Фискальная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 22:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - исследовать фискальную политику Республики Беларусь, раскрыть ее сущность и значение, а также расширение и углубление теоретических знаний по изучаемой дисциплине, приобретение навыков самостоятельной работы, формулировка собственных выводов по теме исследования.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность и содержание фискальной политики Республики Беларусь;
- изучить разновидности фискальной политики;
- исследовать особенности фискальной политики Республики Беларусь;
- изучить направления повышения эффективности фискальной политики Республики Беларусь.
- сформулировать выводы по результатам проведённого исследования.

Содержание

Введение ………………………………………………..………………………………..4
1. Фискальная политика: понятие, достоинства и недостатки, основные задачи и цели, ее виды и инструменты ……………………….….…..………………6
2. Механизмы фискальной политики …………………………………………15
2.1. Дискреционная фискальная политика………………………..…………………..15
2.2. Автоматическая фискальная политика……………………………...…..…….….22
3. Фискальная политика Республики Беларусь ………………………..……...26
Заключение ……………………………………………………………………………..39
Список использованных источников …………………………………………………41

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая готовая.doc

— 1.21 Мб (Скачать файл)

Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока не наступит равенство между совокупным спросом и объемом выпуска. Новое положение равновесия будет достигнуто в точке Е1 при выпуске Q2. Увеличение государственных закупок стимулировало рост объема производства с Q1 до Q2. Расстояние по вертикали между прямыми С+I+ G1 и С+I+ G2 показывает величину государственных закупок, а расстояние между Q2 и Q1 — прирост выпуска продукции. Из рисунка видно, что этот прирост в несколько раз превышает объем государственных закупок, т.е. последние обладают эффектом мультипликатора. Мультипликатор государственных расходов (они были сведены к закупкам товаров и услуг) MG показывает изменение выпуска продукции (ВВП), дохода в результате изменения расходов государства. Его можно рассчитать по формуле

,  (2.1)

где МG – мультипликатор государственных расходов.

Мультипликатор  государственных расходов равен  мультипликатору инвестиций, так  как они оказывают на экономику  идентичный эффект. Действительно, рост государственных закупок (как и инвестиций) создает дополнительный спрос на товары и услуги, который вызывает первичное приращение дохода, равное росту государственных расходов. Часть этого дохода, определенная предельной склонностью к потреблению, будет использована на потребление, что приведет к дальнейшему возрастанию совокупного спроса и дохода и т.д. Следовательно, изменение государственных расходов приводит в движение такой же процесс мультипликации национального дохода, как и изменение частных инвестиций. Поэтому мультипликатор государственных расходов тоже можно определить по формуле

,     (2.2)

где МG – мультипликатор государственных расходов;

МРС – предельная склонность к потреблению.

Чтобы определить изменение реального национального продукта (дохода), полученное в результате роста государственных закупок, необходимо умножить мультипликатор MG на прирост государственных расходов  G:

,     (2.3)

где ΔQ - изменение национального продукта (дохода);

      Q2 и Q1 – объемы выпуска продукции;

      МG – мультипликатор государственных расходов;

      ΔG – прирост государственных расходов.

В периоды подъема  экономики, когда частные расходы  достаточно велики, правительство уменьшает закупки товаров и услуг. Сокращение государственных расходов сопровождается сдвигом кривой совокупного спроса С+ I + G2 вниз и приводит к мультипликационному уменьшению объема национального продукта, доходов.

Так же, как изменения  государственных закупок, на объем выпуска, доходов действуют изменения трансфертных платежей, которые являются элементом государственных расходов. Однако эффективность их влияния на спрос, а значит, и на объем национального продукта несколько меньше. Это объясняется тем, что трансфертные выплаты населению приводят к росту его доходов, но только часть их, определяемую предельной склонностью к потреблению МРС, население использует на потребление, увеличивая на ту же величину совокупный спрос. Механизм влияния изменения трансфертных выплат на выпуск, доходы аналогичен тому, который действует при изменении налогов.

Чтобы государственные  расходы имели стимулирующее  действие, они не должны финансироваться  за счет налоговых поступлений. Рост налоговых ставок снизит стимулы  к деловой активности, что приведет к сокращению объема производства, доходов. Поэтому рост государственных расходов, как правило, сопровождается бюджетным дефицитом.

Таким образом, увеличивая расходы в период спада  производства и сокращая их во время  экономических подъемов, государство смягчает экономические кризисы, добивается более плавного роста объема национального производства.

Изменения в  налогообложении. Инструментом дискреционной  фискальной политики являются изменения  в налогообложении. Рассмотрим, как  повлияет на объем национального продукта введение аккордного (автономного) налога. Это налог в строго заданной сумме, величина которой остается постоянной при изменении объема выпуска. Допустим, что при совокупном спросе С1 + I + G равновесное состояние достигалось в точке Е1 при объеме выпуска Q1(рис. 2.2).

 

Рис. 2.2. Аккордные налоги и равновесный национальный продукт

 

Стремясь снизить  темпы инфляции в обществе, государство  вводит аккордный налог с населения Т, равный 20 млрд. р. (в данном случае = 7). Свои доходы население использует на потребление и сбережение, соотношение между изменениями которых определяет предельная склонность к потреблению МРС. Примем ее равной 3/4. С учетом МРС введение налога в 20 млрд. р. вызовет уменьшение потребления на 15 млрд. р., что приведет к сокращению совокупного спроса на такую же величину. Прямая С2 + I + G сдвинется вниз, в положение С2 + I+G. Уменьшение спроса будет сопровождаться сокращением производства до тех пор, пока не наступит новое состояние равновесия в точке Е1 при объеме выпуска Q2.

Как видно из рисунка, расстояние между Q2 и Q1 больше, чем разница по вертикали между прямыми С1 + I+ G и С2 + I+ G, т.е. больше 15 млрд. р., что свидетельствует о наличии мультипликатора налогов. Он меньше мультипликатора государственных расходов. Это объясняется тем, что изменение государственных закупок на одну денежную единицу приводит к такому же изменению совокупного спроса, а изменение аккордного налога на денежную единицу сопровождается изменением совокупного спроса на величину МРС х 1. Поэтому налоговый мультипликатор МТ будет равен:

   или 
, (2.4)

где МТ – налоговый мультипликатор;

      МРС – предельная склонность  к потреблению;

      МG – мультипликатор государственных расходов.

Изменение реального  национального продукта (дохода) вследствие введения налога Т будет равно:

,     (2.5)

По приведенным  выше формулам можно рассчитать и  мультипликатор трансфертных выплат. Однако если увеличение налогов приводит к сокращению национального продукта, доходов, то рост трансфертных платежей, наоборот, способствует их возрастанию

На практике аккордные налоги встречаются довольно редко. Как правило, с увеличением  объема выпуска, доходов налоги растут. Рассмотрим, как изменение ставок пропорционального налога влияет на совокупный спрос и национальный продукт.

Допустим, что  при налоговой ставке, равной нулю, экономическая система будет  находиться в равновесии в точке  Е1 (рис. 2.3). Равновесный объем выпуска Q1.

Рис. 2.3. Пропорциональные налоги и равновесный национальный продукт

 

Предположим, государство  вводит подоходный пропорциональный налог, ставка которого равна t. Если доход  населения до введения налога был Y, то после его взимания располагаемый доход можно рассчитать так: Y- tY = (1 - t) Y (автономные налоги не будем учитывать при расчетах). Это значит, что из каждой денежной единицы дохода раньше на потребление уходило МРС х 1, а теперь: (1-t)МРС, т.е. новая предельная склонность к потреблению равна МРС' = (1 - t)MPC.

Величина МРС  определяет наклон кривой С + I + G. Уменьшение этого показателя до МРС приведет к снижению наклона кривой совокупного спроса, т.е. к сдвигу ее в положение С + I + G. Точка равновесия переместится из Е1 в Е2, что приведет к сокращению объема национального производства с Q1 до Q2. Из рисунка видно, что расстояние, на которое сместилась кривая совокупного спроса С + I + G вниз при объеме выпуска Q11К), меньше, чем Q1 - Q2, т.е. имеет место мультипликационный эффект. Причем, как и всегда, изменение совокупного спроса на одну единицу приводит к изменению объема выпуска (дохода) на величину, равную

    (2.6)

Чтобы определить, на какую величину изменился выпуск продукции (доход) при введении налоговой  ставки t, необходимо умножить первоначальное сокращение совокупного спроса (равное отрезку Е1К) на .Определим, насколько первоначально сократился совокупный спрос в результате введения налога. Если до введения налога уровень дохода был Y = Q1, то после его изъятия доход уменьшился на tQ1, а потребительские расходы (а значит, и совокупный спрос) на МРС х tQ1. Поэтому равновесный объем национального выпуска (дохода) сократился на следующую величину:

  (2.7)

Аналогичные рассуждения  имеют место и в противоположном  случае, когда налоговая ставка снижается, а доход увеличивается.

Влияние увеличения государственных расходов и налогов.

Фискальная  политика, как правило, оперирует  одновременно как расходами государства, так и его налогами. Особый интерес  представляет случай, когда государство  увеличивает свои закупки G и налоги Т на одинаковую величину (сальдо государственного бюджета при этом не изменяется). Проанализируем последствия этих действий. Допустим, что первоначально равновесие достигалось в точке Е1 (рис. 2.4).

Предположим, государство  увеличило закупки товаров и услуг на 20 млн. р., что привело к росту совокупного спроса также на 20 млн. р. и к сдвигу кривой С + I + G вверх, в положение С + I + G1. Точка равновесия переместилась из Е1 в Е2. Объем национального продукта возрос с Q1 до Q2. Рассчитать его прирост можно следующим образом (МРС примем равной 3/4):

 

 

Рис. 2.4.  Государственные закупки, налоги и равновесный национальный продукт

 

Введение аккордного налога величиной 20 млн. р. сдвинет кривую С + I + G1 вниз, в положение С1 + I + G1. Сдвиг произойдет на величину 15 млн. р., так как мультипликатор налогов меньше мультипликатора расходов. Точка равновесия переместится из Е2 в Е3, а объем производства уменьшится с Q2 до Q3. Объем производства в результате введения налога сократится на

Следовательно, в результате роста государственных  закупок национальный продукт увеличился на 80 млн. р., а введение налога сократило  его на 60 млн. р. Таким образом, одновременное  увеличение государственных расходов и налогов на 20 млн. р. обусловило рост национального продукта также на 20 млн. р., т.е. мультипликатор равен 1. Он называется мультипликатором сбалансированного бюджета и не зависит от предельной склонности к потреблению. Это можно доказать арифметически, если вычесть из прироста национального продукта, полученного в результате увеличения государственных расходов, сокращение того же национального продукта, обусловленное введением аккордного налога. Общий результат этих действий будет равен:

Эффект вытеснения. В приведенной выше модели дискреционная  фискальная политика рассматривается  при неизменном уровне цен. В реальной жизни увеличение государственных  расходов, снижение налогов ведет  к росту совокупного спроса, что  приводит к повышению уровня цен и росту ставки ссудного процента, который в свою очередь обусловливает сокращение частных инвестиций, потребительских расходов и чистого экспорта. Этот эффект, называемый эффектом вытеснения, снижает действенность фискальной политики.

Недостатком бюджетно-налогового регулирования является также наличие  довольно значительного временного лага (от англ. lag — запаздывание). Он включает, во-первых, время, которое  проходит от осознания того, что  в стране начинается спад производства или инфляция, до понимания необходимости принятия конкретных действий. Во-вторых — временной промежуток от осознания этой необходимости до утверждения конкретных мер экономической политики. В-третьих — период времени от утверждения данных мер до получения эффекта от их реализации.

2.2. Автоматическая фискальная политика

 

На практике уровень государственных расходов, налоговых поступлений может  измениться даже в том случае, если правительство не принимает соответствующих  решений. Это объясняется существованием встроенной стабильности, которая определяет автоматическую (пассивную, недискреционную) фискальную политику. Недискреционная (автоматическая) фискальная политика предполагает автоматическое увеличение (уменьшение) ВНП, которое оказывает стабилизирующее воздействие на экономику. Автоматическая фискальная политика означает автоматическое изменение величин государственных расходов, налоговых поступлений и сальдо государственного бюджета в результате циклических колебаний совокупного дохода. В этом случае бюджетные дефициты (профициты) возникают автоматически вследствие действия встроенных стабилизаторов экономики.

Встроенная стабильность основана на механизмах, которые работают в режиме саморегулирования и  автоматически реагируют на изменения  состояния экономики. Их называют встроенными (автоматическими) стабилизаторами. "Встроенный" (автоматический) стабилизатор — это экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям  экономической политики правительства. К ним относят:

1. Изменения  налоговых поступлений. Сумма  налогов зависит от величины доходов населения и предприятий. В период спада производства доходы начнут уменьшаться, что автоматически сократит налоговые поступления в казну. Следовательно, увеличатся доходы, остающиеся у населения, предприятий. Это позволит в определенной степени замедлить снижение совокупного спроса, что положительно скажется на развитии экономики. Такое же воздействие оказывает и прогрессивность налоговой системы. При уменьшении объема национального производства сокращаются доходы, но одновременно понижаются и налоговые ставки, что сопровождается уменьшением как абсолютной суммы налоговых поступлений в казну, так и их доли в доходах общества. В результате падение совокупного спроса будет более мягким.

Информация о работе Фискальная политика