежда, товары для дома. Имеет свои складские помещения. Месторасположение предприятия: 243040 Брянская обл. п. Климово Вокзальная 7.

Предприятие является юридическим лицом по российскому законодательству: имеет в собственности обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.         

В своей деятельности руководствуется Уставом, законодательством Российской Федерации и обязательными для исполнения актами исполнительных органов власти. «Торговая база» Климовского Райпо имеет круглую печать со своим наименованием, угловой штамп и бланк, эмблему, свой торговый и товарный знаки, иную символику. «Торговая база» Климовского Райпо является самостоятельной хозяйственной единицей, действующей на основе полного хозрасчета, самофинансирования и самоокупаемости.

«Торговая база» Климовского Райпо отвечает по своим обязательствам тем имуществом, на которое согласно законодательству может быть обращено взыскание. Государство, его органы и другие организации не отвечают по обязательствам «Торговая база» Климовского Райпо, а последнее не отвечает по обязательствам государства, его органов и других организаций.

Для осуществления хозяйственной деятельности предприятием открыты текущие счета в долларах США, российских рублях. Основными видами деятельности «Торговая база» Климовского Райпо являются:

Торговля продуктами питания

Торговля прочими непродовольственными товарами потребительского назначения

Торговля скобяными изделиями, водопроводным и отопительным оборудованием

Торговля бытовыми электротоварами

Торговля товарами для дома

Торговля строительными материалами

Система оплаты труда на предприятии «Торговая база» Климовского Райпо - повременно-премиальная. Данная форма оплаты труда применяется на предприятиях, где невозможно или нецелесообразно использовать сдельную оплату. Она устанавливается с помощью месячных должностных окладов.

Заработок зависит от количества отработанного времени и тарифной ставки (оклада) за единицу рабочего времени, также к тарифной заработной плате может добавляться премия за достижение установленных количественных и качественных показателей в работе.

Узел расчета в магазине состоит из ККМ OMRON RS 28 MF(Япония), с возможным подключением электронных весов.

Торговый зал самообслуживания оборудован кондиционерами, это круглогодично обеспечивает постоянный температурный режим и циркуляцию воздуха, что в свою очередь привлекает дополнительных покупателей.

В целом магазин полностью оснащен необходимым оборудованием, инвентарем и инструментарием, позволяющим организовать на должном уровне приемку, оценку качества, хранение, подготовку к реализации и реализацию поступающих товаров.

Практически все имеющееся оборудование отвечает современным экономическим, эргономическим и эстетическим требованиям, однако предприятие не должно останавливаться на достигнутом и постоянно обновлять используемое торговое оборудование.

 

2.2 Анализ устройства и планировки магазина «Торговая база» Климовского Райпо.

Разработка концепции "Климовское Райпо" представляет собой построение наиболее рациональной организации всех процессов торгового предприятия, направленное на максимально эффективное обслуживание покупателей. И одной из важных составляющих концепции магазина является технологическая планировка, то есть совокупность всех помещений торгового предприятия в определенной взаимосвязи в соответствии со стадиями торгово-технологического процесса. Планировка является непременным условием создания или реконструкции магазин, позволяя добиваться максимально эффективного использования торговых площадей.

Магазин располагает комплексом помещений, необходимых для рационального функционирования торгово-технологического процесса. Все помещения магазина расположены с учетом обеспечения рациональной взаимосвязи между ними.

Так планировка торговых помещений магазина, а также помещений (зон) для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже, вспомогательных и административно-бытовых помещений отвечают основным требованиям:

-торговые помещения непосредственно  связаны с помещениями для  хранения и подготовки товаров  к продаже, чтобы можно было  обеспечить оперативное пополнение  товарных запасов в торговом  зале, используя кратчайшие пути  движения товаров;

Информация о работе Устройство, и планировка магазина «Торговая база» Климовского Райпо